Конспект фронтальной НОД в подготовительной к школе логопедической группе по теме "Звуки ф-фь"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Лысенко Екатерина Викторовна

Целью данного занятия является знакомство со звуками ф-фь, их дифференциация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon f-f_nod_.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное

бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 31»

Конспект фронтальной

непосредственно-образовательной деятельности

в подготовительной к школе логопедической группе

 для детей с ТНР.

Тема: «Звуки [ф], [фʹ]»

Подготовила

учитель-логопед

Биктимирова Е.В.

Рязань,  2015 год

Цель: познакомить со звуками  [ф], [фʹ].

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Познакомить со звуком [ф], [фʹ].
  • Упражнять в акустико-артикуляционной характеристике звуков [ф], [фʹ].
  • Упражнять в дифференциации их среди звуков, в слогах,  из состава слова, в тексте.
  • Упражнять в звуковом анализе слов.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать правильно дыхание.
  • Развивать артикуляционную моторику.
  • Развивать мелкую и общую моторику.
  • Развивать фонематический слух.
  • Развивать зрительное восприятие, память, мышление, внимание.
  • Развивать связную речь.

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать самодисциплину.
  • Воспитывать бережное отношение к раздаточному материалу.
  • Воспитывать чувство эмпатии.

Оборудование: предметные картинки с изображением фокусников: мальчика и девочки; индивидуальные зеркала; бумажные салфетки; карточки синего, зеленого  цветов с зачеркнутыми колокольчиками; предметные картинки с изображениями  феи, фантика, флага, фена, фонтана, кофты, телефона, жирафа, филина, картофеля, фиалки, фотоаппарата, шкафа, дельфина..

Ход НОД:

1.Оргмомент. Игра «Назови первый звук в слове»

Логопед называет индивидуально слово, ребенок выделяет первый звук в нем и присаживается на свой стул.

Лыжи, ножницы, батон, сухарь, ракушка, шапка, помидор, лилия, утка.

2.Артикуляционная гимнастика

  • «Заборчик»
  • «Верхними зубами «расчесать» нижнюю губу»
  • «Блинчик»

3.Знакомство со звуками  [ф], [фʹ]

- Ребята, сегодня наше занятие будет немного необычным. Если вы по ассоциации догадаетесь, о ком идёт речь, то узнаете, кто будут гостями у нас сегодня.

Шляпа, улыбка, руки, цветы, волшебная палочка, чудо.

- Ребята, вы догадались, кто спешит к нам в гости?

Логопед вывешивает  картинку с изображением фокусника.

- Наши гости – фокусники – мальчик Федя и девочка Фаня. Они не случайно у нас в гостях. Федя с Фаней знают, что сегодня мы будем знакомиться с новым звуками, а с какими именно, гости нам узнать помогут. Для этого они принесли с собой разные задания.

- Посмотрите, какие картинки нам принесли фокусники.

Логопед вывешивает предметные картинки на доску с изображением филина, феи, флага, фантика.

- Если вы определите, какие одинаковые первые звуки есть в этих словах, то узнаете тему нашего занятия.

- Кто догадался, о каких звуках пойдёт речь?

- Правильно, мы сегодня познакомимся со звуками [ф], [фʹ].

4. Анализ артикуляции. Характеристика звуков [ф], [фʹ].

Нижняя губа приближена к краям верхних резцов, посередине остается узкая щель для прохода воздуха, верхняя губа слегка приподнята. Верхние резцы видны, нижние резцы закрыты нижней губой. Положение языка зависит от следующего гласного звука. Мягкое нёбо поднято, голосовые складки разомкнуты, воздушная струя рассеянная.

Разница в произношении звуков [ф], [фʹ] заключается в том, что при произнесении звука ФЬ нижняя губа менее напряжена.

Логопед вместе с детьми охарактеризовывает звуки.

Звуки могут быть в слове в начале, середине и конце слова.

[ф] согласный, твердый (обозначается синим цветом), глухой (не дрожит горлышко).

[фʹ] согласный, мягкий (обозначаем зеленым цветом), глухой.

Логопед вывешивает карточки с обозначением звуков.

5. Дыхательная гимнастика Игра  «Сердитый ежик»

 - Фокусники творят волшебство. Сейчас они вас превратят в сердитых ежей.

  Исходное положение – стоя.

-  Представим, что мы превратились в ежика. Ежик бежал по лесу. Вдруг он заметил что-то подозрительное и остановился. Ежик свернулся в клубочек. Складываем руки перед грудью, обнимаем себя за плечи, опускаем голову и прижимаем к груди подбородок. Находясь в таком положении, со звуками «п-ф-ф», произносимыми на одном дыхании, наклоняемся как можно ниже, не сгибая коленей и не отрывая ступней от пола. Вот и минула опасность. Ежик разворачивается и бежит дальше.

Ежа руками не возьмешь –

В клубок свернулся хитрый еж.

Колючий очень еж на вид,

На нас рассерженно фырчит:

«П-Ф-Ф, П-Ф-Ф, П-Ф-Ф!»

6. Выделение звуков [ф], [фʹ]  среди других звуков. Игра «Хлопни - топни»

- Ребята, фокусники  предлагают поиграть вам в игру «Хлопни-топни». Я буду называть звуки, а вы, когда услышите звук [ф], хлопните в ладоши. А когда услышите звук [фʹ] – топните ногами.

Р, м, ф, ж, т, фь,  хь, ш, ль, ф,  ж, с, фь, з.

7. Дифференциация звуков [ф, [фʹ] в слогах. Игра «Фокусники»

- Ребята, а сейчас вы сами станете фокусниками. Будете в слогах твердый звук [ф] превращать в мягкий [фʹ].

Фа - фя

Фи - фы

Фу - фю

Фе - фэ

Фё - фо

Фя - фа

Фы - фи

Фю - фу

Фэ - фе

Фо - фё

 

8. Физминутка «Прогулка»

Мы  немножко отдохнём,

Встанем, глубоко вдохнём.

Дети встают около своих мест, глубоко вдыхают носом.

Руки в стороны, вперёд,

Дети вытягивают руки в стороны, вперед.

А потом наоборот.

Дети вытягивают руки в стороны и назад.

Дети по лесу гуляли,

Дети маршируют на месте.

За природой наблюдали.

Дети прикладывают ладонь к бровям, смотрят в стороны.

Вверх на солнце посмотрели,

Дети смотрят вверх.

И лучи детей согрели.

Дети гладят лицо.

Чудеса у нас на свете-

Дети руки в стороны разводят.

Стали маленькими дети.

Дети приседают.

А потом все дружно встали

Дети поднимаются.

И большими разом стали.

Дети встают на носочки.

9. Дифференциация  [ф], [фʹ] в словах. Определение места звука в словах

- Ребята, Федя и Фаня путешествует по свету. И очень любят фотографировать все, что встречают. Однажды дети рассматривали картинки, но вдруг подул сильный ветер и перемешал все изображения. Помогите разделить картинки по присутствию в них звуков [ф], [фʹ]. И назовите, где нужный звук находится в слове.

На магнитной доске прикреплены картинки предметные. Дети выходят к доске, берут картинку и прикрепляют ее к Феде или к  Фане в зависимости от наличия  звуков [ф], [фʹ] в словах. Определяют место звука в слове.

10. Дифференциация звуков в тексте

- Ребята, послушайте рассказ  и назовите слова со звуком [ф] ([фʹ]).

Однажды Федя с папой пошли в цирк. Там выступали гимнасты, дрессировщики, факиры. Но больше всего Феде понравился фокусник. Фокусник с помощью платка превращал фикус в фиалку, телефон в магнитофон, фасоль в финики. Федя никак не мог понять, как же это происходит. «Наверное, это волшебство, - подумал мальчик. — Когда я вырасту, то тоже стану фокусником и буду работать в цирке».

11.  Итог НОД

- Ребята, фокусникам Феде и Фане  пора с нами прощаться. Расскажите, с какими звуками  они нас познакомили?

- Расскажите про звуки [ф], [фʹ].

- Приведите примеры слов со  звуками.

- Что вам сегодня больше всего понравилось?

- Ребята, фокусники на память о себе приготовили вам раскраски.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия в подготовительной к школе специальной группе для детей с нарушением речи по теме "Дифференциация гласных звуков А, И, У".

В данном занятии закрепляем знания детей о пройденных гласных звуках, учим выделять их из состава слова, учим составлять предложения со словами отгадками, закрепляем умение правильного написания...

Конспект итогового занятия в подготовительной к школе логопедической группе.

Конспект занятия в подготовительной к школе логопедической группе, которое проводится с целью выявить знания и умения детей с первоначальным диагнозом ОНР при выхо...

Конспект индивидуального занятия в подготовительной к школе логопедической группе по теме «Дифференциация звуков [р] - [р\'] в словах. Закрепление знаний по теме "Перелетные птицы"».

Целями данного занятия являются дифференциация звуков [р] - [р\'] в словах; закрепление знаний  по теме «Перелетные птицы». ...

Конспект фронтальной НОД в подготовительной к школе логопедической группе по теме "Звук ж. Буквы Ж,ж"

Целью данного занятия является знакомство  со звуком  [ж] , буквами Ж, ж....

Конспект фронтальной НОД в подготовительной к школе логопедической группе по теме "Звуки Г-ГЬ. Буквы Г,г"

Целью данного занятия является знакомство со звуками г-гь и буквами Г,г....

Конспект занятия – экспериментирования в подготовительной к школе логопедической группе. Тема: «Круговорот воды в природе»

Конспект занятия – экспериментирования в подготовительной к школе логопедической группе Тема: «Круговорот воды в природе» Проводила: Воспитатель группы Кузнецова Валентина Николаевна...

План-конспект НОД с детьми подготовительной к школе логопедической группы по теме "Волшебное электричество"

Обобщение и расширение знаний детей об электричестве и представлений о том, где "живет" электричество и как оно помогает человеку....