Конспект фронтальной НОД в подготовительной к школе логопедической группе по теме "Звук ж. Буквы Ж,ж"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Лысенко Екатерина Викторовна

Целью данного занятия является знакомство  со звуком  [ж] , буквами Ж, ж.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zh.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное

бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 31»

Конспект фронтальной

непосредственно-образовательной деятельности

в подготовительной к школе логопедической группе

 для детей с ТНР.

Тема: «Звук [ж]. Буквы Ж, ж»

Подготовила

учитель-логопед

Биктимирова Е.В.

Рязань,  2015 год

Цель: познакомить со звуком  [ж] , буквами Ж, ж.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Познакомить со звуком [ж].
  • Упражнять в акустико-артикуляционной характеристике звука [ж].
  • Упражнять в выделении его среди звуков, в слогах,  из состава слова.
  • Упражнять в звуковом анализе слов.
  • Упражнять в чтении  слогов.
  • Упражнять в изменении слова еж по падежам.
  • Упражнять в отгадывании загадки.
  • Упражнять в письме букв.
  • Упражнять в конструировании буквы из картона.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать правильно дыхание.
  • Развивать артикуляционную моторику.
  • Развивать мелкую и общую моторику.
  • Развивать фонематический слух.
  • Развивать зрительное восприятие, память, мышление, внимание.
  • Развивать связную речь.

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать самодисциплину.
  • Воспитывать бережное отношение к раздаточному материалу.
  • Воспитывать чувство эмпатии.

Оборудование: предметные картинки с изображением жуков четырех видов; деревянная игрушка божья коровка; схемы для обозначения звука в слове; индивидуальные зеркала; бумажные салфетки; карточка синего цвета с колокольчиком; предметные картинки с изображением пижамы, жабы, пирожного, мороженого, ежей,  жеребенка, желудей, жирафа; карточки со слогами;  распечатанные листы с буквами; простые карандаши, картинка с изображением букв Ж, ж, клеенки; клей; 24 полоски синего цвета.

Ход НОД:

  1. Оргмомент. Игра «Назови первый звук в слове»

Логопед называет индивидуально слово, ребенок выделяет первый звук в нем и присаживается на свой стул.

Камыш, ножницы, белка, сухарь, ракушка, шапка, помидор, лилия.

  1. Артикуляционная гимнастика
  • «Одновременно поднять верхнюю губу и опустить нижнюю».
  • «Блинчик».
  • «Чашечка».

  1. Знакомство со звуком [ж]

-Ребята, к нам летит гость. Но чтобы узнать, кто это, отгадайте загадку.

У него серьёзный вид,

Он усат и деловит:

Вместе с солнышком встаёт,

Из цветка росинки пьёт,

Дом и деток защищает,

А когда куда летает –

Издаёт жужжащий звук

Луговой крылатый ...(Жук)

- Молодцы! Правильно, к нам прилетел жук. Посмотрите и скажите, как называется этот жук.

Логопед демонстрирует детям деревянную игрушку божью коровку.

- Правильно, божья коровка. Скажите, как она жужжит? Какой звук она при этом произносит?

Дети жужжат.

- Молодцы! Сегодня мы познакомимся со звуком [ж].

  1. Анализ артикуляции. Характеристика звука [ж]

- Ребята, произнесите звук [ж], наблюдая за его артикуляцией в зеркале. Расскажите о произнесении звука [ж].

При произнесении звука [ж] губы округлены и слегка вытянуты вперед. Зубы сближены, но не соприкасаются, расстояние между ними 2—5 мм, верхние и нижние резцы видны. Широкий кончик языка поднят к альвеолам или передней части твердого нёба и образует с ними щель. Средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу (углубление посередине образует как бы дно «ковшика»). Боковые края языка прижаты к верх ним коренным зубам и не пропускают по бокам выходящую струю воздуха. Голос образуется. Воздушная струя сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной ладони, поднесенной ко рту.

Логопед вместе с детьми охарактеризовывает звук.

Звук [ж] согласный, всегда твердый, звонкий. Бывает только в начале и середине слова.

Логопед вывешивает карточку с обозначением звука.

  1. Дыхательная гимнастика «Жук жужжит»

Упражнение выполняется стоя. Руки опущены по бокам. Дети вдыхают носом. Руки поднимают плавно вверх, произнося звук [ж]. затем опять вдыхают воздух носом и опускают плавно руки вдоль туловища, произнося звук [ж]. выполнять 4-5 раз.

  1. Закрепление звука [ж]

- Ребята, божья коровка прилетела к вам сегодня не одна, а вместе со своими друзьями-жуками. Посчитайте, сколько их.

- Правильно,  три жука. Каждый из них приготовил для вас задания.

  • Выделение звука [ж] среди других звуков. Игра «Хлопай, не зевай»

- Ребята, жук-олень предлагает поиграть вам в игру «Хлопай, не зевай». Я буду называть звуки, а вы, когда услышите звук [ж], хлопните в ладоши.

Р, м, ж, т, хь, ш, ль, ж, с, ж, з.

  • Выделение звука [ж] в слогах. Игра «Договори словечко»

- Ребята, жук-скарабей  тоже хочет с вами поиграть в игру «Договори словечко». Будем играть со словом еж.

Логопед произносит предложения, дети договаривают последнее слово в нем.

Жа-жа-жа – мы в лесу нашли … ежа.

Жу-жу-жу – дали молока … ежу.

Жа-жа-жа – больше нету здесь … ежа.

Же-же-же – вспоминаю о … еже.

  • Выделение звука [ж] в словах. Определение места звука в словах

- Ребята, к нам пришла еще одна божья коровка. Она тоже очень хочет с вами поиграть.

- Божья коровка приготовила для вас картинки. Вы будете определять место звука [ж] в словах и прикреплять картинку со схемой.

Логопед вывешивает схемы с изображением места звука [ж] в слове.

- Мы помним, что звук [ж] в конце слова не встречается. Поэтому я не буду вешать схему с обозначением звука в конце слова.

На магнитной доске прикреплены картинки предметные. Дети выходят к доске, берут картинку и прикрепляют ее к схемам в зависимости от места звука [ж] в словах.

  1. Физминутка

Летом, в жаркий день на луг,

Поднять руки вверх, двигать кистями рук вправо-влево.

Прилетел огромный жук.

Двигать руками вверх-вниз.

Сел на травке посидел,

Присесть.

Зажужжал и улетел.

Зажужжать. Бежать на месте и размахивать руками.

Дети летят, жужжат и перемещаются за столы.

  1. Знакомство с буквами Ж, ж

- Мы помним, что звуки мы слышим и произносим, а читаем и пишем буквы. Так вот у звука [ж] есть буква. Посмотрите, божья коровка принесла ее для вас.

Логопед прикрепляет к доске картинку с изображением буквы Ж.

Эта буква широка

И похожа на жука.

Да при этом, точно жук,

Издает жужжащий звук [ж].

- Букв две: большая и маленькая. Скажите, из скольких элементов они состоят? Какие это элементы, назовите. Чем похожи и чем отличаются буквы?

  1. Письмо буквы в воздухе, на столе. Конструирование буквы Ж

Дети пишут букву Ж указательным пальцем в воздухе, рисуют на столе, конструируют при помощи рук.

Затем логопед раздает детям по три полоски одинаковой длины, и дети при помощи клея конструируют букву Ж.

  1.  Чтение слогов. Придумывание слов с заданным слогом

- Ребята, посмотрите, жук принес для вас на лапках слоги. Вы сейчас будете выходить к доске, брать карточку со слогом, читать его и придумывать слово с этим слогом.

Дети выполняют задание.

  1.  Печатание буквы

Логопед раздает карточки с буквами. Дети печатают буквы Ж, ж простым карандашом.

     12. Итог НОД

- Ребята, с каким звуком познакомились?

-Чем звуки похожи и чем отличаются?

- Из каких элементов состоит буква Ж?

Логопед вместе с детьми анализирует работу детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия в подготовительной к школе специальной группе для детей с нарушением речи по теме "Дифференциация гласных звуков А, И, У".

В данном занятии закрепляем знания детей о пройденных гласных звуках, учим выделять их из состава слова, учим составлять предложения со словами отгадками, закрепляем умение правильного написания...

Конспект итогового занятия в подготовительной к школе логопедической группе.

Конспект занятия в подготовительной к школе логопедической группе, которое проводится с целью выявить знания и умения детей с первоначальным диагнозом ОНР при выхо...

Конспект индивидуального занятия в подготовительной к школе логопедической группе по теме «Дифференциация звуков [р] - [р\'] в словах. Закрепление знаний по теме "Перелетные птицы"».

Целями данного занятия являются дифференциация звуков [р] - [р\'] в словах; закрепление знаний  по теме «Перелетные птицы». ...

Конспект фронтальной НОД в подготовительной к школе логопедической группе по теме "Звуки ф-фь"

Целью данного занятия является знакомство со звуками ф-фь, их дифференциация....

Конспект фронтальной НОД в подготовительной к школе логопедической группе по теме "Звуки Г-ГЬ. Буквы Г,г"

Целью данного занятия является знакомство со звуками г-гь и буквами Г,г....

Конспект занятия по обучению грамоте с элементами театрализации «Поездка в цирк» в подготовительной к школе логопедической группе Тема: Звук и буква «Ц»

В своей работе с детьми с ОНР регулярно использую элементы театрализованной игры с целью введения   детей в мир  сказки.      Используя сказочные игровые ситуац...

Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе. Звук [ш] и буква «Шш»

На  этом занятии дети будут тренироваться   произносить звук  [ш]. Упражняться в определении наличия – отсутствия звука  [ш] в словах; в определении позиции звука ...