Конспект непосредственно образовательной деятельности "Знакомство со словом"
план-конспект занятия по обучению грамоте на тему

Санькова Христина Викторовна

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Знакомство со словом"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znakomstvo_so_slovom.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Санькова Христина Викторовна

Занятие №_____

Тема  «Знакомство со словом»

Коррекционно-образовательные цели. Познакомить детей с термином «слово», формировать умение называть словом предмет, усвоить понятия «живой – неживой», учить детей дифференцировать понятия «звук – слово».

 Коррекционно-развивающие цели.   Развитие навыков речевого общения, связной речи, слухового восприятия и внимания, фонематического слуха, мышления, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности.

Оборудование. Кукла, мяч, предметные картинки, изображающие живые и неживые предметы.

Ход занятия

1.  Организационный момент.

Логопед: Дети, сейчас мы поиграем.

Проводится игра «Лягушки» на развитие речевого слуха.

Логопед: Встаньте в круг. Скажем вместе:

Вот лягушки по дорожке

Скачут, вытянувши ножки.

Увидали комара,

Закричали: «Ква-ква-ква!»

Дети изображают прыгающих лягушек.

Логопед: Маша, встань в круг, закрой глаза и узнай, кто подает голосок.

Один из детей произносит: «Ква-ква-ква». Девочка называет имя ребенка.

Психогимнастика. 

Логопед: Изобразите лягушек, которые охотятся за комарами. Они притаились и замерли. Поймали комарика, довольны. А сейчас представьте, что одна из лягушек прыгнула к вам на ладошку. Что будете делать?

Дети: Я бережно посажу ее на травку. 

Логопед: Покажите, как вы будете держать лягушку в ладошке и посадите на травку.

2. Ознакомление с понятием «слово».

Логопед выставляет перед детьми мяч и куклу.

Логопед: Ребята, посмотрите на этот мяч. Правда, он красивый? А теперь давайте назовем его сначала ласково, потом тихо и громко.

Дети выполняют задание логопеда. Аналогично рассматривается и кукла.

Логопед: Скажите, ребята, а можем ли мы на мяч сказать «кукла»?

Дети: Нет.

Логопед: А можем ли мы, наоборот, сказать на куклу «мяч»?

Дети: Нет.

Логопед: Правильно, потому что у каждого предмета есть свое название. Каждый предмет, который мы видим, можно назвать определенным словом. Назовите предметы, которые вы видите в группе.

Дети: Игрушки, столы, книги, доска…

Логопед: Вы назвали много предметов. Вы произносили слова.

Всему название дано —

И зверю, и предмету.

Вещей кругом полным-полно,

А безымянных нету!

И все, что только видит глаз —

Над нами и под нами

И все, что в памяти у нас,

Означено словами.

А. Шибаев

Логопед: Мы произнесли с вами много слов. Ребята, давайте вспомним, почему звучат слова?

Дети: Потому, что в них есть звуки. 

Логопед: Слова состоят из звуков.

Произношение слов с утрированным выделением каждого звука.

Логопед: Сложите руки «чашечкой», «соберите» звуки. Я скажу слова медленно, тихо, а вы — громко и быстро: Мммааал'л'л'ииинна, л'л'л'ииссаа, ииигггрррууушшшккиии, ррреееббяяяттааа, оооккооошшшккооо. 

Дети: Малина, лиса, игрушки, ребята, окошко.

3.  Физкультурная пауза.

Логопед: Дети, сейчас мы поиграем. Я назову слово — название животного, а вы изобразите его движением, мимикой и жестами.

Называются слова зайка, волк, лиса, медведь.

Логопед: А сейчас вы изобразите деревья и листочки, которые качает ветерок. Дует легкий ветерок, листочки едва шевелятся.

Дети имитируют легкое дуновение ветра и слегка шевелят пальцами.

Логопед: Сильный ветер — качаются деревья.

Наклоны туловища.

Осенние листочки на веточках сидят,

Осенние листочки детям говорят:

Осиновый: «А-а-а». Рябиновый: «И-и-и». 

Березовый: «О-о-о». Дубовый: «У-у-у».

4.  Дифференциация понятий «звук — слово».

Логопед: Присядем на лесной полянке. Попрощаемся с листочками до будущей весны и вместе с ними скажем: «А-о-у-и». Что вы сейчас произносили, слова или звуки?

Дети: Звуки.

Логопед: А сейчас скажите по два слова.

Дети называют слова.

5. Усвоение понятий «живой — неживой». Понимание вопросов «Кто это?», «Что это?».

Выставляется кукла. 

Логопед: Дети, чем отличается кукла Катя от наших девочек?

Дети: Она — неживая. Она — кукла.

Логопед: Маша, кто ты?

Ребенок: Девочка. 

Логопед: Миша, кто ты?

Ребенок: Мальчик. 

Логопед: Все вы ...

Дети: Дети. 

Логопед: Вы, я, мамы, папы, дяди, тети, бабушки и дедушки — все мы живые люди.

Выставляются картинки с изображением животных. 

Логопед: Это — живые существа. Если мы не знаем названия животного, тогда спрашиваем: «Кто это?» Что общего у всех живых существ?

Ответы детей.

Логопед: У всех животных есть органы. Они могут передвигаться, слышать, дышать, видеть, чувствовать холод и тепло. Посмотрите, сколько вокруг нас предметов. Они стоят, сами не двигаются, у них нет ни глаз, ни ушей. Это — неживые предметы. Об этих предметах мы спрашиваем: «Что это?»

Выставляются картинки с изображением живых и неживых предметов. Дети задают вопросы «Кто это?», «Что это?».

6.  Закрепление названий частей тела.

Логопед: Человек — самое умное живое существо на планете Земля. Как вы думаете, почему человек самый умный? Что общего между человеком и птицей? Назовите органы, расположенные на голове.

Дети: Глаза, уши, нос, рот. 

Логопед: Покажите части головы: затылок, подбородок, лоб, щеки, брови. Мы назвали много-много слов.

7.  Итог занятия.

Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии, что им особенно понравилось. Положительно оценивается деятельность каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности ("Художественное слово" "Коммуникация") ТЕМА "ЕЖАТА"

Конспектнепосредственной образовательной деятельностиинтегрированной направленности(образовательная область "Художественное творчество", "Коммуникация")с использованием интерактивных технол...

Конспект непосредственно образовательной деятельности образовательная область «Художественно- эстетическое развитие» с использованием здоровье сберегающей технологии для детей младшего дошкольного возраста «Страна волшебных слов»

-Развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие сценки.-Развивать умение смотреть и анализировать поступки других людей по иллюстрациям, следить за развитием событий,...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе Тема: «Путешествие в страну слов»

Данный материал поможет создать положительный эмоциональный настрой, развивать фантазию и интерес к речевому творчеству....

Конспект непосредственно образовательной деятельности образовательная область «Художественно- эстетическое развитие» с использованием здоровьесберегающей технологии для детей младшего дошкольного возраста «Страна волшебных слов»

Конспект непосредственно образовательнойдеятельности образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» с использованием здоровьесберегающей технологии для детей младшего дошкольного возрас...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» на тему «Слова-друзья».

laquo;Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимани...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» /подготовка к обучению грамоте/ для детей группы общеразвивающей направленности от 5 до 6-ти лет «Звуковой анализ слова «замок»

Программное содержание:Обучающие задачи:продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова;закреплять знание о гласных, твердых и мягких согласных звуках;продолжать учить детей разли­чать удар...