Конспект организованной образовательной деятельности для детей подготовительного к школе возраста по речевому развитию по теме: «Календарный лист перевернём…»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Елена Владимировна Демидова

Конспект занятия в подготовительной к школе группе по обучению грамоте и речевому обучению по теме "Календарный лист перевернем".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_gramote_v_podg._vozr.docx20.81 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад № 28»

Конспект

 организованной образовательной деятельности

для детей подготовительного к школе возраста

по речевому развитию

по теме:

«Календарный лист  перевернём…»

 

                                        Воспитатель: Демидова Е. В.

                                                          высшей квалификационной категории

 

г. Кириши

Цель занятия: создать условия для речевого развития детей через формирование навыков обучения грамоте.

Образовательные задачи:

  1. Закрепить знания детей о днях недели.
  2. Продолжить закреплять умение детей составлять схему предложения.  
  3. Закрепить знания детей о гласных и согласных звуках.
  4. Дать знания детям о звуках «К» и «К».
  5. Продолжить закреплять умение производить звуковой анализ слова, изображая его графически.
  6. Продолжить закреплять умение определять место звука в слове.
  7. Продолжить развивать у детей навыки рисования по клеточкам и ориентировку по клеточкам.

Речевые задачи:

  1. Продолжать развивать фонематический слух.  
  2. Активизировать речь детей за счёт слов со звуками «к» и «к,».
  3. Совершенствовать слуховое внимание, память.

Воспитательные задачи:

  1. Продолжать воспитывать любовь к родному городу, краю.
  2. Воспитывать интерес к занятиям по развитию речи с элементами грамоты.

Материалы: календарь с днями недели, схемы с фишками, тетради в клетку, карандаши цветные и простой, подбор картинок, билетики.

Ход занятия.

I. Организационная часть.

Воспитатель:

Друзья мои, сейчас нам Диана загадает загадку, и вы сразу догадаетесь, о чем пойдет речь.

Братьев этих ровно 7,

И они известны всем,

Каждую неделю кругом

Ходят братцы друг за другом.

 Воспитатель: Да, это календарь. Наш календарь не простой, каждый день недели имеет свое задание.

Хотите  выполнять эти задания?

II. Основная часть.

Воспитатель: Мы уже с вами знаем, что слова состоят из звуков. Давайте мы сейчас вспомним, какие бывают звуки.

Ответы детей: гласные, согласные.

 В. -Что мы знаем о гласных звуках?

Д. -Они поются и во рту нет преграды. Назовите гласные звуки?

В. -А что мы знаем о согласных?

Д. –Когда мы их произносим, во рту есть преграда, их нельзя петь.

В. –Какие бывают согласные звуки?

Д. –Мягкие и твердые. Твердые обозначаем синим цветом, а мягкие обозначаем зеленым.

Воспитатель: согласные звуки нам поможет вспомнить игра:

«Маленький и большой братец».

Воспитатель: Предлагаю начать с 1 задания. Называйте первый день недели. Понедельник. На какой звук заканчивается это слово? Звук К. Назовите младшего брата звука К. Вы уже догадались, какие звуки будут нам помогать сегодня?

Вы правильно догадались, это твердый К и мягкий К.

Произнесите все вместе звук К. А какой это звук? (согласный). Почему он согласный? (его нельзя петь, во рту возникает препятствие). Какой он? Твёрдый, обозначаем синим кружком.

Произнесите все вместе К. Какой это звук? (согласный). Согласный какой? Мягкий, обозначаем зеленым кружком.

- Вот эти звуки нам сегодня и будут помогать.

- Вы молодцы справились с заданием.

2 задание. Назовите второй день недели. Вторник. Присаживайтесь на коврик. Вторник приготовил нам такое задание. Я сейчас буду показывать картинки, а вы тихонько произносите слово и определяете место звука К и К в начале, в середине или конце слова. Что нам для этого понадобиться? Схемы и фишки.

Картинки:

Справились с заданием, молодцы.

Воспитатель:

3 задание. Называйте 3 день недели. Среда. А среда нам прислала письмо и попросила его переписать. Но мы же еще не умеем писать, как же быть? С помощью чего мы умеем записывать предложения?

С помощью схемы. Занимайте места за столами.

Вспомним правило:

Предложение пишется с большой буквы, слова в предложении пишутся раздельно, в конце предложения ставится знак.

Записываем: Золотая осень. Падают разноцветные листья.

4 задание. Переворачиваем следующий лист календаря. Четверг. А в четверг мы немного отдохнем.                          Физкультминутка.

Будем вместе называть,

Дни недели вспоминать!

Семь веселых дней в неделе.

В понедельник мы дудели,

А во вторник - суп варили

И про среду позабыли.

Весь четверг похохотали,

Только в пятницу устали.

Мы в субботу отдыхали.

В воскресенье рано встали,

В магазин с утра сходили,

Там печенье мы купили!

Да, купили мы печенье

Рано утром в воскресенье!

На тарелке разложили,

Посчитать его забыли.

Воспитатель:

5 задание.  Пятница. Друзья, а пятница хочет подарить нам билеты в кино. Хотите пойти в субботу в кино? Тогда нужно составить слово из запутанных слогов. Я буду произносить запутанное слово, а вы его исправляйте, кто догадался, находит картинку с правильным ответом.

Молодцы, все отгадали, вот и билеты в кино.  

6 задание. Суббота.  Следующий день недели суббота и мы отправляемся в кино, занимайте свои места. Будем делать звуковой анализ слова «кино». Сели ровно. Делаем в тетрадях, а на доске будет выполнять задание Ева И.

Вы молодцы справились с заданием.

7 задание. Воскресенье. Воскресенье предлагает нам выполнить задание по клеточкам. Садитесь за столы, слушайте внимательно задание и смотрите на доску, будем вместе рисовать букву К.

III. Заключительная часть. Воспитатель: Ну что же, наша веселая неделя подошла к завершению. Понравились вам задания на такой неделе? Какие задания вам понравились? С какой   буквой познакомились? Какие звуки нам помогали?

Анализ занятия по развитию речи с элементами грамоты,

тема: «Календарный лист ты переверни».

     Занятие проведено с детьми подготовительного к школе возраста. Длительность занятия 30 минут. Занятие составлено в соответствии с возрастом детей и их индивидуальными особенностями. На нём были поставлены задачи образовательного, речевого и воспитательного характера, которые способствовали реализации основной цели. Все части занятия логически связаны между собой. В занятии использованы КТ презентация «Объекты города», физминутка «Строим дом», игры и игровые упражнения.

        Во время проведения бесед с детьми я использовала включение проблемных ситуаций, которые дети решали различными способами. При проведении мероприятия мною был учтен принцип интеграции образовательных областей: познавательной, речевой, социально – коммуникативной области.

Также была проведена предварительная работа:

- формирование знаний о гласных и согласных звуках;

- закрепление умений производить звуковой анализ слова;

- закрепление умений определять место звука в слове;

- закрепление умений составлять схему предложения;

- заучивание физкультминутки;

- закрепление умений образовывать существительные с уменьшительно – ласкательным суффиксом;

- закрепление знаний о родном городе, его улицах, достопримечательностях, инфраструктуре, знакомство с картой города в ходе экскурсий, бесед;

- обогащение словаря детей существительными и прилагательными.

Дети во время занятия были активные, внимательные, заинтересованные, справились со всеми заданиями.

Образовательные:

1.Задача «Закрепить знания детей о родном городе, его улицах, достопримечательностях, инфраструктуре» реализована мною в ходе всего занятия, а именно в каждом задании с опорой на КТ презентацию, назывании объектов нашего города и рассматривании карты города.

2.Задача «Продолжать закреплять умение детей составлять схему предложения» мною реализована в заключительной части занятия, а именно в 7 задании «от работников почты». Дети составляли схемы предложений в тетрадях.

3.Задача «Закрепить знания детей о гласных и согласных звуках» реализована мною в вводной части ходе беседы и в игре «Маленький и большой братец».  

4.Задача «Дать знания детям о звуках «К» и «К» реализована мною в начале занятия, а именно при выполнении 1 задания от «работников вокзала».  Дети выделили общий звук в словах – ответах и уточнили характеристику звуков К, К.

5.Задача «Продолжать закреплять умение производить звуковой анализ слова, изображая его графически» реализована мною в основной части занятия, а именно во время выполнения 4 задания «от работников кинотеатра». Дети проводили звуковой анализ слова «кино» в тетрадях, а один ребенок у доски.

6.Задача «Продолжать закреплять умение определять место звука в слове» я реализовала в основной части занятия, а именно детям было предложено выкладывать его на схеме фишкой. Это было 2 задание «от администрации города».

7.Задача «Продолжать развивать у детей конструктивные навыки» я реализовала вовремя выполнения задания от «работников спасательной станции» в ходе складывания бумажного кораблика.

Речевые:

1.Задача «Продолжать развивать фонематический слух» реализована мною в основной части занятия, а именно при выполнении задания 2 «от администрации города», во время игрового упражнения «найди место звука в слове» дети придумывали слова с заданными  звуками и определяли их место в слове.    В задание 3 «от киришских строителей» с помощью игрового упражнения «построй улицу», в ходе которого подбирали слова на заданные слоги. В задание 6 «от спасателей» отгадывали слово «кораблик».

2.Задача «Активизировать речь детей за счёт названий достопримечательностей, инфраструктуры родного города» реализована мною на протяжении всего занятия, и в водной, и в основной, и в заключительных частях. Дети называли объекты города.

3. Задача «Совершенствовать слуховое внимание, память» также реализована мною на протяжении всего занятия.  Используемые мною, задания и упражнения были направлены на развитие у детей слухового внимания и памяти.

Воспитательные:

  1. Решая задачу «Продолжать воспитывать любовь к родному городу, краю», я постаралась вызвать у детей чувство гордости за наш город, а именно при «написании» письма.
  2. Для осуществления 2 задачи «Воспитывать интерес к занятиям по развитию речи с элементами грамоты» я использовала различные игровые упражнения, КТ презентацию, игровую форму занятия, деятельностный подход к работе детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности детей подготовительной к школе группе по теме: «Цветы зимы» Образовательная область: художественное творчество (аппликация)

Цель: -Научить детей вырезать снежинки из сложенного в несколько раз квадратного листа бумаги.-Закрепить навыки симметричного и силуэтного вырезания растительных элементов, ваз с декоративным уз...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности детей подготовительной к школе группе по теме: «Деревья у озера» Образовательная область: художественное творчество (рисование)

Цели и задачи:Образовательные: Познакомить с новой техникой рисования двойных (зеркально-симметричных) изображений- монотипией.Познакомить с творчеством И.И.Левитана, учить выделять выразит...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по сенсорному развитию для детей подготовительной к школе группы комбинированной направленности Тема: «Играем с Машей».

Конспект непосредственной образовательной деятельности по сенсорному развитиюдля детей подготовительной к школе группыкомбинированной направленностиТема: «Играем с Машей»....

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей подготовительной к школе группы по образовательной области «Формирование целостной картины мира» по теме: «Тайны космоса»

Цель: Расширять представления детей о космосе; подводить к пониманию того, что освоение космоса – ключ к решению многих проблем на Земле.Задачи приоритетной образовательной области: Рассказать д...