Тема: «Музыкальная весна»
план-конспект занятия по музыке (старшая группа)

Титова (Корчинская) Ольга Игоревна

МБДОУ " Детский сад 52 " Аленький цветочек" города Смоленска

подготовила воспитатель: Корчинская Ольга Игоревна 

смоленск, 2024

тема: "Музыкальная весна"

Цель: Активизация речи детей через разные виды музыкальной деятельности. Развитие и совершенствование музыкально-ритмических движений и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.    

Задачи:                                                                                               

 Обучающие:

      формировать умение передавать свои впечатления от слушания музыки в разговорной речи, развивать культуру восприятия; 

      продолжать учить двигаться легко, ритмично и четко исполнять движения, а также выполнять различные перестроения, ориентируясь в пространстве;

      закреплять умение легко бегать на носочках, выполнять плавные махи лентами, добиваясь эффекта "змейка";

      продолжать совершенствовать ансамблевые навыки игры на ДМИ: точно передавать ритмический рисунок произведения.

Развивающие:

      развивать певческие навыки: добиваться звуковысотного, динамического и ритмического ансамбля, петь легко, не форсируя звук; 

      развивать ритмическое, тембровое и звуковысотное восприятие;

      развивать двигательные навыки, ритмические способности, умения согласовывать музыку и движения в играх с музыкальным и стихотворным сопровождением.

      расширять и активизировать  словарь детей.

Воспитательные:

      прививать интерес к музыкальной деятельности и побуждать к активному участию во всех ее видах;

      формировать положительные эмоции и содействовать развитию коммуникативных навыков.

- воспитывать  самостоятельность, активность, доброжелательное отношение друг с другом. 

Оборудование: презентация, ленты, музыкальные инструменты, «венок», нотный и аудио материал.

Предварительная работа: разучивание ритморечевых игр («Весенняя телеграмма», «Ты шагай»), текстов песен; беседа о весне.

 

Этапы

Задачи

I Вводная часть

1.Организационный

момент

 «Музыкальное приветствие»

создать положительный эмоциональный настрой, активизация внимания, ознакомление с темой.

II. Основная часть

Муз-ритмич. движения «Весенний фейерверк» 

 

Реагировать на смену музыки, ориентироваться в пространстве, двигаться с характером музыки ;  легко бегать на носочках, выполнять плавные махи лентами, добиваясь эффекта "змейка";

Восприятие музыки

«Звуки природы»

Развивать слуховое внимание

 

Ритмическая игра

«Весенняя телеграмма»

Развитие чувства ритма, координации слуха, речи и движения.

Восприятие музыки

«Песня жаворонка» П.Чайковский

Продолжать учить детей воспринимать музыку и высказываться о ней.

Речевая игра 

«Апрель»

Развитие чувства ритма, координации слуха, речи и движения.

Распевка  «Музыкальное эхо»

Развитие звуковысотного слуха, подготовка голосового аппарата к пению.

 Пение

«Гонцы весны» (Л.А.Старченко)

«Веснянка» муз. Девочкиной

Формировать навыки выразительного пения, исполнения естественным голосом, передавая характер песни.

Игра «Ритмическое эхо» (Весенние ритмы)

Развивать ритмическую память в выполнении упражнения 

Игра на музыкальных инструментах

«Весенняя полька»

 

Продолжать систематизировать знания детей по классификации музыкальных инструментов; развивать навыки игры на разных музыкальных инструментах.

Танец «Светит солнышко»

м/и «Весна и ручейки»

Развивать координацию и переключаемость движений в танце и двигательных упражнениях;

III. Заключительная часть

1. Рефлексия (итог ОД). 

 

Дети под музыку проходят в зал и образуют круг (или врассыпную) ПРИВЕТСТВЕННАЯ ПЕСЕНКА «ЗДРАВСТВУЙТЕ!»

 

Муз. рук.: Здравствуйте, ребята!  

Дети: Здравствуйте! (пропеть до-ми-соль)

Муз. рук.: Здравствуйте, девочки!  

Девочки: Здравствуйте!

Муз. рук.: Здравствуйте, мальчики! 

Мальчики: Здравствуйте!

 

Муз. рук.:  Я очень рада вас видеть.  Какое у вас сегодня настроение? Чтобы утро было добрым, а настроение хорошим предлагаю поиграть в игру и поприветствовать еще раз друг друга  необычным способом. Встаньте, пожалуйста, свободно по залу, на любое свободное место. Сейчас мы с вами  будем запев петь вместе, а вот в припеве вы будете выполнять то о чем я вам пропою. Хорошо?

 

РИТМИЧЕСКАЯ ИГРА « ТЫ ШАГАЙ» 

 

1. Ты шагай, ты шагай своей дорогой, не зевай.
Ты шагай, ты шагай, себе пару выбирай.

Припев: Поздоровайся ладошкой,
Поздоровайся и ножкой.
Плечиком и локотком
И, конечно, язычком.
- Здравствуй! (говорят)

2. Ты шагай, ты шагай своей дорогой, не зевай.
Ты шагай, ты шагай, себе пару выбирай.

Припев: Поздоровайся головкой,
Как ты делаешь все ловко.
Пальчиком и кулачком
И, конечно, язычком.
- Добрый день!

3. Ты шагай, ты шагай своей дорогой, не зевай.
Ты шагай, ты шагай, себе пару выбирай.

Припев: Поздоровайся макушкой
И своим красивым ушком.
Спинкой, тепленьким бочком.
И, конечно, язычком.
- Привет! 

 

Муз. рук.:  Молодцы! Ребята, скажите, какое сейчас время года? (весна).

Скажите, когда это бывает?

«Голубые, синие небо и ручьи

В синих лужах плещутся стайкой воробьи.

На сугробах ломкие льдинки – кружева.

Первые проталинки, первая трава» (Весной)

Муз. рук.:  А вы знаете, какая весна бывает? (подобрать прилагательные к слову «Весна») Я предлагаю  ответить какая весна с помощью вот этого музыкального инструмента – треугольника.  (красивая, теплая, поющая, долгожданная, солнечная, прохладная, цветущая, звонкая, и т.д.)

Муз. рук.: Весна – замечательное и прекрасное время года, когда природа просыпается и оживает после долгого сна. Недаром А. С.Пушкин назвал весну «утром года».  

Воспитатель: Ребята, давайте с вами вспомним, по каким приметам мы узнаем, что наступает  весна? (солнышко греет теплее и светит ярче, снег тает, птички прилетают, появляются сосульки и звенит капель, текут ручьи, дни становятся длиннее, а ночи короче, дует теплый ветер, появляются почки, распускаются первые цветы)

Муз. рук.:  Я принесла вам сегодня яркие краски весны, чтобы мы смогли украсить наш музыкальный зал настоящим цветным весенним фейерверком. Попробуем? (ответ). Посмотрите, пожалуйста, на стульчики, возьмите ленты и встаньте на край ковра, повернитесь за направляющим, поднимитесь на носочки, ленты в стороны, начинаем легкий бег по залу с началом музыки.

- лёгкий бег по кругу;

- плавные движения руками вперёд (попеременно правая, левая);

- кружение, ленты вверху;

- приставные боковые шаги вправо-влево (3+3)

- выпад вперёд, ленты вверх, опускать «змейкой».

 

«ВЕСЕННИЙ ФЕЙЕРВЕРК» 

 

Муз. рук: Давайте сейчас посидим в тишине

(дети присаживаются на ковер)

Так тихо, как – будто бы это во сне.

Послушаем все, как звучит тишина,

Скажите нам, что она не слышна

Как вы думаете, может у Весны быть своя музыка?

Как мы можем услышать музыку Весны? (звон капели, журчание ручья, пение птиц)

Ребята, как вы думаете, можем ли мы услышать музыку весны?

«Звуки природы.  Весна»

Кто, что услышал? (ответы детей) 

 

Муз. рук: Молодцы!

Воспитатель: Ребята, что это за странный звук? Вы догадались? 

Муз. руководитель: Правильно. Да, это же дятел шлёт своим перелётным друзьям весеннюю телеграмму, приглашает их поскорее вернуться в родные края. Ведь он скучает и давно ждёт их. Давайте ему поможем, только будьте внимательны! А помогут нам в этом наши палочки – стукалочки (хлопки-шлепки)

 

«ВЕСЕННЯЯ ТЕЛЕГРАММА»

(Авт. Т. Тютюнникова, стихи В. Суслова)

Ритмическая игра с деревянными палочками

 

Дятел сел на толстый сук. Тук да тук - палочки отбивают ритм

Всем друзьям своим на юг. Тук да тук - палочки отбивают ритм

Телеграмму срочно шлёт. Туки-туки, туки-тук, - палочки отбивают ритм

Что весна уже идёт. Туки-туки, туки-тук, - палочки отбивают ритм

Что растаял снег вокруг. Туки-тук, туки-тук, - палочки отбивают ритм

Что подснежники вокруг. Туки-тук, туки-тук, - палочки отбивают ритм

Дятел зиму зимовал. Тук да тук. - палочки отбивают ритм

В жарких странах не бывал. Тук-да тук. - палочки отбивают ритм

И, понятно, почему скучно дятлу одному! - опустить палочки вниз и приподнять плечи.

 

Муз. рук.: Я думаю, что с вашей помощью телеграмма очень быстро дойдёт до тёплых стран, и совсем скоро мы увидим новых пернатых друзей и услышим их трели.

В русском народе говорят, что настоящую тёплую весну приносят на своих крыльях птицы, и особенно почитали за это жаворонков. 

Жаворонок – это маленькая полевая певчая птичка, она одна из первых прилетает к нам. Еще только начинают появляться первые проталинки, а жаворонок уже тут как тут! Он похож на воробья, но отличается сильным икрасивым голосом. Его пение очень мелодичное, радостное! 

 

СЛУШАЮТ ПЕНИЕ ЖАВОРОНКА.

Муз. рук.: Посмотрите, пожалуйста, на экран. Чей портрет вы видите на экране? (П.И.Чайковский) Правильно, это великий русский композитор П.И.Чайковский . 

Сегодня я предлагаю вам послушать музыкальную  пьесу из «Детского альбома» П. И. Чайковского «Песня жаворонка». 

СЛУШАНИЕ ПЬЕСЫ «ПЕСНЯ ЖАВОРОНКА» аудиозапись 

(Исполняется пьеса целиком)

Цель: определять характер муз. произведения в целом- радостный, весёлый, светлый 

(Если дети на этом занятии отметят смену характера средней части, необходимо остановиться и на её характеристике- тревожная, взволнованная, беспокойная.)

 

Муз. рук.: Какая по настроению эта музыка? (Весёлая, радостная, нежная) Правильно, музыка солнечнаясветлая, жаворонок поёт звонко, нежно, беззаботно и весело. В исполнении какого инструмента прозвучала эта музыка? (Фортепиано).

А сейчас мы с вами еще раз прослушаем музыкальное произведение и посмотрим видеозарисовку к нему, а  вы постарайтесь прислушаться внимательно и сказать, всё ли время жаворонок поёт одинаково или настроение музыки меняется?

ПРОСМОТР ВИДЕОРОЛИКА К ПРОИЗВЕДЕНИЮ 

(повторное слушание)

Муз. рук.:  всё ли время жаворонок поёт одинаково или настроение музыки меняется? (Сначала жаворонок пел весело, звонко, потом жалобно, а в конце снова весело).Правильно, сначала музыка звучит приветливо, радостно, игриво. Наверное, светило солнышко, и жаворонок пел весело, беззаботно, радуясь весне. Но вот солнце скрылось за тучей, жаворонку стало одиноко в небе, и он запел беспокойно, тревожно, жалобно. Но вот опять выглянуло солнце,  и грусть прошла.

Как называется произведение, которое мы только что прослушали?

Кто написал эту музыку?

В какой музыкальный альбом входит данное произведение?

 

РЕЧЕВАЯ ИГРА «АПРЕЛЬ»

 

Апрель, апрель!

Медленные хлопки в ладоши на каждый слог

На дворе звенит капель.

Быстрые хлопки в ладоши на каждый слог

По полям бегут ручьи,

 

«Рисуем» волну руками

На дорогах лужи.

Соединяем пальцы рук перед собой, (руки округлые, как будто держим перед собой большой мяч)

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

«Шагают» указательным и средним пальцами рук по ногам

Пробирается медведь

Сквозь густой валежник.

Медленные поочередные шлепки ладошками по ногам на каждое слово

Стали птицы песни петь,

http://logoped.azurewebsites.net/img/b1.jpgДвижение 

«клювики»

 

И расцвел подснежник!

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/1063/0005b5b2-c29159e1/hello_html_m278c60d2.png

 

 

 

Муз. рук: Давайте пройдем с вами на стулья и продолжим наш разговор  о весне. Скажите мне, пожалуйста, что или кто является гонцами весны? (пояснить кто такие гонцы). 

Муз.руководитель: На улице – весна, про неё мы и споём. Я предлагаю вам исполнить песню «Гонцы весны», слова и музыку, для которой написала педагог Людмила Старченко.

Давайте вспомним, о чем в ней поется? (картинки)

Но прежде чем мы начнем петь, нам надо подготовить наши голоса. 

Упражнение «Ручеек бежит» (громче-тише)

Распевка «Музыкальное эхо» 

Песня «Гонцы весны» (схема-таблица)

Песня «Веснянка-повторялка» муз. Девочкиной

А сейчас мы с вами поиграем в игру «ВЕСЕННИЕ РИТМЫ» (что такое ритм)

Какие звуки бывают по длительности?

Как зовут долгий (длинный)  и короткий звук? (ТА и ти)

Когда звуки чередуются, что получается? (ритм)

А сейчас, мы с вами превратимся в музыкантов и сыграем «ВЕСЕННЮЮ ПОЛЬКУ» 

Муз. руководитель:  А теперь посмотрите за окно, что же у нас там так ярко светит? Сейчас  я предлагаю вам наше солнышко немного задобрить веселым танцем, чтобы оно жарче грело, и скорее наступила весна. Согласны?  Встаньте, пожалуйста, свободно по залу со своей парой лицом ко мне.

 

Ритмический танец «Светит солнышко»

 

 Муз. руководитель: здорово вы танцевали, а теперь пришла пора поиграть. А поиграем мы сегодня с вами в игру «Весна и весенние ручейки».

Встаньте в весенние ручейки (за девочками) .

Игра «Весняночка»

1,2,3, - разбегайтесь ручейки.

Муз. руководитель: А теперь давайте встанем в большой круг. Ребята, давайте вспомним, о чём мы сегодня говорили и рассуждали,  что нового узнали или услышали? (ответы детей).  Мы говорили о музыке весны. 

Чем можно передать звучание весны? (ответы детей). 

Правильно, звучание весны передаётся не только словами, но и красками, и музыкой и даже с помощью движений.  А вы заметили изменения, которые пришли с весной? Что поменялась в музыкальной стране? Мы теперь какие песни поем (веселые и весенние), а танцы, какие танцуем и настроение у нас от этого, какое?  Находясь на улице, прислушайтесь, может быть, и вы услышите чью - то весеннюю мелодию? А, когда мы снова встретимся, расскажете о своих впечатлениях.

Наше занятие подошло к концу. Давайте попрощаемся

Ритмическое прощание

 

Звучит музыка, дети выходят из зала.

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие "Музыкально-эстетического кружка" на тему "Образ весны в искусстве"(младшая подгруппа)

Тематическое занятие,посвящённое образу весны в искусстве.Подбор стихов о весне,иллюстраций картин известных художников,знакомство с музыкой Э.Грига,логоритмические упражнения,пение весенних закличек....

Мастер- класс с родителями по инновациям музыкально-эстетического воспитания на тему «А весной…»

Мастер - класс с родителями по инновациям музыкально-эстетического воспитания....

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ: «ПРИДИ, ВЕСНА, С РАДОСТЬЮ!» ОО «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальное воспитание) (старший дошкольный возраст)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ:«ПРИДИ, ВЕСНА, С РАДОСТЬЮ!»ОО «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальное воспитание)(старший дошкольный возраст)...

Тема: «Музыкальная палитра весны» КОНСПЕКТ НОД детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности

КОНСПЕКТ НОДдетей подготовительной к школе группы компенсирующей направленностиТема: «Музыкальная палитра весны»Музыкальный руководитель: И.Е. Капранова...

Конспект НОД по музыкальной деятельности во 2 младшей группе на тему: «Пробуждение весны»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ''ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 7 ''ЖЕМЧУЖИНКА''МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛ...

Конспект музыкального занятия на тему: «Здравствуй, весна»

Музыкальные занятия должны выполнять следующие задачи:1. Совершенствовать интонационную выразительность речи. Чувствовать динамичное изменение в голосе воспитателя, подражая ему.2. Провести индивидуал...

Тема: «Музыкальная весна».

МБДОУ "Детский сад 52 "Аленький цветочек" города Смоленскаподготовила воспитатель: Корчинская Ольга Игоревна Смоленск, 2024 год.  Тема: " Музыкальная весна"...