проект "Югорские Россыпи"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

 

Цель проекта: расширение и углубление краеведческих знаний детей о поселке и родном крае, воспитание интереса и любви к малой родине на основе ознакомления с родным краем 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_yugorskie_rossypi_1.doc240 КБ

Предварительный просмотр:

Пигина И.В., воспитатель НРМ ДОУ Детский сад комбинированного вида "Солнышко"

Нефтеюганское районное муниципальное

дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Солнышко»

Исследовательско-творческий проект

Автор:

воспитатель

Пигина Ирина Владимировна

.

Пойковский, 2011

Паспорт проекта

Цель проекта

расширение и углубление краеведческих знаний детей о поселке и родном крае, воспитание интереса и любви к малой родине на основе ознакомления с родным краем

Задачи проекта

  1. Развивать у старших дошкольников интерес к родному городу,  его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего.  
  2. Познакомить детей с обычаями и традициями, народным творчеством народов Севера - ханты и манси, воспитывать чувство уважения к традициям и обычаям других пародов.
  3. Воспитывать у детей интерес, бережное и созидательное отношение к природе родного края, развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на неё.
  4. Развивать чувство гордости за свою малую родину, бережное отношение к родному городу. Расширять представления детей о том, что делает малую родину, родной город красивым, развивать эмоциональную отзывчивость на красоту родного края.
  5. Учить устанавливать причинные связи, делать выводы, развивать умение сравнивать и мыслить ло гически, развивать воображение, фантазию, творческие способности, обогащать речь и словарный запас.  
  6. Способствовать повышению активности родителей в воспитании у ребенка любви к родному краю, поселку, содействовать становлению желания принимать участие в социальных акциях.

Тип проекта

Исследовательско-творческий

Вид проекта

Групповой

Сроки проведения

Краткосрочный, 1-16 сентября

Участники проекта

воспитанники,

воспитатели,

родители,

работники музея ПСОШ № 1 и ПСОШ №4

работники библиотеки «Радость»

Принципы реализации проекта

Принцип  энциклопедичности, краеведческий (региональный) принцип, принцип интеграции,  культурологический принцип – приобщение детей к истокам культуры, тематический принцип, принцип наглядности.

Ожидаемые результаты

  1. Расширение знаний детей по краеведению, возрастание интереса к родному краю, его достопримечательностям
  2. Воспитание любви и чувства гордости за малую Родину, бережного отношения к родному поселку, краю
  3. Развитие у дошкольников познавательной активности, исследовательских умений и навыков, навыков проектной деятельности
  4. Повышение активной гражданской позиции семей дошкольников

Введение

Малая Родина... У каждого человека она своя,

но для всех явля ется той путеводной звездой,

кото рая на протяжении всей жизни оп ределяет очень многое,

 если не ска зать — всё.

В истории педагогики  всегда уделялось  большое внимание краеведческого работе как условию успешного воспитания у дошкольников гражданско-патриотических качеств.

Еще в позапрошлом веке выдающийся деятель в области дошкольного образования А.С.Симонович – организатор первого детского сада в России, в своей книге писала: «Собственно краеведение начинается в детском садике. Это ряд систематических бесед, наблюдений, прогулок, предварительно хорошо обдуманных  воспитателем, которые приводят к сознательному ознакомлению с родиной и готовят ребенка к дальнейшему пониманию живой и неживой природы, а также географии, экологии и др. Краеведение не следует понимать так, будто оно просто знакомит ребенка с окружающей средой. Краеведение выбирает только те предметы из жизни людей, которые могут дать ребенку определенные моральные и умственные силы».

К.Д.Ушинский, В.Г.Белинский, Н.А. Добролюбов и др. считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо  от воспитания в нем  гуманных чувств – доброты, справедливости, внимательного отношения к семье, к самым близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке. Эти корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он  изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие   впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через  детское сердце, они играют огромную роль  в становлении личности патриота.

Одной из задач нашего детского сада является воспитание у дошкольников любви семье, к своему дому, к детскому саду, к родному поселку,  родному краю.  Чувство восхищения родным поселком, родным краем,  окружающей природой – это те чувства, которые необходимо вызвать педагогу в процессе работы с дошкольниками.

Данный проект предусматривает реализацию комплексно-тематического принципа планирования воспитательно-образовательного процесса и приурочен к празднованию Дня поселка (первое воскресенье сентября).

Содержание проекта согласуется с разделом «Ребенок знакомится с малой родиной – родным городом» примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство».

Анализ результатов диагностики сформированности правильных представлений о родном крае показал низкий уровень мотивации и интереса детей к изучению природы, культуры и традиций родного края – из 26 детей 21 ребенок (80,7%) не проявляли желания узнать о стране, о  крае, о поселке, в котором живут; 18 детей (69,2%) не могли выразить своего отношения, чувства к своей родине, к поселку; 16 (61,5%) имели скромные представления о природе и достопримечательностях Югры.

Анализ результатов анкетирования родителей показал, что краеведческая тематика отсутствует в общении родителей с ребенком:  73% из опрошенных родителей не усматривали  в краеведческой работе большого воспитательного и развивающего потенциала.

Анализ имеющейся литературы по патриотическому воспитанию дошкольников показал: несмотря на то, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данной теме, ни программ, ни методических пособий для дошкольных образовательных учреждений с использованием краеведческого содержания нет.

Цели, задачи проекта.

Условия и  принципы реализации

Цель проекта: расширение и углубление краеведческих знаний детей о поселке и родном крае, воспитание интереса и любви к малой родине на основе ознакомления с родным краем

Для реализации цели проекта были поставлены следующие задачи:

  1. Развивать у старших дошкольников интерес к родному поселку,  его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего, дать общее представление о народах Севера.
  2. Познакомить детей с обычаями и традициями, народным творчеством народов Севера - ханты и манси, воспитывать чувство уважения к традициям и обычаям других пародов, воспитывать добрые  чувства. Содействовать становлению желания принимать участие в традициях поселка и в традициях, сложившихся на территории Ханты-Мансийского автономного округа.
  3. Воспитывать у детей интерес, бережное и созидательное отношение к природе родного края, развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на неё.
  4. Развивать чувство гордости за свою малую родину, бережное отношение к родному краю. Расширять представления детей о том, что делает малую родину красивой, развивать эмоциональную отзывчивость на красоту родного края.
  5. Учить устанавливать причинные связи, делать выводы, развивать умение сравнивать и мыслить ло гически, развивать воображение, фантазию, творческие способности, обогащать речь и словарный запас.  
  6. Способствовать повышению активности родителей в воспитании у ребенка любви к родному краю, поселку, содействовать становлению желания принимать участие в традициях поселка, района, региона, социальных акциях.

Работа по проекту осуществлялась по трём направлениям: работа с детьми, с родителями, работа над развитием предметно-развивающей среды.

Принципы реализации проекта

  1. Необходимость обязательного учета возрастных и психологических особенностей детей в содержании и организации краеведческой работы в рамках образовательного процесса способствовала определению принципов  работы по проекту: Принцип наглядности.
  2. Принцип  энциклопедичности.
  3. Принцип интеграции.
  4. Принцип развивающего характера образования
  5. Принцип индивидуализации
  6. Принцип единства с семьей

Условия реализации проекта:

  1. Проведение в группе тематической недели «Югорские россыпи»
  2. Комплексно-тематический принцип планирования воспитательно-образовательного процесса
  1. Интеграция  краеведческих знаний во все компоненты воспитательно-образовательного процесса
  2. Использование ряда педагогических технологий:  здоровьесберегающих технологий, технологии личностно – ориентированного обучения, игровых технологий, информационно-коммуникационных технологий
  3. Широкое использование методов развития познавательной активности и творческого воображения(исследовательскую и опытно-экспериментальную работу и т.п.)
  4. Планируется  активная совместная проектная деятельность с родителями
  5. Наличие уголка краеведения, в котором ребенку предоставляется возможность действовать с картой поселка, района, рисовать, рассматривать книги и иллюстрации,  играть в дидактические игры, создавать коллажи и макеты, играть с использованием макетов, играть в подвижные игры.

Этапы реализации проекта

1 этап -

Проектировочный

(25-26 августа)

- анализ заинтересованности детей в получении краеведческих знаний

- анализ содержания регионального компонента программы «Детство»

- анализ предметно-развивающей среды группы и ДОУ

-  подбор диагностического инструментария

- проведение начальной диагностики

Результатом этого этапа стало определение проблематики, актуальности  для ДОУ, определение цели и задач проекта

 2 этап

Организационный

(29-31 августа)

- определение содержания и форм работы с дошкольниками, родителями

-  поставка цели и задач проекта

- составление комплексно-тематического планирования

- составление плана работ с родителями по проекту

- создание локальных актов, регулирующих проведение мероприятий по проекту

- пополнение предметно-развивающей среды в группе

- накопление наглядного, дидактического материала

Ресурсное обеспечение реализации проекта

Нахождение теоретического материала

3 этап

Практический

(1-16 августа)

Реализация мероприятий согласно комплексному плану

Накопление практического материала, систематизация и обобщение опыта

4 этап

Итоговый

16-20.09

Итоговое мероприятие – музыкальный праздник «Край наш любимый»

Итоговая диагностика знаний детей

Оформление проекта

Сроки реализации проекта: 1-16 сентября 2011 г.

Проект не ставит цель достичь высоких результатов за короткий отрезок времени путем форсирования процесса формирования патриотизма дошкольников, проявлению любви и преданности родному краю, поселку.  Главное – максимально  использовать  образовательный и воспитательный потенциал краеведения для развития интеллектуального и творческого потенциала детей.

Механизм реализации проекта

Организация опыта освоения содержания

Знакомство дошкольников с родным городом и родной страной - процесс длительный и сложный. Он не может проходить  от случая к случаю. Положительного результата в развитии целостного отношения к родному краю можно достичь только систематической работой. Краеведческие знания интегрируются

- в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную

Представления о малой родине успешно интегрируются  практически со всеми образовательными областями основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения («Физическая культура», «Труд», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Социализация»).

- в образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов (прогулки, целевые экскурсии обеспечивают необходимую двигательную активность и способствует со хранению и укреплению здоровья дошкольников)

- в самостоятельную деятельность детей (дидактические  и подвижные игры, рассматривание дидактических картинок, иллюстраций)

- в процесс взаимодействия с семьями (участие в проектной деятельности, продуктом которой являются журналы или газеты о малой родине, создание карт поселка, состав ление маршрутов экскурсий и прогулок по посёлку; коллекциони рование картинок, открыток, символов, значков; участие с родителями и воспитателями в социально-значимых со бытиях и прочее)

Примерное планирование краеведческой  работы в рамках образовательной деятельности представлено в таблице 1.


Приложение 1

Примерное планирование краеведческой  работы по проекту в рамках образовательной деятельности

Обр. область

Познание

Социализация

Чтение художественной

литературы

Музыка

Художественное

творчество

Физическая культура

Проектная деят-ть

(совместно с родителями)

Тематические мероприятия

Конкурсы, выставки

Дата

1.09

Рассматривание карты, иллюстраций

«Родные просторы Югры»

Сюжетно-ролевые игры на тему профессии наших родителей

«Больница»

«Сказка о мальчике – хозяине лесной земли»

Хантыйская сказка

«Корзинка с грибами»

Подвижная игра «Хейро»

Мини-проект «Создание видеофильма «Красота родной природы»

«День посёлка».

Экскурсия в парк.

«Я рисую свою семью»

Выставка в рекреации 1 этажа

2.09

Видеофильм «Откуда взялось название нашего края ЮГРА?»

«Идэ». Хантыйская сказка

Разучивание танца «Тонконогий оленёнок»

«Кто спрятался в траве?»

(аппликация)

5.09

Беседа «Древние страницы истории ЮГРЫ»

«Богатырь»

Хантыйская сказка

«Жители югорского леса»

(рисование)

Подвижная игра «Олени и пастухи»

Мини-проект «Создание фотоальбома «Юный пойковчанин»

«Профессии наших родителей»

Выставка в рекреации 1 этажа

6.09

Видеофильм «Достопримечательности Югры»

Сюжетно-ролевые игры на тему профессии наших родителей

«Полицейский»

Прослушивание в группе «Народная музыка»

«Грибы для белочки» (аппликация)

Экскурсия в Музей ПСОШ № 1

7.09

Беседа «Мой любимый посёлок»

«Ими-Хиты и Вошинг Ворт»

Хантыйская сказка

«Национальные узоры»

(рисование)

Подвижная игра «Льдинки, ветер и мороз»

Мини-проект

«Путешествие маленькой бусинки»

(создание коллекции украшений из бисера с национальным орнаментом)

8.09

«Ханты и манси – жители Севера»

Сюжетно-ролевые игры на тему профессии наших родителей

«Парикмахерская»

«Отчего у зайца длинные уши?»

Мансийская сказка

Прослушивание в группе «Народная музыка»

«Лекарственные растения Югры»

(рисование)

Заседание клуба «Югорочка» (в детской библиотеке «Радость»)

«Творческая мастерская» (Выставка поделок семейного творчества)

9.09

«Знакомство с жизнью народов Севера»

 «Мальчик и девочка»

Хантыйская сказка

«Оленёнок»

(аппликация)

Подвижная игра

«Ловля оленей»

Заседание клуба «Югорочка» (в детской библиотеке «Радость»)

12.09

«Знакомство с одеждой ханты и манси»

Сюжетно-ролевые игры на тему профессии наших родителей

«Гостиница»

Прослушивание в группе «Народная музыка»

«Цветочки на полянке»

(рисование)

13.09

«Щедрые дары природы»

«Золотой конь»

Хантыйская сказка

«Обитатели югорских водоёмов»

(рисование)

«Ручейки и озера»

Экскурсия в Музей ПСОШ № 4

«Югорские красоты»

14.09

Лесные жители тайги

Сюжетно-ролевые игры на тему профессии наших родителей

«Кафе»

«Гордый олень».

Мансийская сказка

«Рыбка плавала в пруду»

(рисование)

15.09

«Растительный мир севера»

Прослушивание в группе «Народная музыка»

«Рыбаки и рыбки»

Викторина «Свой край люби и знай»

16. 09

«Как сохранить природу севера?»

Сюжетно-ролевые игры на тему профессии наших родителей

 «Школа»

«Ягодка-брусничка»

Хантыйская сказка

Музыкальный праздник «Край мой любимый»

Конкурс стенгазет «Югра – наш уютный дом»


Педагогические технологии, используемые в работе по проекту

Данная программа в соответствии со стоящими перед ней задачами и с учетом с учетом специфики дошкольного возраста подразумевает использование педагогом в работе нескольких технологий: игровой технологии, технологии личностно – ориентированного обучения, проектной технологии, здоровьесберегающих технологий, технологии «экологической сказки».

Используемые в ходе реализации проекта

методы повышения познавательной активности

Мотивация и активизация познавательной деятельности детей, повышение эмоциональной активности к краеведческим знаниям осуществляется  через применение следующих  методов:

  1. Элементарный анализ (установление причинно-следственных связей)
  2. Экспериментирование и опыты
  3. Придумывание сказок, рассказов
  4. Сюрпризные моменты
  5. Элементы творчества и новизны
  6. Игровые и воображаемые ситуации
  7. Решение логических задач
  8. Метод моделирования и конструирования

А также педагогу необходимо использовать  такие методы обучения и развития творчества как:

  1. Эмоциональная насыщенность окружения
  2. Исследование  предметов живой и неживой природы
  3. Прогнозирование  (умение рассматривать предметы и явления в движении – прошлое, настоящее и будущее)
  4. Игровые приемы
  5. Проблемные ситуации и задачи
  6. Неясные знания (догадки)
  7. Предположения (гипотезы)

Ориентация ребенка в образовательной области

О чем узнают дети - седьмой год жизни

У родного поселка есть свое название (имя), которое расска зывает о важном для людей событии прошлого или о знаменитом человеке. Названия улиц могут рассказывать о людях, событиях, хра нить память о чем-либо. Поселок гордится своими известными защитниками отечества, писателями, художниками. В го роде происходили раньше и происходят сейчас разные события, кото рые связаны с функциями (экономика, выставки и концерты). Об истории родного поселка и жизни его жителей рассказывают дома, их облик, декоративное убранство, скульптура. В районе трудятся родители.  В поселке строят новые и красивые дома, районы. Люди берегут свою малую родину, создают и поддерживают традиции.

Результатом  реализации проекта должно  стать освоение  детьми определенного содержания краеведческих знаний.

Итоги освоения содержания

Достижения ребенка (Что нас радует)

  1. У ребенка преобладает эмоционально-положительное отношение к малой родине, он хорошо ориентируется в ближайшем к детскому саду и дому микрорайоне, в центральных улицах поселка. Знает и стремится выполнять правила поведения в нем.
  2. Ребенок проявляет интерес, любознательность по отношению к родному краю, его истории, необычным памятникам, к малой родине, использует местоиме ние «мой» по отношению к поселку, району, краю.
  3. С удовольствием включается в проектную деятельность, связанную с познанием малой родины, в детское коллекционирование, создание мини-музеев.
  4. Ребенок проявляет начала социальной активности: участвует в со циально значимых событиях, переживает эмоции, связанные с со бытиями военных лет и подвигами сельчан, стремится выразить позитивное отношение к его жителям.
  5. Отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой де ятельности: рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т. д.

Организация внешнего взаимодействия по проекту

Работа с родителями

Решение задач воспитания у дошкольников любви к своему дому, к своей родине зависит от позиции близких. Чтобы сделать процесс познания прошлого и настоящего нашей Родины творческим, развивающим и интересным для ребенка необходимо привлечение родителей, преемственность семьи и детского сада.

Цель работы с родителями: организация работы с родителями, стимулирующей повышение их активности в воспитании у ребенка любви к родному краю, поселку.

Задачи:

  1. Побудить интерес со стороны родителей к истории, культуре, традициям, характеризующим национальный колорит ХМАО-Югры
  2. Формировать у родителей ответственность за воспитание у детей любви к истории, культуре, природе родного края
  3. Способствовать активному участию родителей в жизни детского сада
  4. Способствовать раскрытию творческих способностей в семье

Из бесед с родителями стало ясно, что привлечь их внимание к совместной деятельности по воспитанию патриотических чувств у наших дошкольников можно только через определенные формы работы, те, которые пользуются наибольшей популярностью: 73% родителей группы готовы участвовать в творческих конкурсах, проявляют активный интерес к участию в проектной деятельности, созданию совместных детско-родительских проектов, 41% - готовы к участию в фестивалях семейного творчества, 54% - проявляют интерес к спортивным соревнованиям «Веселые старты», «Мама, папа, я – спортивная семья».  

Формы работы с родителями

Так, нами были определены основные формы работы с родителями, способствующие их активному включению в педагогический процесс:  участие в акциях,  творческих конкурсах, проектная деятельность, участие в фотовыставках, посещение занятий, участие в праздниках, викторинах. Составлен примерный план работы с родителями.

 Табл 2

Примерный  план совместных мероприятий с родителями

Название мероприятия

Форма

Ответственный

Сроки проведения

«Юный пойковчанин»

фотоальбом

Воспитатели группы

1 неделя

 «Профессии наших родителей»

фотовыставка

Педагог доп.образования

1 неделя

 «Красота родной природы»

«Экология Югры»

видеофильмы

Воспитатели группы

1 неделя

 «Путешествие маленькой бусинки»

создание коллекции украшений из бисера с национальным орнаментом

Воспитатели группы

2 неделя

«Югорские красоты»

Конкурс рисунков совместного творчества родителей и детей

Педагог доп.образования

2 неделя

«Югра – наш уютный дом»

Конкурс стенгазет

Педагог доп.образования

2 неделя

«Творческая мастерская»

Вставка поделок семейного творчества

Педагог доп.образования

 2 неделя

«Край мой любимый»

Музыкальный праздник

Музыкальный руководитель

2 неделя, пятница

«Я рисую свою семью»

Выставка рисунков

Педагог доп.образования

1 неделя

Схема взаимодействия с социумом

 

Музеи

Пойковских  СОШ №1, №4

Экскурсии в музей

Детский сад

«Солнышко»

Детская библиотека

«Радость», Клуб «Югорочка»

План совместных мероприятий, участие в работе клубе «Югорочка»

Оценка результативности проекта

Оценка результативности проекта осуществляется с помощью диагностического инструментария, предложенного в программе «Детство», но адаптированного к нашей теме.  

Наше исследование показало, что развитие у современных дошкольников представлений о родном крае, о малой родине, отношение к ней зависят от позиции близких взрослых – родителей и педагогов. Поэтому диагностика в системе воспитания  гражданских чувств у дошкольников включает блок методик для детей, направленный на выявление представлений об особенностях своего края и отношения  к нему, и блок методик для изучения позиции педагогов и родителей по данной проблеме.

Цель диагностики: изучить особенности представлений о малой родине у детей старшего дошкольного возраста и влияние на их развитие взаимодействия педагогов и родителей.

Задачи диагностики:

Выявить особенности представлений и характер отношения к малой Родине детей старшего дошкольного возраста.

Выявить характер проявления интереса к малой Родине детей старшего дошкольного возраста.

Выявить заинтересованность родителей в воспитании интереса к малой родине у старших дошкольников и компетентность педагогов в этой проблеме.

Методика диагностики включает комплекс методов, направленный на выявление особенностей представлений детей о родной стране и характер отношения к ней, развития у детей старшего дошкольного возраста интереса к событиям прошлого и настоящего, стремления сделать что-нибудь полезное для своего района, города, страны.

Методика включает комплекс диагностических методов: беседу с детьми, анализ детских рисунков, экспериментальная ситуация «Вы бери книгу», наблюдение за деятельностью детей в развивающем цент ре «Моя Родина», анализ детских вопросов о родной стране. (Приложение 2)

Для выявления заинтересованности родителей в развитии пред ставлений дошкольников о России, воспитании интереса к родной стране целесообразно провести анкетирование родителей. (Приложение 3) Вопросы анкеты позволят выяснить отношение родителей к вос питанию у детей патриотических чувств, увидеть, как в семье знакомят детей с прошлым и современностью родной страны, воспитывают ин терес к ней.

Результаты анкетирования дадут возможность педагогам выявить настроенность, степень заинтересованности родителей в сотрудниче стве с педагогами и очертить круг проблем, в решении которых роди телям нужна помощь.

Анализ результатов практической реализации проекта в ДОУ «Солнышко»

Эффективность реализованного в детском саду проекта подтверждается следующей результативностью:

  1. Особенности представлений о родном поселке, родном крае  стали более существенными у 73 % детей подготовительной группы, характер отношения к своей малой родине  от неосознанного к устойчиво положительному стал проявляться у 82 % детей, что на 47 % выше в начале реализации проекта; у детей появился интерес к истории, местной художественной литературе, природным богатствам родного края.
  2. Детский интерес отразился в творчестве: сказках, рассказах, рисунках, поделках.
  1. У родителей возрос интерес к мероприятиям, проводимым в группе, и в детском саду, а также количественный состав их участников.  

При реализации данного проекта было создано:

  1. комплексно-тематическое планирование мероприятий по проекту
  2. методические разработки сценариев мероприятий, акций краеведческого содержания объединенных в авторском пособии «Югорские россыпи»
  3. перспективный план работы с родителями по проекту
  4. положения о проведении творческих конкурсов «Юный пойковчанин», «Профессии наших родителей», Положение о конкурсах  детских рисунков «Югорские красоты», «Югра – наш уютный дом», «Я рисую свою семью» (Приложение 3,4)
  5. видеофильмы «Красота родной природы», «Экология Югры», «Путешествуем с семьей по заповедникам Югры», «В гостях у ханты и манси»
  6. реализация ряда совместных с родителями дошкольников проектов привела к созданию альбома мини-музея игрушки, макета детского сада, которые дополнили содержание краеведческого уголка в группе (Приложение 5)

Данный проект может быть легко адаптирован к условиям любого дошкольного образовательного учреждения.

Трудоемкость осуществления проекта заключается  в необходимости организации в группе увлекательной, богатой материалами краеведческого характера предметно-развивающей среды.

Список литературы

  1. Гордеев Ю. Птицы тайги. Свердловск,  Среднеуральское книжное издательство, 1985.
  2. Детские народные подвижные игры. //Составители: А.В.Кенеман, Т.И.Осокина. М., Просвещение, 1995 г.
  3. Жуковская Р.И., Виногладова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. М., Просвещение, 1985.
  4. Заповедник «Малая сосьва». Под ред. А.М.Васин. Свердловск,  Среднеуральское книжное издательство, 1985.
  5. История геологического поиска. Под ред. А.Шедченко. М., Пента, 2003.
  6. Край, ставший судьбой. Нефтеюганск, 2000.
  7. Кречмар А.В., Забродин В.А. Животный мир Севера России. Россельхозиздат, 1987.
  8. Куриков В. Ханты-мансийский автономный округ: с верой и надеждой в третьем тысячелетии. Екатеринбург, Зевс, 2000.
  9. Мазуренко М.Т., Москалюк Т.А.Крски северного лета.СПб., Алфавит, 1997.
  10. Нефтеюганск. Фотоальбом-путеводитель. Совместное издание НМУ «Музей реки Оби» и ГУП «Нефтеюганская типография».
  11. Николаева С.Н. «Экологическое воспитание дошкольников». Страна чудес. М., 1998.
  12. Обские Угры. //Под ред. А.И.Райшева. Тюмень, ИФА, 2005.
  13. Пойковский. Подарочный буклет. Западно-сибирская полиграфическая компания, 2003.
  14. Природа Югры. Екатеринбург, Магеллан, 2008.
  15. Сердце Югры: Нефтеюганский район. Екатеринбург, Баско, 2005.
  16. Салмин В. Сибиряки. Екатеринбург, Сократ, 2005.
  17. Салымский край. Научно-художественное издание. Екатеринбург. Тезис, 2000.
  18. Сказание о земле Югорской. //Под ред. Н.Л.Западновой. Тюмень, ИФА, 2005.
  19. С чего начинается Родина?//Под ред. Л.А.Кондрыкинской. М., Сфера, 2003 г.
  20. Система экологического воспитания в ДОУ. Составитель – О.Ф.Горбатенко. Волгоград, 2007
  21. Шорыгина Т.А. Беседы о русском севере. М., Сфера, 2008

  1. Методическая литература для занятий с детьми художественным  творчеством:
  2. Волшебные комочки: пособие для занятий с детьми.// Авт.-сост. А.В.Белошистая, О.Г.Жукова. М., Аркти, 2006.
  3. Дубровская Н.В. Рисунки, спрятанные в пальчиках. СПб., Детство-пресс, 2003 г.
  4. Дубровская Н.В. Яркие ладошки. СПб., Детство-пресс, 2006 г.
  5. Новикова И.В. Аппликация из природных материалов в детском саду.Ярославль, 2007
  6. Список художественной литературы для чтения детям:
  7. Вагатова М. Маленький тундровый человек. Тюмень, СофтДизайн, 1996.
  8. Детские сказки варьёганских ханты. //Сост. Н.Б.Кошкарёва. Ханты-Мансийск, Полиграфист, 2006.
  9. Конькова А.М.Сказки бабушки Аннэ. М., Мария, 1993.
  10. Конькова А.М. Свидание с детством. М., Унисерв, 1996.
  11. Лагунов К. Как искали тюменскую нефть. М., Малыш, 1981.
  12. Приключения Морошки. Стихи, рассказы, сказки.// Под ред. А.Кердан, В. Блинов.Екатеринбург, Сократ, 2002.
  13. Сказки народов ханты. СПб., Алфавит, 1995.
  14. Сказки народов Севера. //Составитель В.В.Винокурова, Ю.А.Сем. – Л., Просвещение, 1991.
  15. Слинкина Г. Как Мышата и Лягушата внучатами стали. Хантыйские сказки. Екатеринбург, 1992.
  16. Чучелина Т. Сказки Югры. М., Наш современник, 1995.
  17. 11. Шешкин П.Е., Шабалина И.Д. Мансийские орнаменты. Альбом. СПб., Просвещение, 1994.

Приложение 1

Диагностический инструментарий

Беседа с детьми на тему «Моя Родина»

Цель — выявление особенностей представлений старших дошколь ников о родной стране и отношения к ней.

Материалы: изображения гербов и флагов разных стран.

Организация диагностической процедуры.

Беседа проводится по вопросам:

Как называется город, в котором ты живешь?

Как называется страна, в которой ты живешь?

Выбери из предложенных герб, флаг своей страны.

В каких городах нашей страны ты еще бывал?

О каких городах ты слышал?

Если бы приехал друг из другой страны, что ты ему мог бы рас сказать о своей стране?

Расскажи, что ты знаешь об истории свой страны. (Как в ней жили люди раньше?) Откуда ты это узнал?

Что бы ты мог сделать (вместе с друзьями, родителями), чтобы в твоем городе стало лучше?

Как ты думаешь, ты любишь свою страну? Почему ты так думаешь?

Если бы у тебя была волшебная палочка и ты мог бы выполнять только «большие» желания — для всей страны, для всего города, — какие бы три желания ты загадал бы?

Анализ детских рисунков на тему «Моя Родина»

Цель диагностики — уточнить представления детей о родной стране, выявить, что дети старшего дошкольного возраста вкладывают в пони мание слова «Родина», какие чувства она вызывает у дошкольников.

Методика проведения.

Детям предлагается задание: «Нарисуйте свою Родину такой, какой вы ее представляете». Для чистоты экспериментальных данных пред варительная беседа на данную тему не проводится.

Анализ детских работ проводится по следующим критериям:

  1. содержание рисунка;
  2. расположение его на листе;
  3. цвета, которыми пользовались дети в процессе рисования;
  4. комментарии к рисункам и вопросы, которые возникали у детей.

Анализ рисунков проводится по их содержанию и общим для всех рисуночных диагностик параметрам.

Диагностическая ситуация «Выбери книгу»

Цель диагностики — определить проявление интереса к особеннос тям своей страны, желание узнать о ней больше.

Методика проведения.

Детям предлагается сделать выбор из пяти разных по содержанию, но равно привлекательных по оформлению книг, например:

Моя первая книга о животных: научно-популярное издание для детей. — М.: «Россмен-пресс», 2004.

Моя первая книга о человеке: научно-популярное издание для детей.— М.: «Россмен-пресс», 2004.

Моя первая книга об искусстве: научно-популярное издание для детей.— М.: «Россмен-пресс», 2004.

Моя первая книга о технике: научно-популярное издание для детей. — М.: «Россией-пресс», 2004.

Города России. Серия «История России». — М.: «Белый город», 2005.

Инструкция.

Экспериментатор говорит ребенку: «Выбери самую интересную для тебя книгу из пяти, затем из четырех оставшихся, из трех и из двух и ответь, почему ты выбираешь эту книгу».

В протоколе фиксируется положение каждой книги в выборке.

Данная методика позволит определить, какую книгу чаще всего выбирают дети, с чем связан их выбор: привлекательный внешний вид, интересное содержание книги, наличие интереса в данной кон кретной области знаний. Анализ детских выборов даст возможность определить, проявляется ли у детей интерес к знакомству с особен ностями своей страны.

Наблюдение за деятельностью детей

в развивающем центре «Моя Родина»

В развивающих центрах старших групп детского сада представлены материалы по теме «Мы живем в России». Это могут быть: книги о городе и стране, альбомы с фотографиями достопримечательностей нашей страны, изделия народных промыслов, народные игрушки, куклы в национальных костюмах, разнообразные настольные игры (пазлы, вкладыши, кубики, настольные конструкторы «Наш город»), альбомы для раскрашивания.

В ходе наблюдения отмечаются:

как часто дети обращаются к пособиям развивающего центра; какие пособия вызывают у детей больший интерес; обращаются ли дети за разъяснениями, дополнениями к педагогу; способствуют ли представленные в центре материалы возникнове нию разговоров, игр на темы родной страны; как воспитатель использует материалы центра в совместной дея тельности.

Для изучения проявления интереса старших дошкольников к раз ным сторонам жизни родной страны целесообразно провести анализ вопросов о стране, которые дети задают в повседневной жизни.

Анализ вопросов детей

В ходе диагностики важно проанализировать вопросы, которые за дают дети старшего дошкольного возраста об истории, о современности, о разных сторонах жизни (социальной, экономической, об окружа ющем, о возможном будущем).

При этом следует обратить внимание на то, слушает ли ребенок ответ, насколько внимательно он его слушает, как часто ребенок за дает один и тот же вопрос.

При этом вопросы могут фиксироваться, анализироваться и раз деляться на группы по критериям, представленным в таблице.

Критерии для анализа вопросов детей

Количество вопросов

Критерий часто проявляется

Критерий иногда проявляется

Критерий редко проявляется

1) Вопросы касаются:

— истории,

— современности.

— возможного будущего.

2) Вопрос задается:

— из любопытства,

— под влиянием познавательного инте реса.

— по просьбе кого-либо.

3) Отношение к ответу воспитателя:

— внимательно слушает,

— слушает невнимательно, отвлекаясь.

4) Область интереса ребенка:

— социальные отношения,

— экономика,

— окружающий мир.

— география,

— природа.

5) Как часто повторяется один и тот же вопрос:

— спустя несколько часов после того, как был задан,

— через несколько дней (для уточне ния).

— повторяется через короткий проме жуток времени, так как невнимательно слушался ответ

Анализируя вопросы детей, педагог может определить, задают ли дошкольники вопросы о жизни страны в повседневной жизни, как часто, чем дети больше всего интересуются, что стимулировало позна вательный интерес детей к этим явлениям и насколько он устойчив.

Анализ представлений старших дошкольников о родной стране, особенностей отношений к ней может быть проведен на основе сле дующих критериев:

  1. особенности представлений о родной стране (существенные или несущественные; связаны с одной стороной жизни страны или разнообразны); 
  2. характер отношения дошкольника к родной стране (осознанное, устойчивое положительное, недостаточно осознанное, неопреде ленное), способность самостоятельно отвечать на вопросы;  
  3. проявления интереса к истории, культуре страны, желание узнать о ней больше;
  4. самостоятельность суждений  (отвечает на вопросы с помощью взрослого, не отвечает на большинство вопросов).

Полученные с помощью комплексной методики результаты позво ляют выделить разные уровни развития основ гражданских чувств у детей старшего дошкольного возраста.

Высокий уровень. Ребенок имеет разнообразные представления о род ной стране, его представления носят разносторонний характер; с удо вольствием рассказывает о ее городах, истории, природе; проявляет ак тивный познавательный интерес к знакомству со страной — задает во просы о разных сторонах жизни страны, интересуется новыми материалами в развивающем центре.

Дошкольник проявляет положительное эмоционально-окрашенное отношение к своей стране, с интересом рисует ее, может объяснить, что ему нравится в родном городе, стране, с удовольствием рассуждает, что бы он хотел изменить в своем городе (стране), чтобы сделать в ней жизнь лучше, интереснее.

Средний уровень. Ребенок имеет некоторые представления о стра не — ее символике, городах, культуре. Самостоятельно рассказывая о стране, не активен, но с удовольствием отвечает на вопросы взрослого, увлекается отдельными эпизодами. Интерес к особенностям своей стра ны неустойчив, ситуативен, проявляется под влиянием фильмов, бесед педагога, разговоров детей, кинофильмов и быстро угасает. В экспери ментальных ситуациях ребенок может выбрать игру или книгу о родной стране, но его выбор связан с внешним видом или новизной пособия.

Дошкольник проявляет положительное отношение к родной стра не, может рассказать, что ему нравится в родном городе, районе, но его отношение недостаточно осознанно, ребенок не стремится пред лагать свои идеи по улучшению жизни в районе, городе, стране.

Низкий уровень. Ребенок имеет достаточно скудные представления о родной стране, может путать названия страны и города, не знает симво лики страны, ее особенностей. На вопросы педагога отвечает однослож но, неэмоционально. У ребенка отсутствует познавательный интерес к жизни страны, он не задает вопросов о стране, не проявляет интереса к играм, книгам, разговорам детей об ее истории и современности.

Дети этого уровня в целом проявляют положительное отношение к родной стране, но оно носит неустойчивый характер.

Приложение 2

Анкетирование родителей

Вопросы анкеты позволят выяснить отношение родителей к вос питанию у детей патриотических чувств, увидеть, как в семье знакомят детей с прошлым и современностью родной страны, воспитывают ин терес к ней.

1.  Считаете ли вы важным воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста? Почему?

2.  Как вы развиваете представления о своей стране, отношение к ней у своего ребенка?

3.  Как вы считаете, с какого возраста ребенка нужно знакомить с историей России, символикой страны?

4.  Как вы воспитываете у вашего ребенка любовь к городу, стране?

5.  Есть ли у вашего ребенка и у вас любимое место в городе?

6. Довольны ли вы знаниями ребенка о нашей стране, ее истории? Почему?

7.  Считаете ли вы, что взаимодействие с педагогами необходимо при воспитании основ гражданственности?

 8. Какие формы взаимодействия с педагогами по воспитанию со циальной компетентности маленького гражданина были бы вам инте ресны:

—  «круглые столы» со специалистами по данной теме;

—  совместные экскурсии, походы;

—  конкурсы по темам истории и современности России;

—  встречи для родителей по проблемам воспитания граждан ских чувств у современных дошкольников;

—  домашнее чтение ребенку предложенной литературы, обсуж дение событий из истории страны;

—  другое_______________________________________________

Результаты анкетирования дадут возможность педагогам выявить настроенность, степень заинтересованности родителей в сотрудниче стве с педагогами и очертить круг проблем, в решении которых роди телям нужна помощь.

На этом этапе диагностики важно изучить компетентность пе дагогов в вопросе воспитания основ гражданских чувств у дошколь ников и отношение их к взаимодействию с родителями по данной проблеме. Для этого можно провести анкетирование педагогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект по социально нравственному воспитанию детей «ЗОЛОТЫЕ РОССЫПИ РОССИИ»

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО СОЦИАЛЬНО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ «ЗОЛОТЫЕ РОССЫПИ РОССИИ» Составила и провела педагог дополнительного образованияБулатова И.Н. МАДОУ МО №11 «Ёлочка» г. Нягань...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по речевому развитию и изо деятельности тема: "Золотые россыпи России"

Занятие расчитано для детей старшего дошкольного  возраста. Занятие  способствует формированию у детей знаний о народно - прикладном искусстве, а так же воспитывает у детей любовь к нар...

Конспект занятия по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группы Тема: "Жостовские россыпи" — рисование по замыслу

Продолжать знакомить детей с народным искусством на примере мастеров Жостова.Учить различать оттенки настроения в живописи и использование цвета как изобразительного средства.Закреплять умение вписыва...

Ягодные россыпи Ямала

Конспект логопедического занятия по формированию лексико - грамматических средств языка для детей старшего дошкольного возраста с ОНР...

КОНСПЕКТ НОД : «ЗОЛОТЫЕ РОССЫПИ РОССИИ»

• Познакомить с росписью на изделиях Хохломы;• Учить выделять элементы узора Хохломы (листок, ягодка, травка) и видеть красоту;• Развивать цветовое восприятие, чувство ритма, творческое воображение;• ...

творческий проект"ЗОЛОТЫЕ РОССЫПИ РОССИИ "и дидактические игры по мотивам народного творчества.

Цель проекта:Создание условий для формирования и развития основ художественнойкультуры ребёнка через народное декоративно- прикладное искусство на примере Хохломского народного промысла.Способствовать...

Программа нравственно – патриотического воспитания «СЕВЕРНЫЕ РОССЫПИ»

Программа «Северные россыпи» — это обобщенный опыт работы педагогов по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию дошкольников через организацию в группах краеведческой работы.Прогр...