Конспект муз занятия " музыкальная лаборатория"
методическая разработка по музыке (старшая группа)

Пивкина Юлия Михайловна

с использованием технологии исследовательской деятельности

для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_razrabotka.docx18.34 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект музыкального занятия

«Детская экспериментальная музыкальная лаборатория»

с использованием технологии исследовательской деятельности

для детей старшего дошкольного возраста

Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, умение экспериментировать со звуками, выработать стойкий интерес к музыке, знать, любить, уметь пользоваться различными  техническими средствами.

Обучающие задачи:

1. Обучение детей в умении устанавливать причинно – следственные связи.

2. Способствовать формированию у детей познавательного интереса.

3. Закрепление элементарных представлений о природе возникновения звуков.

Развивающие задачи:

1. Формирование представлений детей о звуке, движении, а также их различных комбинациях. Развитие творческого воображения, музыкальности через объединение различных ощущений (зрительных, слуховых, двигательных, тактильных) в процессе музицирования.

Воспитательные задачи 

Воспитывать любовь к музыке и желание участвовать в музыкальном процессе.

Оборудование: деревянные , металлические, пластмассовые  линейки, стакан стеклянный,  деревянные палочки, листы бумаги (А4), целлофановые пакеты, картонные трубы, аудиозаписи.

Ход совместной деятельности:

Под веселую музыку дети входят в музыкальный зал, оформленный под лабораторию. Их встречает педагог в образе профессора музыкальных наук.

(На экране слайд презентации)

Педагог: - Здравствуйте, ребята! Давайте знакомиться: я профессор музыкальных наук, и вы пришли ко мне в музыкальную лабораторию! Но прежде чем рассказать про мою лабораторию, скажите мне, пожалуйста, кто такие ученые?

Дети: - Ученые — это люди, изучающие наш мир, ученые занимаются наукой.

Педагог: - Мы сказали, что учёные занимаются наукой. А что такое наука? (Выслушиваются варианты ответов детей; необходимо подвести детей к выводу, что наука — это познание. Это изучение различных предметов, явлений.)

Педагог: - Все ученые, которые занимаются наукой, работают в специальных лабораториях.

(На экране появляется фотография научной лаборатории.)

Педагог: - Вот и у меня есть лаборатория, но необычная, а музыкальная. Нам придётся провести научные исследования.

А что мы будем изучать, вы узнаете, отгадав мою загадку:

Их нельзя увидеть

Не возьмешь их в руки,

Можно только слышать,

Что же это?

Дети: - Звуки.

Педагог: - Правильно, это звуки!  А как вы думаете, какая бы была у нас жизнь, если бы из неё исчезли все-все-все звуки?

Дети отвечают: - Не интересной! - Не яркой! - Скучной!

Педагог. Ребята, а что мы знаем о звуках? Какие они бывают?

Дети отвечают: - Звуки бывают шумовыми и музыкальными. У музыкальных звуков есть мелодия.

- Звуки бывают громкие и тихие.

- Звуки высокие и низкие.

- Звуки имеют длительность. Они бывают короткие и длинные.

- По тембру: Резкие и мягкие, певучие и хриплые и другие.

Педагог. Все ваши ответы – правильные. Вы очень много знаете о том, какие бывают звуки. Но кто – нибудь знает о том, что такое – звук? На эти вопросы нам поможет ответить  эксперимент. Посмотрите, здесь есть столики для работы, различные предметы, палочки, линейки, бумага   и другие. Мы сегодня, как настоящие учёные, попробуем поработать в этой музыкальной лаборатории.

  Но для начала предлагаю вам игру. Я буду читать стихотворение «Пробуждение» С. А. Коротаевой , а вы будете все изображать голосом.

Листочки на ветках шуршали шшш- тихим голосом

Капельки в гости звали.

Капельки к ним прилетели

и звонкую песню запели.

кап-кап-кап—нисходящим звуком

От звона проснулся ветер

И разбудил всех на свете:

ууу - с изменением звуков, помочь

рукой

Кошку и с ней котенка, мяу – мяу - мяу

Спавшего в люльке ребенка, уа-уа-уа

Болотных зеленых лягушек ква-ква-ква

И даже ворчливых старушек. бу-бу-бу

Злую собаку, гав-гав-гав

Назойливых мух. з-з-з-з

Вскоре проснулся крикливый петух.

Звонко пропел он

ку-ка-ре-ку

И заблестела роса на лугу. о-о-о точечно, отрывисто

Солнышко тоже проснулось,

И ласково всем улыбнулось!

все запели «А»

Педагог: Ребята, мы сейчас изображали  звук голосом.

 Педагог. А как вы думаете, есть ли звук у обычного листа бумаги?( подходят к 1 столику)

 Давайте попробуем, потрясем лист. Что происходит с листом бумаги?

Дети: - Шелестит, шуршит.

Подойдем к следующему столу, и посмотрим что на нем лежит?

Дети. Это целлофановые пакеты.

Педагог. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы пакет зазвучал?

Дети. Смять, потрясти, потереть.

Педагог.  Какой звук  у целлофанового пакета?

Дети. Хрустит, шелестит. По звуку похожи со звуком бумаги.

Педагог. Правильно.

(Подходят к  следующему столику)

Педагог. А как вы думаете, есть ли звук у  линейки? Давайте попробуем. У нас на столе есть разные линейки : металлическая, деревянная и пластмассовая линейки. Один конец линейки прижимаем к столу, а по свободному концу линейки хлопаем ладошкой. Что происходит с линейкой? (Дрожит, колеблется) . Линейки разные, значит и звуки будут тоже разные. Какой звук у деревянной линейки?

Дети. Деревянный, глухой.

Педагог. А у пластмассовой? ( пластмассовый,  глухой, но громче звучит)

А у металлической?(  металлический, звонкий)

Значит, мы можем сделать вывод, что звук возникает только в тот момент, когда линейка дрожит, колеблется.

Педагог: - Молодцы, ребята! Собирайтесь снова к столику. Здесь мы видим стеклянный  сосуд (стакан). Попробуем извлечь из него звук. Что нужно для этого сделать?

Дети. Ударить, стукнуть.

Педагог. А теперь каждый возьмите палочку, и по очереди ударьте по нему. Какой звук мы слышим?

Дети. Стеклянный, звонкий.

Педагог. На этом столике мы видим трубы.

……

 Давайте сделаем вывод: чему научил нас этот эксперимент?

Дети: - Различные предметы издают различные звуки.

Педагог: - Правильно, коллеги! Звук любого предмета зависит от того, из какого материала он сделан.

Педагог: - Ребята, вы замечательно справились с заданием!

 А сейчас  я предлагаю вам  исполнить  музыкальный номер, показать , как с помощью разных предметов можно сыграть музыку.

Исполняется техно-шумовой  оркестр .( С использованием интерактивной доски, технология ритмо- формулы)

Педагог:- И завершить наше занятие я хочу стихотворением Андрея Усачева:

Жизнь была бы страшно скучной,

Если б жизнь была беззвучной.

Как прекрасно слышать звук:

Шум дождя и сердца стук.

Мы кричим, смеемся, дышим,

Мы слова и мысли слышим,

Слышим даже тишину.

Как гуляет кот по крыше,

Как шуршат за стенкой мыши,

Волки воют на луну.

Мир без звуков был бы грустный,

Серый, скучный и «невкусный»!

Педагог: - До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия «Музыкальная викторина «Волшебной музыки страна».

Открытое занятие «Музыкальная викторина «Волшебной музыки страна».  Цели: в игровой форме развивать музыкально-эстетический вкус, коммуникативные качества, познавательный интерес детей, а та...

Конспект комплексного занятия (музыкальное воспитание + физо) в ЦИПРе "В гости к Зайке"

Конспект комплексного занятия (музыкальное воспитание + физо) в ЦИПРе "В гости к Зайке"...

Конспект открытого занятия музыкального руководителя с детьми второй младшей группы «Весна на птичьем дворе»

Музыкальное  занятие  с  детьми младшего возраста.  Тематическая  направленность:  признаки  весны,  домашние  птицы, мама  и  детки.  Консп...

Конспект тематического занятия "Музыкальная игротека"

Конспект занятия построен на заранее изученном музыкальном материале с использованием ударно-шумовых инструментов....

Конспект интегрированного занятия "Музыкальные инструменты своими руками"

Конеспект интегрированного занятия для подготовительной к школе группы. Образовательные области: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Р...

Конспект родительского клуба "Музыкальная лаборатория"

Цель: Расширение знаний родителей о развитии познавательного интереса детей в процессе экспериментальной деятельности средствами музыки.Задачи: Развивать креативные способности детей и родителей в сов...