«В гостях у бабушки Варварушки»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

 

Конспект комплексного занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе «В гостях у бабушки Варварушки»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon babushka_varvarushka.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект комплексного занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе «В гостях у бабушки Варварушки»

Цель: приобщение детей к народным истокам.

Задачи:

- обогащать представления детей о народных промыслах и их характерных особенностях;

- воспитывать добрые, нежные чувства, эстетическое отношение к русскому народному творчеству;

- учить использовать в речи мудрость русского народа - пословицы;

- воспитывать любовь и уважение к старшим по возрасту;

- учить эмоционально откликаться и сопереживать героям, попавшим в беду;

- продолжать совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках, использовать в рисовании прием цветового контраста;

- продолжать формировать у детей интерес к коллективной деятельности.

Материалы и оборудование:

Во время занятия дети перемещаются в «Русскую избу», спортивный зал, изо-студию.

В  музее «Русская изба» их встречает бабушка Варварушка. Она приготовила для детей изделия разных народных промыслов (дымка, хохлома, гжель и др.)

В изо-студии воспитатель изо приготовила для них макет жар-птицы, у которой недостает оперения и заготовки — перья, которые дети должны будут раскрасить, а также столы-мольберты со всем необходимым материалом для работы, перо павлина.

Ход занятия:

Дети входят в «Русскую избу».

Бабушка: Проходите, ребятки, усаживайтесь на лавку, на сундук, я вас давно жду-поджидаю. Сядем рядком, да поговорим ладком. Вы сегодня у меня - гости.

Раньше на Руси очень любили принимать гостей. И был такой старинный обычай - обычай гостеприимства. Расскажите-ка мне, ребятки, а как вы дома гостей принимаете?

Дети: Приглашаем их пройти в дом. Угощаем всем самым вкусным, что есть в доме. Зимой согреваем у печки и поим горячим чаем.

Бабушка: Если заходил в дом запоздалый путник, его встречали с поклоном: «Милости просим», усаживали за стол и угощали всем, что было в доме.

Если гость заходил во время ужина, то он, помолясь, говорил: «Хлеб-соль», а хозяин или хозяйка отвечали: «Добро пожаловать хлеба-соли откушать».

А еще в доме всегда была жарко натоплена печь. Гостеприимные хозяева усаживали гостей на печь обогреться. А печь раньше была как мать родная. Она согревала всех в долгие студеные зимние вечера, в ней пекли хлеб, варили щи да кашу, в ней даже мылись. И нет ничего целебнее такого мытья-паренья. Все болезни выпарит матушка-печь. Считалось, кто сидел на печи, тот не гость, а свой. Согревши, запоздалого путника сажали к столу, в красный угол. А кто знает, где в этой комнате красный угол?

Дети: Под образами.

Бабушка: А какие пословицы о гостеприимстве вы знаете?

 Дети:

- Для дорогого гостя все двери настежь.

- Гостю щей не жалей, погуще налей.

- Что есть в печи, на стол мечи.

- Много гостей, много новостей.

- Гость доволен - хозяин рад.

- Как аукнется, так и откликнется.

Бабушка: всем раньше в доме хватало места: кому на печи, кому на лавке, кому в люльке. Вот такие широкие были раньше лавки (обращает внимание на лавку, на которой сидят дети). На таких лавках не только сидели, но и спали, и работали.

Но русский народ умел не только работать, но и веселиться.

Дети исполняют частушки

Мальчики: Девочки - беляночки,

Где ж вы набелилися?

 Девочки:   Мы вчера коров доили,

Молоком умылися.

Мальчики: Вы послушайте, девчата,

Нескладуху буду петь.

На лугу свинья пасется,

В бане парится медведь.

 Девочки: У меня на сарафане

 Косолапы петухи.

Я сама не косолапа,

Косолапы женихи.

Мальчики: На окошке два цветочка:

Голубой да аленький.

Я парнишка боевой,

Хоть и ростом маленький.

Девочки: Говорят, я боевая,

 Боевая, ну и что ж.

Моя мама боевая,

 Ну а я тогда в кого ж?

Бабушка: Во все времена ценили людей умелых и трудолюбивых. Говорили: «Человек славен трудом». Про мастера, который за любую работу брался и все у него получалось, говорили: «Мастер - золотые руки». И в моей избе тоже есть изделия, изготовленные народными умельцами. А откуда появились эти умельцы и ремесла, вы узнаете из старой сказки, которую я сейчас вам расскажу.

Сказка про Марью-искусницу.

Жила- была в одном селе девушка по имени Марья. И такая эта Марьюшка была мастерица: и шить, и вышивать, и игрушки лепить. А посуду разными узорами расписывать умела - залюбуешься. И прозвали ее за это Марья-искусница.

Прослышал о Марье-искуснице Кощей Бессмертный и решил заполучить ее в свое кощеево царство. Налетел, схватил ее и понес. А Марья-искусница превратилась в красивую жар-птицу и стала ронять на землю на память о себе разноцветные перья. Куда падало красивое перышко, там и появлялись новые мастера и мастерицы, умелые руки которых делали замечательные изделия, прославившиеся на весь мир.

Одно перышко упало в село Дымково. И стали делать там мастера игрушки из глины.

Другое перышко упало в тульской деревне Филимоново. Радостно стало жить в этой деревне. Стали там делать игрушки из глины и свистульки.

Третье перо упало в городе Городец. И прославились городецкие мастера росписью деревянных изделий.

А еще одно перышко упало в подмосковной деревушке Гжель. Чем же знамениты гжельские мастера? - росписью посуды.

Еще одно перо упало на наш с вами родной Оренбург. И появились здесь мастерицы, прославившиеся на весь мир, которые стали вязать платки из козьего пуха.

И одно перышко упало на наш детский сад, и у нас тоже появились мастера и мастерицы на все руки.

Ребята, а я тоже люблю рукодельничать. И вот недавно искала я в своем сундуке клубочек, а нашла свиток, которого раньше и не видела. А написано там, что если у жар-птицы появится новое оперение, то она снова превратиться в Марью-искусницу. Ребята, а вы хотите ей помочь?

Да? Я тоже хочу. А клубочек, который я искала, оказался волшебным. Он поможет вам в пути.

Чтоб в пути не заблудиться

Без тропинок и дорог,

Вот вам, детки, серебристый,

Весь из ниток золотистых

Круглый сказочный клубок.

Дети переходят в спортивный зал с воспитателем.

Воспитатель проводит с детьми физминутку:

За клубочком мы пойдем,

 Друг друга за руки возьмем.

Чтобы силы нам набраться,

Надо в речке искупаться.

К речке быстрой мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились.

Как приятно в речке плавать:

Берег слева, берег справа.

Речка лентой впереди,

Сверху мостик, погляди.

Чтобы плыть еще скорей,

Надо нам грести быстрей.

Мы работаем руками.

Кто угонится за нами?

А теперь пора нам, братцы,

За клубочком отправляться.

Мы из речки вылезаем

И на травке отдыхаем.

Вот настал конец пути.

Нам клубок помог дойти.

Дети приходят в изо-студию.

Воспитатель изо: Здравствуйте, ребята! Проходите. А я знаю, зачем вы пришли ко мне в мастерскую. Вы решили помочь жар-птице превратиться в Марью-искусницу. Посмотрите, ребята, вот эта жар-птица. А как можно ей помочь?

Светит поле, словно днем,

Чудный свет кругом искрится.

Но не греет, не искрится:

Вот оно - перо жар-птицы. (Показывает перо павлина.)

Вот это перо, которое упало на наш детский сад. Расскажите мне о нем. (Ответы детей).

А жар-птицы бывают разные. (Рассматривают иллюстрации жар-птиц). Что вы можете о них рассказать?

Дети: очень красивые. Яркое оперение, узорчатые, необычной формы хвосты и крылья, тонкая шея, голова украшена красивыми хохолками.

Воспитатель: А каким способом можно раскрасить перья? (Ответы детей).

Дети всегда были для взрослых хорошими помощниками. Взрослые так и говорили: «Маленький да удаленький», «Мал золотник да дорог». Вот и вы сейчас поможете Марье-искуснице, покажете, какие у вас искусные руки.

Расскажите мне, каким способом вы будете расписывать перья?

Дети: (рассказывают о нетрадиционных техниках рисования) Тычком. По мокрому листу. Пальчиками. Свечей.

Каждый ребенок выбирает только один способ росписи и начинает работу.

Воспитатель: Вот ваши перья и готовы. Несите их сюда, сейчас мы их прикрепим к хвосту жар-птицы.

У меня есть волшебный платок. Сейчас я им накрою жар-птицу, а вы закройте, пожалуйста, глаза. Теперь, если мы очень-очень захотим, то наша жар-птица превратиться в Марью-искусницу. Итак, раз, два, три... Открывайте глаза. (Макет жар-птицы выносят, а с платком, которым она была накрыта, входит Марья-искусница.)

Марья-искусница: спасибо вам, ребята, за помощь. Возвращаю вам волшебный платок, а в нем - угощение в знак благодарности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклорно-игровое занятие в горнице «В гостях у бабушки Варварушки»

Развивать память, внимание, речь ребёнка; создать условия для воспитания любви к родному языку...

"В гости к бабушке Варварушке" игровое занятие с использованием малых фольклорных форм

Программное содержание:·        Приобщать детей к народным традициям·        Побуждать детей к участию в театрализованных иг...

в гости к бабушке Варварушке.

Развлечение по русскому развитию речи для старшей группы....

Фольклорное осеннее развлечение во второй младшей группе. «В ГОСТИ К БАБУШКЕ-ВАРВАРУШКЕ»

Знакомcтво   малышей с русским народным творчеством; исполнение   народных  песен, плясок, игр....

Развлечение на тему "В гостях у бабушки Варварушки"

  Программное содержание: Внедрение в жизнь детей устного народного и...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с элементами фольклора в 1 младшей группе «В гости к бабушке Варварушке»

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы.Цель: Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями; закрепление знаний о домашних животных, ознако...

Конспект открытого занятия в первой младшей группе Тема: «В гостях у бабушки Варварушки»

Предлагаю вниманию конспект занятия с детьми первой младшей группы....