Игровые упражнения по теме:"Птицы родного края"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Расширения и углубление знаний детей о птицах в игровой форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovyeuprazhneniya.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

                         Игровые упражнения

Игровое упражнение «В зимней столовой»

Цель. Закрепить знания детей о зимующих птицах и их названия. Развивать умение подражать их повадкам.

Материал. Силуэты птиц, ветка на подставке, кор мушка.

Описание:  Воспитатель закрепляет силуэт птицы на вет ке, обращает внимание детей на то, какая птица прилетела к кормушке. Предлагает назвать ее и показать, как она кри чит. Дети называют птиц, подражают их звукам, изображают, как они летают, прыгают.

Игровое упражнение «Какая это птица»

Цель. Закрепить знания детей о том, какие звуки издают птицы, учить четко произносить звук «Р».

 Материал. Красочные изображения птиц.

Описание: Воспитатель, подражая крику какой-либо птицы, спрашивает у детей, кто так кричит. Дети, угадывая, выбирают соответствующую картинку и выставляют ее на панно. Например:

—   Кто  кричит  «кар-кар»?   Подойди,   Оля,  покажи  эту птицу.

—   Все покричим, как ворона.

—   Кто кричит «чирик-чирик»?

—   Покричим, как воробей.

Игровое упражнение «Птички»

Цель. Упражнять детей в умении согласовывать свои сло ва и действия, активизировать речь детей.

Описание: Воспитатель рассказывает стихотворение:

Летели две птички,

 Собой невелички.

Как они летели,

 Все люди глядели.

 Как они садились —

 Все люди дивились.

Воспитатель предлагает двум детям сыграть роль птичек. Все садятся на стулья и слушают слова потешки, которую читает воспитатель, а выбранные «птички» имитируют движе ния настоящих птиц.

Затем выбираются новые птички, и упражнение повторя ется снова.

Игровое упражнение «Кто зимовал, кто прилетит?

Цель: Учить детей классифицировать птиц на зимующих и перелётных. Активизировать речь детей.

Материал: иллюстрации с перелётными и зимующими птицами.

Описание: Дети разделяются на две группы, одни отбирают картинки с перелётными птицами, другие – с зимующими. После игры на панно помещается модель перелётных птиц.

Дидактическая игра «Не сорока, не ворона»

Цель: Учить детей узнавать разных птиц на картинках.  Способствовать развитию внимания и сообрази тельности. Доставить детям удовольствие живой игрой.

Материал: картинки с изображением птиц.

Содержание игры: Детей делят на две команды. Воспитатель заранее заготавлива ет карточки с изображениями птиц, которых показывали детям на прогулке, занятиях. Например, для первой команды: снегирь, аист, удод, воробей, пингвин, чайка,  зяблик, сорока; а для другой - го лубь, дятел, сова, кукушка, страус, синица, глухарь,  ворона.        

Каждая команда выбирает ведущего, который быстро  подходит к любому игроку команды-соперницы, показывает картинку и говорит: «Не сорока, не ворона и не чайка. А какая это птица? Отгадай-ка».  Ответ: «Не сорока, не ворона, а снегирь». Назвал птицу – очко,  не назвал - проси помощи у команды: возьми за руку того, кто ответит за тебя. Если товарищ ответил, команда получает  пол-очка,нет - пол-очка сгорает. Для другой команды слова иные« не ворона, не синица. Так скажи, как зовется эта птица?»

Советы педагогу: карточки должны находиться в предложенном  порядке.

Народная игра «Что за птица»

Цель: учить детей описывать птиц по характерным признакам и по описанию узнавать их.                            

Игровые правила: описывать прилетевшую птицу не  только словом, но и имитацией ее движений. Кто правильно назовет  птицу, тот становится водящим.                                                            

Игровые действия: имитация движений разных птиц, отгадывание, о какой птице рассказывается. Выбор водящего считалочкой

ХОД ИГРЫ

Эта игра требует большой предварительной подготовки. Дети наблюдают за птицами, обращают внимание на их особые приметы (например, на величину и длину клюва, ног, цвет перьев, на то, где эта птица живет, что она ест, как кричит или поет), по которым мож но узнать, что это за птица.

Игра начинается с назначения водящего, который загадывает, что за птица прилетела. Свои загадки он произносит нараспев, а все ос тальные хором повторяют определенные слова. Например, водящий так описывает журавля:

 Есть у меня птица

 Вот такая, вот такая!

показывает руками, какой величины у него птица.

Все играющие говорят:

Летит, летит птица,

 К нам летит!

Водящий:

Крылья у птицы

 Вот такие, вот такие! -

показывает, широко раскинув руки, какие большие крылья у  птицы.

Все играющие:

Летит, летит птица,

К нам летит!

Ведущий:  

Клюв у этой птицы

Вот такой, вот такой!

Но водящий еще не уверен, что играющие узнали птицу. Он го ворит, где живет птица, чем питается и т.д., и заканчивает вопросом: «Что за птица к нам прилетала?». На вопрос отвечают не все дети кто-нибудь один (на кого укажет водящий). Если ребенок  ответил правильно, дети говорят: «Вот какая птица к нам прилетела!», тот  кто отгадал, становится водящим и дает описание птицы, которую он загадал. Если же ответ ребенка неправильный, водящий ему говорит: «Не такая птица к нам прилетела». Затем он обращается к другому играющему и повторяет вопрос. Названный водящим мо жет отгадывать только один раз.

Новый водящий описывает другую птицу, у которой есть особые приметы, например, орла, попугая, дятла, ворону, петуха, гуся.

Словесная игра: «Прилетели птицы»

Воспитатель называет птиц, но допускает ошибки. Дети должны заметить ошибку и отреагировать хлопками, топаньем и т.п.        

Прилетели птицы:

голуби, синицы, мухи и стрижи...

 голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны...

 голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и стрижи, комары, кукушки.,,

голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки,

даже совки-сплюшки, лебеди, скворцы... Все вы молодцы!

Словесная игра: «На птичьем дворе

Цель: закрепить знания детей о том, как кричат  домашние животные, развивать правильное звукопроизношение.

Игровое правило: все громко хором произносят звуки, подражая птицам, после слов «с утра», «посреди двора», «вверху»

Игровое действие: звукоподражание.

ХОД ИГРЫ                                       „.

Воспитатель предлагает детям вспомнить, как кричат гуси, куры, утки. Дети хором произносят: «кря-кря-кря», «га-га-га», «ко-ко-ко» и др.

Воспитатель говорит:

- Вот хорошо вы всё вспомнили, как по – разному кричат домашние птицы. А как воркует голубь? Как кричит петух с утра? И т. д. )

 Игра «Кто как выглядит»

Цель: закреплять в речи детей, названия частей тела птицы.

Игровое правило: Педагог называет птицу. Один из детей описывает внешний вид пти цы, не видя ее изображения. Одновременно остальным детям показывают картинку и они проверяют правильность ответа.

Игровое действие: Образец речи детей: «У петуха маленькая головка с красным гребешком и красной бородкой, чёрными глазками, острым клювом. У пе туха есть крылья, с помощью которых он может взлететь на забор, его ноги укра шают шпоры. А ещё у петуха есть краси вый пёстрый хвост, тело петуха покрыто разноцветными (или белыми) перьями».

Игра «Домашние и дикие».

Цель: учить детей классифицировать птиц на домашних и диких.

Игровое действие: Игровое поле представляет собой круг, разделённый на две части: с одной стороны изображён дом человека, с другой - лес, условно обозна чающие домашних и диких птиц. Раскручи вается волчок. Если стрелка указывает на дом человека, ребёнок называет какую-ли бо домашнюю птицу, если на лес - дикую.

 Игра «Чем питаются птицы».

Цель: учить детей называть, чем питаются птицы.

Игровое действие: Педагог объявляет, что открылась столовая для птиц, и выставляет у доски большие кар тинки с изображением пищи птиц. Дети в шапочках-обручах из бумаги, на которые прикреплены картинки с изображением различных птиц, подходят к доске и выби рают для себя пищу. Образец речи детей: «Я сова, я ем мышей. Я курица, я клюю зёрна». И т.д.

Игра «Птенчики».

Цель: Учить детей правильно называть взрослых птиц и их птенцов.

 Игровое действие: Используются шапоч ки из предыдущей игры. Дети делятся на две группы - одни изображают взрослых птиц, другие птенцов. Дети движутся по игровой комнате. По сигналу педагога они объединяются в пары.

 Образец речи детей: «Я утка, вот мой птенец. Я утёнок, вот моя мама».

Игра «Чей голос?».

Цель: закреплять умение детей звукоподражать птицам.

Игровое действие: Дети делятся на пары. Первый ребёнок изображает голос какой-либо птицы, второй угадывает, что это за птица.

Образец речи детей: 1-й ребёнок: «Чирик-чирик»,

 2-й ребёнок: «Это чирика ет воробей».

Игра «Самый главный»

Цель: дать детям знания о том, какую пользу приносят различные пти цы.

Игровое действие: Образец речи детей: «Я курица, я даю людям мясо и яйца — я самая главная», «Я сова, я санитар леса — я самая глав ная», «Я соловей — я радую людей своим пением. Я самый главный». И т.д.

Игра «Летает, не летает»

Цель: развивать у детей слуховое внимание, вос питывать выдержку.

Игровое правило: поднимать руку надо только в том случае, когда будет назван летающий предмет.

Игровые действия: похлопывание по коленям, поднимание руки, отыгрывание фантов.

Ход игры:

Дети садятся полукругом, руки кладут на колени.

Воспитатель объясняет правила игры: Я буду называть предметы опрашивать: «Летает?», например, «Голубь летает? Самолёт летает?» если я назову предмет - который, в самом деле, летает, вы поднимаете руки. Если я назову нелетающий предмет, руки поднимать

не следует. Вам нужно быть внимательными, потому что я буду подни мать руки и тогда, когда предмет летает, и тогда, когда он не летает. Кто ошибется, заплатит фант.

Похлопывая по коленям, воспитатель и дети говорят; «Поехали-поехали», затем воспитатель начинает игру «Галка летает?» - и подни мает руки.

Дети отвечают: «Летает». И тоже поднимают руки. «Дом летает?» - спрашивает воспитатель и поднимает руки. Дети молчат.

У многих ребят в начале игры руки непроизвольно, в силу подра жания, поднимаются каждый раз. Но в том и заключается смысл игры, чтобы своевременно удержаться и не поднять руки, когда назван нелетаюший предмет. Кто не удержался, платит фант, который в конце игры выкупается.

Дидактическая игра: «Что за птица»

Цель: учить детей описывать птиц по характерным признакам и по описанию узнавать их.

Игровые правила: Описать прилетевшую птицу нужно не только словом, но и имитацией ее движений. Кто правильно назвал птицу, тот становится водящим.

Игровые действия: Имитация движений разных птиц, отгадывание, о какой птице рассказывается. Выбор водящего считалочкой.

Ход игры:

Эта игра требует большой продолжительной подготовки. Дети наблюдают за птицами, обращают внимание на их особые приметы (например, на величину и длину клюва, ног, цвет перьев, на то, где эта птица живет, что она ест, как кричит или поет), по которым можно узнать, что это за птица.

Игра начинается с назначения водящего, который загадывает, что за птица прилетела. Свои загадки он произносит нараспев, а все остальные хором повторяют определенные слова. Вот, например как в такой игре водящий описывает журавля.

 Водящий:   Есть у меня птица

                     Вот такая, вот такая!-

показывает руками, какой величины у него птица.

 Все играющие говорят:      

                      Летит, летит птица,

                      К нам летит!

 Водящий:    Крылья у птицы

                      Вот такие, вот такие!

И показывает, широко раскинув руки, какие большие крылья у пти цы.

Все играющие говорят:  Летит, летит птица,

                                          К нам летит!

 Водящий:   Клюв у этой птицы

                     Вот такой, вот такой!

Но водящий еще не уверен, что играющие узнали птицу. Он гово рит, где живет птица, чем питается и т.д., и заканчивает вопросом: «Что это за птица к нам прилетела?» На вопрос отвечают не все дети, кто-нибудь один (на кого укажет водящий). Если ребенок ответил правиль но, дети говорят: «Вот какая птица к нам прилетела!» Тот, кто отга дал, становится водящим и дает описание птицы, водящий ему гово рит: «Не такая птица к нам прилетела». Затем он обращается к: друго му играющему и повторяет вопрос. Названный водящим может отга дывать только один раз.

Новый водящий описывает другую птицу, у которой есть особые приметы, например орла, попугая, дятла, ворону; петуха, гуся.

Дидактическое упражнение: «Лесные песни»

Цель: Способствовать развитию творческой активности, умение мыслить, анализировать, сопоставлять.

«Подскажи словечко»

Голубь – (воркует).

Кукушка – (кукует).

Утка – (крякает).

Гусь – (гогочет).

Соловей (свищет).

Филин – (ухает).

Журавль – (курлычет).

Сорока – (стрекочет).

Ворон – (каркает).

Воробей – (чирикает).

Синица – (пищит).

Словесные упражнения

Ответь на вопросы

•   Какие птицы зимуют в наших краях?

(Ворона, воробей, сорока, дя тел, клест, сова.)

•   Какие птицы прилетают к нам с севера?

(Снегирь, свиристель.)

•   Какие птицы улетают зимовать в теплые края?

(Журавль, лебедь, утка, тря согузка, кукушка, соловей, скво рец.)

•   Зачем журавлю длинные ноги?

   Зачем клесту крестообразный клюв?

•   Какая птица охотится ночью?

•   У какой птицы зимой появляются птенцы?

•   Какую птицу называют самым лучшим певцом?

•   Какую птицу называют «ледоломкой»?

•   Какую птицу называют «лесной газетой»?

•   Каких птиц называют «березо выми птицами»?

•   Птенцы каких птиц умеют пла вать с первого дня жизни?

•   Какая птица подкладывает свои яйца в гнезда других птиц?

•   Какие птицы умеют подражать голосам других пернатых?

•   Какие птицы танцуют весной?

Закончи  предложения

Воробей    маленький,    а    жу равль...

Ворона большая, а синица...

Сова спит днем, а охотится…

У синицы хвост короткий, а у трясогузки...

У дятла клюв длинный, а у снеги ря...

Утка серая, а лебедь...

У синицы клюв тонкий, а у дят ла…

Ворона большая, а воробей…

Снегирь малоподвижный, а синица…

 Клест нарядный, а воробей…

Синицы высиживают птенцов летом, а клест…

 Если снегирь мало двигается, то он какой? (Малоподвиж ный.)

Если у синицы черная голова, то она какая? (Черноголовая.)

 Если у сороки белый бок, то она какая? (Белобокая.)

 Если у сороки черный хвост, то она какая? (Чернохвостая.)

 Если у снегиря красная грудь, то он какой? (Красногрудый.)

 Про кого из зимующих птиц можно сказать:

мой (клест, дятел, снегирь, воробей, голубь),

 моя (ворона, синица, свирис тель, овсянка),

мои... Вы запомнили, кто как поет?

Почему в народе говорится:

•   Лес без птицы и птицы без леса не живут.

•   Знает птица, что без Родины не годится.

•   Всякая птица своим пером гор дится.

•    Всякая птица по-своему поет.

•   Всякая птица своим клювом сыта.

•    У каждой пташки — свои замашки.

•    Воробей сразу на взлет, а грачу разбег нужен.

•   Вороне соколом не быть.

•    Вороненку гнездо — родимая хата.

•   Мала синичка, да коготок остер.

•    Немного синица ест, пьет, да ве село живет.

•   Сорока без причины не стреко чет.

•   Сорока весть на хвосте принесла.

•   Пируют в ночи совы да сычи.

•   Воробьи под кровлю, а совы на ловлю.

•   Кабы куст был не мил, соловей гнезда не вил.

•   Соловей берет пением, а чело век— умением.

•   Соловей месяц поет, а ворона круглый год каркает.

•   Кукушка кукует, по дому горю ет.

•   Сколько кукушка ни кукуй, а к зиме улетать.

•   Лебедь по поднебесью, мотылек над землей — всякому свой путь.

•   Полетели лебеди, понесли на крыльях зимушку.

•   Грудь лебединая, походка павлиная.

•   Журавль прилетел и тепло при нес.

•   Журавль высоко летает, а от ре ки не отлетает.

Игра в слова

Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее воробью (вороне, дятлу, синице... утке).

Объясните выбор каждого слова.

Словарь: курлычет, маленький, бойкий, лес, серая, летает, ловкая, красногрудый, плавает, проворный, крякает, город, прыгает, неунываю щая, болото, серая, чирикает, сме лый, всеядная, умная, дупло, боль шая, бойкая, скворечник, непосед ливая, длиннохвостая, веселая, стрекотуха, «ледоломка», хищная, белоснежный, белобока, длинно ногий, каркает, маленькая, танцует, проворная, ныряет, охотится, зиму ющая птица, пролетная птица, пе релетная птица...

Комментарий для взрослых: После игры для активизации памяти и речи детей можно предложить им следую щие задания:

Вспомните, некие слова, подходящие воробью (вороне, дятлу, синице... утке), вы слышали?

Были названы различные слова. Одни описывают птиц и отвечают на вопросы "Какой?", "Какая?" — это слова, обозначающие признаки, другие отвечают на вопрос "Что де лает?" — это слова, обозначающие действия, третьи отвечают на воп росы "Кто это?", "Что это?" — это слова, обозначающие предметы.

А теперь давайте еще раз вспом ним и назовем:

"Кто, какой?" (воробей, ворона, дятел, синица... утка);

"Кто, что делает?;

"Кто, где живет?"

Учись сравнивать.

•    Где зимуют синица и трясогуз ка?

(Синица в наших краях, трясо гузка улетает на юг.)

•   В какое время суток добывают себе корм ворона и сова?

 (Ворона утром и днем, а со ва ночью.)

•    Кто раньше улетает на юг — тря согузки или утки? Почему?

 (Трясогузки улетают в конце лета, когда становится холод нее, насекомые прячутся; а утки улетают, когда начинают за мерзать водоемы, до этого вре мени корма им хватает.)

•   Какой клюв у дятла и у клеста?

(У клеста крестообразный, у дятла - большой, крепкий.)

•   Чем питаются зимою снегири и клесты?

(Снегири — семенами растений и ягодами рябины, клесты — семе нами еловых и сосновых шишек.)

•   Чем питаются зимой свиристели и снегири?

(Ягодами рябины, семенами растений.)

•   Чем отличаются гнезда кукушки и соловья?

(Кукушка не вьет гнезда.)

Четвёртый лишний.

Выделите лишнее слово, объясните свой выбор:

•   медведь, дятел, лось, барсук;

•   сорока, скворец, курица, жу равль;

•    ворона, синица, воробей, соловей;

•   синица, скворец, трясогузка, утка;

•   сова, снегирь, дятел, сорока;

•   воробей, соловей, ворона, кукушка

 (не вьет гнезда);

•   сорока,  синица,  клест,

(появляются зимой птенцы)

Рассказ – описание по плану.

1.   Как называется птица?

2.   Внешний    вид, особенности строения  частей тела  (клюв, хвост и т. д.).

3.   Чем питается? (На кого охотится?)

4.   Где проводит зиму? (Зимующая, перелетная, пролетная.)

5.  Дополнительные сведения о повадках, образе жизни птицы, известные детям.

Комментарий для взрослых: при описании ещё раз обратите внимание на приспособление птиц к среде обитания (маскировочная окраска, строение тела, поведение).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностические задания по теме" Птицы родного края"

Выявление у детей старшей группы знаний о птицах родного края, используя диагностические задания....

Презентация на тему "Зимующие птицы родного края"

Знакомство с птицами родного края, характерными особенностями их внешнего вида и загадками о них. Воспитание бережного отношения к природе....

Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группы: Тема: «Птицы родного края» Игра «Что? Где? Когда?».

Образовательные задачи: Формировать  у воспитанников умение работать в команде,  взаимодействовать друг с другом.  Расширять знания   о птицах родного края. Мотивировать детей...

Презентация на тему "Перелетные птицы родного края"

Данная презентация предназначенна для воспитателей и родителей. В ней дети познакомятся с перелетными птицами Нижегородской области. Дети узнают о повадках, чем питаются птицы, место обитания птиц....

Конспект НОД по развитию речи и экологическому воспитанию по теме «Зимующие птицы родного края»

Цели и задачи:• расширение представлений детей о зимующих птицах родного края, их образе жизни, внешнем строении;• обогащение и уточнение словарного запаса по теме «Зимующие птиц...

Презентация на тему "Зимующие птицы родного края"

Данная презентация поможет в легкой и интересной форме познакомить детей с зимующими птицами средней полосы, с их внешним видом, повадками, с особенностями жизни в холодное время года....

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ НА ТЕМУ: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ РОДНОГО КРАЯ» ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ

Картотека дидактических игр и упражненийна тему:«Зимующие птицы РОДНОГО КРАЯ»младшая группа...