КОНСПЕКТ занятия студии музыкального развития «Искорки» По теме «Детские потешки, дразнилки и насмешки»
методическая разработка по музыке (старшая, подготовительная группа)

Лариса Алексеевна Лебедева

Звучит русский народный наигрыш «Полянка», дети входят в зал, оформленный в стиле русской избы.  В центре зала их встречает музыкальный руководитель, одетый в русский народный костюм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskie_poteshki_draznilki_i_nasmeshki.docx197.25 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ занятия студии музыкального развития «Искорки»

По теме «Детские потешки, дразнилки и насмешки»

2022 год

Музыкальный руководитель МКДОУ детский сад «Светлячок» п. Орловка Хохольского района Воронежской области Лебедева Л.А.

Задачи:

Обучающие:

  • приобретение знаний о русских народных играх, о традициях, истории и культуре русского народа;
  • продолжать учить подыгрывать простые ритмические рисунки на ложках

Развивающие:

  • Развивать навыки выразительной и эмоциональной передачи образов в играх, песнях и плясках;

Воспитательные:

  • формировать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку;
  • прививать детям интерес и любовь к занятиям различным видам музыкальной игровой деятельности;
  • воспитывать культуры общения со сверстниками и сотрудничества в условиях игровой деятельности.

Ход  занятия

Звучит русский народный наигрыш «Полянка», дети входят в зал, оформленный в стиле русской избы.  В центре зала их встречает музыкальный руководитель, одетый в русский народный костюм.

Музыкальный руководитель:

Здравствуйте, детишки,

Девчонки и мальчишки!

У меня сегодня день чудес,

Вот такая радость до небес!

Ко мне гости пришли,

Дорогие пришли.

Буду я гостей встречать,

Радовать и привечать.

Я гостей ждала, наряжалася,

Бусы красные надевала, украшалася.

Вижу, и вы все готовы,

На вас новые обновы:

Юбки расписные, да футболки цветные.

Собрались мы позабавиться да потешится,

Поиграть, пошутить, посмеяться.

В круг скорее вставайте

Вместе запевайте.

Песня «К нам кости пришли»

Музыкальный руководитель: Сегодня мы поговорим с вами о русских детских потешках, дразнилках и насмешках.

Потешка – это весёлая народная песенка. Слово потешка происходит от слова потешаться (беззлобно подсмеиваться; подшучивать над кем-либо, чем-либо). Потешки называют народными, потому что они созданы народом. Когда детей убаюкивали или веселили, чтобы они не плакали, им рассказывали или пели такие потешки.

Прочитаем некоторые из них:

 Стучит, бренчит по улице:

Фома едет на курице,

Тимошка на кошке

По кривой дорожке

«Стучит, бренчит по улице»

На стене часы висели,

Тараканы стрелку съели,

Мыши гири оторвали,

И часы ходить не стали.

 

А коток, коток, коток,

Кучерявенький лобок,

Украл у бабушки клубок,

И запрятал в уголок,

А бабушка догнала

За чубочек подрала 

«А коток, коток, коток…»

Прибаутки

Прочитайте несколько стишков:

Федул

- Федул, что губы надул?

- Кафтан прожёг.

- Можно зашить?

- Да иглы нет.

- А велика дыра?

- Один ворот остался 

Федул

Храбрец

- Я медведя поймал!

- Так веди сюда!

- Так не идёт.

- Так сам веди!

- Да он меня не пускает! 

Храбрец

Собака

- Собака, что лаешь?

- Волков пугаю.

- Собака, что хвост поджала?

- Волков боюсь.

 

Подумайте, чем отличаются прочитанные выше стихи от потешек? И те, и другие весёлые, но последние стихи построены в виде диалога (разговора двух людей или животных). Это не потешки, это – прибаутки.

В народе маленькие сказки, короткие смешные рассказики иногда в виде диалога, называют прибаутками.

А сейчас споем с вами одну из русских потешек «Чики- чикалочки»

Игровое распевание «Чики-чики-чикалочки»

Чики – чики – чикалочки,

Едет Ваня на палочке,

А Дуня в тележке

Щёлкает орешки! 

Иллюстрация к потешке

Музыкальный руководитель:

Ай да молодцы! Славно позабавились, пораспелись!

Кто у нас плачет,

Не получит калачик.

Кто у нас ревет,

Не получит сухарек.

А сейчас мы встаем, дружно песенку поем.

Исполнение песни Г. Струве «С нами друг», инсценирование рнп «Солдатушки, бравы ребятушки»

Музыкальный руководитель:

Чтоб тоску прогнать с лица,

Чтоб веселье без конца,

Нужна, пожалуй, встряска,

Круговая пляска.

Я платочком помашу,

Поплясать вас попрошу.

Платочки в руки вы берите

Да в ворота проходите.

Вы в ворота проходите,

Свою пляску покажите.

Дети берут платочки и находят себе пару по цвету платка, проходят в воротики, которые держат двое водящих (выбираем считалочкой «Сорока»).

Ай, люли, люли, люли,

Наши руки мы сплели,

Мы их подняли повыше –

Получилась красота:

Получились не простые –

Золотые ворота.

Кто пару найдет,

Тот плясать сейчас начнет.

«Пляска с платочками» (р.н.м. «А я чайничала»)

Музыкальный руководитель:

Вот как весело плясали,

Вы, ребятки, не устали?

Проводится музыкально-дидактическая игра «Угадай-ка». Учит детей различать длительность звуков. Для этого детям раздаются вырезанные из бумаги круги большие и маленькие черного и белого цветов по количеству игроков. В руках у музыкального руководителя бубен. Дети делятся на две команды. В руках у первой – большие круги белого цвета, у второй – маленькие черные. При исполнении долгих звуков вверх поднимаются белые круги, коротких – черные. Педагог многократно без остановок изменяет длительность звучания и следит за правильной реакцией детей.

Музыкальный руководитель:

Принесла для вас я ложки расписные

Деревянные, цветные.

И сейчас ребята-крошки

Заиграют в ложки.

Дружно заиграют –

Всех потешают!

Дети играют на ложках р. н. м. «Коробейники»

А сейчас вас удивлю –

Вам свистульки покажу!

Музыкальный руководитель показывает свистульки и предлагает детям послушать, как они свистят.

Оркестр Ложки + свистульки (р. н. м. «Ах вы сени»)

А сказки вы любите? А мне поможете рассказать?

«Теремок» (сказка, рассказанная руками)

Стоит в поле теремок-теремок

Он не низок - невысок (дети раскладывают руки над головой) .

Мышка – норушка, там зерно толчёт (трёт кулачком по ладошке),

А лягушка пирожки печёт (делает движение- имитация лепки пирожков),

А петух на подоконнике им играет на гармонике (имитируем игру)

Серый волк с колючим ёжиком режет сало острым ножиком

(имитируем движения ножа, ребром ладони водим по ладошки другой руки)

Ночью заперт теремок, на замок и на засов (ладошки сжаты в замок)

Солнышко проснулось, двери распахнулись (разводим руки в стороны)

Молодцы!

А сейчас, детвора,

Поиграть пришла пора!

Водящего(Ваню) выбираем считалочкой

                                                                       На злотом крыльце сидели

                                                                        Царь, царевич, король, королевич.

                                                                        Сапожник, портной.

                                                                        Кто ты будешь такой

                                                                        Говори поскорей,

                                                                        Не задерживай добрых

                                                                        и честных людей.

Барашеньки-крутороженьки ИГРА

Текст

Движения

Барашеньки-крутороженьки
По горам ходили,
По долам бродили,
В скрипочку играли,
Ваню потешали.
Ваня-Ваня, простота,
Купил лошадь без хвоста.

Сел задом наперед
И поехал в огород.

Дети сначала идут хороводным шагом по кругу, затем переходят на дробный шаг.
Останавливаются и изображают игру на скрипке.
Дети сходятся в центр круга, оставив в центре круга заранее выбранного Ваню.
Дети пружинят ногами, изображая езду на лошади и в конце строки прыжком поворачиваются спиной к центру круга.
Дети разбегаются. Ваня их ловит.

Дети встают в круг, проводится игра «У Маланьи, у старушки» (русская народная мелодия)

У Маланьи, у старушки,

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей без бровей,

С такими ушами,

С такими глазами,

С такими носами,

С такой головой,

С такой бородой.

Ничего не ели, целый день сидели,

Делали вот так….

(рубили дрова, косили сено, собирали ягоды и т.д.)

закрывают брови пальцами

показывают большие уши

показывают большие глаза

показывают носы

показывают большую-маленькую

показывают бороду

повторяют движения за взрослым

Музыкальный руководитель:

Вот и кончилась игра. Расставаться нам пора. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по музыкальному развитию

Конспект занятия по музыкальному развитию /младший дошкольный возраст/ Тема: "Первый снег"...

«В ПОИСКАХ ПЕСЕНКИ» Конспект занятия по музыкальному развитию в подготовительной к школе группе.

Занимательное путешествие в сказочный мир музыки, помагает детям раскрыть свои способности, учиться импровизировать, сочинять свой танец, свою музыку....

Конспект занятия НОД (познавательное развитие) в подготовительной группе детского сада по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей подготовительной группы»

Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной  группы (6-7 лет) по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей  подготов...

Конспект занятия НОД (познавательное развитие) в cтаршей группе детского сада по теме «Югра – наш край родной»

Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей  группы (5-6 лет) по теме «Югра - наш край родной». Данный материал будет полезен воспитателям старшей...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе детского сада Тема: «Путешествие по реке Кубань»

Программное содержание: Образовательные: Углублять и уточнять представления о родном крае, реке Кубань. Знакомить с растениями, животными, птицами нашего края. Развивающие: Развитие внимания, памяти, ...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе детского сада "Солнце. Солнечная система". МДОУ Детский сад №98 "Сказка". г. Петрозаводск.

     Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе детского сада «Солнце. Солнечная система».Цель: Формирование знаний о Солнечной системе.Задачи:Образовательные:...

Смешной дождик занятие во второй младшей группе план-конспект занятия по музыкальному развитию

Дети заходят в зал, встают к цветочкам на ковреМуз.  Ребята, я очень рада вас видеть. Вы пришли   на музыкальное занятие, поэтому здороваться  мы будем песенкой.«Веселые ...