Конспект по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Знакомство с буквой и звуком Х.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Левицкая Елена Анатольевна

Представлен конспект занятия в подготовительной к школе группе по обучению грамоте по программе "Предшкола Нового поколения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_s_bukvoy_h.docx23.93 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте детей в подготовительной к школе группы

Знакомство со звуком [х] и буквой х

Цель: познакомить детей с согласным  звуком [х] и буквой  Х;

Задачи:

Образовательные:

- ознакомление со звуком [х] и буквой Х ;

- совершенствование навыков звукового анализа и синтеза;

- совершенствование навыка печатания.

Развивающие:

- развитие фонематического восприятия;

- развитие артикуляционного аппарата, тонкой и общей моторики;

- развитие координации движений и ловкости.

Воспитательные:

-формирование взаимопонимания, доброжелательности, умение слушать друг друга, самостоятельности, инициативности и ответственности.

Оборудование: магнитная доска, буква-магнит «Х», демонстрационные предметные картинки на заданный звук [х], карточки с кружками, карандаши, учебники, тетради - на каждого ребенка, счетные палочки, смайлики.

Предварительная работа:  разучивание физминутки «Хомка, Хомка, хомячок».

Методические приемы: анализ звука «х», анализ буквы Х, физминутка, зрительная гимнастика, гимнастика для язычка, игра: «Услышь звук»

Ход занятия

Педагог: Ребята, у нас с вами занятие по обучению грамоте. Что мы учим на этом занятии? (звуки и буквы). Чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем). Какие бывают звуки? (гласные и согласные). Какие звуки называются гласными? (их можно пропеть, протянуть, и при произнесении звуков воздух не встречает преграды). Какие звуки называются согласными? (их петь нельзя, есть преграда).

Педагог: посмотрите на меня, пожалуйста, повторим правило речи.

Каждый день, всегда, везде

На занятиях в игре

Верно, четко говорим

Никуда мы не спешим!  

Педагог: а сейчас, откройте учебники на странице . Молодцы, верно, ребята, я вам зачитаю текст, а вы внимательно послушайте.

 ( Педагог читает текст в учебнике).

Педагог: Какой первый звук вы слышали? Послушайте внимательно. Я буду выделять этот звук голосом. (Ответы детей).  Правильно, сегодня мы познакомимся с вами,  с новой буквой Х. Давайте ее проговорим вместе.

Когда мы произносим звук «х», спинка языка глубоко во рту поднимается к небу, а кончик его – за нижними зубами. Попробуйте, произнесите вместе со мной «х» и прочувствуйте. (Дети проговаривают звук «х», вместе с педагогом).

Как вы думаете, звук «х»,  гласный или согласный? Когда мы произносим звук «х», спинка языка мешает воздуху свободно выходить изо рта. Значит звук «х» - согласный.

А, чтобы нам с вами было дальше легче говорить, мы выполним гимнастику для язычка:

- «Забор»;

- «Окошечко»;

- «Лопата»;

- «Испечем блины»;

- «Качели».

Педагог: молодцы, отлично выполнили гимнастику. А сейчас, поиграем в игру: «Услышь звук». Читает: м, х, р, х, т, в, х, л, холодильник, телевизор, хурма, апельсин, халва, конфета, хижина, дом, хорек, лисица. (Педагог читает, дети хлопают в ладошки, когда слышат звук «х»).

Педагог: ребята, давайте отдохнем и проведем физминутку. Встаньте, пожалуйста, возле своих столов. Повторяйте за мной.

Хомка- хомка, хомячок

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встает

Щечки моет, ушки трет

Подметает Хомка хатку

И выходет на зарядку.

Раз, два, три, четыре,пять

Хомка сильным хочет стаь!

Педагог: Ребята, я сейчас вам буду показывать картинки, а вы, пожалуйста, произнесите, что на них изображено. Скажите, на каком месте находится звук [х] в этом слове, в начале, или в конце? Кто сможет показать? ( Дети выходят по одному к доске и показывают, где находится звук [х] на карточке с кружками (начало и конец) на доске).

Педагог: ваши глазки устали? Давайте поиграем в зрительную гимнастику.

Раз – налево

Два – направо

Три – наверх

Четыре – вниз

А теперь по кругу смотрим.

(Дети выполняют движение глазами).

Педагог: ребята, а сейчас посмотрите на букву Х в учебнике и попробуйте ее прописать там по стрелочкам, она состоит из двух одинаковых длиной палочек, которые между собой пересекаются. Давайте мы ее попробуем прописать в воздухе. У вас на столах есть счетные палочки, попробуйте выложить букву Х из счетных палочек.

 (Дети выкладывают букву Х из счетных палочек).

Педагог: какие молодцы, замечательно. Сейчас берем в руки карандаши и сделаем гимнастику для пальчиков. Раскатываем карандаш между ладоней 10 раз. Хорошо. А теперь попробуйте подержать в правой руке большим и указательным пальцем, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем. Молодцы. Закройте учебники, отложите их в сторону, и откройте тетради на странице… Все запомнили, как пишется буква Х ?  А теперь, приступаем к  работе в тетрадях,  и пишем букву Х. (Дети пишут букву Х в тетрадях).

Заключительная часть.

Педагог: итак, ребята, с каким звуком мы сегодня познакомились и научились его писать? (Ответы детей). Он гласный или согласный?

Рефлексия: Ребята, у вас в тарелочках лежат смайлики. Чем они отличаются? (Настроением: радость, грусть). Если вам сегодня было легко на занятии, и вы справились со всеми заданиями, то возьмите радостного смайлика, а если вам было трудно сегодня, тогда возьмите грустного.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по фонетике и обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. "Звук [ш]. Буква Ш

Кинезиологические упражнения, которые включены в занятие, необходимо использовать именно в дошкольном возрасте,т.к. самый благоприятный период для развития интеллектуальных возможностей человека от 3 ...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Знакомство с буквой и звуком Т.

В конспекте представлена информация по обучению с новой буквой и звуком Т в подготовительной школе группе по программе "Предшкола Нового поколения"....

Конспект занятия по обучению грамоте для подготовительной к школе группы, тема: «Научим Буратино. Согласные звуки [Б], [Б’], буква Б»

Конспект занятия по обучению грамоте для подготовительной к школе группы, тема: «Научим  Буратино.  Согласные звуки [Б], [Б’], буква Б»...