Развитие связной речи с использованием технологии мнемотехники
картотека по обучению грамоте (подготовительная группа)

Максимовская Наталия Викторовна

Мнемотехника – это система различных приемов и методов, направленных на развитие памяти, путем образования ассоциаций, используя для этого визуальные и звуковые примеры. Картотека мнемотаблиц по лексическим темам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мнемотаблицы картотека693.42 КБ

Предварительный просмотр:

Мнемотехника – это система различных приемов и методов, направленных на развитие памяти, путем образования ассоциаций, используя для этого визуальные и звуковые примеры.

Мнемотаблицы

Изображение, которое нарисовано в  Мнемоквадрате,  обозначает либо одно слово, либо простое предложение.

Мнемодорожки состоят из нескольких мнемоквадратов, изображение в каждом квадрате обозначает либо одно слово, либо словосочетание, и по ним уже составляются истории.

Мнемотаблицы — это уже следующий шаг за мнемодорожками.  Суть таблиц такая же, как и у мнемодорожки, только изображений больше, поэтому стоит запомнить больший объем информации.

Но весь объем информации, который заложен в мнемотаблицах, очень легко усваивается, так как при запоминании работают одновременно и визуальное и слуховое восприятие.

          Как заниматься по таблицам

Алгоритм для того, чтобы выучить стих:

  1. Выразительно прочитать стих
  2. Прочитать стих еще раз, показывая изображение в мнемотаблице.
  3. Уточнить все ли слова знакомы малышу. Если что — то не понятно, или не знакомо, стоит объяснить в простой и доступной форме.
  4. Далее надо прочитать по строчке с опорой на мнемотаблицу, а ребенок должен повторить, смотря на таблицу.
  5. И последнее, ребенок «читает» мнемотаблицу сам. То есть воспроизводит то, что запомнил.

Это примерный план работы с таблицами, каждый ребенок индивидуален. Кому-то достаточно один раз прочитать и показать пальчиком на картинки, и он все запомнил. А кому-то стоит читать много раз для запоминания. В каких — то случаях вы можете предложить малышу раскрасить мнемотаблицу, и в процессе прочитывать текст.

«Подарки осени»

1

Ходит

Осень

в нашем парке.

Дарит

Осень

всем подарки.

Бусы красные -

рябине,

фартук розовый -

осине,

зонтик желтый -

тополям,

Фрукты

Осень

дарит нам.

«Штанишки для мишки»

2

Маша

нашему малышке

Сшила

новые штанишки.

Сшила

шубку,

Сшила

шарф

для мишутки-малыша.

«Зимняя прогулка»

зимняя прогулка

Раз, два, три,

четыре, пять.

Мы идём

во двор гулять.

Бабу снежную

слепили.

Птичек

Крошками

кормили.

С горки мы потом

катались.

А потом в снегу

валялись.

А потом домой

пришли,

суп поели,

спать легли.

«Водичка, водичка»

водичка

Водичка, водичка!

Умой

моё личико.

Чтобы глазки

блестели,

чтобы щёчки

краснели,

улыбался роток

и кусался зубок.

«Про насекомых»

насекомые

Прилетела к нам вчера полосатая пчела.

А за нею –

шмель-шмелёк

и весёлый мотылёк.

Два жука

и стрекоза (как фонарики глаза).

Приходили муравьи и  травинку принесли.

А паук на всех смотрел, сети плёл и песни пел.

 

«Загадка (лук)»

загадка

Сидит

дед.

Во сто шуб одет.

Кто

его раздевает,

тот слёзы проливает.

«Ромашки»

ромашки

Ромашки, ромашки,

белые рубашки,  

жёлтые колечки

побежали

к речке.

За руки взялись

и вот: дружно водят хоровод

 «Прогулка по городу»

прогулка по городу

Тихо

скользят по Неве

корабли.

Шпиль Петропавловки

блещет вдали.

Всю бы я ночь

не ложился в кровать.

Был бы я взрослым -

пошёл бы гулять.

 «Кармашки»

кармашки

Есть на новом платье у меня кармашки.

На кармашках этих

вышиты

ромашки.

Ромашки, ромашки,

будто луговые.

Ромашки, ромашки,

словно как живые.

 «Лето»

лето, лето

Лето, лето

к нам

пришло.

Стало сухо

и тепло.

По дорожке прямиком

ходят ножки

босиком.

«Игрушки»

игрушки

Много игрушек

в нашем саду.

Наши игрушки стоят на виду.

Кот в сапогах,

длинноухие зайцы,

и барабаны,

и балалайки.

Куклы нарядные в платьях сидят,

куклы на зайцев и мишек

глядят.

Мы

наши игрушки

не бьём,

не ломаем,

их у друзей не отнимаем.

 «Загадка (почтовый ящик)»

почта(загадка)

Синий домик

у ворот.

Угадай, кто в нём живёт.

Дверца узкая

под крышей

не для белки,

не для мыши.

В эту дверь

приходят вести.

Полчаса

проводят вместе.  

Вести

Долго

не сидят,

во все стороны летят.

«Космос»

космос

В тёмном небе звёзды светят.

Космонавт  

летит в ракете.

День летит

и ночь летит.

И на Землю вниз

глядит.

Видит сверху он

поля,

горы,

реки

и моря.

Видит о весь шар земной,

шар земной -

наш дом родной.

 «Загадка (трактор)»

трактор

Он сильней

десяти

коней.

Где

по полю

пройдёт весной -  

летом встанет

хлеб

стеной.

«Загадка (яблоко)»

яблоко

Само с кулачок,

круглый бочок.

Тронешь пальцем -

гладко,

а откусишь -

сладко.

 «Повар»

повар

Ходит

повар

в колпаке,

с поварешкою

в руке.

Он готовит

Нам

обед:

кашу, суп и винегрет.

 

«Огород»

огород

В огороде много гряд.

Тут и репа,

и салат,

тут и свекла,

и горох,

а картофель разве плох?

Наш зеленый огород

Нас

прокормит круглый год.

«Осеннее утро»

улетает лето(мнемотехника)

«Осеннее утро» (текст)

Стало вдруг светлее вдвое,

двор

как в солнечных лучах:

это платье золотое

у березы

на плечах.

Утром

мы

во двор

идем -

листья сыплются

дождем.

Под ногами

шелестят

и летят, летят, летят…

Пролетают

паутинки с паучками в серединке

и высоко от земли

Пролетели

журавли.

Всё

летит…

Должно быть, это

улетает

наше лето.

«Осень»

осень

Опустел скворечник,

улетели птицы,

листьям

на деревьях

тоже не сидится.

Целый день сегодня

всё летят, летят.

Видно, тоже в Африку

улететь хотят.

 «Картошка»

картошка

Из картошки

много блюд

приготовить можно.

Её варят, жарят, трут,

на костре её пекут.

 «Загадка (земляника)»

земляника (загадка)

На полянке

у дорожки

красные горошки.

Кто

мимо

пройдет,

В рот

себе

кладет.

 «Снегири»

снегири

Вот на ветках,

посмотри,

в красных майках

снегири.

Распушили перышки,

греются на солнышке.

Головой вертят,

улететь хотят.

 «Загадка (звёзды)»

звёзды(загадка)

Угли

пылают,

совком не достать.

Ночью их видно,

а днем не видать.

«Загадка (репка)»

репка(загадка)

Круглая,

а не мяч.

Желтая,

а не солнце.

С хвостом,

а не мышь.

«Загадка (ёжик)»

ёж(загадка)

Под соснами,

под ёлками

бежит мешок с иголками.

«Загадка (огурец)»

огурец(загадка)

Без окон,

без дверей

полна горница людей.

Используемые интернет рессурсы:

1.https://promany.ru/

2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия по развитию связной речи с использованием элементов мнемотехники в старшей группе

Предлагаю Вашему вниманию конспект занятия, где используется элементы мнемотехники.Основные задачи:·               Учить составлят...

Конспект НОД по развитию связной речи с использованием элементов мнемотехники в подготовительной группе.

Конспект НОД по развитию связной речи с использованием элементов мнемотехники в подготовительной группе. Тема: «Хитрая лиса, где ты?»Возрастная группа: подготовительная (6-7 лет)Написала и составила: ...

Конспект ООД по развитию связной речи с использованием приемов мнемотехники во второй младшей группе. Тема: Заучивание стихотворения «Фрукты».

Предлагаю вашему вниманию конспект НОД по развитию речи детей младшего дошкольного возраста по лексической теме "Фрукты". В конспекте содержится мнемотаблица для заучивания стихотворения....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию связной речи с использованием элементов мнемотехники в старшей группе "Как дети Петушка спасали"

Цель: научить детей составлять описательный рассказ о лисе.Программные задачи:Знакомить детей с образом жизни лисицы, ее повадками.Обучать детей составлению описательного рассказа. Учить их давать пол...

Конспект занятия по развитию связной речи с использованием технологии мнемотехники в старшей группе «В поисках клада»

Формировать способность произвольного запоминания, используя мнемотаблицу, развивать ассоциативное мышление, развивать доброту и взаимопомощь....