Консультация: "Словесные игры в обучении грамоте детей старшей группы"
консультация по обучению грамоте

Чухина Марина Александровна

Консультирование педагогов по обучению грамоте детей старшей группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация:

«Словесные игры в обучении грамоте детей старшей группы»

                                                         учитель – логопед МАДОУ ЦРР д/с № 87

                                      Чухина Марина Александровна

     В методике обучения дошкольников грамоте значительное место занимают дидактические игры. С их помощью у детей формируется ориентация в звуковой структуре слова, закрепляются умения интонационно выделять звук в слове, определять его качественные характеристики, пополняется и активизируется словарь, совершенствуется звуковая культура речи, развивается связная речь. Очень важно, чтобы игры не только методически правильно проводились, но и сохраняли свойственный им развлекательный и эмоциональный характер.

     В старшей группе детского сада на занятиях можно проводить такие дидактические игры.

«Назови слова»

     Эта игра способствует закреплению способа интонационного выделения звука в слове, различению звуков в словах по их качественному звучанию.

Методика игры:  воспитатель предлагает детям назвать слова с каким – нибудь, например, «р», и произнести их так, чтобы этот звук был хорошо слышен. Дается образец подобного произнесения слова: ррак, морроженное, самоварр и т.д. За каждое правильно названное слово ребенок получает в награду фишку – игрушку, чтобы потом можно было подсчитать и определить победителя. В данном случае это и есть игровое действие превращающее упражнение в дидактическую игру. Через некоторое время, когда дети назовут достаточное количество слов, задание меняется: «А теперь назовите слова, в которых есть звук «р’». Дети называют: ррис, берреза и т.д. Снова за каждое правильное слово ребенок получает награду. В конце игры количество фишек – игрушек подсчитывается и определяется победитель.

     Если ребенок ошибается, воспитатель обязательно должен эту ошибку проанализировать, медленно произнести слово, ошибочно названное ребенком, показать, что в нем нет нужного звука. Ни один неверный ответ не должен остаться без внимания

     Игра «Назови слово» имеет различные варианты. Например, можно предложить детям называть слова, в которых заданный  обязательно первый, в середине слова, последний. Игре можно придать тематическую направленность: предложить приготовить обед, все блюда которого будут начинаться со звука «к» (игра «Обед»), или отправиться в магазин и купить предметы для новой квартиры, в названиях которых есть звук «р» (игра «Новая  квартира»). Можно спросить, какие продукты принесла мама в сумке, если она покупала только те, в названиях которых есть звук «м» (Игра  «Мамина сумка»).

     Иногда в подобных играх дети допускают типичную ошибку:: подбирая слова, они ориентируются только на классификационную группу, но забывают о том, что называемые слова должны содержать определенный  звук. Так, подбирая названия предметов для новой квартиры, ребята могут назвать наряду с теми, что содержат звук «р», слова стол, шкаф, холодильник и т.п. В таких случаях необходимо четко произнести каждое ошибочное слово, показав детям, что в нем отсутствует заданный звук, и вновь повторить задачу.

     Игру «Назови слово» можно проводить в виде соревнования между командами. Результаты учитываются при помощи значков, которые воспитатель ставит на доске мелом за каждое верно названное слово.

Игра с заданиями или игра со звуками проходит через весь курс обучения грамоте. Ее задача – закреплять умение проводить звуковой анализ слова.

     После того, как слово будет разобрано у доски и на столах у детей, воспитатель предлагает поиграть со звуками этого слова. Он вызывает несколько человек (по количеству звуков в слове). Вызывать их можно разными способами в зависимости от уровня подготовки группы. Проще всего вызывать детей, прямо называя каждому из них звук, который тот будет обозначать. Например: «Наташа будет первым звуком в слове дом – звуком «д». Иди, Наташенька, возьми свою фишку. В какой клеточке она стоит? Правильно, в первой. Витя – второй звук в слове дом – звук «о». Последним звуком в слове дом будет Оля, возьми свою фишку. Какой ты звук? – «м». Очень важно не затягивать этот момент. Дети должны быстро выйти к доске и взять свои фишки. Воспитатель уточняет с ними задания по ходу их выполнения, а не добивается ответа у ребенка, стоящего у своего стола, не позволяя ему до того, как он ответит, взять фишку. В случае затруднения воспитатель приходит ребенку на помощь.

     Возможен такой вариант вызова: «Играть будут те дети, которые отгадают мои загадки. Какой второй звук в слове лук? Какой первый, третий?» Тот, кто верно ответит, становится «этим звуком».

     После того, как все вызванные возьмут из схемы слова фишки, они должны встать у доски так, чтобы составить анализируемое слово. Воспитатель проверяет правильность построения слова, ведя указкой слева направо и «читая» его.

     Затем воспитатель отходит в сторону и приглашает детей подойти к нему. Здесь так же используются разные способы. Если сначала детей вызывали к доске по названию звуков, то затем их можно приглашать по порядковым номерам звуков в слове (подойдет второй звук в слове, первый, третий). И наоборот. Называть звуки слова или их порядковые номера можно по порядку и вразбивку. В начале обучения, когда у детей еще очень мало знаний о звуковом строении слова, игра с заданиями проходит очень просто, задания несложны и однообразны. По мере того, как дошкольники получают сведения о гласных, твердых и мягких согласных звуках, ударении, усложняются способы вызова детей. Например: «Коля – первый гласный звук в слове миска. Витя – второй гласный. Катя – первый твердый согласный. Слава – второй твердый согласный. Настя – мягкий согласный.». Или: «Лена – ударный гласный звук в слове сахар. Коля – безударный гласный» и т.д. В любом случае вызов детей должен проходить в темпе. Поэтому простые задания даются слабым детям, более сложные – сильным. Вызванные дети подходят к воспитателю и встают в нужной последовательности. Их товарищи у себя за столами проверяют правильность построения слова.

     Если слово составлен неправильно, воспитатель «читает» его, чтобы дети могли убедиться в своей ошибке: «Посмотрите, что у нас получилось: укж (ведет указкой по фишкам в руках ребят). Подумайте, как надо встать, чтобы получилось слово жук?».

     В заключение игры «звукам» можно дать различные задания (сначала их дает воспитатель, а затем сами дети). Например: «Звук «л’» (слово лист), покружись. Звук «с», отгадай загадку: «Без окон, без дверей полна горница людей». Звук «т», назови пару своего звука. Звук «и», назови слово со своим звуком (Ира, ирис, игрушка». Задания могут быть самыми разнообразными (назови свой адрес, расскажи стихотворение, спой песенку, назови слово с ударным гласным «о» и т.п.), но не следует слишком увлекаться ими, забывая об основной цели игры.

     Выполнив задание, «звук» ставит фишку в соответствующую клеточку схемы слова и садится на свое место.

     Часть игр, проводимых в старшей группе, служит закреплению умений различать гласные и согласные звуки (игра «Какой звук?»), твердые и мягкие согласные («Твердый или мягкий?»), называть парные твердые и мягкие согласные звуки («Назови пару», «Назови братца»).

     Достаточно сложна для школьников пяти лет игра «Поймай конец и продолжай», дидактическая задача которой – закреплять умение выделять отдельные звуки в слове и называть слова с заданным звуком. В ходе этой игры дети называют «цепочку» слов, в которой каждое новое слово начинается с последнего звука предыдущего, например: жук – куст – трамвай – якорь – репка – апельсин и т.д. Эта игра вводится тогда, когда дети научатся определять первый и последний звуки в слове, быстро называть слова с заданным звуком.

     Представление детей о звуковой структуре слова закрепляются в игре «Угадай – ка». В процессе игры дошкольники должны соотнести название картинки, прикрепленной к доске, с моделью слова, начерченной цветными мелками. Игра «Угадай – ка» предлагается детям после того, как они достаточно прочно усвоят звуковой анализ слова.

     Все игры проводятся в темпе, воспитатель помогает детям преодолевать какие – либо затруднения, чтобы не нарушать ритм игры.

     Предложенные игры помогают дошкольникам усвоить программный материал, делают педагогический процесс более эмоциональным, позволяют добиться большей активности детей на занятиях.

(по книге Д.Е. Журовой, Н.С. Варенцовой, Н.В. Дуровой, Л.Н. Невской «Обучение дошкольников грамоте»)

                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие-игра по обучению грамоте в старшей группе "Путешествие в сказку"

Закреплять умение вслушиваться в звучание слова.Закреплять умение интонационно выделять первый звук в слове.Закреплять умение делить слова на слоги, используя модель словаПродолжать развивать представ...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ " Игры по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, направленные главным образом на развитие фонематического восприятия."

Семинар-практикум для педагогов ДОУИгры по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, направленные главным образом на развитие фонематического восприятия.Проводит учитель-логопед....

Игры для обучения грамоте дошкольников старшей группы

Игры для обучения грамоте дошкольников старшей группы...

Роль дидактической игры в обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста и подготовке их к школе

В данной статье обобщен опыт работы воспитателя с дидактическими пособиями по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста: такие как "Звуковая квартира", "Звуковые вагончики&qu...

Игры по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

Чтобы подготовить детей к обучению грамоте необходимо научить детей различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные, выделять любые звуки их состава слова, делить слова на слоги и...

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте детей старшей группы «Маленькие грамотеи»

обогащать словарный запас детей; учить называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах; продолжать упражнять детей в делении слова на слоги, правильно определяя после...