Опыт работы по познавательному развитию
учебно-методический материал (старшая группа) по теме

Бальян Ирина Васильевна

  Старший дошкольный возраст очень важен в жизни ребенка. Это яркий период открытий, удивлений и любознательности. Потенциал детей растет и приобретает новые формы, желание познавать совпадает с интеллектуальными возможностями. Дети способны понять познавательную задачу, поставлен­ную воспитателем, и действовать в соответствии с его указанием, но умственная деятельность во многом зависит от состояния физического здоровья и так же психологического комфорта детей. Поэтому познавательную деятельность я переплетаю с оздоровительными мероприятиями. Постановка за­дачи позволяет возбудить их познавательную активность, любознательность и познавательные интересы ко всему окружающему миру. С учетом примерного перечня основных видов непосредственно- образовательной  деятельности, согласно принципу интеграции развитие детей осуществляю при организации всех видов деятельности:        
    - игровой,
    - коммуникативной,
    - трудовой,
    - продуктивной,
    - познавательно- исследовательской,
    - музыкально- художественной, чтения.                
           Такая организация позволяет формировать у детей следующие качества:
 любознательность, активность, эмоциональную отзывчивость,  физическую выносливость,  овладение средствами общения и способами взаимодействия со сверстниками, овладение необходимыми предпосылками учебной деятельности.    
           Для развития этих качеств создаю такие си­туации, когда имеющихся знаний оказывается недостаточно для того, чтобы найти ответ на поставленный вопрос; и возникает потребность узнать что-то новое. Побудительным мотивом к поиску являются предложения решить ка­кую-либо игровую или практическую задачу. Для обучения детей всему необходимому использую специальные математические тетради с заданиями, которые побуждают детей проявить свою смекалку, найти выход из создавшей ситуации, решить поставленную задачу. Организую деятельность таким образом, что бы дети свободно могли передвигаться в образовательном пространстве, например:
      -  игра " Преврати цифру в геометрическую фигуру"- учит детей запоминать изображение прописных цифр, развивать фантазию, творческие способности;   
      -  математические физминутки - помогают запомнить лучше цифры, учат детей ориентироваться в свободном пространстве, запомнить право - лево и т.д.
      - игровые упражнения: «Правильно пойдешь, клад найдешь», «Пройди по лабиринту», «Идем по следам» - помогают ориентироваться на местности.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            
         - парные игры : " Собери бусы для Мальвины", " Сделай так же как у Сережи",
" Подбери пару"- такие упражнения помогают детям работать совместно и находить компромиссы.
        Закрепляя и уточняя знания способов действий,  предлагаю осуществить при помощи игровых задач  понятные им ситуации. Так, они выясняют, какой длины шнурки у бо­тинок или завязки у шапки, подбирают ремешок к часам и пр. Заинтересованность детей в решении таких задач обеспечивает активную работу мыслей, и прочное усвоение знаний.
         Математические представление «равно», «не равно, «больше - меньше», «целое и часть» и др. формируются на основе сравнения. Дети старшего до­школьного возраста под руководством педагога последовательно рас­сматривают предметы, выделяют и сопоставляют их  по однородным признакам.
        Рассматривание, анализ и сравнение объектов при решении задач од­ного типа произвожу в определенной последовательности:  учу детей последовательному анализу и описанию узора, составленного из моделей геометрических фигур, так они овладевают общим способом решения задач данной категории и сознательно им пользуются. Так как осознание содержания задачи и способов ее решения детьми этого возраста осуществляется в ходе практических действий, то ошибки, допускаемые детьми, всегда исправляются через действия с дидактическим мате­риалом.
        В работе с детьми старшего дошкольного возраста повышается роль словесных приемов обучения. В своих указаниях и пояснениях направляю и планирую деятельность детей учитывая, что дети знают и умеют делать, и показываю только новые приемы работы. Свои вопросы  в ходе объяснения стимулирую проявлением у  детей самостоятельно­сти и сообразительности, побуждая их искать разные способы решения одной и той же задачи: "Как еще можно сделать?", " Проверить?", "Сказать?".
         В своей работе использую:
        - словесные игры и игровые упражнения: «Скажи на­оборот!», « Кто быстрее назовет?», «Что длиннее (короче)?»и т.д;                                                                                                                                                      
        -дидактические игры с народными иг­рушками - вкладышами (матрешки, кубы), пирамидами, которые упражняют в нанизывании, вкладыва­нии, собирании целого из частей, например: «Покажи, что больше, а что меньше», «Чудесный мешочек», «Три медведя», «Что изменилось?», «Палочки в ряд», «Наоборот», «Сломанная лестница», «Чего не стало?», «Узнай по опи­санию» и др;
         - подвижные игры математического содержания «Медведь и пчелы», «Воробушки и авто­мобиль», «Ручейки», «Найди свой домик», «В лес за елочками» и др.
         Перспективным методом обучения дошкольников математике на совре­менном этапе является моделирование: оно способствует усвоению специфиче­ских, предметных действий, лежащих в основе понятия числа.  
        Одним из современных методов обучения математике являются элемен­тарные опыты, которые развивают познавательный интерес детей к окружающему пространству.
          Для формирования полноценных математических представлений и для развития познавательного интереса у дошкольников  использую занимательные проблемные ситуации.
         Одним из условий успешной реализации программы по формированию элементарных математических преставлений является создание развивающей среды, богатой разнообразным материалом: шашки, шахматы, календари природы, ученические доски, счеты, весы и много другого. Созданы условия для углубленного формирования представлений о количестве, форме, величине предметов. С этой целью использую сюжетно- ролевые игры, в процессе которых, дети взяв на себя роль, могут производить разнообразные счетные, измерительные и другие действия.
         Таким образом, я создала в своей группе все необходимые условия  для успешного овладения детьми старшего дошкольного возраста математическими знаниями, развития  познавательных способностей, творческих умений и навыков, логического мышления и интеллекта.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по познавательному развитию детей (экспериментирование)

В опыт работы включены конспект занятия с магнитом для детей средней группы, описание опытов "Свойства магнита" и "Свойства воздуха",нитеграция процесса экспериментальной деятельности с изодеятельност...

Опыт работы по познавательному развитию: Тема: «Вода-таинственная стихия»

Опыт работыЕ.А.Черняевой   воспитателя старшей группы МДОУ «Медновский детский сад «Родничок»Тема:          «Чудо природы - Вода» Вода, у те...

Опыт работы по познавательному развитию (ФЭМП)

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19211243","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","style":"float: left;","width":"336"}}]]...

Опыт работы на тему: "Развитие познавательных интересов детей, через познавательно-исследовательскую деятельность"

Дошкольное детство — это начальный этап человеческой личности. Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с пе...

Опыт работы по познавательному развитию дошкольников в новых условиях введения ФГОС ДО.

План.Особенности организации образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольников в новых условиях введения ФГОС ДО.Познавательный интерес как важнейший мотив и средства педагогов, не...

Опыт работы по познавательному развитию дошкольников в новых условиях ведения ФГОС ДО.

Познавательный интерес - основа познавательного развития дошкольников.Современные образовательные технологии в рамках интерактивного обучения:- игровые технологии- информационно-коммуникационные техно...