«Гласные и согласные звуки» (на примере русской народной сказки «Заячья избушка»).
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Кононова Виктория Игоревна

обучение грамоте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx19.36 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Гласные и согласные звуки» (на примере русской народной сказки «Заячья избушка»).

Цель: Дифференциация гласных и согласных звуков.

Задачи:

коррекционно-обучающие:

- учить дифференцировать гласные и согласные звуки;

- познакомить со звуковым анализом прямых и обратных слогов.

коррекционно-развивающие:

- развивать фонематический слух, слуховое внимание;

- развивать ручную моторику;

коррекционно-воспитательные:

– воспитывать познавательный интерес

– повышать активность и интерес к логопедическим занятиям

Оборудование: игрушки Лиса и Зайчик,  картинки с изображением предметов: ЭСКИМО, АРБУЗ, УДОЧКА, ОСЛИК, УЛИТКА, ИГОЛКА, ЗОНТ, ШАПКА, КАПУСТА, МОРКОВЬ, МЯЧ, ЛИСТ, ВЕДРО, ПИНГВИН, картинки животных.

Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка»,

Ход занятия: Дети входят в кабинет, здороваются и встают вокруг логопеда. Логопед показывает игрушки – Лису и Зайчика.

1. Оргмомент:Логопед: - Ребята, из какой сказки пришли к нам эти герои?

Дети: Из сказки «Заюшкина избушка».

Л. : -Наши гости хотят с вами поздороваться, но не обычно, а с помощью пальчиков. Сначала будут здороваться друг с другом пальцы правой руки. Кончик большого пальца правой руки поочерёдно касается кончиков других пальцев этой руки.

(Упражнение «Пальчики здороваются» дети выполняют вместе с логопедом.)

Дети проходят на свои места.

2. Беседа логопеда о звуках. Л. : - Ребята, вспомните где жил Зайчик?

Д. : - В избушке.

Л: Зайчик очень любит петь, сидит в домике у окошка и пропевает разные звуки. А я слышала, как он умеет петь и сейчас я вместе с ним пропою: А, У, И,Ы,Э.

Л: А вы, ребята, хотите помочь зайчику?

Д: Да.

Л: Давайте все вместе пропоём песенку.

Л: Ребята, вот скажите, в нашей песенке есть слова?

Д: Нет.

Л: В нашей песенке, есть только звуки.

Л: Ребята, когда мы пели эти звуки, нам что- нибудь  мешало (язычок, зубки…)?.

Д: Нет

Л: Давайте мы убедимся и ещё раз пропоём звук: А. ( схема)

Л: Ребята, звуки,  которые свободно вырываются наружу, не встречая на своём пути никаких преград. А также их можно долго, громко и тихо петь – называются гласными.

Л: Давайте мы ещё раз вспомним, какие звуки называются гласными? (по схеме)

Ой,  а лиса петь не умела, у неё не получалось, вот послушаете: П, Б, Д, К, З.

Л: Ребята, а как вы думаете, что-нибудь мешало произносить эти звуки?

Д: Да.

Л: Давайте мы убедимся и ещё раз произнесём звук: Б. ( схема)

Л: Ребята, звуки, которые нельзя пропеть и при произнесении воздух во рту  встречает преграды, которые ставят им губы, зубы, язык - называются согласными. Они  произносятся твердо. Пети эти звуки сами не могут, а соглашаются петь только с гласными звуками.

Л: Давайте мы ещё раз вспомним, какие звуки называются согласными? (по схеме)

Л: А теперь ребята, наши гости хотят с вами поиграть.

3. Физкультминутка. Подвижная игра «Догони». (Дети встают в круг и передают друг другу по очереди Зайчика и Лису).

4. Звуковой анализ слогов. Л. : -

Ой, ребята, зайка наш какой-то расстроенный, чем-то лиса его обидела. Ребята, как вы думаете, чем же лиса могла обидеть зайчика?

Д: - выгнала из избушки.

Л: Давай те сейчас подойдём к столу и посмотрим, у кого же зайчик просил помощи, чтобы выгнуть лису из избушки?

Д. : - У собаки.

Л. : - Собака гавкала: Ав-ав-ав.

Какой звук первый в слоге АВ?

Какой звук второй? (Дети отвечают).

Л. : - Ребята, кто помог Зайчику выгнать Лису из избушки?

Д. : - Зайчику помог петушок.

Л. : - Петушок кричал: Ку-ка-ре-ку!

Какой звук первый в слоге КУ?

Какой звук второй?

Л: Ну вот ребята, мы помогли зайчику справиться с его бедой. И теперь он счастливо живёт в своей лубяной избушке.

Л: Мы помогли нашему зайчику, а теперь можем  и поиграть.

5. Дидактическая игра на закрепление материала: «Звуки»:   Я сейчас буду произносить звуки, а вы внимательно слушайте. Когда вы услышите гласный звук — поднимаете красный кружочек. А если я произнесу согласный звук — синий квадратик. (Звукозапись) 

6. Дидактическая игра «Подарки для Зайчика и Лисы».

Л. : - Ребята, я приготовила подарки для Зайчика и Лисички, чтобы они подружились и никогда не ссорились. И я вам предлагаю их подарить. Если предмет на картинке начинается на согласный звук, то подарим его Лисе, если на гласный звук, то Зайчику.

(Дети берут по одной картинке, называют предмет, определяют первый звук, дают характеристику, решают, кому подарить).

7 Рефлексия. Л: Расскажите, ребята нашим гостям, Лисичке и  Зайчику, что нового вы узнали и что больше всего вам понравилось. ( Дети вспоминают основные моменты занятия, рассказывают о своих впечатлениях)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Слушаем сказку!» Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка»

Цель: познакомить детей с русской народной сказкой «Заюшкина избушка»; учить детей внимательно слушать сказку и отвечать на вопросы по ее содержанию; продолжать развивать у детей эмоциона...

Театральная постановка русской народной сказки - "Заячья избушка" (старшая группа)

Театрализованная  деятельность в детском саду  самый любимый, доступный и демократичный вид деятельности детей. Конечно,  мы все знаем и понимаем, что театр формирует  эстетический...

Методическая разработка. Конспект НОД в подготовительной группе по теме: «Отражение быта и русских традиций в народных сказках. Театрализация русской народной сказки «Заюшкина избушка».

Цели: Приобщать детей к традициямнарода посредством изучения литературного наследия наших предковЧитать русские народные сказкиПоказать детям, как быт и народные традиции нашли свое отражение в русски...

Конспект занятия по аппликации во второй младшей группе Тема: «Построим избушку для лисички» по русской народной сказке «Заюшкина избушка».

Цель: развитие продуктивной деятельности через аппликацию, формирование целостной картины мира.Задачи:- воспитывать аккуратность в работе при пользовании клеем;- закреплять названия геометрических фиг...

Ознакомление детей 6-7 лет с русским народным устным творчеством на примере русской народной сказки "Рукавичка"

Презентация "Иллюстрации к русской народной сказке"Рукавичка" для занятия по развитию речи "Ознакомление детей 6-7 лет с русскимнародным устным творчеством на примере русской народ...

Ознакомление детей 6-7 лет с русским народным устным творчеством на примере русской народной сказки "Снегурочка"

Презентация "Иллюстрации к русской народной сказке "Снегурочка" для занятия по развитию речи "Ознакомление детей 6-7 лет с русским народным устным творчеством на примере русской на...