Дидактические средства математического развития
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Балденкова Анастасия Юрьевна

Дидактические средства - это учебные и наглядные пособия, демонстрирационные устройства, технические средства, и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_sredstva.odt28.32 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические средства математического развития

в дошкольном возрасте

1. Дидактические средства — это учебные и наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства,  и т. д.

Наглядность — это метод обучения, основанный на показе конкретных предметов, процессов, явлений.

Дидактические средства являются орудием труда педагога и инструментом познавательной деятельности детей. Дидактические средства охватывают больший круг объектов математической реальности (предметы, явления, знаки, модели, действия, слово).

Наглядность при обучении математике характеризуется тем, что внимание детей обращается с их помощью только на те признаки, свойства, отношения, которые являются объектом изучения в математике.

2. Дидактические средства реализуют принцип наглядности; переводят абстрактные математические понятия в доступную для детей форму; способствуют накоплению чувственного, логико-математического опыта и овладению способами действий; увеличивают объем самостоятельной деятельности детей; интенсифицируют процесс обучения.

3. Дидактические средства делятся на:

  • комплекты наглядного дидактического материала;
  • оборудование для самостоятельных игр и занятий детей;

пособия для воспитателя: учебники, методическая литература, конспекты, сборники дидактических игр,

  • учебно-познавательные книги для детей, тетради с печатной основой.

4. Обучение детей математике основывается на конкретных образах и представлениях в силу наглядно-образного и наглядно-действенного характера мышления. Поэтому большую роль играют наглядные дидактические средства. Наглядность в математике характеризуется тем, что внимание детей обращается только на те особенности демонстрируемых материалов, которые являются объектом изучения в математике; постепенно наблюдается ослабление конкретного в предлагаемой наглядности: натуральный предмет → изображение предмета в виде картинки → черточка → число; геометрическая фигура → абстрактный образ → схема, график, чертеж.

5. Выделяют следующие виды наглядности:

  • натуральная наглядность (реальные предметы);
  • изобразительная наглядность (картинки, рисунки, таблицы, экранные наглядные пособия, модели предметов);
  • математическая наглядность (числовые фигуры, линии, стрелки, чертежи, диаграммы, схемы, знаки, графики, цифры, модели геометрических фигур и др.).

6. Требования к наглядному материалу:

  •  должен соответствовать возрасту детей;
  •  должны быть хорошо выражены особенности предметов;
  •  изображения не должны изобиловать деталями;
  •  наглядность должна быть привлекательной для детей;
  •  безопасной, устойчивой, прочной, отличаться разнообразием;
  •  хранить дидактические средства необходимо отдельно от других  
  •  предметов и игрушек;
  •  при демонстрации их необходимо размещать на уровне глаз детей;  
  •  оборудование для самостоятельных игр и занятий помещается в зоне      

 самостоятельной познавательной и игровой деятельности, периодически  

 обновляется. К нему необходимо обеспечить свободный доступ детей.

7. Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы. Активность ребенка в условиях обогащенной развивающей среды стимулируется свободой выбора деятельности. Ребенок играет, исходя из своих интересов и возможностей, стремления к самоутверждению; занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию, под воздействием привлекших его внимание игровых материалов. Такая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, а ведь именно оно определяет особенности личностного развития на ступени дошкольного детства.

8. Предметно-развивающая среда включает в себя три компонента:

  • предметное содержание, его пространственную организацию и их изменения во времени. К предметному содержанию относятся: игры, предметы и игровые материалы, с которыми ребенок действует преимущественно самостоятельно или в совместной с взрослым и сверстниками деятельности (например, геометрический конструктор, пазлы);
  • учебно-методические пособия, модели, используемые взрослым в процессе обучения детей (например, числовая лесенка, обучающие книги);
  • оборудование для осуществления детьми разнообразных деятельностей (например, материалы для экспериментирования, измерений).

9.  Книги с математическим содержанием и рабочие тетради используются с целью обогащения математических представлений дошкольников. Первые детские книги математического содержания создавались по аналогии со школьными учебниками. Это позволяло точно определить осваиваемое дошкольниками содержание, наметить его последовательное усложнение; облегчало процесс обучения и развития детей дошкольного возраста.  

Познавательная книга является своеобразным (учителем), выступает «наглядной опорой» деятельности и обеспечивает активизацию интереса детей к информации, представленной в ней. Часто такие книги адресованы родителями и используются в семье в процессе и совместной деятельности воспитателя и детей. Ценность познавательной книги заключается в особой форме наглядности передаваемого в ней содержания.

10. Классификация познавательных книг с математическим содержанием:

  1. книги, ориентированные на обогащение математических представлений дошкольников;
  2. книги, обеспечивающие развитие умений, логических операций.

К первой группе книг относятся различные альбомы (например, «Формы», «Противоположности»), познавательные энциклопедии. Для них ведущей является функция представления новой информации. Содержание и цели варьируются в зависимости от возраста детей.

Альбомы для детей раннего и младшего возраста направлены на обогащение сенсорных впечатлений и наглядное представление осваиваемых эталонов (формы, цвета). Основная задача детей — рассмотреть изображения, соотнести, например, форму предмета и геометрическую фигуру, запомнить слова (вверху — внизу, большое — маленькое).

Для детей старшего возраста (5-ти - 7-ми лет) используются различные познавательные книги энциклопедического характера (например, тематические «Как измеряли время раньше?»), которые позволяют расширить и углубить представления дошкольников о средствах и способах измерения, нумерации и т. п. Информация представлена в занимательной форме; книги содержат иллюстрации и образные примеры. Энциклопедические варианты книг  являются средством активизации интереса детей к познанию нового.    Представление информации по главам обеспечивает лимитирование времени и содержания занятий с детьми. Для данных книг характерна интеграция художественных средств (художественная литература и иллюстрации) и познавательной составляющей (информации логико-математического характера). В данных книгах присутствуют «сквозные» персонажи, участвующие во всех эпизодах и близкие опыту детей. Идентификация детей с персонажами вызывает эмоциональные переживания и желание помочь персонажу (подсказать, решить задачу, вместе с ним узнать что-то новое и т. п.).  

Ко второй группе относятся разнообразные книги-альбомы для дошкольников, предусматривающие выполнение детьми последовательности заданий. Пособия и книги могут быть тематическими или представлять задания в сюжетной форме (путешествия персонажей; сказки и истории, в процессе которых детям предстоит выполнить ряд заданий). Для создания мотивации и активизации интереса детей к выполнению заданий используются персонажи. Задания в  книгах представлены в порядке усложнения.

В книгах второй группы учитываются необходимость тактильно-двигательного обследования и значение практических действий в познании; предусматриваются дорисовывание элементов, соединение по линиям, выкладывание образов из геометрических фигур, которые прилагаются к книге; приводятся некоторые игры (игры типа крестов; игры с обручами и т. п.). Часто  используют различные символы — подсказки действий (нарисовать, закрасить, вырезать, решить и т. п.), что позволяет детям, не умеющим читать, ориентируясь на символы, понять содержание задания.

11. Ценность рабочих тетрадей состоит в том, что ребенок получает возможность выполнения действий в «собственном поле деятельности». Ребенок выполняет каждое задание в своей собственной тетради. Это повышает активность детей в освоении умений и представлений и делает данный процесс более эффективным (рациональное использование времени занятий, при котором не создается ситуаций «ожидания» ответа и наблюдения за действиями другого ребенка с материалом). В тетрадях представлены «успехи и неудачи» детей, что обеспечивает развитие у них самооценки и волевых проявлений.

12. Требования к книге математического содержания:

  • книга должна быть доступной по содержанию, представлениям и форме;
  • соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям (размер, используемые материалы и краски, качество и размер рисунков и т. п.);
  • иметь педагогическую ценность и позволять решать образовательные, воспитательные и развивающие задачи в единстве;
  • содержать усложняющееся и последовательно представленное математическое содержание; обеспечивать «зону ближайшего развития»;
  •  способствовать формированию реалистичных представлений об объектах мира;
  • быть красочной, содержать интересный сюжет или задания, ориентированные на имеющийся опыт детей;
  • предусматривать различные по содержанию задачи (дорисовать, придумать самостоятельно, проанализировать образец и т. п.) и вариативные задания (усложняющиеся аналоги).

Требованиям к рабочим тетрадям по математике:

  • учитывать цели и задачи образовательной программы, по которой осуществляется развитие и обучение дошкольников;
  • соответствовать возрасту детей;
  • возможность сочетания работы с использованием других пособий (развивающих и дидактических игр, современных полифункциональных пособий и т. п.).

13. Методические приемы при работе с математической книгой:

В младшей группе используются книги-игрушки («Книжки-малышки», «Книжки-раскладушки», книги-сюрпризы), функция которых заключается в накоплении опыта рассматривания и узнавания предметов, выделения свойств (цвет, форма, размер).

      Приемы: обратить внимание на значимые свойства (форму, размеры),

      называть их словом, активизировать называние проявлений свойств детьми,  

      вопросы к детям,  

      практические действия (дотронуться, провести пальцем и т. п.) или          

      изображение дополнить стихотворением, игрой-изображением.

 

В средней группе используются книги для рассматривания, представлющие различные варианты проявления свойств, отношений.

      Приемы: сюрпризное внесение; предварительное рассматривание; привлечение детей к оформлению «уголка» и определению месторасположения книг; выставка любимых книг; использование книг в совместной и индивидуальной деятельности, организация различных практических действий детей (выложить в определенном порядке, вставить в прорези, наложить на картинку и т. п.).  

В старшем дошкольном возрасте используются познавательные детские энциклопедии.

     Приемы: организация совместного еженедельного чтения книг с обсуждением их содержания (некоторые главы и разделы могут предварять освоение определенных тем на занятиях); коллекционирование интересных познавательных книг; организация занятий и совместной деятельности по методу проекта, построенного на основе данной познавательной энциклопедии, книги; придумывание продолжения сюжетов книг, новых эпизодов, зарисовка интересных моментов в альбомах; использование данных книг в условиях семьи; организация экскурсий в детские библиотеки, сопровождающихся рассматриванием каталогов и выставок книг, беседами с библиотекарями и читателями; использование детских журналов и газет с познавательной информацией и заданиями.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические средства математического развития дошкольников

методика математического развития к ней относится в часности, дидактические средства обучения математике, используемый в практике работы дошкольных образовательных учреждениях....

Дидактическая игра как средство математического развития младших дошкольников

Цель исследования  – разработать, обосновать модель и реализовать  программу деятельности воспитателя по применению дидактической игры для математического развития младших  дошкол...

"Дидактические игры как средство математического развития детей старшего дошкольного возраста"

Математическое развитие детей старшего дошкольного возраста – это система, комплекс методов и методик интеллектуального развития детей, преемственных в работе детского сада и школы, на...

Авторская дидактическая игра как средство математического развития детей старшего дошкольного возраста

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе. В играх нет реа...

Дидактическая игра как средство математического развития детей раннего возраста.

Важность дидактической игры для развития детей раннего возраста....

План работы по самообразованию "Дидактические игры и занимательные упражнения как средство математического развития детей дошкольного возраста"

АктуальностьАктуальность темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им ...