Проект по обучению грамоте" Путешествие в мир звуков"
проект по обучению грамоте (подготовительная группа)

Лебедева Мария Владимировна

Предлагаю проект где описана система работы с дошкольниками подготовительной группы по обучению грамоте и ознакомления с историе города Новосибирска. Символы города Городовичок и Обинушка обучают ребят буквам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ds_373_innovatsionnyy_proekt_obuchenie_gramote.docx90.59 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска Дзержинского района «Детский сад № 373 комбинированного вида «Скворушка»

630124, г. Новосибирск-124, ул. Есенина, 27а

630089, г. Новосибирск-89, ул. Адриена Лежена, 21

тел./факс (383) 267-67-11, (383) 264-07-22

e-mail: ds_373_nsk@nios.ru

Педагогический проект

«Путешествие в мир звуков»

(подготовка к обучению грамоте старших дошкольников)

(в рамках II Открытого городского конкурса профессионального мастерства и новаторских достижений в области образования

«ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТАЛАНТЫ»)

Авторы проекта:http://wiki-sibiriada.ru/images/1/10/%D0%93%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87%D0%BE%D0%BA2.jpg

Вязникова Наталья Александровна, старший  воспитатель, первая квалификационная категория, руководитель проекта;

Лебедева Мария Владимировна, учитель-логопед, первая квалификационная категория;

Бекетова Елена Александровна, воспитатель старшей группы комбинированной направленности, первая квалификационной категории.

Новосибирск


Краткая аннотация проекта

Проект «Путешествие в мир звуков» реализуется в МАДОУ «Детский сад № 373».

Проблема - новый подход к качеству обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста на новом, ранее не используемом материале в воспитательно-образовательном процессе. Интегративно идет процесс духовно-нравственного воспитания у детей любви к родному городу.

Срок продолжительности проекта с сентября 2019 года по май 2020 года.

Участники проекта: учитель-логопед, воспитатели, дети старшей группы комбинированной направленности, родители (законные представители) воспитанников, старший воспитатель.

Цель: Способствовать повышению мотивации воспитанников к изучению звуко-буквенного состава слова путём использования литературного материала новосибирских детских писателей.

Цель достигается в процессе поставленных задач: развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза представлений о соотношении между звуками и буквами, создание воспитателями предпосылки обучению грамоты.

В успешной реализации проекта заинтересованы участники проекта и лица, занимающиеся подготовкой детей к обучению грамоте в условиях ДОУ.

У детей далее будет формироваться познавательная активность, творчество, самостоятельность; желание работать в коллективе единомышленников, что в дальнейшем будет способствовать успешному обучению детей в школе. 

Педагоги реализуют свои творческие умения в поисковой педагогической деятельности; повысят качество образовательного процесса и осмыслят ошибки, возможно, допущенные в ходе проекта. Изменится развивающая предметно-пространственная среда новыми пособиями, дидактическими играми, оформится детским и взрослым дизайном.

Родители получат возможность не только узнать о том, чем занимается ребёнок в детском саду, но и принять активное участие в жизни группы.

Описание МАДОУ д/с № 373

Детский сад № 373 «Скворушка» был открыт в 1967 году по адресу: улица Есенина, 27а. Ведомственная принадлежность-муниципальная собственность, отдел образования администрации Дзержинского района города Новосибирска.

С 2010 года учреждение изменило тип и стало автономным. Полное наименование в соответствии с Уставом: муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 373 комбинированного вида «Скворушка» (МАДОУ «Детский сад № 373»).

В настоящее МАДОУ «Детский сад № 373» имеет 2 корпуса. Второй корпус был открыт в 2012 году по адресу: А. Лежена, 21.

В МАДОУ «Детский сад № 373» функционирует 16 групп – 10 групп в первом корпусе, 6 групп во втором корпусе.  Из 16 групп – 9 групп комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, 1 группа комбинированной направленности для детей с фонетико-фонематическими нарушениями, 5 групп общеразвивающей направленности, 1 группа общеразвивающей направленности для детей с 2-3 лет. Общее количество воспитанников – 464 ребенка.

Деятельность МАДОУ «Детский сад № 373» регламентируют локальные акты, принятые Учреждением.

В МАДОУ «Детский сад № 373 комбинированного вида «Скворушка» работает 104 сотрудника: из них 1 руководитель, 46 педагогов. Учреждение реализует основную общеразвивающую программу дошкольного образования, является пилотным по апробации и внедрению ФГОС ДО. Новая редакция Программы развития на 2017-2020 годы утверждена Департаментом образования мэрии города Новосибирска.

Перспективы:

1.Реализация проекта до 2020 года «Развитие ранней системы профориентации в условиях государственного заказа на повышение уровня инженерно- математического образования и раннее выявление одаренных детей».

2. Реализация проекта до 2020 года «Развитие профессиональной компетенции педагогов. Введение профессионального стандарта педагога».

3. Реализация проекта до 2020 года «Развитие системы оценки качества образования».

Постановка проблемы

В последнее время языковая культура россиян, в первую очередь молодежи, которая мало читает, далека от тех литературных норм, которых придерживался А.С. Пушкин, создатель русского литературного языка. Наш язык – великое богатство, которое мы должны беречь, хранить и развивать.

Ребенок начинает пользоваться родным языком с раннего детства. Хорошо развитая речь детей является одним из показателей готовности к школе.

Проблема обучения детей грамоте волновала ученых с давних времен (Л.Н. Толстой, Е.И. Тихеева, Е.А. Флёрина, Ф.А. Сохин, О.И. Соловьева, М.М. Конина, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев), так как владение речевыми навыками чтения и письма является престижным в жизни и деятельности культурного человека. Основоположник отечественной методики и педагогики начального обучения К.Д. Ушинский отмечал, что обучение грамоте выступает в качестве главного предмета, входящего во все другие предметы и собирающего в себе их результат.

Вторая причина необходимости реализации проекта- возросшие требования школ, а особенно гимназий и лицеев, к будущим первоклассникам. Одно из требований – готовность к овладению грамотой до поступления в школу, и это очень сильно беспокоит родителей.

Однако обучение чтению и письму – не самоцель в дошкольном образовании. Гораздо важнее создать все необходимые предпосылки для того, чтобы ребенок легко начал читать и писать, что и определено в Федеральных государственных стандартах дошкольного образования.

Вопрос обучения грамоте дошкольников является важным для каждого участника образовательных отношений: воспитателя, который должен помочь детям грамотно освоить все компоненты родного языка и не допускать серьезных методических ошибок; родителей, которые искренне заинтересованы в подготовке своего ребенка к школе, но не знакомы с закономерностями развития устной и письменной речи; учителя, который далее примет наших детей в 1 класс.

Наш проект «Путешествие в мир звуков» посвящен творчеству новосибирских писателей, соответствует современным требованиям дошкольного образования. Проект поможет установить доверительный деловой контакт между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов, специалистов. Реализация данного проекта возможна в группе комбинированной направленности с детьми, имеющими нарушения речи, а также в работе с детьми с чистой речью.

Цель и задачи проекта

Гипотеза: Если НОД, совместная деятельность и индивидуальная работа по обучению грамоте будут иметь игровой, увлекательный характер, содержать элемент новизны, то дети старшего дошкольного возраста быстрее и лучше смогут понять сложный для них абстрактный мир звуков и букв. Необходимо выбрать лучший способ решения проблемы и продуктивно ее осуществить.

Цель: Формировать у детей старшего дошкольного возраста основы нового отношения к языку и способствовать повышению мотивации воспитанников к изучению звуко-буквенного состава слова путём использования литературного материала новосибирских детских писателей. Систематизация знаний детей о родном городе. Организация единого воспитательно-образовательного пространства для воспитанников, которое поддерживается в ДОУ и семье.

Задачи: 

1) образовательные задачи:

  • Развитие у детей фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза через осознание звукового строя языка.
  • Формирование представлений о соотношении между звуками и буквами.
  • Формирование у детей первоначальных навыков письма и чтения с помощью игровых приемов.
  • Развитие поисковой и интеллектуальной инициативы старших дошкольников.

Комментарии: здесь решаются умение выделять звуки из состава слова, так как  навык чтения формируется у ребенка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова. По мнению известного психолога Д. Б. Эльконина, "чтение – есть воссоздание звуковой формы слова по его графической модели". 

2) воспитательные задачи:

  • Воспитывать познавательный интерес к русскому языку, обучению грамоте.
  • Воспитывать у детей интерес и любовь к родному городу.

Комментарии: При ознакомлении детей с родным городом создаются благоприятные условия, при которых у них расширяется кругозор, развиваются познавательные способности, любознательность, обогащается и развивается речь, решаются задачи эстетического воспитания и детского творчества.

Заинтересовать родителей (законных представителей) воспитанников в участии по реализации проекта в совместной деятельности с педагогами, специалистами через эмоциональный контакт, партнерские отношения. Довести данный показатель задачи до 90-100%.

Комментарии: Одной из задач ФГОС ДО является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) воспитанников в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Это,  по-новому, определяет работу ДОУ с семьей: от традиционной помощи семье в процессе воспитания детей – к формированию компетентного родителя и осознанного родительства – составляющих успешной социализации ребенка.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие (чтение художественной литературы, художественно-продуктивная деятельность).

Обоснование актуальности проекта

Речь ребенка не вызывает у него трудностей в общении в дошкольном возрасте, пока к ней не предъявляются особые требования. Все меняется с началом школьного обучения. На первых порах обучения чтению и письму в школе такие дети испытывают затруднения и как результат – негативное отношение к школе, повышенная утомляемость.

Обучение грамоте очень трудная задача для ребенка дошкольного возраста и требует долгого периода занятий. Все дети разные: один может долго и с удовольствием заниматься, а другой, наоборот, не может находиться в покое ни минуты. А дошкольник запоминает материал лишь тогда, когда ему интересно и когда занятия проходят легко и непринужденно. Насколько благополучно будет проходить обучение с увлечением, во многом зависит от воспитателя и родителей, от их терпения, доброжелательности.

Проблемный вопрос: Как повысить эффективность и качество усвоения программного материала и создать полноценную предпосылку к подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте и их руки к письму? Коллективом научных сотрудников НИИ дошкольного воспитания АПН (Л. Е. Журова, Н. С. Баренцева, Н. В. Дурова, Л.Н. Невская) отмечено, что дети пяти-шести лет проявляют особый интерес к чтению. У ребенка возникает состояние, которое можно назвать обучаемостью. Необходимо вовремя удовлетворить познавательный интерес ребенка и направить его желание на овладение важными для школьного обучения умениями.

Педагогическая практика показывает, что читающие ребята чувствуют себя более уверенно и имеют больше перспектив для успешного обучения в школе. Современные исследования показывают, что 20-30% детей приходят в 1 класс неготовыми к обучению, в том числе, около 12-15% это дети, не посещающие детский сад.

Учитывая данную информацию участники проекта-педагоги пришли к мысли о разработке подхода к обучению грамоте на основе нового материала, содержащего интригующее начало и отвечающего потребностям детей.

Поиски новых приемов и методик в логопедической, психолого-педагогической практике не утратили своей актуальности.  

Связывая в целое нашу проблему-обучение грамоте, мы решили обратиться к творчеству новосибирских детских писателей, которые с большой теплотой и любовью пишут о родном городе, его людях.

И на помощь пришла игра и сказка. В игре часто очень сложное становится понятным и доступным. Игра не возникает сама по себе, педагог должен открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его. И только тогда ребёнок будет подчиняться определённым правилам, у него появится желание много узнать и добиться результата, самовыразиться.

Новизна и практическая ценность нашего проекта заключается в апробации модели обучения грамоте на увлекательном и познавательном материале новосибирских сказок. Работа по данному проекту это один из методов личностно-ориентированного обучения по формированию предпосылок первоначальных умений и навыков чтения и письма, которые позволяют создать ситуацию успеха для каждого воспитанника; воспитать положительное отношение к будущей учебе и патриотическое отношение к родному городу.

Готовность к реализации проекта

Педагог как субъект педагогического процесса является главным действующим лицом любых преобразований в сфере просвещения, которые требуют от каждого педагога переориентации его сознания на гуманистические ценности, адекватные характеру творческой (инновационной) деятельности.

В дошкольном образовательном учреждении МАДОУ д/сад № 373 (1 корпус на ул. Есенина,27а) работают 27 педагогических работника, из них 16 человек с высшим педагогическим образованием, 7 человек со средним профессиональным образованием и 4 педагога проходят обучение в педагогическом колледже и НГПУ.

В детском саду работают творческие педагоги, готовые к реализации инновационных проектов, направленных на повышение качества образовательной деятельности с детьми.

«Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо, где и как я могу эти знания применить» - вот основной девиз современного понимания нашими педагогами метода проекта.

В проекте «Путешествия в мир звуков» участвуют 3 педагога, дети старшего дошкольного возраста и их родители. Главный критерий – это готовность персонала к открытости и изменениям в работе с детьми.

По результатам анкеты «Какие условия влияют на отношение педагогов и нововведениям?» получены следующие результаты:

Позитивные условия:

  • потребность в новизне, творческом подходе к образовательной деятельности;
  • положительная оценка творческих возможностей коллег;
  • совпадение собственных воззрений с целями нововведения, наличие собственных идей для реализации инновационного проекта;
  • практический опыт инновационной деятельности;
  • желание расширить свой педагогический кругозор знаниями о городе Новосибирске.

Негативные условия не выявлены.

Показатели активности и готовности родителей (констатирующий уровень)

Участвовало 24 родителя

Количество родителей, желающих принять участие в проекте

Проявление интереса к жизни ДОУ.

21

Заинтересованность в подготовке детей к обучению грамоте.

24

Владение информацией о творчестве детских писателей города Новосибирска

9

Желание участвовать в проектной деятельности

16

Таким образом, к инновационной деятельности положительно отнеслись 100% педагогов.

Анкета для привлечения родителей к участию в проекте

Анкета позволила определить сильные и слабые стороны для вхождения в проект: готовность родителей составила 67%.

Сильная сторона: 100% интерес к качеству обучения детей грамоте.

Слабая сторона: 36% знают о творчестве детских писателей города Новосибирска.

Анализ предметно-развивающей среды в старшей группе в соответствии с ФГОС ДО. (Приложение № 1).

Вывод: Дополнить РППС произведениями новосибирских детских писателей, изготовить дидактическое пособие «Домики» на звуковой анализ слова.

Прогноз возможных негативных последствий

Предполагаются следующие возможные трудности и пути их преодоления:

Возможные риски

Пути коррекции

1.

Высокая заболеваемость детей, низкое посещение детского сада

периодическое возвращение к уже пройденному материалу

2.

Отсутствие условий в проведении какого-либо запланированного мероприятия

проведение иного мероприятия, способствующего достижению намеченных целей и реализации поставленных задач проекта

3.

Слабая мотивация участников проекта.

Включать инновационные разнообразные формы работы, рефлексию

4.

На разработку и проведение проекта требуется много времени.

Рационально использовать время в соответствии с функционалом участников проекта. При необходимости делегировать полномочия.

Этапы, содержание и методы реализации проекта

Прежде чем приступить к работе с детьми по методу проектов, мы познакомили родителей с инновационной технологией, раскрыли её преимущества и целесообразность использования с детьми дошкольного возраста. Отметили необходимость участия родителей в реализации проекта.

1 этап – организационный

На первом этапе работы не все родители активно включались в реализацию проекта, ссылаясь на занятость и недостаток свободного  времени, но увидев первые результаты, стали более активными участниками проектной деятельности.

Задачи 1 этапа:

  • Сформировать информационный банк данных о детях.
  • Выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития.
  • Создание базы дидактических материалов (среда развития).

На этом этапе необходимо провести анкетирование родителей, подобрать и отобрать логопедический и дидактический материал, разработать планирование работы в соответствии с психологическими и возрастными особенностями детей.

Этапы

Содержание

Сроки

Ответственные

1этап: Организационный.

Подбор и изучение справочной, методической и художественной литературы по теме.

Разработка перспективного плана работы.

Оформление диагностической карты по обучению грамоте

(автор Платонова О.Ф.-nsportal.ru)/

Первичное обследование детей.  (Диагностика: Приложение 2),

Проведение консультаций для родителей: «Подготовка ребенка к обучению грамоте» (Приложение №3).

«Как научить ребенка читать?» (Приложение№4).

Чтение произведений детских писателей города Новосибирска- С. Ююкина, В. Шамова, Ю. Магалифа, автора знаменитого Жакони.

Анализ развивающей предметно-пространственной среды (приложение №1)

Сентябрь-октябрь

Учитель – логопед, старший воспитатель.

Воспитатели

Старший воспитатель

На организационном этапе подобрана вся необходимая литература для чтения.

Разработан календарный план работы по обучению грамоте и ознакомлению с историей города Новосибирска в старшей группе (Приложение № 5).

Во второй половине дня проходило чтение произведений детских писателей Новосибирска для погружения детей в сказки, которые «родились» в родном городе. Наиболее яркими героями для детей стали Городовичок и Обинушка писателя В. Шамова и обезьянка Жаконя Ю. Магалифа.

2 этап – основной

В непосредственно-образовательную деятельность и игры в соответствии с календарным планом включили полюбившихся детям героев «Новосибирских сказок» В.В. Шамова (Городовичок, Обинушка). Они приходят на занятия (НОД) к детям и вместе с ними обучаются, играют, рассказывают об истории Новосибирска, о его жителях, детских писателях, достопримечательностях нашего города. Дети показывают им свою сообразительность, решают проблемные ситуации, участвуют в словесных играх (находят в длинном слове короткое, спрятанное слово, читают по слогам слова и т.д.).

Помимо НОД весь новый материал закрепляется в дидактических играх по обучению грамоте, на итоговых мероприятиях.

План 2 основного этапа (практика)

Задачи:

  • Проведение работы с детьми.
  • Дальнейшее пополнение базы дидактическими материалами.
  • Оказание консультативной помощи педагогам, родителям воспитанников.
  • Проведение индивидуальной работы с детьми по «Дневничку взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя».

Данный этап предполагает проведение непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками согласно календарного планирования логопедической работы.


2 этап

 мероприятия

ответственный

Основной

1.Проведение цикла НОД по обучению грамоте на основе произведений В. Шамова в соответствии с календарным планом (сентябрь 2010-май 2020).

2.Праздник «Путешествие к Королеве Грамоты» (октябрь 2019).

Выставка детских работ: «Моя любимая буква»; «Городовичок и Обинушка» путешествуют по Новосибирску» (октябрь 2019).

Рассматривание иллюстраций к буквам в различных азбуках.

Организация выставки «Моя азбука». (Дети сами украшали буквы из бросового материала)

Экскурсия в библиотеку «Путешествие в книжное царство». Знакомство с творчеством новосибирских писателей (ноябрь 2019).

Творческая встреча с автором новосибирских сказок В.В. Шамовым (ноябрь 2019).

Развлечение «Загадки и стихи о буквах» (декабрь 2019).

Развитие мелкой моторики (выкладывание букв из фасоли, бусин, пуговиц)- декабрь 2019.

Изготовление книжек-малышек «Мой Новосибирск» (январь 2020).

Аппликация «Буквы разные», «Обложка азбуки», «Мой город» (сентябрь-май 2020).

Рисование «На что похожа буква», «Улицы города» (сентябрь-май 2020).

Лепка букв из соленого теста и их раскрашивание (февраль 2020).

Экскурсия в музей Дзержинского района (февраль 2020).

Досуг «Путешествие по Новосибирску с Городовичком» (февраль 2020).

Оформление альбомов «Моя любимая буква», «Книжкина обложка», «На что похожа буква»

(октябрь-май 2020).

Песочная терапия «Нарисуй букву», «Дома Новосибирска». (март 2020).

Викторина о Новосибирске «Я знаю это место»- игра с иллюстрациями города (март 2020).

Досуг «Королева Грамоты и Обинушка снова приглашают в гости» (апрель 2020).

Игровое шоу- игры «Раздели на слоги», «Найди звук в слове», «Исправь ошибку», «Придумай слово», «Мягкий или твердый»

(апрель 2020).

Экскурсия к фонтану возле ГНТБ (май 2020).

Учитель-логопед

Музыкальный руководитель

Воспитатели

Старший воспитатель

Музыкальный руководитель,

воспитатели

Реализация второго этапа проекта

НОД. Обучение грамоте.

Все занятия по обучению грамоте проходят в игровой форме. Вместе с Городовичком  и Обинушкой  в процессе игры дети усваивают такие понятие как: гласные и согласные, твердые и мягкие звуки. Проводят звуковой анализ слов. Были даны понятия - «предложение», «слово», «слог». При знакомстве с гласными звуками дети с Городовичком отправляются в увлекательное путешествие в страну Грамматику, где знакомятся   с жителями страны «Гласиками», которые живут в красных домиках и очень любят петь. Кроме задач по обучению грамоте, Городовичок и Обинушка рассказывают детям о городе Новосибирске, его достопримечательностях и легендах.

Использование в образовательной деятельности игровых и литературных персонажей. 

Для усиления взаимосвязи между этапами образовательной деятельности вводится сказочный герой, который выполняет разные функции: приносит задания, просит детей о помощи, помогает детям их выполнить, проверяет правильность выполнения задания. Дети, включаясь в игру, помогают ему отобрать картинки, в названиях которых есть соответствующий звук, подсказывают пропущенный звук в слове или недосказанное слово в предложении, восстанавливают перепутанные слоги и слова. Герои сказок В. Шамова всегда приносят занимательный материал в виде ребусов, шарад, малых кроссвордов, чистоговорок.

В цикле разработанной НОД (Знакомство с гласными и согласными звуками, приложение № 5) используются проблемные ситуации, что  положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей. Рубенштейн С.Л. говорил, что «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс». Приемы зрительной, слуховой, двигательной наглядности, занимательные и доступные детям вопросы, загадки, моменты неожиданности, удивления, загадочности, соревнования способствуют активизации мыслительной деятельности.

Методы и приемы организации детей в НОД:

  • сюжеты сказок;
  • воображаемые путешествия, экскурсии, поездки, приключения;
  • литературные персонажи;
  • известные и придуманные игры;
  • элементы сюжетно-дидактических игр;
  • сюжетные и пейзажные картины;
  • специально изготовленные пособия, рисунки, панно;
  • настольно-печатные игры.

Формы проведения динамических пауз

  • подвижная игра;
  • подвижно-дидактическая игра;
  • игра-эстафета;
  • игры малой подвижности;
  • имитация трудовых действий;
  • речевые физкультминутки;
  • психофизическая гимнастика.

Совместная деятельность:

В совместной деятельности закрепляется материал, пройденный на занятиях.

В коррекционный час включаются упражнения артикуляционной гимнастики, совершенствуются навыки звукового анализа; чистоговорки и скороговорки про буквы и звуки.

Прошедший в октябре 2020 года  «Праздник грамоты» отправил детей с Городовичком и Обинушкой в интересное и познавательное путешествие в страну Грамматики.

На экскурсии (ноябрь, 2020) в МБОУ СОШ № 177 работник библиотеки провела увлекательное путешествие с нашими детьми по произведениям новосибирских детских писателей Ю. Магалифа, С. Ююкина, В. Шамова, Ю. Горустовича, Ю. Корнеевой. Библиотекарь отметила, что язык – это и наш повседневный быт, наша история, культура. Родное слово помогает жить, узнавать себя и других. Без языка не будет народа. Поэтому свой родной язык нужно беречь, изучать, развивать и обогащать его.

В ноябре 2020 года состоялась встреча с новосибирским писателем

В.В. Шамовым, который рассказал детям о богатстве русского языка и о том, чтобы стать успешным человеком, необходимо обучаться грамоте и много читать хороших книг. Поведал интересные и увлекательные истории о своих сказочных персонажах, истории о городе Новосибирске, о его достопримечательностях. Была подготовлена слайд-программа «Я люблю тебя, мой милый город, мой Новосибирск родной». На память о встрече в нашем ДОУ писатель подарил нашим детям свою новую книгу «Сузунские подружки». Данное мероприятие является содержательным элементом духовно-нравственного воспитания, проводилось в рамках проекта (приложение № 6).

В январе 2020 года после зимних каникул дети изготовили книжки-малышки «Мой Новосибирск», в которые вклеивали фото города, рисовали и писали названия зданий печатными буквами. (приложение № 6)

Для родителей подготовлена консультация «Мир звуков». Изготовлены памятки-рекомендация для родителей по обучению грамоте.

Консультация для воспитателей «Учимся играя».

Проведено анкетирования родителей по теме обучения грамоте.

Индивидуальная работа:

Закрепляются знания, полученные на занятиях, индивидуально с каждым ребенком. Работа систематизирована и зафиксирована в «Дневнике взаимодействия воспитателя и учителя-логопеда», в котором прописываются индивидуальные задания для детей, сроки их выполнения и результат.

Из книги В.В. Волиной «Учимся играя» разгадываем словокаты, чайнворды,

 заколдованные слова и т.д.

Игры с буквами и словами:

1.«Буква потерялась».

2.«Слова-малышки».

3.«Верни слова в свои дома».

4.«В длинном слове короткое».

5.«Покорение вершин».

6.«Составь из набора слогов новое слово» и др.

З этап – заключительный

Задачи:

  • Определить эффективность проделанной работы.
  • Разработать рекомендации для педагогов и родителей детей по дальнейшему формированию навыков звукового анализа.

Данный этап предполагает подведение итогов работы, их осмысление и разработка на их основе рекомендаций по внедрению данных форм работы.

3 этап

Проанализировать результаты. Оформить папку – копилку итогов проекта.

Подведение итогов реализации проекта на педагогическом совете.

Поощрение наиболее активных участников проекта.

май 2020

май-июнь 2020

Учитель – логопед, старший воспитатель, музыкальный руководитель, воспитатель.

Конечные результаты проектной деятельности

Проектная деятельность развивает наблюдательность, творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи, позволяет участникам быть более активными в дошкольной жизни, способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в группе, умения отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления.

В ходе реализации проекта у детей сформировались первоначальные лингвистические представления, понимания того, что такое «слово», «звук», «буква». Дети научились проводить звуковой и слоговой анализ слов, делить двухсложные и трехсложные слова на слоги, составлять слова из слогов.     Выработалась правильная дикция, сила голоса, темп речи. Научились образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными и ласкательными суффиксами, обучились правильному построению элементарных предложений. (Приложение № 7).

У детей сформировалось понятие о географическом расположении города на основе произведений «Новосибирские сказки», «Обская легенда», «Фонтаны над Обью: сказ о будущем, настоящем и прошлом» писателя

В. В. Шамова; достопримечательностях и выдающихся людях города. Дети больше узнали о традициях, труде и быте горожан. А это воспитание патриотизма, чувства гордости за своих земляков, которые прославили родной город.

Практическая значимость результатов проекта определяется тем, что разработанная в ходе реализации модель обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста на основе детских литературных произведений о городе Новосибирске может применяться в практике педагогической деятельности других групп с учетом возраста, а также в других ДОУ с целью повышения качества образовательного процесса и внесения в него инновационного подхода.  

Разработанный цикл непосредственной образовательной деятельности содержит новизну материала (погружение в творчество новосибирского детского писателя В.В. Шамова) и позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы (обучение грамоте) и применять их на практике.

В результате процесс обучения становится не только более экономным, но и более интересным, увлекательным и обеспечивает качественные результаты педагогической деятельности. Идет стимулирование инновационной деятельности, совершенствование профессионального уровня педагогов, заинтересованность в успешности проекта через использование творческих форм активации в рамках проекта (тематические праздники, досуги, экскурсии, викторины, фотовыставки).

Проект предполагает демонстрацию опыта в педагогическом сообществе. Реализация данного проекта возможна в логопедической группе с детьми, имеющими нарушения речи, а также может использоваться в работе с детьми с нормой речи.

В результате реализации мероприятий проекта сформируется позитивный имидж группы, работы специалистов и дошкольного образовательного учреждения в целом, что соответствует социальному заказу на современном этапе, с одной стороны, и сделает воспитательно-образовательный процесс МАДОУ д/сада № 373 открытым для активного участия родителей (законных представителей) воспитанников и других членов семьи.  Родители воспитанников обогатили свой педагогический опыт, испытали чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

МАДОУ д/сад «Скворушка» № 373 самых активных и инициативных родителей, принимавших участие в жизни учреждения ежегодно традиционно отмечает на празднике «Семья года».

В перспективе: Совершенствование, поиск и разработка новых инновационных форм работы с детьми обучению грамоте во взаимодействии со всеми участниками образовательных отношений. Публикации педагогов по результатам проектной деятельности.

Критерии и показатели эффективности реализации проекта

Механизмы оценки результатов: наблюдения; анкетирование; беседа с педагогами; наблюдение за ходом реализации проекта; мониторинг профессионального роста педагогов.

Критерии эффективности:

1. Степень оригинальности и новизны проекта.

2. Степень использования результатов социологического опроса, позволяющих выявить отношение участников к проектной деятельности.

3. Технологичность и возможность для внедрения проекта в образовательный процесс ДОУ.

Характеристика средств контроля и обеспечения достоверности результатов проекта

С целью организации контроля обеспечения достоверности результатов используются эмпирические и теоретические методы оценивания в проекте:

  • Анкетирование, как метод массового сбора необходимой информации.

В рамках проекта разработаны анкеты для родителей, позволяющие выявить удовлетворенность родителей качеством образования и интерес родителей к направлениям дополнительного образования и творческого развития воспитанников (Приложение № 7).

Степень включенности родителей, их заинтересованность будет проанализирована через анкетирование, опросы, организацию обратной связи, участие в совместных мероприятиях.

Анкеты для педагогов, как один из инструментов позволяющий оценить уровень дидактической готовности педагогов, выявить имеющиеся пробелы в профессиональном развитии.

  • Метод наблюдения. Наблюдение за организованной образовательной деятельностью с детьми позволяет получить конкретные фактические данные об уровне дидактической компетентности педагогов. С целью объективной оценки полученных данных разработана карта анализа содержания педагогической деятельности.
  • Изучение методической документации педагогов. Метод позволяет собрать объективные данные, характеризующие реально сложившуюся практику дошкольном образовательном учреждении по организации образовательного процесса.
  • Теоретический анализ позволяет проанализировать полученные в результате реализации проекта. Выделить и рассмотреть отдельные стороны, признаки и особенности свойств педагогических достижений и выявленные проблемы   на методическом совещании педагогов МАДОУ «Детский сад № 373».

Карта наблюдения за ходом реализации проекта

критерии

Начало проекта

Промежуточный

Окончание проекта

IX

X

XI

XII

I

II

III

IV

V

1.

Выполнение мероприятий в соответствии с календарным планом проекта

+

+

+

+

+

2.

Ясность, четкость, достижимость целей и задач педагогического проекта

+

+

+

+

+

3.

Структура раздаточного материала

+

+

+

+

+

4.

Использование ИКТ

+

+

+

+

+

5.

Надлежащее оформление: соответствие стандартным требованиям, качество эскизов, схем, рисунков и других продуктов проекта

+

+

+

+

6.

Диагностический материал (своевременность заполнения)

+

+

7.

Изменения в РППС (ресурсные поступления)

+

+

+

+

8.

Взаимодействие с родителями (обратная связь)

+

+

+

+

+

9.

Возможные сбои в ходе проекта технического, психологического характера, «человеческий фактор».

-

10

Самостоятельные инициативные решения, принимаемые участниками в ходе проекта.

+

+

+

+

     Условные обозначения:

     + (максимальная выраженность признака)

     -  (наличие отдельных черт признака).

  • (удовлетворительная выраженность признака)

Ресурсное обеспечение проекта:

Наличие в МАДОУ:  

  • методического кабинета;
  • кабинета учителя-логопеда;
  • кабинета педагога-психолога;
  • музыкального зала.

Имеющиеся ресурсы:

ресурсы: Интернет - как источник необходимой информации. Microsoft Office Word, Microsoft Office Excel, Microsoft Office Power Point, Microsoft Office Publisher, Microsoft Office Project – как средства структурирования, оформления и систематизации информации. Материально-технические: компьютер, CD, принтер, бумага, ноутбук- 5 шт., ксерокс – 1 шт.; фотоаппарат – 1 шт., видеокамера-1шт., мультимедийный проектор-1 шт.

№п/п

Ресурсы

Действия

1

Нормативно-правовые:

  • разработка новых локальных актов,

       регламентирующих деятельность ДОУ

       (приказов, положений, правил,

       функционалов), заключение договоров с

       партнерами.

2

Научно-методические:

  • функционирование творческой группы педагогов по

     реализации проекта в ДОУ;

  • разработка механизма, критериев и

      показателей оценки результативности

        реализации проекта;

  • оснащение педагогов методическими пособиями и рекомендациями по использованию ИКТ в работе с детьми.

3

Материально-технические:

  • приобретение технических и дидактических средств обучения;
  • оснащение ДОУ оргтехническими средствами: мультимедийными проекторами, ноутбуками

4

Кадровые:

  • создание условий для повышения квалификации, подготовки и переподготовки специалистов участвующих в реализации проекта;
  • привлечение необходимых специалистов извне;
  • создание творческих групп.


Бюджет проекта

Наименование

сумма

1

Приобретение произведений детских писателей города Новосибирска для детей с 3 -7 лет.

5000,0

2

Приобретение доски из пробкового материала для работы с , пособиями для звукового анализа и др.

3700,0

3

МФУ -Цветной принтер

6000,0

Итого

14,700

Функционал участников проекта

Принципом проектной деятельности является командный подход. Командный подход подразумевает разделение труда при разработке и реализации проектов. Но при этом важным является понимание того, кто чем будет заниматься в силу своих интересов, возможностей и способностей.

Ф.И.О.

педагогов-участников проекта

должность

обязанности по реализации проекта

1.

Вязникова Наталья Александровна

Старший воспитатель

-ведет мониторинг реализации проекта;

-курирует и обеспечивает проведение мероприятий, направленных на повышение      квалификации педагогов и информационно-методическое обеспечение проекта;

-руководит осуществлением анализа промежуточных и итоговых результатов проекта;

-формирует банк педагогических идей по теме проекта

-руководит разработкой методических рекомендаций по теме проекта;

-осуществляет контроль реализации проекта;

-разрешает деловые межличностные конфликты;

-проводит анализ результатов;

-изучает положительный опыт и организует его обобщение, распространение.

2.

Лебедева Мария Владимировна

Учитель-логопед

-участвует в разработке рекомендаций для педагогов;

- изучает интересы и знания детей по теме проекта;

-участвует в разработке методических рекомендаций по использованию наиболее эффективных методов и форм обучения и воспитания, направленных на развитие общения, игровой деятельности, познавательных процессов у воспитанников;

-выполняет функции методической поддержки и консультирования по своему направлению работы;

-занимается информационным сопровождением проекта.

4.

Бекетова Елена

Александровна

Воспитатель старшей группы комбинированной

направленности

-изучает интересы и знания детей по теме проекта;

-грамотная мотивация детей на успешное достижение конечного результата;

-создает условия для проектной деятельности;

- разъясняет родителям суть проекта и его значимость для развития личности детей, рассказывает об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия в ней;

-размещает стендовую информацию для родителей и коллег о ходе, результатах и последствиях реализации проекта;

-разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и материалы;

-организует выставки детско-родительских работ;

-поддерживает детскую инициативу;

Дети

воспитанники старшей группы

-предлагают разные варианты решения проблемы;

-группируются в соответствии с видами деятельности;

-учатся вместе с воспитателем, родителями  и самостоятельно находить нужную информацию для продвижения проекта;

-представляют полученные результаты, рассказывают о своей работе;

-учатся адекватно оценивать результат и деятельность: свою и сверстников.

Родители (законные представители)воспитанников

-оказывают дома помощь детям в изучении необходимого материала по теме проекта; 

-совместно с ребёнком посещают библиотеки, музеи, театры, выставки, книжные магазины; просматривают фильмы, Интернет с целью поиска источников дополнительной информации по теме проекта;

-укрепление детско-родительских отношений;

-вносят предложения по совершенствованию условий реализации проектной деятельности;

-участвуют в конкурсах поделок, макетов, рисунков; в фотовыставках.

                                                  Перечень источников

1. Аромштам М., «Азбучные сказки», Начальный курс обучения грамоте, М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2005.

2. Александрова Т. В., «Живые звуки или фонетика для дошкольников», М. ЛИНКА-ПРЕСС, 2012.

3. Борисова Е. А. «Играя звуки исправляем — играя звуки закрепляем». Биробиджан: Обл. ИУУ, 2005.

4. Большая книга подготовки к школе для детей 5-6 лет. Обучение грамоте, счет, логика, речь, мелкая моторика руки / С.Е. Гаврина и др. - М.: Академия развития, 2009.

5. Большая книга развития мелкой моторики и быстрого обучения грамоте. - М.: Академия Развития, Астрель, 2011.

6. БыковаИ. А., «Обучение детей грамоте в игровой форме», Санкт-Петербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.

7. Журова Л.E. «Обучение грамоте в детском саду». —М.: Просвещение, 1974.

8. Савицкая Н. М., «Обучение грамоте в детском саду и дома», Литера, 2016. 

9. Сохин Ф.А. «Подготовка к обучению грамоте. Развитие речи детей дошкольного возраста». М., 2008.

10. Ушакова О.С. «Развитие речи», М.: Вентана-Граф, 2016.

11. Шамов В. В., «Новосибирские сказки», рис. Е. Третьякова. – Новосибирск: Кн. изд-во, 2001.

12. Шамов В. В., «Обская легенда», художник Л. В. Трещева. – Новосибирск: Кн. изд-во, 1994.

12. Шамов В. В., «Фонтаны над Обью: сказ о будущем, настоящем и прошлом», художник Е. Третьякова. – Новосибирск: Кн. изд-во, 2005.

Интернет источники

https://infourok.ru/tehnologiya_obucheniya_starshih_doshkolnikov_osnovam_gramoty-521051.htm Вербицкая Татьяна Леонидовна, «Технология обучения старших дошкольников основам грамоты».

http://www.maam.ru/detskijsad/avtorskie-skazki-po-obucheniyu-detei-gramote-glasnye-i-soglasnye.html  Лидия Тарасова, «Авторские сказки по обучению грамоте».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по обучению грамоте на тему « Звук С-Сь».

Проект заключает в себе коллективную (фронтальные занятия), индивидуальную работу, работу с воспитателями и родителями.Срок проекта четыре недели....

Проект по обучению грамоте на тему « Звук С-Сь».

Проект заключает в себе коллективную (фронтальные занятия), индивидуальную работу, работу с воспитателями и родителями.Срок проекта четыре недели.Закреплять правильное произношение звука «С&raqu...

Проект по обучению грамоте в подготовительной группе "Игры со звуками и словами"

Обучение элементам грамоты детей предшкольного возраста  через использование игровых приемов, наглядно-дидактического материала....

Открытое занятие по звуковой культуре речи и обучению грамоте «В стране звуков» (звук Ж) в подготовительной группе.

На занятии по звуковой культуре речи и обучению грамоте  дети закрепляют произношение звука "ж", знакомятся с буквой "ж"., учатся  делать звуковой анализ слова "жук...

Проект по обучению грамоте старших дошкольников (5-8 лет) «От звука к букве» Малыгина М.А.

Проект по обучению грамоте старших дошкольников(5-8 лет)   «От звука к букве»...

Проект по обучению грамоте в подготовительной группе «От звука к букве»

В дошкольном возрасте дети с нарушениями звукопроизношения не всегда справляются с программными требованиями детского сада, и к моменту поступления в школу, не достигают нужного уровня готовности к об...

Проект по обучению грамоте в подготовительной группе «От звука к букве»

В дошкольном возрасте дети с нарушениями звукопроизношения не всегда справляются с программными требованиями детского сада, и к моменту поступления в школу, не достигают нужного уровня готовности к об...