Конспект интегрированной образовательной деятельности "Детство,опалённое войной"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

 

Воспитание у детей нравственно-патриотических чувств   в  процессе накапливания знаний и представлений о прошлом своей страны. Расширение о жизни детей во время Великой Отечественной войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon detstvoopalyonnoe_voynoy.doc55 КБ
Файл detstvo_opalyonnoe_voynoy.pptx2.45 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Детство, опалённое войной.

Цель: Воспитание у детей нравственно-патриотических чувств   в  процессе накапливания знаний и представлений о прошлом своей страны.

 Задачи:

Обучающие:

-углубить и расширить знания о жизни детей во время Великой Отечественной войны;

-обучать анализу полученной  информации.

Развивающие:

-развивать оптимизм;

-обогащать лексический запас детей словами разных частей речи, развивать связную речь;

-развивать мелкую моторику;

-отрабатывать навыки эмоционального реагирования;

- совершенствовать умение выполнять  физические  упражнения, направленные   на преодоление трудностей физического характера. Развивать у детей терпение и выносливость.

Воспитательные:

-формировать патриотические чувства, интерес к прошлому России;

-воспитывать симпатию и уважение к сверстникам военных лет.

Возраст воспитанников: подготовительная к школе группа.

Предварительная работа:

-целевые прогулки к памятным местам;

-экскурсия в музей боевой славы школы №16;

-цикл занятий о войне: «Защитники Отечества», «Этот День Победы»;

-чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций;

-заучивание стихотворений: С. Маршак «Мальчик из Поповки», «Разговор с внуком»;

-Выставка детских рисунков «Защитники Родины».

Оборудование:

-иллюстрации, рисунки детей;

-мультимедийная презентация;

-заготовки варежек, детали для составления узоров (квадраты, круги, треугольники, листочки);

-клей, кисти, клеёнки, салфетки;

-заготовки для писем, простые карандаши;

-магнитофон;

-запись песни   «Священная война» (сл. В. Лебедева - Кумача, муз. А. Александрова),  "Рио-Рита" (сл. Г.  Шпаликова,  муз. С. Никитина);

- фонограмма песни «Яблочко», "Птичьи голоса":

-атрибуты к играм: два стула, два узких бинта, два – широких, кегли и ящики,

два обруча, несколько  картофелин, две корзинки.

Хотим, чтоб всюду на планете

Войны совсем не знали дети!

Вводная часть.

Звучит фонограмма песни "Хотят ли русские войны?"

(муз. Э. Колмановского, сл. Е. Евтушенко).

Дети входят в зал.

Сценка мирной жизни.

На экране слайды мирной жизни: Звучат "Птичьи голоса".

Под музыку (фонограмма "Рио-Рита" (сл. Г. Шпаликова, муз. С. Никитина)) выбегают дети,  девочки прыгают на скакалках, играют в мяч.

Воспитатель:

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось! (С. Щипачев)

Основная часть.

Свет гаснет,  звучит фонограмма песни "Священная война"

(сл. В. Лебедева - Кумача, муз. А. Александрова).

На экране слайды начала войны. Тревожное сообщение ТАСС о начале войны. Дети убегают, закрыв лица руками.

Ребёнок:

Был самый комариный месяц лета,

Когда беда расправила крыла,

Начавшись далеко-далеко где-то,

Война печально в каждый дом вошла.

Фронты, взрываясь, ждали помощь тыла,

Земля качалась в крике и огне,

И одиноко и тревожно было

В притихшем доме думать о войне.

(Л. Лапцуй, отрывок из поэмы «Олени бегут на восход»)

Воспитатель:

-Вот в такое же прекрасное, светлое утро, как сегодня, только много  лет назад- 22 июня 1941 года, началась война.

И все люди от мала до велика, поднялись на защиту своей Родины. Взрослые мужчины уходили на фронт воевать, женщины оставались дома: работали медсёстрами в госпиталях; шили одежду для воинов; трудились на заводах и фабриках; изготавливали снаряды, военную технику: самолёты, танки, пушки, машины; работали в поле.

(Показ слайдов).

Воспитатель:

-Как вы думаете, чем в это время были заняты дети?

(ответы детей).

-Война изменила не только жизнь взрослых, но и детей.

Ребёнок:

Конечно, подумать, кому она легче,

Лихая година была?

Но всё же война и на детские плечи

Всей тяжестью взрослой легла.

Когда закрывала страданья громада

Пределы горящей земли,

Круги и горнила военного ада

И дети со всеми прошли.

(Л. Лапцуй, отрывок из стихотворения «Из детства»).

Воспитатель:

-Дети не остались в стороне. Подростки, заменив младшим братьям и сёстрам отцов, воевавших на фронте, становились единственными кормильцами семьи. 

Ребёнок:

На столик чашки ставит мать.

Расселись братья шумной стайкой.

Дав по кусочку ребятне,

Мать порцию свою утайкой

Пытается подсунуть мне.

Утихли сразу разговоры,

Все ждут, когда я есть начну:

Я заменил отца, который

Ушёл недавно на войну.

(Л. Лапцуй, отрывок из стихотворения «Из Детства»).

Воспитатель:

-Тяжело им  приходилось. Ведь в  это трудное время люди жили очень скромно, недоедали, а часто и голодали, замерзали, недосыпали. В том числе и дети. А  они, несмотря на ту тяжёлую ношу, что несли на плечах, оставались всё же детьми.

Ребёнок:

Старший сын я – кормилец,

Наш отец на войне.

Бой гремит в Сталинграде,

Взрывы, смерть и огонь…

Я в колхозной бригаде.

Волдырится ладонь.

(Л. Лапцуй, отрывок из стихотворения «Мне помнится»).

Воспитатель:

-Давайте мысленно отправимся в то тяжёлое лихолетье и представим себе, чем могли  дети помочь приблизить победу над врагом в то время.

-Во многих городах были организованы госпитали. Что такое госпиталь?

(Ответы).

-Правильно, это больница для раненых.

(Показ слайдов).

-В госпиталях ребята с медсёстрами и нянечками окружали раненых заботой и вниманием, поправляли постель, приносили пить, убирали помещение, а иногда помогали  забинтовывать  раненых.

Игра «Санчасть».

Ставятся два стула, готовятся два узких бинта, два – широких. Задача участников - забинтовать головы и руки двум раненым. Ранеными будут мальчики, которые сидят на стульях. Девочкам даётся задание: они должны догадаться, какими бинтами нужно перевязывать головы, а какими – руки. При оценке учитывается аккуратность и прочность повязки, а также быстрота действий.

Воспитатель:

-Дети выступали перед ранеными с концертами, читали стихи, исполняли песни, танцевали.

Дети исполняют песню «Катюша».

Танцуют танец моряков под мелодию песни «Яблочко».

Читают стихи.

Ребёнок 1:

Стелются тёмные тучи,

Молнии в небе снуют,

В облаке пыли летучей

Трубы тревогу поют.

С бандой фашистов сразиться

Смелых Отчизна зовёт.

Смелого пуля боится,

Смелого штык не берёт.

(А. Сурков).

Ребёнок 2:

Летней ночью на рассвете,

Когда мирно спали дети,

Гитлер дал войскам приказ!

И послал солдат немецких

Против всех людей советских-

Это значит - против нас!

(С. Михалков).

Воспитатель:

-Трудились дети на заводах. Помогали укладывать снаряды в ящики, на станках вытачивали необходимые детали для гранат. Трудились дети наравне с взрослыми. Бывало, кто-то засыпал около станка… Но ребята понимали, что сейчас всем нелегко и их помощь важна для армии.

Показ слайдов.

Игра «Кто быстрее уложит гранаты».

На полу стоят кегли и ящики. Нужно быстро и аккуратно сложить кегли в ящик.

Воспитатель:

-Чтобы бить врага, нужна сильная армия. Солдат надо кормить. Дети помогали взрослым и в этом. В деревне пахали землю, выращивали хлеб, картофель, пололи сорняки. Осенью убирали урожай зерновых, овощей, подбирали хлебные колоски, чтобы ни одного зёрнышка не пропало. Трудились от рассвета до заката. Как вы понимаете эти слова? (работать целый день, не зная отдыха).

Игра «Сбор картофеля».

На одной половине зала в обручах лежат картошки - это поле. На другой половине зала-корзинки. Нужно быстро добежать и собрать картофель в корзинку. Кто быстрее соберёт.

Воспитатель:

-А ещё дети во время войны помогали партизанам. Вспомните, кто такие партизаны?

(Ответы).

-Верно, это люди, которые уходили в леса, жили в землянках, воевали с врагом. Фашисты их очень боялись. У партизан был девиз: «Бить врага его оружием». Буквально под носом фашистов подростки собирали патроны, гранаты, пистолеты, винтовки. Им приходилось прятать оружие, а потом тайком передавать его партизанам. Дети, помогавшие партизанам, добывали сведения о количестве немецких солдат и офицеров и их вооружении.

Показ слайдов.

Воспитатель:

-Тяжела была работа  детей  тех лет: они дежурили на крышах, на призывных пунктах, разносили повестки военнообязанным, строили бомбоубежища, тушили зажигательные бомбы, тушили чердаки. Старались сделать всё, что могли, чтобы помочь взрослым.

Показ слайдов.

Воспитатель:

-Как вы думаете, во время войны дети учились в школе?

(Ответы).

-В трудное военное время дети продолжали учиться. Не было тетрадей, чернил тоже. Писали дети на старых газетах карандашами и углём. Но все старались учиться хорошо, чтобы не было стыдно перед отцами и старшими братьями, воевавшими с фашистами.

Воспитатель:

-Наряду с военной продукцией на фронт нескончаемым потоком шли подарки. Ребята готовили подарки бойцам, отправляли посылки на фронт: мыло, бумагу, карандаши для писем, а в холодное время года перчатки, варежки, носки, шарфы, свитера, которые вязали девочки.

Аппликация «Укрась варежку».

Воспитатель предлагает детям узорами из готовых деталей украсить варежки для солдат. Дети садятся за подготовленные  в зале столы и выполняют задание.

Воспитатель:

-Чем ещё могли порадовать дети своих отцов и старших братьев, воевавших на фронте?

Верно, дети писали письма, рисовали картинки мирной жизни. Как вы думаете, о чём могли написать дети на фронт?

(Ответы).

-Мы сейчас напишем своё письмо.

Упражнение на развитие мелкой моторики.

Воспитатель предлагает взять детям листы бумаги, лежащие на столе,

И по точкам написать буквы. Когда задание будет выполнено, педагог читает, что получилось: «Желаем победы!»

Итог образовательной деятельности.

-Отгремела война. Пришла долгожданная Победа. Началась мирная жизнь. Но всё же мы должны знать: нельзя забывать о тех, кто приближал час Победы. Нельзя забывать о тех, кто не пришёл домой, надо заботиться о тех, кто сейчас рядом с нами.

Показ слайдов.

Ребёнок:

Склонись, малыш, в поклоне низком

Пред тем, кто вечно молодой

Лежит под скромным обелиском

С пятиконечною звездой.

Не позвала б война когда-то

Его в последний смертный бой-

Праправнук этого солдата

Ходил бы в детский сад с тобой.

Война – не только Стяг Победы,

Парад, салют и ордена,

Но и бесчисленные беды,

С которыми жила страна.

Не забывай про Сорок Пятый,

О тех, кто в цехе и в бою

С винтовкой, молотом, лопатой

Счастливой сделал жизнь твою.

Дети исполняют песню « Дети одной планеты» (муз. В. Жубинской, Сл. Н. Михайловой)

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Детство, опалённое войной.

Слайд 2

Такою все дышало тишиной, Что вся земля еще спала, казалось. Кто знал, что между миром и войной Всего каких-то пять минут осталось! (С. Щипачев )

Слайд 3

Был самый комариный месяц лета, Когда беда расправила крыла, Начавшись далеко-далеко где-то, Война печально в каждый дом вошла.

Слайд 4

Но всё же война и на детские плечи Всей тяжестью взрослой легла.

Слайд 6

В госпиталях ребята с медсёстрами и нянечками окружали раненых заботой и вниманием, поправляли постель, приносили пить, убирали помещение, а иногда помогали забинтовывать раненых.

Слайд 7

Трудились дети наравне с взрослыми..

Слайд 8

Дети во время войны помогали партизанам.

Слайд 9

Склонись, малыш, в поклоне низком Пред тем, кто вечно молодой Лежит под скромным обелиском С пятиконечною звездой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной образовательной деятельности. Образовательная область: «Коммуникация», «Художественное творчество» (аппликация), «Физическая культура». Тема: «Игрушки»

Конспект интегрированного занятия по развитию речи, аппликации и физической культуре.Тема: «Игрушки». Программное содержание данного занятия: закреплять правильное произношение гласных и согласных зву...

Конспект интегрированной образовательной деятельности. Образовательная область: «Коммуникация», «Художественное творчество» (аппликация), «Физическая культура». Тема: «Игрушки»

Интегрированная образовательная дейтельность направлена на решение следущих задач:закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков (и, с, сь, з, зь);-закреплять умение описывать предмет и...

Конспект организованной образовательной деятельности «Эхо войны» для детей старшей группы

Программные задачи: Формировать представление о том, как русский народ защищал Родину на фронте и в тылу во время ВОВ.Продолжать знакомить с пословицами, песнями о войне.Воспитывать уважение к з...


 

Комментарии

Добавить комментарий по электронной почте