Новые формы по развитию творческих способностей детей
методическая разработка по музыке

Штукатурова Мария Александровна

Творческие способности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx22.68 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Доклад

«Новые формы работы по развитию творческих способностей»

Подготовила: Музыкальный руководитель  Штукатурова М.А.

МБДОУ ДС№64 «Солнечный зайчик»

Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. А наш век компьютеризации и информации требует от личности большого творчества, поиска, познаний. Творчество является важнейшей частью нашей жизни. Можно сказать, что вся наша жизнь – это непрекращающийся творческий процесс, благодаря которому каждый человек проживает индивидуальную, непохожую на другие, жизнь. . Исходя из анализа работ отечественных и зарубежных психологов, которые раскрывают свойства и качества творческой личности, были выделены общие критерии творческих способностей: готовность к импровизации, оправданную экспрессивность, новизну, оригинальность, легкость ассоциирования, независимость мнений и оценок, особую чувствительность. Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта. Такой ребенок может быть одаренным и в других сферах: сфере социальных отношений, психомоторной, творческой, художественной, музыкальной сфере, где его будет отличать высокая способность к созданию новых идей. Психологические составляющие творческой деятельности – это гибкость ума, систематичность и последовательность мышления, диалектичность, готовность к риску и ответственность за принятое решение (Симановский А.Э.) Это можно назвать творческим мышлением. Своеобразие детского творчества заключается также в том, что оно основано на такой ярко выраженной особенности дошкольников, как подражание. Оно находит широкое отражение в игровой деятельности детей — образной реализации их впечатлений от окружающего мира.

 В развитии творческих способностей существуют определенные этапы:
— накопление впечатлений;
— выражение творческого начала в зрительных, сенсомоторных, речевых направлениях;
— двигательные, речевые, музыкальные импровизации, иллюстративность в рисовании;
— создание собственных композиций, которые являются отражением художественного впечатления: литературного, музыкального, изобразительного, пластического;
— собственно музыкальное творчество (написание песен, пьес для фортепиано).


Исследования в области социологии, психологии, педагогики свидетельствуют об особой роли искусства в образовании, о его целительной силе и здоровьесберегающем значении в жизни ребенка. Именно в детстве ребенок особенно предрасположен к восприятию и освоению разных видов художественной деятельности, к проявлению себя в творчестве ярко, эмоционально, активно. Л.С.Выготский назвал этот возраст наиболее чувствительным, сензитивным, благоприятным для обогащения памяти и чувств, уточнения представлений, развития творческого воображения. По мнению Л.С. Выготского, основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе такой деятельности.
Каждый ребенок, с одной стороны, предрасположен к восприятию и действию в разных видах искусства, потому что у него есть глаза, уши, он может двигаться, разговаривать, общаться. А, с другой стороны, только с помощью разных видов художественной деятельности можно равноценно развивать у него данные природой качества: зрение – с помощью изобразительного искусства,

слух – на занятиях музыкой, красоту движений – в танце, умение общаться и представлять себя – на занятиях театром, грамотно выражать свои мысли через художественное слово.
В процессе онтогенеза развитие творчества опирается на несколько важных факторов.

В раннем детстве (до 2 лет) важным эмоциональным фактором развития творчества у ребенка является потребность в новых впечатлениях, в новом сенсорном опыте, благодаря которому выстраивается картина мира.

В дооперационный (2 – 7 лет) таким фактором является познавательная потребность (любознательность и любопытство), которая к 7 – 11 годам трансформируется в формирование интереса. Что же такое на самом деле творческие способности? Рассматриваемое понятие тесным образом связано с понятием «творчество», «творческая деятельность». Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности. В человеческой деятельности можно выделить 

2 формы: репродуктивную и творческую.

Репродуктивная форма включает в себя повторяющуюся (воспроизводящую) деятельность – человек делает то, что делал и знал раньше. Это позволяет закрепить уже имеющиеся знания, умения и навыки; экономит время.

Творческая же деятельность позволяет создавать новые мысли, идеи, образы.

Творчество – одна из наиболее содержательных форм психической активности детей, которую можно рассматривать как универсальную способность, обеспечивающую успешное выполнение самых разнообразных детских деятельностей.

Творческий потенциал – это сложно организованное образование, которое развивается на природной основе (задатки), но в тоже время от 2 – х до 6 – лет оно тесно связано с познавательной потребностью (или любознательностью). Познавательная потребность, в свою очередь тесно связана с эмоциями, ведь творчество преимущественно сопровождается положительным эмоциональным настроем. Любознательность как одну из основ творчества можно воспитывать и развивать, что очень важно при работе с детьми для формирования у них творческого мышления. Например, - это развитие успехом. Ребенок должен знать вкус успеха. Поскольку в дошкольном возрасте дети чрезвычайно любознательны и у них есть огромное желание познавать окружающий мир с психологической точки зрения именно дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей. Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, ползание, хождение, затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами. Вторым важным условием развития творческих способностей является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Например, еще задолго до обучения чтению годовалому ребенку можно купить кубики с буквами, повесить азбуку на стене и во время игр называть ребенку буквы. Это способствует раннему овладению чтением. Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Поэтому в этот период малыш вынужден больше, чем когда – либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения, если, разумеется, он в состоянии это сделать.

Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким – либо делом и т.д. но предоставление такой свободы предполагает ненавязчивую, доброжелательную помощь взрослых. Это и есть пятое условие развития творческих способностей. Самое главное здесь -  не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. И шестое условие для успешного развития творческих способностей – теплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. Творческий потенциал включает в себя несколько важных блоков, работа с которыми необходима не только для развития творческости, но и личности детей в целом:

Мотивационно – волевой (настойчивость, энтузиазм, преданность цели, устойчивость к успеху и неудачам)

Блок оригинальности (независимость мышления, воображения, интуиция)

Интеллектуальный (логика, память, внимание, способность к абстракции)

Этический (этика, коммуникативность)

Современная психология рассматривает воображение как важную сторону детского творчества, равно как и всякой творческой деятельности вообще. Дошкольное детство является сензитивным периодом для развития воображения. Распространено мнение о том, что воображение ребенка богаче, оригинальнее воображения взрослого. Такое представление об изначально присущем дошкольнику ярком воображении существовало в прошлом и у психологов. Однако уже в 30 – е годы выдающийся русский психолог Л.С.Выготский доказал, что воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им определенного опыта. Таким образом, творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека. И если мы хотим создать достаточно прочные основы для творческой деятельности ребенка, необходимо всячески расширять его опыт. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет деятельность его воображения. Именно с накопления опыта начинается всякое воображение. Но как передать ребенку этот опыт заранее? Здесь все зависит от взрослого. Взрослые должны всячески поощрять любознательность детей, воспитывая любовь и потребность в знаниях. Чтобы у ребенка возникло положительное отношение к чему – то новому можно включить его в совместную со взрослыми деятельность. Это будет способствовать возникновению интереса к этой деятельности. Очень хорошо задавать ребенку вопросы, побуждающие к активному размышлению. Важнейшая линия в развитии воображения дошкольника развитие направленности воображения. Взрослые должны помочь ребенку научиться не просто отрывочно фантазировать, а реализовывать свои замыслы, создавать пусть небольшие, но законченные произведения. Можно устроить, например, коллективное сочинение танцам и исполнить его на празднике. Хорошо завести специальную папку, куда складывать детские рисунки о прослушанных музыкальных произведениях. Такая форма фиксации продуктов творчества поможет ребенку направлять свое воображение на создание законченных и оригинальных произведений. Огромное значение для развития фантазии детей имеет игра, которая является основным видом деятельности дошкольников. Именно в игре ребенок, делает первые шаги творческой деятельности. И взрослые должны управлять ее развитием, обогащать игру, включая в нее творческие элементы. Богатейшим источником развития фантазии является сказка. Существует множество приемов работы со сказкой, которые могут быть использованы для развития воображения детей. На развитие творческого воображения особое воздействие может оказывать музыка. Это связано с ее природой: высокой эмоциональностью «повествования» абстрактностью языка, позволяющей широко толковать музыкальный художественный образ. Детское музыкальное творчество по своей природе синтетическая деятельность оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: в пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах. Для формирования детского художественного творчества сила и преимущество принадлежит музыкально – ритмической деятельности, так как именно она является синтезом нескольких видов искусств: музыки, драматизации, пластики, пантомимы и хореографии, объединяемых в единое художественное целое посредством создания музыкально – пластического образа. С целью создания наиболее благоприятных условий в семье для развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности необходимо усилить взаимодействие педагогов МБДОУ и родителей через консультации, практические занятия, на которых родители смогут теоретически и практически обогатить свои знания для наиболее эффективного развития детского музыкального творчества благодаря педагогическим условиям, созданным в семье. Рекомендовать родителям чаще обращаться за помощью к педагогам МБДОУ по возникающим вопросам относительно развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности и создание условий для музыкального творчества в семье. Каждой семье по возможности приобрести детский музыкальный инструмент, пополнить домашнюю фонотеку произведениями классической музыки для обогащения музыкальных впечатлений и специально рекомендованными музыкальными произведениями для танцевального творчества детей. Желательно чаще посещать детский музыкальный театр, концерты, предназначенные для детей, с последующим обсуждением увиденного в семье. С деятельностью воображения связано формирование таких качеств личности, как целеустремленности, гуманность, настойчивость. Большое внимание отводится формированию у детей чувства прекрасного, высоких эстетических вкусов, умению понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Очень важно приобщить ребенка к человеческой культуре, понимаемой как система общечеловеческих ценностей и смыслов, закрепленных в ее творениях. Нужно стараться воспитывать у детей уважение к духовным ценностям, развивать умение понимать и ценить искусство, ведь без пробуждения у детей творческих начал невозможно становление цельной, гармонически развитой и творчески активной личности.
Творчески развиваться ребенок может только в атмосфере доверия, доброжелательности и взаимного уважения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»

Методическая разработка "«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»...

"Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные формы изобразительной деятельности"

quot;Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные формы изобразительной деятельности"...

Опыт работы: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»

Одной из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе является формирование творческой личности. И изобразительная деятельность является наиболее эффективным средством ее реше...

Презентация к опыту работы: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»

«… Это правда!Ну чего же тут скрывать?Дети любят, очень любят рисовать!На бумаге, на асфальте, на стене.И в трамвае на окне….»                     ...

Индивидуальный план профессионального развития Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы рисования».

Цель:Создать условия для развития творческих способностей, изобразительных навыков ребенка, используя различные изобразительные материалы и нетрадиционные техники рисования.Задачи:Расширять представле...

Коллективный творческий проект «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных форм продуктивной деятельности (аппликации, рисования и лепки)» для детей разновозрастной группы от 5 до 7 лет

Коллективный творческий проект предназначен для детей 5-7 лет. Он направлен на развитие творческих способностей старших дошкольников и разработан на материале нетрадиционных форм продуктивной деятельн...