Открытый просмотр НОД (в рамках сотрудничества с начальной школой) Тема : «Путешествие в страну Знаний» Подготовительная к школе группа № 11 «Почемучки» Воспитатель высшей квалификационной категории Гордюхина Е.А.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Открытый просмотр НОД ( в рамках сотрудничесва с начальной школой) 

Тема: " Путешествие в страну Знаний." Подготовительная к школе группа № 11 " Почемучки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovoe_zanyatie.docx29.19 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа № 1161 Структурное подразделение № 6

Открытый просмотр НОД

(в рамках сотрудничества с начальной школой)

Тема : «Путешествие в страну Знаний»

Подготовительная к школе группа № 11 «Почемучки»

Воспитатель высшей квалификационной категории

Гордюхина Е.А.

Москва 2017

НОД по обучению грамоте в подготовительной группе.

«Путешествие в страну Знаний»

Программное содержание:

1. Развивать фонематический слух и внимание;

2. Развивать умение разгадывать кроссворды, заменяя рисунки словами

3. Развивать логическое мышление, сообразительность.

4. Закрепить умение определять местоположения звука в слове;

5. Закрепить понятие, что такое предложение;

6. Закрепить знания о различии гласных и согласных звуков;

7. Закрепить понятие у детей давать основные характеристики звуков;

8. упражнять в подборе слов с заданным звуком;

9. Упражнять в звуковом анализе слов;

10. Тренироваться в конструировании букв и чтение слов, состоящих из двух слогов;

11. Составлять предложения с помощью схемы;

12. Воспитывать любовь к родному языку.

Материалы к занятию:

1. Письмо.

2. «Волшебный мешочек» с буквами.

3. Плакат со схемами  предложений и игрушка Гном.

4. Посылка.

5.  Игрушки: мяч, кубик, машина, кукла.

6. Медальки.

7. Сундучок.

8. Карточки: синие, красные, зеленые.

9. «Волшебный карандаш».

Раздаточный материал:

1. Карточки: синие, зеленые, красные;

2. Листочки для записи схемы предложения и слов;

3. Буквы;

4. Карточки со словами: ноль, капля.

Ход НОД:

Воспитатель (к детям): Улыбнитесь друг другу, и подарите гостям свою улыбку.

Дорогие ребята! Сегодня к нам в группу пришла посылка и необычное письмо. Давайте прочитаем его.

«Мои дорогие юные друзья! Я Королева Знаний. Сегодня, я вас приглашаю  в гости, в мою Страну Знаний! Мне так хочется узнать, чему же вы научились на занятиях по Обучению грамоте. В Стране  Знаний вас ожидают интересные задания, которые вы должны выполнить. Я уверена, что вы справитесь со всеми заданиями и в конце, после выполнения всех заданий, вас ждет награда. Желаю вам удачи!»

Воспитатель: Ну, что, ребята, вы готовы отправиться в Страну Знаний? Но прежде, чем мы отправимся в путешествие,

-Давайте вспомним, а из чего состоит наша речь? (наша речь состоит из слов, слова состоят из звуков)

-Правильно ребята, чем буквы отличаются от звуков?

 (буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим)

-Какими бывают звуки? (звуки бывают согласными и гласными)

-Какие звуки мы называем гласными? (звуки которые тянутся, поются голосом). Назовите гласные звуки (а, о, у, и, ы, э)

-Какими бывают согласные звуки? (согласные звуки бывают твердыми и мягкими)

-Каким цветом обозначается твердый согласный звук? (синим)

-Каким цветом обозначается мягкий согласный звук? (зеленым)

-Каким цветом обозначаются все гласные звуки? (красным).

Воспитатель: ну, а теперь мы можем отправляться в путь! У меня есть волшебный карандаш, который поможет нам оказаться в Стране Знаний. Закрываем глазки.  Раз-два-три в Страну знаний нас веди!

Воспитатель: Вот мы, кажется, и попали в Страну знаний. Ребята,а что это? Да, это посылка от королевы Знаний! Давайте посмотрим, что в посылке. Смотрите здесь письмо, а это, кажется и первое задание,

 Королева Знаний посылку прислала,

А в ней предметы

Но вы не ждите подсказки:

Названия предметов на слоги поделите,

И сколько в слове том частей - скорее вы скажите!

(воспитатель достает из посылки и показывает детям: куклу, мяч, кубик, машину)

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какие интересные предметы!  Сколько слогов в слове «Кукла»(2). А как еще  мы сможем проверить? (при помощи хлопков). Сколько в этом слове гласных звуков? (2). Почему? (потому, что, сколько в слове гласных, столько и слогов).

1. Сколько в слове «мяч» слогов (1, сколько гласных звуков? (тоже 1)

2. Сколько в слове «машина» слогов(3, сколько гласных звуков? (тоже 3)

3. Скажите ребята, а как назвать эти предметы одним словом? (игрушки)

Воспитатель: Правильно, игрушки. Ребята, вы такие молодцы! А вот и второе задание. Скажите, а что такое предложение? (это 2, 3, 4 и более слов, которые дружат между собой)

У Королевы Знаний

Помощников не счесть

Средь них один чудесный Гномик есть

Он карточку со схемами в подарок вам принес

Вы ж проявите свое умение

Составьте со словами предложения!

Воспитатель: Вот этот Ученый Гном, просит вас составить предложения по схемам со словом игрушки! (На плакате Гном со схемами предложений).

1. |___      .

2. |___      ___  .

3. |___      ___   ___  .

Воспитатель: Скажите ребята, что означает каждая полоска в предложении? (это  слово).  А что означает первый знак в предложении? (это начало предложения и оно пишется с большой буквы).  Что ставим мы в конце предложения и что это обозначает? (точку, что предложение окончено).  Какие знаки препинания ставятся еще в конце предложения?!)

(Дети составляют предложения со словом игрушки по схемам.)

Ребята, вы отлично справились с заданием гнома, я горжусь вами!

Переходим к следующему заданию. Это, ребята, загадка. Разгадывать её мы будем сидя за столами. Проходите, садитесь за столы.

4 задание:

-Отгадайте загадку

 Сели на страничку, 

Тридцать три сестрички, 

Сели рядом - не молчат, 

Нам загадки говорят.  

(Азбука) 

-Давайте составим это слово из букв и сделаем звуковой анализ слова "азбука»(дети работают самостоятельно, один ребенок у доски).

5 задание:

-Составьте предложение со словом «азбука» (дети составляют предложения и делают графическую запись этого предложения).

6 задание:

Ребята, давайте составим и запишем слово по первым буквам названий предметов. (ведро, ежевика, санки, ножницы, арбуз). Молодцы, справились, какое слово получилось?  (весна).

Сколько слогов в слове весна? Сколько букв? Сколько звуков? Вы у меня умницы, мне очень приятно с вами работать!

И с этим заданием мы с вами справились! Давайте немного отдохнем и опять пойдем путешествовать по Стране Знаний.

Физкультминутка.

Весна

Всё проснулось ото сна, значит, к нам пришла весна.  Потягивание

Солнце греет всё теплей, на прогулку все скорей!

Выбрасывание пальцев рук из кулачка с одновременным

разведением рук вверх, в стороны

Справа - первые цветочки появились на лужочке.

Правая рука отводится в сторону с фиксацией направления взором

Слева - быстрый ручеёк с бугорка к реке потёк.

Левая рука отводится в сторону с фиксацией направления взором

Мы кораблик смастерили,

Соединить ладони перед грудью

В ручеёк пустить решили.

Удаление сложенных ладоней вперёд от себя

Уплывай, кораблик мой, прямо к речке голубой!

Машем ладонями, прощаясь с корабликом

Вот как весело играть и в весенний день гулять!

Легкие подпрыгивания на месте

Дышит свежестью земля, подышу и с нею я.

7 задание:

Переходим к седьмому заданию:

«Веселые вопросы – шутки».

-Что нужно сделать, чтобы капля стала цаплей?

-Можно ли ноль превратить в соль?

Воспитатель: Молодцы, ребята!

8 задание:

Вывешиваю на магнитной доске по очереди ребусы, дети составляют зашифрованные там слова.   Каждое составленное слово делится на слоги.

 Бабочка

Экран

Гроза

Королева Знаний: Молодцы, ребята! Вы многому научились! Я оставила вам подарки, они в сундучке. Но сундучок не простой, а волшебный!

9 задание:

Ребята, нам предстоит последнее, но очень интересное задание. Это загадка. Отгадка и поможет нам открыть волшебный сундучок.

 

Буквы-значки, как бойцы на парад, 

В строгом порядке построены, в ряд.  

Каждый в условленном месте стоит 

И называется строй.  

Ответ: Алфавит

-Ребята, сколько букв в алфавите?

-Все ли буквы имеют звуки?

- какие хитрые буквы есть в алфавите? Назовите?

- Почему они называются хитрыми?

Правильно, вы умницы!

Ребята, а сундучок-то открылся, оказывается, ваши знания и есть ключик!

Итог занятия

На сегодняшнем занятии мы много путешествовали. А что же мы интересного узнали во время путешествия (Ответы детей). Ребята, а что вам больше всего понравилось? А что для вас оказалось самым трудным?

А мне ребята очень понравилось, как вы себя вели во время путешествия, как вы уверенно отвечали на вопросы и справлялись с заданиями королевы Знаний! Я вами горжусь!

Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе

ЦЕЛЬ:

1. Закрепить знания детей :

1. ПРЕДЛОЖЕНИЕ:

а) умение различать повествовательное, вопросительное и восклицательное предложения, знак препинания в конце каждого из этих предложений;

б) членение простого (без союза) предложения на слова с указанием их последовательности;

в) слова, которые надо писать с большой буквы (первое слово в предложении, имя собственное);

г) умение написать схему предложения, в которое входит имя собственное.

2. СЛОВО:

а) деление слова на слоги и их счёт;

б) нахождение ударения в слове (на какой слог падает);

в) умение написать схему слова с указанием места ударения;

3. ЗВУКИ:

а) умение различать звуки-гласные, согласные твёрдые и мягкие;

б) место звука в слове (начало, середина и конец слова);

в) деление слова на звука;

г) умение по первым звукам слов, изображённых на картинках, составить слово;

д) умение из заданных букв составить слово.

2. Развивать слуховое внимание.

3. Воспитывать интерес к родному языку.

Ход НОД:

Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня много гостей. Давайте с ними поздороваемся. Садитесь на свои места.

А гостей у нас сегодня много потому, что занятие у нас сегодня не простое. Скоро вы пойдёте в школу, вот всем и интересно, как вы готовы. Поэтому все группы прислали вам свои задания и хотят посмотреть, как вы справитесь. Ну что, постараемся? Тогда начнём.

1. Вот задание от детей младшей группы(Из конверта достаётся задание).

Предложение«Наша Таня громко плачет.»

-Ребята спрашивают, знаете - ли вы, кто написал эти стихи? «А. Барто»

-Сколько слов в этом предложении?

-Какое первое слово? (2? 3? 4)

-Какой знак стоит в конце этого предложения(.)

-Какие слова на схеме предложения надо написать с большой буквы и почему? (1-начало предложения; 2- имя).

Возьмите листок и напишите схему этого предложения, а у доски работает….

-Произнесите это предложение так, чтобы оно стало вопросительным?

-Какой знак поставили в конце?

-А если я поставлю в конце восклицательный знак, какое будет предложение (восклицательным)

2. Теперь задание от ребят средней группы.

Они хотят знать, умеете ли вы делить слова на слоги?

-Сколько бывает слогов в слове? (сколько гласных звуков, столько и слогов).

-Сколько слогов в слове «молоко» ?

-Сколько слогов в слове «мак»?

-Сколько слогов в слове «река»?

-В слове «река» на каком слоге стоит ударение?

Возьмите чистый листок и запишите схему слова «река». На доске схему напишет….

3. Физминутка:

Звуки, буквы изучали (наклоны головы в стороны, руки на поясе)

И немножечко устали.

Все выходим по порядку, (маршируют на месте)

Дружно делаем зарядку.

Влево - вправо повернулись, (повороты в стороны, руки на поясе)

Покружились, улыбнулись!

4. Задания от детей старшей группы.

-Знаете ли вы, какими бывают звуки (гласн. и согл.)

-Какими бывают согласные (твёрдые и мягкие)

-Каким цветом обозначаются гласные звуки (красным)

-Каким цветом обозначаются согласные твёрдые (синим)

-Каким цветом обозначаются согласные мягкие? (зелёным)

-А теперь я буду называть звук, а вы карточкой показывать, какой это звук. (идёт перечень звуков, дети поднимают нужную карточку, выборочно заслушивается ответ ребёнка).

-Вы знаете, что звуки любят прятаться в словах. Где звук может стоять в слове? (В начале, в середине, в конце слова) Возьмите карточки «Солнышко» и найдите звук «рь» в словах:

Рябина, сухарь, ребята, карета, якорь.

5. Молодцы. Вот и задание от подготовительной группы.

-Мне дали слово, но буквы специально перепутали местами. Сможете поставить их на место и прочитать слово? (ПЗИР- ПРИЗ)

-Ну а где же нам его искать? Правда есть подсказка- карточки, по первым звукам названия которых мы получим подсказку. (например, шкаф)

Молодцы. Вы со всеми заданиями справились и весь детский сад видит, что вы готовы к школе и заслужили награду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Путешествие по городу дорожных знаков "подготовила Жукова Антонина Павловна, воспитатель высшей квалификационной категории

Комплексное занятие по ознакомление с окружающим и развитием речи.на закрепление дорожных знаков....

Конспект непосредственно – образовательной деятельности ОО «Социализация» в старшей группе. Составила воспитатель высшей квалификационной категории Минина О.Г. Тема : Сюжетно – дидактическая игра: «Цирк»

Тема : Сюжетно – дидактическая игра: «Цирк» Интеграция областей : «познание» фэмп, «чтение художественной литературы», «коммуникация»Цель: Проверка знаний о счёте , формировать умения самостоятельно р...

Экологический клуб знатоков для детей и родителей, старшей группы. Составила : воспитатель высшей квалификационной категории Минина О.Г. ОО «Познание»

Интеграция областей : «чтение художественной литературы», «безопасность», «физическая культура», «социализация», «художественное творчество», «музыка».Тема : «Наш ласковый и нежный зверь»Цель: Расширя...

Квест- игра «Мы- пешеходы» Средняя группа Автор : воспитатель высшей квалификационной категории Юдина А.Г МБДОУ "Детский сад №16 г.Красноармейска"

Квест-игра по правилам дорожного движения для детей средней группы Цель: закрепление знаний детей по правилам безопасности дорожного движения через игру.Описание игры:В средней группе детско...