Мастер – класс для педагогов «Подготовка к обучению грамоте »
консультация по обучению грамоте

Нарыжная Татьяна Михайловна

Мастер – класс для педагогов

«Подготовка к обучению грамоте »

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-_klass.docx20.47 КБ

Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №27 «Ласточка» с приоритетным осуществлением познавательно-речевого направления развития воспитанников» города Невинномысска

Мастер – класс для педагогов

«Подготовка к обучению грамоте »

        

                                                                                                 Подготовила :

                                                                                                 воспитатель высшей  

                                                                                                 категории                      

                                                                                                 Нарыжная Т.М.

        г.Невинномысск2019- 2020 г.

Развитие речи детей - одна из ведущих задач, решаемых дошкольными образовательными учреждениями. Она осуществляется при разных видах деятельности, в том числе на занятиях по обучению грамоте.

Подготовка дошкольников к обучению грамоте построена на последовательном , поэтапном обучении детей :

  • Звуковому и звука - буквенному анализу
  • Чтению
  • Подготовка руки ребенка к письму

Основной метод обучения в работе с дошкольниками – это наглядность Дошкольники не только видят буквы и слышат звуки, но и могут на практике в тетради применить полученные знания и умения, осуществить самоконтроль, самооценку своей работы. Древняя пословица гласит: «Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю - я понимаю».

Содержание работы по возрастам :

Знакомить детей со звуковой стороной слова, самыми простыми формами его анализа уже со средней группы детского сада, (с 4 лет), когда резко возрастает интерес к звуковому оформлению слов. В этом возрасте дети наиболее восприимчивы к звуковой стороне языка и проявляют особый интерес к словам и звукам.

Средний дошкольный возраст:

 Ознакомление со словом

 Словарные упражнения, помогающие употреблять термин «слова»: «Образуй новые слова от слова образца («зайчишка», «зайчик», «зайчонок»). «Назвать сюжетную картинку или группы предметов одним словом (игрушки, овощи, фрукты)».

«Назвать слова, обозначающие качество предметов, например яблоко (круглое, красное, кислое)».

 «Задания на различение слов сходных по звучанию: (мишка-шишка, баран-банан и т. д.)».

 «Задания на ознакомление детей со слоговой структурой слова (слышать и называть количество слогов в слове, определять их последовательность)».

Ознакомление со звуками :

Ознакомление с изучаемым звуком проходит 4 этапа, которые сменяют друг друга:

1. В словах живут звуки окружающего мира («Песенка Жука»);

2. Интонационное выделение звука (интонационное произношение заданного звука в слове, изолированное произношение звука, изолированное произношение первого звука в слове);

 3. Формирование умения различать твердые, мягкие согласные;

4. Названия слов с заданным звуком.

Развитие моторики и графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму. Развитие мелкой моторики (гимнастика для пальцев рук) тесно связанно с речью детей. С этой целью проводятся специальные упражнения для пальцев рук, состоящие из последовательных действий, которые сопровождаются стихотворениями, считалками, потешками. Выполнение упражнений способствует тренировке пальцев, которые становятся подвижными, гибкими. Исчезает скованность движений. Другие эффективные средства: мазайка, лепка, штриховка, вязание, конструирование из мелких элементов и др.

Старший дошкольный возраст:

Возраст 5-7 лет - этап развития звуко - буквенного анализа и формирования первоначальных навыков чтения. В этом возрасте дети учатся проводить фонетический разбор слов:

Количество слогов;

Гласные звуки (ударные и безударные);

 Согласные звуки (твердые и мягкие, звонкие и глухие);

Количество звуков и букв.

Подготовка детей 5-7 лет к обучению грамоте включает два основных

направления :

Освоение фонетической стороны речи с целью развития у детей способности ориентироваться звуковой действительности языка

Подготовка руки ребенка к письму - овладение некоторыми графическими умениями.

При обучении старших дошкольников основам грамоты решаются основные задачи:

  • учить детей проводить звуковой анализ слов (согласные и гласные, ударные и безударные, согласные твердые и мягкие);
  • учить сравнивать слова по звучанию, подбирать слова на заданный звук;
  • знакомить детей с графическим изображением буквы;

обучать чтению слогов;

  • развивать и укреплять мелкие мышцы рук.

Развитие навыка звукобуквенного анализа слов проводится поэтапно:

  • определение количества слогов в слове;
  • последовательное произношение каждого звука в слове;
  •  определение количества звуков в слове; -
  • построение звуковых «домиков», где каждому звуку отводится своя клетка-«комнатка» (количество клеток соответствует количеству звуков);
  •  обозначение звуков их определенным цветом (гласные - красным, твердые согласные - синим, мягкие согласные - зеленым).

Необходимо научить ребенка различать понятия «звук» и «буква»: Необходимо научить ребенка различать понятия «звук» и «буква»:

Звук - то, что мы слышим и произносим Буква - то, что мы видим и пишем. Буква - это «одежда» для звука.

Подготовка руки ребенка к письму - овладение некоторыми графическими умениями Штриховка буквы: гласные штрихуются красным цветом, согласные - синим (твердые) и зеленым - мягкие. Дети учатся писать печатную букву в рамках клетки одинаковой высоты и ширины. Эта работа способствует развитию графических навыков, готовит руку ребенка к письму.


Литература

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития и обучения родному языку дошкольников. М., 2007.

2. Журова Л.Е. Подготовка к обучению грамоте детей 4-5 лет. Конспекты занятий. – М., Издательство: Вентана-Граф, 2011

3. Лосева И.И. Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие.- Ростов-на-Дону: Изд-во ПИ ЮФУ, 2009

 4. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников М. 2006.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей "Подготовка к обучению грамоте"

Материал поможет обучить родителей приемам элементарного звуко-слогового анализа и синтеза.Вовлечь в процесс совместной игровой деятельности с детьми в домашних условиях по подготовке к обучению грамо...

Консультация для педагогов Подготовка к обучению грамоте в старшей группе

Методические рекомендации для педагогов по обучению грамоте детей старшей группы...

Консультация для педагогов Подготовка к обучению грамоте в средней группе

Методические рекомендации для педагогов по обучению грамоте детей средней группы...

Консультация для педагогов Подготовка к обучению грамоте в подготовительной группе

Рекомендации воспитателям по обучению грамоте в подготовительной группе...

Мастер-класс по теме «Подготовка к обучению грамоте. Звукобуквенный анализ и синтез слов».

Мастер-класс по теме  «Подготовка к обучению грамоте.  Звукобуквенный анализ и синтез слов». Данный мастер-класс посвещен родителям детей с ТНР, учителям-логопедам, воспитателям ...

Рекомендации для педагогов "Подготовка к обучению грамоте"

Развитие речи - одна из ведущих задач, решаемых дошкольным образовательным учреждением. Она осуществляется в разных видах деятельности, в том числе и на занятиях по обучению грамоте. Подготовка дошкол...

Мастер – класс на тему: «Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями зрения и речи посредством использования дидактических игр и наглядного материала»

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему: «Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями зрения и речи посредством использования дидактических игр и ...