Опыт работы по познавательному развитию детей (экспериментирование)
методическая разработка (окружающий мир) по теме

Дворникова Валентина Леонидовна

В опыт работы включены конспект занятия с магнитом для детей средней группы, описание опытов "Свойства магнита" и "Свойства воздуха",нитеграция процесса экспериментальной деятельности с изодеятельностью и сенсорным воспитанием. Рисунки детей после проведения опытов по получению радужного отображения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_s_magnitami.doc37 КБ
Microsoft Office document icon tablica_magnit.doc61.5 КБ
Microsoft Office document icon opyt.doc143.5 КБ
Microsoft Office document icon vozduh_i_ego_svoystva.doc114 КБ
Microsoft Office document icon integraciya.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ознакомление с магнитом, его простейшими свойствами.

Программное содержание:

1.  Познакомить детей с магнитом и некоторыми его свойствами -притягивать к себе железные предметы; оказывать влияние магнетизма в разных средах.

2.  Закреплять знания детей о свойствах предметов сделанных из разных материалов.

3.  Обогащать словарь детей научными терминами: магнит, магнетизм.

4.  Поддерживать интерес к экспериментальной работе, формировать любознательность, способность выдвигать собственные гипотезы.

5.  Обогащать опыт взаимодействия детей с окружающим миром.

Экспериментальная работа.

Эксперимент

Практическая деятельность детей

1.

«Найди железные предметы».

Дети с помощью магнита определяют

«заказанные» предметы.

2.

Задание: «Достань винтики не

Дети, ведя магнитом по стенке банки,

опуская рук в банку».

достают винтики.

3.

Задание: «Достань винтики не

1. Дети повторяют результаты

намочив руки».

предыдущего опыта.

2. Достают винтики магнитом,

привязанным к нитке.

Оборудование к занятию:

Письмо Самоделкина с фотографией; наборы предметов - железные, металлические, пластмассовые; стеклянные, деревянные. Магниты по количеству детей; магнит демонстрационный; молоток, лоскут ткани, банка, банка с водой, тарелочки для мелких предметов, коробка для железных деталей. Модели свойства дерева, железа, стекла.

Ход занятия.

Воспитатель открывает письмо, читает его. В письме просьба Самоделкина помочь ему отобрать детали, нужные для машины, которую он собирает (демонстрация иллюстрации). При этом он выдвигает условие - детали должны быть прочными не должны ломаться, гнуться, разбиваться.

Дети соглашаются помочь, для чего рассматривают предметы на столе (деревянные, стеклянные, железные, металлические). Проверяют их на прочность (практическая деятельность детей - обследование). Выясняют, что: дерево - ломается и горит, стекло - бьется. Железо - твердое, его трудно согнуть, оно не ломается (не меняет своей формы).

Фиксируют результат своей практической деятельности с помощью модели: железо - твердое, тяжелое, прочное.

Дети убедились, что нужно отбирать железные предметы. Воспитатель предлагает сделать это с помощью магнита, который имеет способность притягивать железные предметы (демонстрация магнита, выполнение эксперимента «танцующая кнопка»).

Дети отбирают железные предметы на столе с помощью магнита (индивидуальные занятия 2-3 детям).

После этого воспитатель предлагает отобрать железные предметы из тех, которые лежат на столах (фронтальный способ организации, практическая деятельность детей).

Все предметы найденные детьми складываются в коробку. Воспитатель сообщает, что уронила их нечаянно в большую банку с водой.

Задание: «Достать винтики не замочить руки».

Дети догадываются, что сделать это нужно с помощью магнита, опустив его на нитке.

Задание: «Достать винтики не опуская руки в банку и не переворачивая ее».

Результат достигается путем движения магнита по внешней стороне банки.

Закрепление данного способа происходит на банке с водой.

Воспитатель обобщает ответы, делает вывод. Воспитатель от имени Самоделкина благодарит детей за помощь, отзывчивость. Хвалит за смекалку, находчивость.

Коробку с железными деталями предлагает выслать Самоделкину.

ПРИМЕЧАНИЕ: Обязательное соблюдение техники безопасности при эксперименте на прочность стекла. Кусочек стекла обязательно (!) завернуть в лоскут ткани и только после этого разбивать. Воспитатель делает это сам!



Предварительный просмотр:

                                                                 Магнит и его свойства.

Цель: Познакомить детей с магнитом, с его свойством притягивать к себе железные предметы. Дать представление о полюсах магнита. Познакомить с компасом.

Название опыта, задача

материал, оборудование

Действие. Описание опыта

Результат. Вывод.

Объяснение.

1.

«Повелитель железных

Магниты разный формы, банка

1. Знакомство с магнитом.

1. Магнит

гвоздиков»

с водой, пустая банка, лист

2. Упражнения «Предметы

металлический,

Задача: Познакомить с

картона, книга, кнопка, набор

с которыми дружит

имеет разную

магнитом, его свойством

предметов из разных

магнит» (практические

форму

притягивать железные

материалов, скрепки (по 4

действия)

2. Он обладает

предметы, проследить за

шт.).

3. Упражнение «Достать

свойством

свойством магнетизма в

гвоздики не замочив

притягивать к себе

разных средах.

руки». (Из банки с

железные

водой)

предметы

4. Упражнение «Достань

3. Магнитные

гвоздики не

свойства

переворачивая банки и

проявляются не

не опуская руки» (пустая

только в воздухе,

банка)

но и в воде, и в

5. Упражнение

стекле, через

«Танцующая кнопка»

бумагу и дерево.

(через картон)

4. Магнит передает

6.   Упражнение «Сила

свои свойства

магнита» (притягивание

предметам,

через книгу, дерево,

которые

■ ■■ • _

пластмассу)

примагнитил.

7. «Волшебная цепочка»

г

(цепочка из скрепок)



Предварительный просмотр:

В процессе исследовательской деятельности ребенок  приобретает опыт:

1.        Физический:

учиться управлять своим телом и определенными органами.

2.        Природоведческий:

знакомиться с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно-следственными связями, действующими в мире.

3.        Социальный:

запоминать индивидуальные особенности каждого человека (сверстника и взрослого).

4.        Познавательный:

тренировать мыслительные процессы, осваивать разнообразные мыслительные операции.

5.        Лингвистический:

заниматься словотворчеством, обсуждать итоги эксперимента, играть в словесные игры, то есть экспериментировать со словом.

6.        Волевой:

запоминать, как он сам может влиять на других людей.

7.        Личностный:

узнавать свои личностные возможности.

8.        Поведенческий:

моделировать свое поведение в различных ситуациях.



Предварительный просмотр:

                                                              Воздух и его свойства.

Цель: Показать детям, что воздух есть вокруг нас. Познакомить со способами его обнаружения. Показать, что воздух можно сжать, что воздух имеет свойства перемещаться и заставляет двигаться другие предметы.

Название опыта, задача

Материал, оборудование

Действия, описание опыта

Результат. Вывод.

Объяснение.

1.

«Воздух – невидимка».

Пустая банка, полиэтиленовый

1. Сравнение содержимого

Воздух есть вокруг

Задача: показать детям,

мешок, емкость с водой,

банки и мешочка.

нас во всех телах.

что воздух есть вокруг

кусочки губки, кирпича, земля,

2. Заполнение мешочка

Если банку погрузить

нас.

банки с водой, трубочки -

предметами.

в воду, то воздух

соломинки.

3. Скручивание до

«выйдет» в виде

образования пузыря.

пузыря. Это же

4. Опускание банки в

явление наблюдается

емкость с водой. Вопрос:

при игре с

Почему появились

соломинкой.

пузыри?

5. Обнаружение воздуха в

других предметах.

6. Образование пузырей

через соломинку.

2.   :

«Сухая салфетка»

Стакан с прикрепленным

1. Опустить стакан резко в

1-2. И салфетка, и

«Опусти кораблик на

кусочком салфетки на дно,

воду, проверить

флажок сухие, т.к.

дно». «Умный пакет».

кораблик с бумажным

«сухость» бумажки.

воздух сжался и не

Задача: Воздух имеет

флажком, емкость с водой,

2. Аналогичное действие с

пускает воду внутрь

свойство сжиматься.

воронка с закрепленным на

корабликом после

стакана (упругость

Способы обнаружения

сливе пакетом.

поставленной перед

движения стакана).

воздуха.

детьми задачи:

4. Воздух

«Опустить кораблик на

вытесняется через

дно, не замочив

слив в пакет, пакет

флажок».

раздувается.

3.

«Вода в перевернутом

3. Опустить воронку с

Вода не выливается,

стакане».

пакетом на сливе вводу.

т.к. давление

Задача: Познакомить с

Стакан с водой, бумага

Налить воду в стакан,

атмосферного воздуха

понятием давление

закрыть бумагой,

на бумажку больше

воздуха.

придерживая, перевернуть,

давления воды.

убрать ладонь.

И мяч, и банка

«выпрыгивают» из

4.

«Великолепные прыжки».

Резиновый мяч, банка с

1. Вопрос: Утонет ли мяч в

воды. Им не позволяет

Задача: Показать, что

крышкой, резиновое кольцо

воде? Почему нет?

утонуть воздух

предметы заполненные

(без воздуха внутри)

2. Плавучесть мяча и

внутри (аналогия с

воздухом выталкиваются

резинового кольца.

надувными кругами).

и из воды.

3. Опустить в воду

закрытую крышкой

банку.

5.

«Что быстрее упадет

2 бумажных кружка, 2

Поочередное бросание

Воздух под куполом

монетка или бумажка?»

монетки, 2 листа - 1 мятый

предметов: монета - лист,

мешает быстрому

«Парашютисты»

Лист бумаги, кусочки

монета больше, монета

движению (оказывает

Задача: Дать детям

пластилина, нитки

меньше, лист и скомканный

сопротивление),

понятие сопротивление

лист, кружок и монета с

поэтому парашютист

воздуха использование

кружком.

опускается плавно, а

человеком этого свойства.

Действия с кусочком

не падает камнем

пластилина и «парашют».

вниз.

6.

«Движение воздуха»

Полоски бумаги, вертушки -

Упражнение «Подуем на

1. Воздух может

Задача: Показать значение

ветрячки (ветромеры),

полоски». Полоски

перемещаться, мы

воздуха в жизни человека

иллюстрации ветряной

отклоняются в сторону.

говорим, что дует

мельницы, парусника и т.д.

Игра с вертушками

ветер.

2. Перемещение

воздуха заставляет

двигаться другие

предметы.



Предварительный просмотр:

      Интегрированный процесс  познавательной деятельности

Поисково - экспериментальная деятельность детей (радуга)

Изобразительная деятельность детей       (радуга)

Результат работы по сенсорному воспитанию

через ИЗО

Опыт 1. «Радуга - весёлка».  Проецирование радуги на потолке с помощью таза с водой , зеркала и источника света.

Аппликация «Радуга - дуга». Вырезывание дугообразных форм из листа сложенного вдвое.

(по цветам спектра) Лепка «Барельеф - радуга». Обследовательские действия при  получении дугообразных форм.

1.Закрепление дугообразной формы.

2.Цвета спектра

3.Последовательность в радуге

Опыт 2. «Радужный луч». Проецирование радуги на лист бумаги с помощью источника света и хрустального бокала.

Ручной труд «Радужный веер». Работа с нитками окрашенных по цветам спектра: отрезание длины  по мерке, приклеивание ниток на бумагу по заданному алгоритму и направлению.

1.Закрепление спектра 2.Последовательность цвета в радуге.

3.Ориентировка на листе бумаги.

4.Зрительно – моторная координация

Опыт 3. «Радужные крылья стрекозы». Проецирование радуги на тонкую плёнку в рамке с помощью лака и  воды.

Рисование карандашами. Закрашивание контура, развитие зрительно-моторной координации.

Аппликация «Радужная мозаика». Оформление мозаичного панно для интерьера группы.

1.Систематизация знаний о спектре, расположение полос согласно спектра.

2.Упражнение детей в пространственной ориентировке.

3.Соблюдение пропорций (при рисовании добавочного элемента)

Опыт 4. «Радужный зайчик». Проецирование радужных бликов в разных местах группы с помощью трёхгранной прозрачной призмы.

Рисование красками «Радуга -дуга», «Радужный фонтанчик».

Расположение изображения радужного спектра в разных комбинациях. Выполнение рисунка в технике «по – сырому».

1.Обогащение сенсорного опыта.

2.Соотнесение величин предметов, их месторасположения, пропорций.

3. Наблюдение за растекаемостью и смешиванием цвета


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по познавательному развитию: Тема: «Вода-таинственная стихия»

Опыт работыЕ.А.Черняевой   воспитателя старшей группы МДОУ «Медновский детский сад «Родничок»Тема:          «Чудо природы - Вода» Вода, у те...

Опыт работы по познавательному развитию

Старший дошкольный возраст очень важен в жизни ребенка. Это яркий период открытий, удивлений и любознательности. Потенциал детей растет и приобретает новые формы, желание познавать совпадает с ...

Опыт работы "Формирование познавательных способностей детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой Кубани"

За последние годы в стране произошли большие перемены. Россия переживает один из не простых исторических периодов. Из современного нравственного воспитания дошкольников фактически исключены понятия па...

Опыт работы по познавательному развитию (ФЭМП)

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19211243","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","style":"float: left;","width":"336"}}]]...

Опыт работы по познавательному развитию дошкольников в новых условиях введения ФГОС ДО.

План.Особенности организации образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольников в новых условиях введения ФГОС ДО.Познавательный интерес как важнейший мотив и средства педагогов, не...

Опыт работы по познавательному развитию дошкольников в новых условиях ведения ФГОС ДО.

Познавательный интерес - основа познавательного развития дошкольников.Современные образовательные технологии в рамках интерактивного обучения:- игровые технологии- информационно-коммуникационные техно...