картотека дидактических игр по обучению грамоте детей старшего возраста
картотека по обучению грамоте (старшая группа)

Ахмадеева Светлана Николаевна

Данная подборка игр позволит воспитателям в непринужденной обстановке постепенно подготовить детей к такому разделу программы как обучение грамоте. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_didakticheskih_igr_po_obucheniyu_gramote.docx23.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Яйский детский сад  «Солнышко»

Картотека игр по подготовке к обучению грамоте

детей старшей группы. 

        

                                                                                                 Подготовила:

                                                                                                 воспитатель высшей

                                                                                                 категории

                                                                                                 Ахмадеева С.Н.

ОТБОР СЛОВ С ЗАДАННЫМ ЗВУКОМ

«УГАДАЙ ЗВУК».

Цель: формировать умение детей интонационно выделять звуки в словах, развивать фонематический слух.

Дети хором произносят:

На лужайке по утру

Мы затеяли игру.

Ты – ромашка, я – вьюнок

Становитесь в наш венок.

 Раз, два, три, четыре! Раздвигайте круг пошире.

Все дети становятся в круг. Воспитатель  в кругу с мячом или любой мягкой игрушкой. Он произносит слова со звуком А или У и без них. Если в слове есть заданный звук – мяч или игрушку следует поймать. (Интонационно эти звуки выделяются).

 «МАМИНА СУМКА»

 Цель: формировать умение детей интонационно выделять звуки в словах, развивать фонематический слух.

Воспитатель спрашивает, какие продукты принесла мама из магазина, если она покупала только такие, в названиях которых слышится звук М? (Масло, молоко, мороженое, макароны, маргарин, мясо, манка).

ФОНЕТИЧЕСКАЯ ИГРА

«КТО ЗАПОМНИТ БОЛЬШЕ СЛОВ СО ЗВУКОМ C»

Цель: формировать умение слышать заданные звуки в тексте, развивать фонематический слух.

 Стихотворение воспитатель  читает два раза. Первый раз – для осмысливания текста; второй – для запоминания слов с заданным звуком. - Солнце село за селом,

Спят синицы, сойки спят.

 Спит в реке усталый сом,

Спят и лес, и степь, и сад.

Стадо спит, пастух и пес

Смолкли скрипы, песни, смех.

 Сон в страну свою унес всех

Чтобы дети расслабились, читая стихотворение в первый раз, можно предложить им закрыть глаза и представить услышанное.  

 «Звук заблудился».

Цель: Развивать внимание к звуковой и смысловой стороне слова.

Воспитатель  читает рифмованную фразу и предлагает детям узнать, какой звук «заблудился». На пожелтевшую траву роняет лев свою листву. Дети определяют, что в слове лев заблудился звук С. Вместо слова «лев» надо сказать лес.

 «ДЯТЕЛ».

 Цель: формировать умение детей вычленять звук из текста,

развивать фонематический слух.

 Дети рассаживаются по кругу. В центре стоит ребенок, изображающий дятла. Вместе с воспитателем хором произносят:

 Дятел дерево долбит. День-деньской кору дробит.

 Дятел лечит древний дуб,

Добрый дятел дубу люб. Когда они замолкают, ребенок, изображающий дятла говорит: «Д – д – д… и бьет кулачком о кулачок. Затем дятлом становится другой, и игра повторяется. - Какой звук в этой скороговорке произносится чаще?                    

«Почтальон»

 Цель: формировать умение детей интонационно выделять звуки в словах, развивать фонематический слух.

        

У детей на столах лежат предметные картинки (1-2). Педагог собирает в сумку, с прикрепленным к ней символом или буквой, только определенные картинки-письма, например, те, в названии которых встречается звук К. Каждый ребенок выбирает такое «письмо» и, отдавая его взрослому, утрированно произносит в слове звук, обозначенный символом на почтовой сумке. Символы заменяются в связи с фонетической задачей занятия,

«Магазин»

 Цель: формировать умение детей интонационно выделять звуки в словах, развивать фонематический слух.

 Дети «покупают» с оборудованного прилавка предметы на деньги-символы или буквы. Подавая педагогу символ или букву, каждый ребенок утрированно произносит соответствующий, звук в названии покупаемого предмета.

«Для кого картинка?»

Цель: формировать умение детей интонационно выделять звуки в словах, развивать фонематический слух.

У детей в руках символы различных звуков или буквы. Педагог показывает картинку, ребенок доказывает, произносительно выделяя соответствующий звук, что эта картинка для него. Если несколько детей заявляют свои права на картинку, она достается тому, кто подберет больше слов на обозначенный символом (или буквой) звук.

«Разложи предметы (картинки) к символам»

Цель: формировать умение детей интонационно выделять звуки в словах, развивать фонематический слух.

Перед детьми выставляется 3-4 знакомых символа согласных звуков или букв. Вызванные дети берут из набора перевернутых картинок или игрушек, лежащих перед взрослым, по одной. Выигрывает тот, кто первым подставит свою картинку или предмет к нужному символу и всем докажет, что он поступил правильно, то есть произнесет в слове соответствующий звук утрированно.

«Мяч не трогать иль поймать — постарайтесь отгадать»

Цель: формировать умение детей интонационно выделять звуки в словах, развивать фонематический слух.

 Педагог предлагает стоящим перед ним детям ловить мяч, если они услышат в слове звук, обозначенный символом или буквой, либо прятать руки за спину, если звука в слове не окажется. Когда ребенок поймает мяч, полезно проконтролировать сознательность его выбора, то есть предложить произнести слово, выделяя соответствующий звук.

«Найдем спрятанные слова»

Цель: формировать умение детей интонационно выделять звуки в словах, развивать фонематический слух.

 

Педагог показывает детям картинки с изображением моря, леса, огорода, улицы и пр. Рядом ставится определенный символ. Педагог произносит стихи:

 Я слова найду везде,

В доме, в городе, в воде,

В огороде и в саду

Постараюсь и найду.

 Детям предлагается вспомнить предметы, которые могут находиться в указанном месте и содержать в своем названии обозначенный символом звук.

        

        «Поезд»

 Цель: формировать умение детей интонационно выделять звуки в словах, развивать фонематический слух.

Педагог показывает детям паровоз и 9 картинок с изображениями животных, объясняет: «Прибыл поезд для зверей и птиц. В нем три вагона. Каждое животное может ехать только в определенном ему вагоне. В первом вагоне поедут животные, в названиях которых есть звук с…» и т. д.

 Педагог вызывает троих детей и предлагает одному ребенку отобрать пассажиров для первого вагона (звук с), другому — для второго вагона (звук ж) и последнему — для третьего вагона (звук р.) Затем он приглашает еще трех детей контролеров (или одного ребенка), которые должны проверить, на своих ли местах пассажиры. Далее педагог меняет таблички на вагонах, и дети подбирают животных, ориентируясь на названия со звуками З., Ш. Л.

«Нам пришло письмо из Звукограда»

Цель: формировать умение детей интонационно выделять звуки в словах, развивать фонематический слух.

Педагог вынимает из конверта, «присланного» в труппу, символы гласных или согласных звуков, объясняя, что получено письмо из Звукограда, где живут старички-Звуковички. Больше всего они любят игры со звуками. Взрослый предлагает написать ответ, подобрав к каждому символу по пять названий предметов (животных, игрушек и пр.). Дети называют слова, педагог их записывает на карточках и «отправляет» письмо обратно.

«Найди общий звук»

Цель: формировать умение детей интонационно выделять звуки в словах, развивать фонематический слух, развивать логическое мышление.

Взрослый произносит 3-4 слова, в каждом из которых есть отрабатываемый звук, и спрашивает: «Какой звук встречается во всех словах?» Чайник, очки, ключи (Ч). Жаба, лыжи, жук (Ж). Липа, лес, соль (ЛЬ). Репа, букварь, крепость (РЬ). Зима, обезьяна, зеркало (ЗЬ). Стул, лодка, лампа (Л). Воробей, павлин, иволга (В). Попросите ребенка самого придумать аналогичные задания.

«Найди лишнее слово»

Цель: формировать умение детей интонационно выделять звуки в словах, развивать фонематический слух, развивать логическое мышление.

В трех словах этого задания есть общий звук, а в четвертом его нет. Ребенок должен найти это слово. Щука, плащ, шерсть, клещи. Кукла, мяч, чайник, чашка. Овца, цыпленок, солнце, луна. Ножницы, кружок, лошадь, жеребенок.

РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКОВ. СОГЛАСНЫЕ ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ.

«В Зоопарке»

 Цель: формировать умение различать твёрдые и мягкие согласные звуки.

Ребенку дается задание: «Посмотри на игрушки: жираф, кит, верблюд, лев, конь, кот, медведь, волк. Раздели их на 2 группы: есть в названии мягкий звук – положи игрушку слева, нет – справа от всех остальных. Сколько игрушек в каждой группе? (5 и 3) Составь схемы слов с помощью пуговиц: синей пуговицей обозначай твердый согласный звук, зеленой – мягкий согласный звук, красной – гласный звук».

«Упрямые Звуковички»

Цель: формировать умение различать твёрдые и мягкие согласные звуки, умение находить парный звук заданному звуку.

Педагог  называет твердый согласный звук и бросает мяч ребенку. Поймав мяч, ребенок называет пару заданного звука (маленького «братца») и бросает мяч взрослому. Например: Б-БЬ, Т-ТЬ, К-КЬ. Или, наоборот, взрослый называет мягкий согласный, а ребенок в ответ – большого «братца», т.е. твердую пару названного звука. Например: ВЬ-В, КЬ-К. Варианты этой игры: 1. «Твердые-мягкие» Педагог называет слово с твердым звуком в начале слова и бросает мяч ребенку, а ребенок возвращает мяч, изменив звук на мягкий: рука – река; лось – лента; молоток – лента.

 2. «Измени слово» Педагог  бросает мяч и говорит слово с твердым окончанием, а ребенок возвращает мяч, заменив твердое окончание на мягкое: дал – даль; стал - сталь; был – быль; ел – ель; кон - конь; мел – мель.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗВУКА В ОПРЕДЕЛЕННОЙ ПОЗИЦИИ В СЛОВЕ «Чудесная удочка»

Цель: Формировать умение детей определять место звука в слове.

 На конце нитки у маленькой самодельной удочки — магнит. Опуская удочку за ширму, где лежат несколько картинок, к которым прикреплены металлические зажимы, ребенок достает картинку и называет первый, последний, ударный или любой другой заданный звук, а затем подбирает к произнесенному звуку соответствующий символ. Металлические зажимы в случае изменения звуковой задачи в игре легко переместить на другие картинки.

«Цепочка слов»

Цель: Формировать умение детей определять первый и последний звук в слове.

На столе лежат картинки (5-8 штук). Педагог помещает одну из них на доску и просит определить последний звук в слове. Далее дети выбирают картинку, название которой начинается на данный звук и помещают ее на доску за первой картинкой. Затем дети подбирают картинки по принципу: название следующей начинается со звука, которым заканчивается название предыдущей.

«Любопытный»

Цель: Формировать умение детей отвечать на вопросы только словами с заданным звуком.

На любой вопрос взрослого ребенок может называть только те слова, которые начинаются со звука Б. - Где был? – На балконе. - Кого видел? – Бульдога. - Куда собираешься? – В булочную. - Что будешь покупать? – Баранки. - Куда поедешь? – В Бразилию. - Что на тебе надето? – Блуза. - Кем работаешь? – Бухгалтером и т.д.

«Звукоедик»

Цель: Формировать умение детей определять пропавший звук в слове (первый или последний).

У Звуковичков есть страшный враг – Звукоедик. Он питается начальными звуками во всех словах. Взрослый ходит с куклой в руках по комнате и говорит: - …иван, …каф, …тул и т.д. Что хотела сказать кукла? Или Звукоедик съедает последний звук. Как теперь звучат произносимые слова: «Сто…, сту…, тарелк… и т.д.» Вариант этой игры: «Истории про Звукоедика» Звукоедик попал в сад. Теперь он отгрызает первый (или последний) звук в названиях фруктов: …руша, …ерсик и т.п. Звукоедик в лесу. Исчезают звуки в названиях грибов, ягод, деревьев: сыроежк…, сосн… . Звукоедик может попасть в огород, в магазин, на улицу, в цирк, на рыбалку. До тех пор, пока ребенок не научится легко выделять первый и последний звук в словах.

«Подарки лесным зверюшкам»

Цель: Формировать умение детей называть слова с заданным звуком, находить картинки на заданный звук.

Крокодил Гена провел отпуск в Африке. И оттуда привез своим друзьям - лесным зверюшкам – много разных подарков. Каждому подарил такой предмет, название которого начинается с такого же звука, как и имя зверюшки. Например: зайчику – зонтик, звонок, задачник; лисенку – леденец, лежак и лейку; лосенку – лопатку, лыжи и лакомство. А что подарил крокодил Гена волчонку, белочке, барсуку, медвежонку и Чебурашке?

«Цепочка»

Цель: Формировать умение детей определять место звука в слове.

Ребенок и взрослый по очереди называют предметы, которые они видят вокруг себя, так чтобы последний звук в названии одного предмета был стал первым звуком в названии другого предмета. Например: автобус – стул – лампа - Этот же вид задания можно выполнить, разложив соответствующим образом на столе картинки (игрушки). Затем ребенку предлагается нарисовать ряд предметов, чтобы получилась цепочка.

ПОЛНЫЙ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ

«Живые звуки»

 Цель: Формировать умение детей синтезировать из звуков названное слово.

Педагог раздает символы звуков, из которых можно составить короткое слово (УМ, МОХ, СУП и пр.) двум-трем детям. Четко, акцентировано произнося каждое слово, взрослый предлагает им встать так, чтобы остальные дети увидели и смогли синтезировать (собрать) из звуков названное слово.

«Разберем и соберем»

Цель: Формировать умение детей синтезировать из звуков названное слово.

Детям раздаются символы гласных и согласных звуков. Взрослый выставляет картинку (например, КОМ) и просит выйти тех детей, у которых находятся символы звуков, имеющихся в слове. Дети с символами в руках выходят и по очереди утрированно произносят каждый свой звук, доказывая, что он имеется в названии картинки (например: Ком, кОм, коМ). После того, как звуки, обозначенные символами, «обнаружены» в слове, взрослый помогает детям соединить их в слово.

«Читай-ка»

Цель: Формировать умение детей синтезировать из звуков слово.

 Педагог выставляет на доску символы двух – трех звуков, просит детей назвать первый, второй, третий звук. Затем просит детей произнести звуки слитно, не прерывая голоса. Могут составляться звукосочетания (аи, уаи и мн.др.), слоги и слова из двух, трех, четырех звуков.

 «Звуковая пирамида»

Цель: формировать умение детей определять количество звуков в словах. Педагог демонстрирует рисунок пирамиды из квадратов, выполненный на листе бумаги. В нижней части каждого квадрата — кармашки для вкладывания картинок. В основании пирамиды — 5 квадратов, выше — 4, потом 3 и 2. Заканчивается пирамида треугольной верхушкой поясняет: «Эту пирамиду мы будем строить из картинок. В самом верху у нас должны быть картинки с короткими названиями, состоящими всего из двух звуков, ниже — из трех, еще ниже — из четырех звуков. А в основании пирамиды должны быть помещены картинки с названиями из пяти звуков».  Вызывает  педагог поочередно детей для выполнения игрового задания. Ребенок берет картинку, отчетливо произносит слово и определяет в нем количество звуков. Например: «В слове жук три звука. Я поставлю эту картинку во второй ряд (от верха)». Или: «В слове чашка пять звуков, я поставлю картинку в нижний ряд». Ошибочный ответ не засчитывается, и картинка возвращается на прежнее место. В процессе игры дети ищут картинки только для незаполненных квадратов. В конце упражнения воспитатель спрашивает о том, как устроена эта необычная пирамида .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные формы коррекционно-логопедической работы по развитию речи и обучению грамоте детей старшего возраста

В материале представлена структура группового сюжетно-тематического комплексного  занятия  и использование ИКТ в работе логопеда....

Презентация "Использование мультимедийных презентаций и дидактических игр в обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста "

Полноценная речь ребенка влияет на гармоничное развитие его личности, является непременным условием успешного  обучения в школе. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям с...

Картотека дидактических игр по обучению чтению детей старшего дошкольного возраста

Процесс обучения чтению детей – достаточно однообразное и монотонное занятие, связанное с механическим заучиванием графического изображения букв алфавита, так как данная знаковая система для реб...

Роль дидактической игры в обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста и подготовке их к школе

В данной статье обобщен опыт работы воспитателя с дидактическими пособиями по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста: такие как "Звуковая квартира", "Звуковые вагончики&qu...

Дидактическое пособие по обучению грамоте детей дошкольного возраста «Волшебный круг».

Описание пособия, используемого на индивидуальных занятиях учителем-логопедом, по подготовке к обучению грамоте....

Картотека дидактических игр по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

Цель: эффективность использования игрового материала по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.Задачи:Активизировать знания детей о звуковом составе слова;Закреплять умения делить слова ...

Дидактическое пособие для обучения грамоте детей дошкольного возраста «ВЕСЕЛАЯ АЗБУКА».

Как научить ребенка читать? Как выучить с ним буквы? Что кроме азбуки поможет это сделать? Креативное решение проблемы - это развивающая азбука из фетра. Такая азбука невероятно ув...