Тема: Знакомство с термином «Слово»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Татьяна Викторовна Романченко

Конспект НОД

По подготовке к обучению грамоте старшая группа

 

Тема: Знакомство с термином «Слово»

Цель: Рассказать детям о словарном составе речи, познакомить с термином «слово»; рассказать, что слов много, познакомить детей с линейностью и протяженностью слов

Материал: игрушки по количеству детей, коробка с бутафорскими овощами (картошка, свёкла, лук, морковь, капуста, следы).

 

Ход НОД

Дети прибирают игрушки в группе. Там они видят следы.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что вы видите необычного в группе?

Дети: Следы.

Воспитатель: А чьи это следы? (слушаем предположения детей). Давайте посмотрим, куда они нас приведут.

Заходим в группу и видим на столе игрушки.

Воспитатель: Дети, что это?

Дети: Игрушки

Воспитатель: А как назвать все это, одним словом?

Воспитатель: Давайте сейчас каждый, по очереди, выберет себе игрушку и назовёт её словом.

Дети поочерёдно подходят к столу, берут игрушку, называют её и садятся на стульчики.

Воспитатель: Ребята, вокруг нас много предметов и каждый из них мы можем назвать словом. Давайте сейчас с вами проведём один эксперимент: постарайтесь найти в нашей группе такой предмет, который никак не называется (У детей не получается). Какой вывод мы можем сделать?

Дети: Всё, что нас окружает, имеет название.

Воспитатель: Верно. Молодцы!

Послушайте небольшое стихотворение:

Всему название дано:

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету.

(А. Шибаев)

Всё-всё имеет название, то есть называется определённым словом. Слов на свете очень много. Давайте подумаем, какие бывают слова? (дети отвечают длинные, короткие, сложные, простые, непонятные и т.  д. За каждый правильный ответ ребёнок получает смайлик).

Слово – это домик для звуков. Бывают слова маленькие, короткие, в них живет мало звуков: кот, дом, лев, гол и д.р.; бывают слова большие, длинные, в них живет много разных звуков: машина, санки, пальто и т.д. Все слова звучат по-разному.

Дети послушайте внимательно стихотворение, «Какие бывают слова». Я буду читать, а вы — добавлять нужные слова.

Есть сладкое слово — конфета,

Есть быстрое слово — ракета,

Есть кислое слово — лимон,

Есть слово с окошком — вагон,

Есть слово колючее — ёжик,

Есть слово промокшее — дождик,

Есть книжное слово — страница,

Есть слово лесное — синица,

Есть слово пушистое — снег,

Есть слово весёлое — смех.

Какие слова вы добавляли? (За каждое правильно названное слово ребёнок получает смайлик).

Дети сейчас мы с вами измеряем слова руками. Руки подняты на уровне груди и сомкнуты в ладонях. Слово медленно произносится, ладони рук при этом разводятся в стороны.

Воспитатель показывает детям предметные картинки, дети называют, что на них изображено. Потом «измеряют» названное слово руками. Например: Слон – короткое слово, автомобиль – длинное.(слова бывают длинные и короткие)

 

Молодцы, а теперь предлагаю немного отдохнуть. Вставайте на ноги.

 

Физкультминутка «Поднимаем ручки выше».

Поднимаем ручки выше, (Поднять руки вверх, потом)

Опускаем руки вниз. (Присесть и коснуться руками пол).

Ты достань сначала крышу,

Пола ты потом коснись.

Выполняем три наклона, (Наклоны вперёд.)

Наклоняемся до пола,

А потом прогнёмся (сразу Наклоны назад.)

Глубоко назад три раза.

Выполним рывки руками- (Рывки руками.)

Раз- два- три- четыре.

А теперь мы приседаем, (Приседания.)

Чтоб сильней и крепче стать.

Вверх потянемся опять. (Потягивание- руки вверх.)

Шире руки разведём. (Руки в стороны.)

Все… На место все идем. (Садимся на свои места.)

 

Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем в игру «Достань слово».

На столе стоит коробка.

Вы должны достать из коробки предмет и назвать его словом.

Дети: Коробка.

Воспитатель: «Достанем» слова из коробки?

(дети называют слова: капуста, картошка, свёкла, лук, морковь).

-Как назвать, одним словом все эти предметы?

Дети: Овощи.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием!

Рефлексия:

Воспитатель: Вам понравилось занятие?

-А что понравилось больше всего?

-Сегодня за каждый правильный ответ вы получали смайлики. Давайте посмотрим, у кого смайликов больше всего и определим победителя (Победителю вручается поощрительный приз)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_terminom_slovo.docx20.22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

По подготовке к обучению грамоте старшая группа

Тема: Знакомство с термином «Слово»

Цель: Рассказать детям о словарном составе речи, познакомить с термином «слово»; рассказать, что слов много, познакомить детей с линейностью и протяженностью слов

Материал: игрушки по количеству детей, коробка с бутафорскими овощами (картошка, свёкла, лук, морковь, капуста, следы).

Ход НОД

Дети прибирают игрушки в группе. Там они видят следы.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что вы видите необычного в группе?

Дети: Следы.

Воспитатель: А чьи это следы? (слушаем предположения детей). Давайте посмотрим, куда они нас приведут.

Заходим в группу и видим на столе игрушки.

Воспитатель: Дети, что это?

Дети: Игрушки

Воспитатель: А как назвать все это, одним словом?

Воспитатель: Давайте сейчас каждый, по очереди, выберет себе игрушку и назовёт её словом.

Дети поочерёдно подходят к столу, берут игрушку, называют её и садятся на стульчики.

Воспитатель: Ребята, вокруг нас много предметов и каждый из них мы можем назвать словом. Давайте сейчас с вами проведём один эксперимент: постарайтесь найти в нашей группе такой предмет, который никак не называется (У детей не получается). Какой вывод мы можем сделать?

Дети: Всё, что нас окружает, имеет название.

Воспитатель: Верно. Молодцы!

Послушайте небольшое стихотворение:

Всему название дано:

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету.

(А. Шибаев)

Всё-всё имеет название, то есть называется определённым словом. Слов на свете очень много. Давайте подумаем, какие бывают слова? (дети отвечают длинные, короткие, сложные, простые, непонятные и т. д. За каждый правильный ответ ребёнок получает смайлик).

Слово – это домик для звуков. Бывают слова маленькие, короткие, в них живет мало звуков: кот, дом, лев, гол и д.р.; бывают слова большие, длинные, в них живет много разных звуков: машина, санки, пальто и т.д. Все слова звучат по-разному.

Дети послушайте внимательно стихотворение, «Какие бывают слова». Я буду читать, а вы — добавлять нужные слова.

Есть сладкое слово — конфета,

Есть быстрое слово — ракета,

Есть кислое слово — лимон,

Есть слово с окошком — вагон,

Есть слово колючее — ёжик,

Есть слово промокшее — дождик,

Есть книжное слово — страница,

Есть слово лесное — синица,

Есть слово пушистое — снег,

Есть слово весёлое — смех.

Какие слова вы добавляли? (За каждое правильно названное слово ребёнок получает смайлик).

Дети сейчас мы с вами измеряем слова руками. Руки подняты на уровне груди и сомкнуты в ладонях. Слово медленно произносится, ладони рук при этом разводятся в стороны.

Воспитатель показывает детям предметные картинки, дети называют, что на них изображено. Потом «измеряют» названное слово руками. Например: Слон – короткое слово, автомобиль – длинное.(слова бывают длинные и короткие)

Молодцы, а теперь предлагаю немного отдохнуть. Вставайте на ноги.

Физкультминутка «Поднимаем ручки выше».

Поднимаем ручки выше, (Поднять руки вверх, потом)

Опускаем руки вниз. (Присесть и коснуться руками пол).

Ты достань сначала крышу,

Пола ты потом коснись.

Выполняем три наклона, (Наклоны вперёд.)

Наклоняемся до пола,

А потом прогнёмся (сразу Наклоны назад.)

Глубоко назад три раза.

Выполним рывки руками- (Рывки руками.)

Раз- два- три- четыре.

А теперь мы приседаем, (Приседания.)

Чтоб сильней и крепче стать.

Вверх потянемся опять. (Потягивание- руки вверх.)

Шире руки разведём. (Руки в стороны.)

Все… На место все идем. (Садимся на свои места.)

Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем в игру «Достань слово».

На столе стоит коробка.

Вы должны достать из коробки предмет и назвать его словом.

Дети: Коробка.

Воспитатель: «Достанем» слова из коробки?

(дети называют слова: капуста, картошка, свёкла, лук, морковь).

-Как назвать, одним словом все эти предметы?

Дети: Овощи.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием!

Рефлексия:

Воспитатель: Вам понравилось занятие?

-А что понравилось больше всего?

-Сегодня за каждый правильный ответ вы получали смайлики. Давайте посмотрим, у кого смайликов больше всего и определим победителя (Победителю вручается поощрительный приз)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект занятия по развитию речи у дошкольников 4, 5 - 5, 5 лет на тему: "Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги. Слова длинные и короткие".

Цели занятия: 1. образовательная - научить делить слова на слоги, определять количество слогов в слова, учить отвечать на вопросы.2. развивающая - развивать внимание, речь.3. воспитательная - вос...

План - конспект занятия по развитию речи у дошкольников 4, 5 - 5, 5 лет на тему: "Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги. Слова длинные и короткие".

Цели занятия: 1. образовательная - научить делить слова на слоги, определять количество слогов в слова, учить отвечать на вопросы.2. развивающая - развивать внимание, речь.3. воспитательная - вос...

Конспект занятия на тему"Знакомство с понятием «слово-признак»"

Даный конспект поможет в игровой форме познакомить детей со словами, оюозначающими признаки предметов....

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной школе группе "Знакомство с термином "слово". Понятие о предложении"

Программное содержание: Развитие представлений о многообразии слов. Знакомство с термином «слово». Дать понятие о предложении, его признаках, о последовательности предложений в высказывании; показать,...

Конспект по грамоте Тема: Знакомство с термином «Звук» и "Слог"

Цель: Знакомство с понятиями «речевой и неречевой звук». Дифференциация речевых и неречевых звуков.Программное содержание:Формировать представление о том, что слова можно разделить н...

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе на тему: «Знакомство с многообразием слов, моделированием, рисование по точкам, нахождение различий в двух похожих рисунках»

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе на тему: «Знакомство с многообразием слов, моделированием, рисование по точкам, нахождение различий в двух похожих рисунках»...