Мастер – класс для педагогов «Музыкальные нейроигры и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста»
план-конспект занятия по обучению грамоте

Брюнеткина Светлана Владимировна

Мастер класс для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_bryunetkina_sv.docx28.31 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 6» города Миньяра

Ашинского района Челябинской области

Мастер – класс для педагогов

«Музыкальные нейроигры и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста»

Брюнеткина Светлана Владимировна

музыкальный руководитель

МКДОУ № 6 г. Миньяра

Высшая квалификационная категория

Миньяр, 2022 г.

Прошу внимания!

Прошу вашего дружеского участия и понимания.

Я мастер-класс сегодня покажу,

Много интересного, поверьте, расскажу.

Дети любят эти упражнения,

Увлекут они и вас, вне всякого сомнения.

Здравствуйте, уважаемые члены жюри, коллеги. Разрешите представить вашему вниманию мастер-класс на тему «Музыкальные нейроигры и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста», которые вы можете использовать на музыкальных занятиях, в совместной деятельности, в кружковой деятельности для развития музыкальных и творческих способностей дошкольников.

Цель: знакомство педагогов с применением музыкальных нейроигр и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

1.Познакомить участников мастер-класса с нейроиграми и упражнениями, способствующих умственному развитию дошкольников.

2.Научить практическим умениям в использовании нейроигр и упражнений.

3.Повысить мотивацию к овладению нетрадиционными методиками, их широкому применению в совместной деятельности с детьми.

На сегодняшний день все больше появляется детей с задержкой речевого и психического  развития, с речевыми нарушениями, гиперактивных и невнимательных. Все чаще встречаются дети моторно неловкие, они плохо переключаются с одного движения на другое. На музыкальных занятиях не все дети могут слышать ритм, сильную долю, мелодию, трудно делать разные музыкально-ритмические движения. Почему же наблюдается такая ситуация?

Причин может быть много. Это и экологические, биологические, социальные факторы, влияющие на состояние и развитие наших детей, а также это малоподвижный образ жизни детей. Недостаточность физической активности ведет к плохому снабжению головного мозга кислородом, несформированной координации движений, не развитой ориентировки в пространстве, не развитого чувства ритма, а также дисгармоничному развитию межполушарных связей.

Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга.

Развивать мозг необходимо с дошкольного возраста, во взрослой жизни ребенку удастся избежать массы проблем.

 Что же делать, чтобы наши дети развивались правильно? Это подтолкнуло меня к поиску нетрадиционных методов и  приемов работы с детьми.  Сегодня я познакомлю вас с одним из таких методов, который активно использую в своей работе и который помогает ребенка – это нейроритмика.

Нейроритмика – это  комплекс музыкально-двигательных и речевых упражнений творческого характера, которые способствуют улучшению разговорных навыков, ритмики, крупной и мелкой моторики, а также развитию интеллектуальных способностей и творческого начала.

Нейроритмика включает в себя нейроигры и упражнения.

Нейроигра – это специальные игровые комплексы, помогающие ребенку решать следующие задачи:

- развивать нейродинамические процессы головного мозга;

- формировать правильное взаимодействие рук и ног;

- учить последовательно выполнять действия;

- развивать слуховое и зрительное внимание, память, речевую активность;

- развивать музыкально-ритмические способности.

Каким детям необходимы нейроигры?

- если ребёнок гиперактивный, «не слышит» взрослых, на замечания не реагирует или, наоборот, чересчур медлительный и пассивный;

- заметна эмоциональная нестабильность, резкие перепады настроения;

- есть синдром дефицита внимания;

- постоянно путает «лево» и «право», сезоны, жалуется на память;

- плохо ориентируется в пространстве, не может скоординировать движения;

- быстро переключается с одного действия на другое;

- плохо развита мелкая и общая моторика и т. д.

Нейропсихологические игры и упражнения развивают и корректируют механизмы мозговой деятельности ребенка. Их воздействие имеет как немедленный, так и накапливающий эффект, который способствует повышению умственной работоспособности, оптимизирует интеллектуальные процессы (внимание, память, мышление, воображение) и активизирует его энергетический потенциал.

А если нейроигру соединить с музыкой, то будет еще эффективней и увлекательней.

Высокая эмоциональность музыкального воздействия и взаимодействия облегчает установление контакта с ребенком, позволяет легче заинтересовать его совместной игрой и включить в предлагаемую деятельность.

Всё это вместе взятое позволяет повысить интерес ребенка к занятиям и побудить его фантазию. Это способствует формированию у детей устойчивого интереса к музыкальной деятельности, поддерживает эмоциональное состояние детей, а значит, помогает достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.

Хочу вам показать несколько вариантов игр, которые я активно использую в своей работе.

А сейчас, уважаемые коллеги, отгадайте пожалуйста мои загадки:

  1. Звуки выстроились в ряд, получился … (звукоряд)
  2. Дружбу звуков, говорят, называют словом … (лад)
  3. Светлый мир просторный открыл нам лад … (мажорный)
  4. Мир, в сумрак погруженный, открыл нам лад … (минорный)
  5. От рева и до свиста три в музыке … (регистра).

Это фокус группа - начинаем играть.  

Ваша задача: выполнить задание самостоятельно и продемонстрировать, поделиться впечатлениями от игры.

Время выполнения 5 минут.

Участники мастер – класса выполняют задание.

А пока работает фокус группа, я предлагаю познакомиться с различными видами нейроигр.  

Педагог с участниками мастер-класса проигрывает нейроигры и упражнения.

ИГРЫ с залом

  1. Нейрогимнастика «Разминка для мозга»

Задачи: 

- стимулировать развитие мыслительной деятельности;

- улучшить память и развить способности к быстрому воспроизведению информации;

- снизить утомляемость на занятиях, повысить работоспособность;

- улучшить мелкую и крупную моторику, ловкость кистей;

- развить способность к выполнению симметричных и асимметричных движений.

Ход: повторять жесты вместе с ведущим.

  1. Ритмодекламация. Игра «Падишах»

Ритмодекламация – это чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме.

Основная цель ритмодекламации – это, прежде всего, развитие музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения. Главное правило ритмодекламации: каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи.

Ритмодекламация может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т. п., шумовых инструментов, звучания мелодии). Может сопровождаться различными движениями, что помогает детям телесно пережить ощущение темпа, динамики, ритма, речи.

Игра «Падишах»

Задачи:

- Развитие концентрации внимания.

- Синхронизация работы левого и правого полушария, тренировка межполушарных связей.

- Оптимизация и улучшение мозговой деятельности в целом.

- Развитие навыка контроля своего поведения.

Ход игры:

Двое игроков становятся друг против друга, одновременно хлопают в ладоши, а потом по очереди хлопают в ладошку партнера: правая в левую, левая в правую.

На алтайских горах (хлопок, правая-левая, хлопок, левая-правая)

ОХ руки перекрещиваются на груди, АХ а потом – хлопок по бедрам

Жил великий падишах (хлопок, правая-левая, хлопок, левая-правая)

ОХ- руки перекрещиваются на груди, АХ - потом – хлопок по бедрам

Захотелось падишаху (хлопок, правая-левая, хлопок, левая-правая)

ОХу- руки перекрещиваются на груди, АХу - потом – хлопок по бедрам

Съесть большую черепаху (хлопок, правая-левая, хлопок, левая-правая)

ОХ- руки перекрещиваются на груди, АХу - потом – хлопок по бедрам

Но большая черепаха (хлопок, правая-левая, хлопок, левая-правая)

ОХа- руки перекрещиваются на груди, АХа - потом – хлопок по бедрам

Укусила падишаха (хлопок, правая-левая, хлопок, левая-правая)

ОХа- руки перекрещиваются на груди, АХа - потом – хлопок по бедрам.

  1. Музыкальная нейрогимнастика «Музыкальные семерочки»

Задачи:

- тренировать  визуальную память

- развивать внимание, образное и логическое мышление.

Взрослый начинает игру первым, показывая ребенку движения руками и озвучивая их. Ребенок повторяет заданный рисунок.

Думаю, что фокус группа уже готова. Пожалуйста, озвучьте ваше задания и продемонстрируйте, что у вас получилось.

Рассказ фокус группы.  

Итак, уважаемые коллеги, благодарю вас за участие в моём мастер-классе, хочу узнать ваше мнение о нём. Попрошу вас похлопать в ладоши, если вам было интересно и вам понравился мой мастер-класс, и потопать ногами, если вам было не интересно.

Мною была составлена картотека нейроигр и упражнений, которую мы активно с педагогами применяем в своей работе.

Сегодня мы рассмотрели лишь несколько видов нейроигр.

Уважаемые коллеги, надеюсь, вы пополнили свою рабочую копилку новыми упражнениями, которые так же станут для вас любимыми и полезными в работе с детьми дошкольного возраста.

Мне остаётся только поблагодарить Вас за внимание, и за работу.

Ученый, физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности, Нобелевский лауреат Иван Петрович Павлов сказал так:

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей "Объёмная аппликация и квилинг в работе с детьми дошкольного возраста"

Мастер-класс для воспитателей "Объёмная аппликация и квилинг в работе с детьми дошкольного возраста"...

Мастер - класс "Арт- терапия как здоровьесберегающий элемент в образовательной работе с детьми дошкольного возраста"

Арт- терапия лечение искусством. Арт- педагогика относительно новое направление в российской педагогической практике, которое объединяет арт- терапию и обучение. Арт- педагогика имеет мощный потенциал...

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Цель мастер-класса:Повышение уровня знаний педагогов по использованию кинезиологическихупражнений, применение которых возможно в образовательном процессе ДОУ, пропаганда и распространение нетрадиционн...

Мастер - класс для педагогов «Нейропсихологические игры и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста»

Мастер - класс для педагогов «Нейропсихологические игры  и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста»...

Мастер-класс для педагогов "Нейропсихологические игры и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста"

Мастер-класс для педагогов "Нейропсихологические игры  и упражнения в работе с детьми дошкольного возраста"...