Дифференциация звуков [c]- [ш] в слогах, словах по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди».
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)

Рослова Наталья Сергеевна

НОД Дифференциация звуков  [c]- [ш] в слогах, словах по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дифференциация звуков  [c]- [ш] в слогах, словах по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди».

Цель: Закреплять навык дифференциации звуков  [c]- [ш] в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Учить дифференцировать звуки по артикуляционным и акустическим признакам.
  • Закреплять чёткое произношение звуков в слогах, словах, предложениях.
  • Формировать фонематическое восприятие.
  • Уточнение и активизация словаря по теме «Посуда»
  • Совершенствовать навык звукового и слогового анализа и синтеза.
  • Закреплять умение определять количество слогов в слове.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику, координацию речи с движением.
  • Развивать зрительное внимание, восприятие, связную речь, мышление, тактильные ощущения.

Коррекционно-воспитательные:

  • Формирование доброжелательности, вежливости.
  1. Организационный момент.

(установление эмоционального контакта)

Здравствуйте дети. Встанем в круг поздороваемся.

«Если с вами мы встречаемся,

то друг- другу улыбаемся.

Добрый, добрый, добрый день

нам здороваться не лень»

Дети, сегодня мы отправимся в сказку. Закройте глаза и скажем волшебные слова.

 «Кулачок с секретом к ушку поднесём, три раза повернёмся, в сказку попадём»

На экране появляется заставка к сказке «Гуси-лебеди» одевается перчаточная кукла-Алёнушка.

В какой сказке мы оказались?  (Гуси-лебеди)

  1. Объявление темы.

Перед вами Алёнушка и братец её Слава.

Какие звуки в именах я выделила голосом. [c]- [ш]

Звук [ш] какой (согласный,глухой, всегда твёрдый) чтоб его правильно произнести, язык в положении чашечка, губы как хоботок округлены и выдвинуты вперёд. Воздушная  струя тёплая (произносят).

Звук [с] какой (согласный, глухой, может быть твёрдый и мягкий) чтоб его правильно произнести, язык поставьте за нижние зубы, губы раздвинуты в улыбке. Воздушная струя прохладная (произносят).

Сегодня эти звуки будут помогать нам в сказке.

Ребята, что произошло в сказке «Гуси-лебеди? (ответ детей)

Трудный путь был у Алёнушки, пока она искала братца? (ответ детей)

По дороге с ней происходило много приключений.

Садитесь удобно и послушайте сказку.

  1. Основная часть.

«Жили-были муж да жена и была у них дочка Алёнушка и сын Славочка.

Услышат детки как пастушок на дудочке играет, просыпаются и друг другу улыбаются. «Улыбка-дудочка»

Собрались, как то раз отец с матерью в город и детям наказали, за высокий забор не выходить, во дворе играть. «Хоботок- заборчик». Только родители уехали, достали дети вкусное варенье «Вкусное варенье». Попили чай из чашек «Чашечка» Взяли мешочек с орехами «Орешек». Поели и пошли на качелях качаться «Качели». Прибежали за Алёнушкой подружки, стали звать играть. Алёнушка наказала брату, чтоб он никуда со двора не уходил, а сама пошла играть с подружками. Не послушался её Слава, только вышел во двор засвистел сильный ветер (Покажите как ветер засвистел ССССССССС), налетели гуси-лебеди шипеть начали (покажите как ШШШШШ) подхватили Славу и унесли к Бабе-Яге.

Поможем Алёнушке найти братца.

Отправляемся в путь.

  1. Играет музыка, дети выполняют разминку.

«По дороге мы идём, песню весело поём

Са-са-са, ша-ша-ша, со-со-со, шо-шо-шо, су-су-су, шу-шу-шу, сы-сы-сы, шы-шы-шы.»

Появляется печка. Дети подходят к печке, спрашивают: «Здравствуй печка, ты не видела куда гуси-лебеди полетели?»

Не слышит нас печка, давайте обратимся к ней вежливо.

 «Печечка, скажи пожалуйста ты не видела куда гуси-лебеди полетели?»

- Поиграйте со мной, тогда скажу.

           5. Д.и. «Расставь посуду»

 Название предметов со звуком -[c] поставьте на верхнюю полку. Со звуком - [ш] на нижнюю полку. Определите место звука в слове. (ковш, шумовка, горшок, сито, сахарница, супница)

- Молодцы, а вот вам и подсказка. (на экране стрелочка к яблоне.)

Куда мы отправляемся дальше?

Дети подходят к яблоне. (речь с движением)

«В саду фруктовом яблоня (машут руками над головой)

Посажена была (сажают яблоню)

Она цветами белыми (руки поднять вверх образовать бутон)

Весною расцвела.

Следил наш старый дедушка

Известный садовод (изображают дедушку)

Чтоб наливала яблоня румяный, сладкий плод.»

Ребята нам надо обратиться к яблоне вежливо.

Здравствуй яблонька, скажи пожалуйста ты не знаешь, куда гуси-лебеди полетели?

-Выполните моё задание, скажу.

  1. Упр. «Подбери схему к словам» усы, уши.

Звуковой анализ слова. Чем отличаются слова (звуком в середине слова» Сколько в слове слогов?

На яблоках предложены схемы слова, дети выбирают.

- Молодцы. Выполнили задание.

Вот вам подсказка. (картинка со стрелочкой к речке).

Включается звук речки дети подходят к интерактивному планшету.

-Здравствуй речка, подскажи пожалуйста ты не видела куда гуси лебеди полетели?

-Выполните моё задание, скажу.

         7.Упражнение на планшете.

Дефференциация [c]- [ш] в слогах

Молодцы дети всё выполнили правильно, вот вам подсказка. (на экране стрелочка к избушке)

  1. На дверях висит замок.(выполняется пальчиковая гимнастика)

«На дверях висит замок, кто его открыть бы мог?

Потянули , постучали, повертели,  и открыли.»

Не открывается избушка, какой предмет нам нужен чтобы открыть замок (ключ).

А у нас есть ключ? Нет. Не хочет Баба-Яга отпускать Славу домой 9. Наколдовала песчаную бурю всё вокруг песком засыпала. Попали в беду животные надо их спасти. Каждый подойдите и спасите одно животное (дети достают из песочницы животных, называют: лошадь, собака, кошка, свинья, мышь)

- Ребята посмотрите не спрятала ли баба Яга в песке ключик?

Молодцы, откроем  избу Бабы- Яги.

Ребёнок открывает замок , достаёт Славу и надевает на руку.

На появляется Алёнушка и Слава. Спасибо ребята, что помогли вернуть брата.

Нам пора возвращаться в детский сад.

«Кулачок с секретом к ушку поднесём, три раза повернёмся, в садик попадём»

Рефлексия.

Ребята, в какую сказку мы сегодня попали?

 Какие звуки нам помогали выполнять задания?

Что вам понравилось в путешествии по сказке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная игра в гости в сказку. По мотивам русской народной сказки «Гуси – лебеди»

Задачи: Вызвать у детей желание оказывать помощь сказочным персонажам, доброту, дружбу, товарищество. Способствовать развитию речевых умений. Развивать эмоционально-чувственную сферу каждого ребенка, ...

Интегрированное занятие «Расскажу я сказку» по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди» Логопедическая группа.

Интеграция образовательных областей: коммуникация, художественное творчество, социализация. Цели: Учить детей создавать сюжеты по мотивам знакомой сказки, используя разнообразные способы аппликации. ...

Осенний праздник для старших дошкольников по мотивам русской народной сказки "Гуси-лебеди"

Сценарий построен на основе знакомой русской народной сказки, что позволяет детям активно включаться в представление. Праздник способствует воспитанию патриотизма и любви к Родине....

Конспект занятия с применением элементов логоритмики по мотивам русской народной сказки "Гуси-лебеди" в средней логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.

Занятие направлено на развитие слуховых функций, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, у детей с речевыми нарушениями. В ходе занятия ведёт...

Театрализованное представление по мотивам русской народной сказки «Гуси – лебеди» в группе общеразвивающей направленности детей от 6 до 7 лет

Презентационный материал к театрализованному представлению по мотивам русской народной сказки «Гуси – лебеди»...

Конспект логоритмического занятия ТЕМА: В гостях у сказки. По мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди»

Цель: Закреплять умения и навыки детей координировать речь с движениями под музыку.Задачи:-развивать все компоненты устной речи (лексическую сторону, грамматический строй речи, произносительную и прос...