«В гостях у бабушки Варварушки»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Конспект комплексного занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе «В гостях у бабушки Варварушки»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
babushka_varvarushka.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект комплексного занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе «В гостях у бабушки Варварушки»
Цель: приобщение детей к народным истокам.
Задачи:
- обогащать представления детей о народных промыслах и их характерных особенностях;
- воспитывать добрые, нежные чувства, эстетическое отношение к русскому народному творчеству;
- учить использовать в речи мудрость русского народа - пословицы;
- воспитывать любовь и уважение к старшим по возрасту;
- учить эмоционально откликаться и сопереживать героям, попавшим в беду;
- продолжать совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках, использовать в рисовании прием цветового контраста;
- продолжать формировать у детей интерес к коллективной деятельности.
Материалы и оборудование:
Во время занятия дети перемещаются в «Русскую избу», спортивный зал, изо-студию.
В музее «Русская изба» их встречает бабушка Варварушка. Она приготовила для детей изделия разных народных промыслов (дымка, хохлома, гжель и др.)
В изо-студии воспитатель изо приготовила для них макет жар-птицы, у которой недостает оперения и заготовки — перья, которые дети должны будут раскрасить, а также столы-мольберты со всем необходимым материалом для работы, перо павлина.
Ход занятия:
Дети входят в «Русскую избу».
Бабушка: Проходите, ребятки, усаживайтесь на лавку, на сундук, я вас давно жду-поджидаю. Сядем рядком, да поговорим ладком. Вы сегодня у меня - гости.
Раньше на Руси очень любили принимать гостей. И был такой старинный обычай - обычай гостеприимства. Расскажите-ка мне, ребятки, а как вы дома гостей принимаете?
Дети: Приглашаем их пройти в дом. Угощаем всем самым вкусным, что есть в доме. Зимой согреваем у печки и поим горячим чаем.
Бабушка: Если заходил в дом запоздалый путник, его встречали с поклоном: «Милости просим», усаживали за стол и угощали всем, что было в доме.
Если гость заходил во время ужина, то он, помолясь, говорил: «Хлеб-соль», а хозяин или хозяйка отвечали: «Добро пожаловать хлеба-соли откушать».
А еще в доме всегда была жарко натоплена печь. Гостеприимные хозяева усаживали гостей на печь обогреться. А печь раньше была как мать родная. Она согревала всех в долгие студеные зимние вечера, в ней пекли хлеб, варили щи да кашу, в ней даже мылись. И нет ничего целебнее такого мытья-паренья. Все болезни выпарит матушка-печь. Считалось, кто сидел на печи, тот не гость, а свой. Согревши, запоздалого путника сажали к столу, в красный угол. А кто знает, где в этой комнате красный угол?
Дети: Под образами.
Бабушка: А какие пословицы о гостеприимстве вы знаете?
Дети:
- Для дорогого гостя все двери настежь.
- Гостю щей не жалей, погуще налей.
- Что есть в печи, на стол мечи.
- Много гостей, много новостей.
- Гость доволен - хозяин рад.
- Как аукнется, так и откликнется.
Бабушка: всем раньше в доме хватало места: кому на печи, кому на лавке, кому в люльке. Вот такие широкие были раньше лавки (обращает внимание на лавку, на которой сидят дети). На таких лавках не только сидели, но и спали, и работали.
Но русский народ умел не только работать, но и веселиться.
Дети исполняют частушки
Мальчики: Девочки - беляночки,
Где ж вы набелилися?
Девочки: Мы вчера коров доили,
Молоком умылися.
Мальчики: Вы послушайте, девчата,
Нескладуху буду петь.
На лугу свинья пасется,
В бане парится медведь.
Девочки: У меня на сарафане
Косолапы петухи.
Я сама не косолапа,
Косолапы женихи.
Мальчики: На окошке два цветочка:
Голубой да аленький.
Я парнишка боевой,
Хоть и ростом маленький.
Девочки: Говорят, я боевая,
Боевая, ну и что ж.
Моя мама боевая,
Ну а я тогда в кого ж?
Бабушка: Во все времена ценили людей умелых и трудолюбивых. Говорили: «Человек славен трудом». Про мастера, который за любую работу брался и все у него получалось, говорили: «Мастер - золотые руки». И в моей избе тоже есть изделия, изготовленные народными умельцами. А откуда появились эти умельцы и ремесла, вы узнаете из старой сказки, которую я сейчас вам расскажу.
Сказка про Марью-искусницу.
Жила- была в одном селе девушка по имени Марья. И такая эта Марьюшка была мастерица: и шить, и вышивать, и игрушки лепить. А посуду разными узорами расписывать умела - залюбуешься. И прозвали ее за это Марья-искусница.
Прослышал о Марье-искуснице Кощей Бессмертный и решил заполучить ее в свое кощеево царство. Налетел, схватил ее и понес. А Марья-искусница превратилась в красивую жар-птицу и стала ронять на землю на память о себе разноцветные перья. Куда падало красивое перышко, там и появлялись новые мастера и мастерицы, умелые руки которых делали замечательные изделия, прославившиеся на весь мир.
Одно перышко упало в село Дымково. И стали делать там мастера игрушки из глины.
Другое перышко упало в тульской деревне Филимоново. Радостно стало жить в этой деревне. Стали там делать игрушки из глины и свистульки.
Третье перо упало в городе Городец. И прославились городецкие мастера росписью деревянных изделий.
А еще одно перышко упало в подмосковной деревушке Гжель. Чем же знамениты гжельские мастера? - росписью посуды.
Еще одно перо упало на наш с вами родной Оренбург. И появились здесь мастерицы, прославившиеся на весь мир, которые стали вязать платки из козьего пуха.
И одно перышко упало на наш детский сад, и у нас тоже появились мастера и мастерицы на все руки.
Ребята, а я тоже люблю рукодельничать. И вот недавно искала я в своем сундуке клубочек, а нашла свиток, которого раньше и не видела. А написано там, что если у жар-птицы появится новое оперение, то она снова превратиться в Марью-искусницу. Ребята, а вы хотите ей помочь?
Да? Я тоже хочу. А клубочек, который я искала, оказался волшебным. Он поможет вам в пути.
Чтоб в пути не заблудиться
Без тропинок и дорог,
Вот вам, детки, серебристый,
Весь из ниток золотистых
Круглый сказочный клубок.
Дети переходят в спортивный зал с воспитателем.
Воспитатель проводит с детьми физминутку:
За клубочком мы пойдем,
Друг друга за руки возьмем.
Чтобы силы нам набраться,
Надо в речке искупаться.
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
Как приятно в речке плавать:
Берег слева, берег справа.
Речка лентой впереди,
Сверху мостик, погляди.
Чтобы плыть еще скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками.
Кто угонится за нами?
А теперь пора нам, братцы,
За клубочком отправляться.
Мы из речки вылезаем
И на травке отдыхаем.
Вот настал конец пути.
Нам клубок помог дойти.
Дети приходят в изо-студию.
Воспитатель изо: Здравствуйте, ребята! Проходите. А я знаю, зачем вы пришли ко мне в мастерскую. Вы решили помочь жар-птице превратиться в Марью-искусницу. Посмотрите, ребята, вот эта жар-птица. А как можно ей помочь?
Светит поле, словно днем,
Чудный свет кругом искрится.
Но не греет, не искрится:
Вот оно - перо жар-птицы. (Показывает перо павлина.)
Вот это перо, которое упало на наш детский сад. Расскажите мне о нем. (Ответы детей).
А жар-птицы бывают разные. (Рассматривают иллюстрации жар-птиц). Что вы можете о них рассказать?
Дети: очень красивые. Яркое оперение, узорчатые, необычной формы хвосты и крылья, тонкая шея, голова украшена красивыми хохолками.
Воспитатель: А каким способом можно раскрасить перья? (Ответы детей).
Дети всегда были для взрослых хорошими помощниками. Взрослые так и говорили: «Маленький да удаленький», «Мал золотник да дорог». Вот и вы сейчас поможете Марье-искуснице, покажете, какие у вас искусные руки.
Расскажите мне, каким способом вы будете расписывать перья?
Дети: (рассказывают о нетрадиционных техниках рисования) Тычком. По мокрому листу. Пальчиками. Свечей.
Каждый ребенок выбирает только один способ росписи и начинает работу.
Воспитатель: Вот ваши перья и готовы. Несите их сюда, сейчас мы их прикрепим к хвосту жар-птицы.
У меня есть волшебный платок. Сейчас я им накрою жар-птицу, а вы закройте, пожалуйста, глаза. Теперь, если мы очень-очень захотим, то наша жар-птица превратиться в Марью-искусницу. Итак, раз, два, три... Открывайте глаза. (Макет жар-птицы выносят, а с платком, которым она была накрыта, входит Марья-искусница.)
Марья-искусница: спасибо вам, ребята, за помощь. Возвращаю вам волшебный платок, а в нем - угощение в знак благодарности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фольклорно-игровое занятие в горнице «В гостях у бабушки Варварушки»
Развивать память, внимание, речь ребёнка; создать условия для воспитания любви к родному языку...
"В гости к бабушке Варварушке" игровое занятие с использованием малых фольклорных форм
Программное содержание:· Приобщать детей к народным традициям· Побуждать детей к участию в театрализованных иг...
в гости к бабушке Варварушке.
Развлечение по русскому развитию речи для старшей группы....
Фольклорное осеннее развлечение во второй младшей группе. «В ГОСТИ К БАБУШКЕ-ВАРВАРУШКЕ»
Знакомcтво малышей с русским народным творчеством; исполнение народных песен, плясок, игр....
Развлечение на тему "В гостях у бабушки Варварушки"
Программное содержание: Внедрение в жизнь детей устного народного и...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с элементами фольклора в 1 младшей группе «В гости к бабушке Варварушке»
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы.Цель: Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями; закрепление знаний о домашних животных, ознако...
Конспект открытого занятия в первой младшей группе Тема: «В гостях у бабушки Варварушки»
Предлагаю вниманию конспект занятия с детьми первой младшей группы....