План-конспект в старшей группе по развитию речи с опорой на серию картинок: Составление рассказа «Как Слава лепил снеговика».
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Еланская Татьяна Юрьевна

Основное внимание было уделено развитию связной речи, интонационной выразительности, способности детей к инсценированию эпизодов сказки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zima.docx227.25 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН - КОНСПЕКТ

образовательной деятельности с детьми старшей группы.

Тема   ОД: Составление рассказа «Как Слава лепил снеговика» по серии картинок.

Образовательная область: Речевое развитие

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Предварительная работа: чтение - «Сказка про снеговика»  Е. Щербинина, беседа по содержанию произведения, рассматривание иллюстраций.

Задачи:      

  1. Развивать монологическую и диалогическую форму речи. Развивать умение составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием. Развивать умение поддерживать беседу. Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью. Закреплять отчетливое произношение звуков, продолжать развивать фонематический слух, интонационную выразительность речи, дикцию. Совершенствовать грамматический строй речи. Формировать умение использовать средства выразительности: поза, жесты, мимика, движения.   Формировать исполнительские навыки в драматизациях произведений (речевое развитие).
  2. Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, умение выслушивать ответы сверстников.

(социально-коммуникативное развитие). 

  1. Формировать представления о сезонных изменениях в природе. Развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать. Развивать мышление, внимание, память.   (познавательное развитие).
  2. Создать у детей радостное настроение, формировать желание и умение обыгрывать знакомые тексты. Побуждать передавать настроение, характер, образ героя, голосом, пластикой своего тела (художественно-эстетическое развитие).
  3. Развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику (физическое развитие).

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

игровая

Дидактические игры. Инсценировка эпизодов сказки.

коммуникативная

Вопросы, ответы детей, беседа, объяснение, рассуждения, упражнение на интонационную выразительность, дыхательная, артикуляционная гимнастика. Составление рассказа по серии картинок.

двигательная

 Инсценировка отдельных эпизодов сказки – передача поз.

Познавательно- исследовательская

Рассматривание иллюстраций, картинок.

Методы и приемы

1. Беседа о природном явлении – мороз.

6. Игра «Доскажи словечко».

2. Рассматривание картинки «Зимние забавы».

7. Игра «Закончи чистоговорку»

3. Игра – рассуждение «Я люблю зиму, за то…»

8. Инсценировка отдельных эпизодов сказки

4. Упражнение на развитие дыхания «Замёрзли ручки…»

9. Составление рассказа по серии картинок.

5. Артикуляционное упражнение: «Едет с горочки язык»

10. Рефлексия

Материалы и оборудование

Стимульный материал

Материалы для деятельности детей

Дидактический материал

Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей

мяч

Атрибуты – шапочки: «сорока», «снеговик», «снежинка».

Картинка «Зимние забавы»

Литературное произведение: «Сказка про снеговика»

Е.   Щербининой

  (приложение1)

Иллюстрация к сказке.

Серия сюжетных картинок «Как мальчик лепил снеговика»

(приложение2)

Картинки: «снежинка», «снеговик», «сорока».

 Магнитная доска, демонстрационный модуль, магнитофон.


Логика образовательной деятельности

 

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Предполагаемые результаты

Мотивациионно-целевой

1. Воспитатель сообщает детям, что сегодня Настин папа залил горку на нашем участке. На улице сильно похолодало – «ударил мороз».

- Вы знаете, что означает выражение «ударил мороз»?

   - Правильно, когда на улице резко холодает.

- Почему лучше в морозы заливать горку?

- Завтра вы уже сможете покататься на горке.

Воспитатель вывешивает на доске картинку «Зимние забавы» (на ней изображены дети, катающиеся с горки на санках и лыжах; дети, катающиеся на коньках, играющие в снежки; дети, которые лепят снеговика)

Дети внимательно слушают, отвечают на вопросы.

- Это когда становиться очень- очень холодно.

- Потому что, когда очень холодно вода превращается в лед.

 В морозы вода быстрее замерзает.

Ориентирование на интерес к образовательной деятельности.

Умение отвечать на вопросы, развитие связной речи.

Формирование представлений о сезонных изменениях в природе, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.

Содержательно-деятельностный

2. Рассматривание знакомой картины «Зимние забавы».

3. Словесная игра: Игра «Я люблю зиму, за то…»

- Несмотря на то, что зима самое холодное время года, людям, а особенно детям она нравиться. Чем вам нравиться зима?

- Когда мороз на улице часто мерзнут руки, давайте их погреем.

4. Упражнение на развитие дыхания «Замёрзли ручки…»

Ручки замёрзли? (Подуть на руки холодным воздухом: Ф-ф-ф)

Подуем на них.

Дыханием тёплым (Подуть на руки тёплым воздухом: Х-х-х…)

Согреем мы их. (Продолжить дуть тёплым воздухом.)

Педагог говорит, что ваши язычки тоже хотят поиграть и покататься с горки.

5.Артикуляционное упражнение

Едет с горочки язык.

Он кататься так привык:

Сверху – вниз, по нёбу,

К зубкам, не к сугробу!

6. Педагог предлагает игру Доскажи словечко.

Тихо, тихо, как во сне, 
Падает на землю ... (Снег.) 
Все бегут вперегонки, 
Все хотят играть в ... (Снежки.) 
Словно в белый пуховик 
Нарядился ... (Снеговик.)

С неба все скользит пушинка — 
Серебристая ... (Снежинка.)

Верещунья, белобока, а зовут ее…(Сорока

Педагог спрашивает, что объединяет все эти слова?

7. Игра «Закончи чистоговорку»

Воспитатель бросает мяч каждому ребенку и предлагает ему повторить начало чистоговорки,  придумать к ней концовку.

са-са-са

сы-сы-сы

сы-сы-сы

су-су-су

ас-ас-ас

8.Педагог вывешивает на доске картинки: «Снеговик», «Снежинка», «Сорока»

Педагог спрашивает

- Как вы думаете, в какой сказке встречаются эти персонажи?

Вывешивает на доске иллюстрация к сказке.

Зачитывает эпизоды, в котором сорока дразнила Снеговика и, котором Снеговик жаловался Снежинке, а Снежинка его успокаивала.  (Приложение 1)

Предлагает обыграть (инсценировать) эпизоды сказки.

 

9.Составление рассказа по серии картинок.

Педагог сообщает, что она знает одного мальчика, который на зимних каникулах гостил в деревне у бабушки и тоже лепил снеговика.

Вывешивает на доске серию картинок «Мальчик лепит снеговика». (Приложение 2) – картинки располагаются в правильном порядке. Уж очень просил мальчик, чтобы ребята сочинили про него рассказ.

- Только я забыла, как его зовут, помню, что имя начиналось на звук «С».

- Теперь по этим картинкам мы с вами составим рассказ. Вспомните, что вы знаете про этого мальчика.

-  А теперь мы с вами рассмотрим каждую картинку и расскажем, что на ней делает мальчик:

1) Что делает мальчик на первой картинке? Кто ему помогает? Придумайте кличку.

2) Посмотрите на следующую картинку и расскажите, что вы видите?

3) Давайте рассмотрим следующую картинку, что вы видите? Как ведет себя щенок?

4) Чем заканчивается наш рассказ? Передайте настроение наших героев.

Воспитатель записывает за детьми рассказ. Зачитывает его.

- Как можно назвать наш рассказ?

Дети еще раз внимательно рассматривают картину. Оживляют в памяти свои любимые зимние развлечения.

Предполагаемые ответы:

- Я люблю зиму за то, что можно кататься с ледяной горки.

- Я люблю зиму за то, что в это время года можно лепить снеговиков.

- Я люблю зиму за то, что можно кататься на санках.

и.т.п.

Дети выполняют упражнение. (вдыхают и выдыхают воздух на звуки «ф» и «х»)

Водят кончиком язык по верхнему и нижнему небу к зубам.

Дети слушают, подбирают правильно слово.

Дети отвечают, что они начинаются на звук «С».

Предполагаемые ответы:

- у Сани коса

- на стене часы

-  у осы усы

- Соня видит осу

- у нас ананас

Дети отвечают на вопросы.

Дети надевают шапочки снеговика, снежинки и сороки и интонационно выразительно повторяют слова героев сказки

1 эпизод:

Ребенок «сорока» дразнит: - Ты что же, не знаешь, что скоро весна? Растаешь ты, останется от тебя одно ведро! 

Ребенок «снеговик» огорчается, печалиться.

2 эпизод:

Ребенок «снеговик» жалуется снежинке:

- Снежинка, мне тут сорока сказала, что скоро придет весна, и  я растаю. А мне хотелось бы постоять подольше.

Ребенок «снежинка» успокаивает: - Не волнуйся, Снеговик! Я позову своих подружек – снежинок, они облепят твои бока, ты станешь крепче, толще и простоишь до весны.

Ребенок «снеговик» успокаивается, становиться радостным.

Дети рассматривают  картинки. Помогают вспомнить имя мальчика (Слава), Составляют рассказ по картинкам.

Примерный рассказ детей:

1.На зимние каникулы Слава приехал к бабушке.

 Он вышел во двор и стал лепить снеговика. К нему подбежал щенок по кличке Шарик. Слава скатал большой ком снега.

2.Потом Слава скатал второй ком снега и поставил его на первый.

3. Мальчик слепил снеговику голову, руки, ноги. А шарик принес в зубах палку.

4. Когда снеговик был готов. Слава надел ему на голову ведро, поставил вместо носа морковку. А палку воткнул в руку снеговику. Славе и Шарику снеговик очень понравился!

- «Как Слава лепил снеговика»

- «Как Слава провел зимние каникулы»

И.т.д.

Формирование грамматического строя. Развитие связной речи.

Развитие дыхания

Развитие мышц артикуляционного аппарата.

Развитие фонематического слуха, внимания.

Развитие дикции, мышления, воображения.

Развитие связной  диалогической речи. Развитие интонационной выразительности речи, мимики, пластики.

Развитие связной монологической речи. Развитие памяти, внимания.

Оценочно-рефлексивный

10.Подводит итог образовательной деятельности, подчеркивает правильность, выразительность ответов, интересуется, в чем дети встретили затруднения, что было для них особенно интересным.

Принимают участие в обсуждении, рассказывают об удачных, интересных моментах и возникших трудностях.

Формирование положительных эмоций от деятельности.

Ориентирование на значимость проводимой деятельности.

Приложение 1

Сказка про снеговика.    Е. Щербинина.

Во дворе одного дома жил-был снеговик. Ребята  слепили его в самом конце зимы, нарядили его в красивое ведро, приделали яркую морковку вместо носа, а в руки дали настоящую метлу. Каждый день с утра до вечера дети толпились возле снеговика: водили хороводы, поправляли ему бока, если они ломались, закрепляли ведерко. А Снеговик смотрел на них и тихо радовался, что у него столько друзей.
      Но вот однажды вечером, когда дети ушли домой, к Снеговику на метлу прилетела Сорока и говорит:

 - Ты что же, не знаешь, что скоро весна? Растаешь ты, останется от тебя одно ведро! 

Ох, как огорчился снеговик! Ведь он и не ожидал ничего плохого. Вот стал он думать и гадать, как бы простоять подольше, ведь он хотел, чтобы дети играли с ним и были счастливы. Вдруг вспомнил, что когда-то он познакомился с волшебной снежинкой, которая знает самого Деда Мороза. Снеговик стал потихоньку качать метлой, чтобы снежинка к нему прилетела.

 И совсем скоро снежинка  увидела Снеговика, села на нос-морковку и спросила:
- Почему ты такой грустный?
- Знаешь, снежинка, мне тут сорока сказала, что скоро придет весна, и  я растаю. А мне хотелось бы постоять подольше, а то дети расстроятся, потеряв такого друга.
-Не волнуйся, Снеговик! Я позову своих подружек – снежинок, они покружат вокруг тебя и облепят твои бока, ты станешь крепче, толще и простоишь до весны. А когда станет совсем тепло, ты превратишься в ручеек. И твои друзья – ребятишки с радостью будут пускать кораблики и говорить:
-Вот если бы не наш снеговик, то не было бы у нас ручейка!
Снеговик успокоился, улыбнулся и перестал бояться весны


Приложение 2https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=014b6fcad03d3e2199054fe671b66fca-l&n=13

(Картинки должны располагаться в правильной последовательности)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект занятия, в подготовительной группе, по развитию речи на тему: рассказ по картине «Зимующие птицы»

План конспект занятия, в подготовительной группе,по развитию речи на тему: рассказ по картине «Зимующие птицы»...

План-конспект организации и проведения занятия по развитию речи Тема: «Обучение рассказыванию по картинкам»

Цель: Учить детей с помощью раздаточных карточек самостоятельно создавать картину и составлять по ней рассказ.Задачи:Образовательные:- учить детей правильно строить сложные предложения;- учить де...

Конспект ООД в старшей группе по развитию речи на башкирском языке на тему " Пересказ рассказа Л. Толстого " Косточка" с помощью картин.

Пересказ содержания рассказа Л. Толстого "Косточка" с помощью картин-помощников, составление интеллектуальной карты....

План-конспект занятия в младшей группе по развитию речи « В гостях у Медвежонка».

Конспект занятия  в младшей группе по развитию речи« В гостях у Медвежонка». Цель: познакомить детей с культурой чаепития.Задачи:развивать память, внимание;активизирова...

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи (составление рассказа по серии сюжетных картин) Тема: «Лыжник»

Конспекторганизованнойобразовательной деятельностив старшей группе  по развитию речи(составление рассказа по серии сюжетных картин) Тема: «Лыжник»          ...

Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Составление рассказа по сюжетным картинкам по теме «Весна»"

quot;НОД Развитие речи. Составление рассказа по сюжетным картинкам по теме «Весна»"Программное содержание:    • Закрепить у детей представление о сезон...

конспект НОД для детей старшей группы по развитию речи "составление рассказа по серии сюжетных картинок"

Конспект НОД для детей старшей группы по развитию речи «Творческое составление рассказа по серии сюжетных картинок».Цель: Формирование навыка составления небольшого рассказа творческого ха...