Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром, формированию элементарных математических представлений c элементами ИЗО "Аквариумные рыбки"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Абдуллаева Илиза Аскатовна

 

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром, 

формированию элементарных математических представлений    

c элементами  ИЗО  по нетрадиционной технике в средней группе

                                               Тема: «Аквариумные рыбки"

Цель:подвести к понятию «рыбы», учить устанавливать условия, необходимые для жизни рыб, учить сравнивать.

Задачи:

- закреплять понятие «целое» и «часть», навыки счета, пространственные представления; познакомить с методом закрашивания всего рисунка акварелью;

- развивать логическое и комбинаторное мышление, память, пространственное воображение, коммуникативные способности, речь; умение составлять рассказ по схемам; чувство ритма и  цветовосприятия;

- воспитывать интерес к аквариумным рыбкам, чувства любви к природе, заботливое отношение и желание ухаживать за рыбками.

Материалы и оборудование. Аквариум с декоративными рыбками. Листы белой бумаги с заранее начерченными восковым мелом рыбками, полоски бумаги разного цвета и размера (голубые, желтые, зеленые, серые). Опорные картинки для формирования понятия «рыбы». Акварель, толстая кисть, стаканы с водой подставочки под кисти, салфетки. Иллюстрация аквариума с рыбками. Магнитная доска.

Методы и приемы:

1. Повторение и закрепление знакомого материала.

2. Составление модели аквариума.

3. Игра « Рыбка, рыбка, где живешь?»

4. Объяснение нового материала по графической модели рыб.

5. Физминутка  «Рыбки».

6. Художественный труд в нетрадиционной технике.

7. Подведение итога занятия.

Предварительная работа:экскурсия к аквариуму и наблюдение за рыбками; беседы о рыбах; чтение художественной литературы: И.Токмакова «Где спит рыбка», русская народная сказка «По щучьему велению»;  ухаживание за рыбками, кормление; рассматривание альбомов о рыбах.

Ход занятия

I.Организационный момент.Дети подходят к столу и рассматривают иллюстрацию аквариума с разными рыбками и выясняют, что в аквариуме есть кроме рыбок; обращают внимание на красоту аквариума.

- Скажите, пожалуйста, что есть в аквариуме?

( В аквариуме есть вода, растения, песок, моллюски.)

- Зачем на дне нужен песок? Камушки?

( В песок сажают растения. Камушки нужны для того, чтобы рыбки могли спрятаться за ними.)

-  Зачем в аквариуме нужны растения?

(Растения красивые. Некоторые рыбки ими питаются. Растения выделяют кислород, которым рыбки дышат. Среди растений рыбки прячутся.)

- Посмотрите, где еще в аквариуме есть растения?

( Некоторые растут в грунте, а другие плавают сверху.)

- А теперь давайте обустроим наш аквариум.

Дети садятся за столы.

II. Основная часть.

1.Обустраиваем аквариум.На магнитной доске расположен белый лист бумаги, это – «аквариум». На каждом столе лежит по одной цветной полоске, которые дети должны расположить на «аквариуме». Вспоминая «этажи» аквариума, дети выходят по очереди и располагают разноцветные (голубые, зеленые, желтые, серые, белый) полоски на белом фоне. Должно получиться вот такая модель аквариума.

Воздух/белый

 Вода/голубой

Растения/зеленый

  Вода/голубой

Растения/зеленый

Камни/серый

Песок/желтый

- Из скольких частей (этажей) состоит наш аквариум?

( Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь. Семь.)

- Что это за этажи?

( Песок, камни, растения, вода, воздух.)

          Педагог на магнитной доске на модели переставляет нижние и верхние растения на поверхность воды.

- А сколько частей (этажей) стало в аквариуме?

( Один, два, три, четыре, пять, шесть. Шесть.)

- Куда исчезла одна часть? (Дети объясняют, что педагог объединил все растения и поместил их сверху воды, и что теперь они все плавающие) .

- Сколько различных частей в аквариуме?

( Один, два, три, четыре, пять. Всего пять различных частей. Это вода и это вода (показывают на две голубые полоски). Это растение и это растение (показывают на две зеленые полоски).

Педагог подытоживает: две зеленые полоски означают, что в аквариуме есть растения на дне и в воде, две голубые полоски означают, что в аквариуме есть вода.

2. Игра « Рыбка, рыбка, где живешь?»

 Дети передают по кругу рыбку, у кого в руках оказалась на слово живешь, должен назвать водоем (в море, в реке, в океане, в озере, в аквариуме).

3. Рыбы.

- А теперь давайте более внимательно рассмотрим наших рыбок (дети снова подходят к столу и внимательно рассматривают рыбок на иллюстрации).

Как они называются?

( Гуппи, меченосцы…)

- Посмотрите внимательно на гуппи. Они одинаковые по размеру и по окраске?

( Одни гуппи больше, а другие меньше. Одни яркие, а другие серенькие и поэтому незаметные.)

 - Какие рыбки ярче: те, что больше, или те, что меньше?

(Маленькие яркие, а большие неприметные.)

 - У каких рыбок длиннее и красивее хвостовой плавник?

( У маленьких гуппи хвостовой плавник большой, длинный, ярко окрашенный. У больших гуппи хвостовой плавник меньше, почти не окрашен.)

Дети садятся. Педагог объясняет, что среди рыб есть мамы и папы, только их называют самочками и самцами. Мелкие гуппи с яркими хвостовыми плавниками – самцы, а большие, серенькие, незаметные – самочки.

- Чем покрыто тело рыбки?

( Тело рыбки покрыто чешуйками.)

- А чем покрыто тело кошки? Птицы?

( У кошки тело покрыто шерстью, а у птицы перьями.)

Педагог прикрепляет на магнитную доску графические схемы строения рыбки, где нарисована голова рыбы с жабрами и рисунок с изображением чешуи.

- Как и с помощью чего передвигается рыбка?

( Рыбка плавает. У нее есть плавники, они помогают ей перемещаться в воде.)

- Дети, давайте покажем, как плавают  рыбки. (Складывают ладони вместе и шевелят ладошками).

- А как передвигаются птицы? Кошки?

( Птицы летают, ходят, у них есть крылья и лапки. Кошка ходит, бегает, прыгает, лазает – у нее лапы.)

Педагог выставляет на доску еще одну карточку где изображены плавники и хвост.

4. Физминутка  «РЫБКИ»

Рыбки весело плескались в чистой свеженькой воде.

То согнутся, разогнутся, то зароются в песке.

Приседаем столько раз, сколько рыбок здесь у нас.

Сколько гуппи здесь у нас, столько мы подпрыгнем раз.

 

- А где живут рыбы?

( Они живут в воде. У них нет ног или лап, они не могут передвигаться по земле.)

Педагог выставляет карточку с изображением воды  и объясняет, что рыбки не только плавают в воде, но и дышат с помощью жабр воздухом, растворенным вводе. Показывает жабры на рисунке. Далее педагог выставляет рисунок с икринками и мальками и объясняет, что рыбки вырастают или из икринок, или из мальков, как у живородящих рыб – например у гуппи.

5. Рисование акварелью.Педагог детям раздает листы белой бумаги с заранее начерченными восковым мелом рыбками.

- Ребята, перед вами белые листы бумаги. Сейчас возьмите кисточку, окуните ее в баночку с водой, затем в голубой цвет краски и закрасьте полностью ваш лист вместе с рисунком. Помните закрашивать надо только в одном направлении и больше пользуйтесь водой. (Педагог показывает как полностью раскрашвать лист.) Если вы сделаете правильно, то произойдет чудо.

Ребята раскрашивают листы, воспитатель следит за работой, помогает правильно держать кисточку и двигать в одном направлении.

 - Какое чудо произошло, что у вас получилось?

( Это аквариум с рыбками и растениями.)

- Видите, ваши рыбки плавают в воде.

III. Итог занятия.

-Ребята, о ком мы сегодня говорили? Что нового и интересного вы узнали на занятии?

- Ребята, понравились вам аквариумы?

Рассматривание рисунков, обращая внимание на нетрадиционный прием изображения и аккуратность выполнения работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению                                          с окружающим миром, формированию элементарных                          математических представлений    c элементами  ИЗО                                                        по нетрадиционной технике в средней группе

Тема: «Аквариумные рыбки»

Цель: подвести к понятию «рыбы», учить устанавливать условия, необходимые для жизни рыб, учить сравнивать.

Задачи:

- закреплять понятие «целое» и «часть», навыки счета, пространственные представления; познакомить с методом закрашивания всего рисунка акварелью;

- развивать логическое и комбинаторное мышление, память, пространственное воображение, коммуникативные способности, речь; умение составлять рассказ по схемам; чувство ритма и  цветовосприятия;

- воспитывать интерес к аквариумным рыбкам, чувства любви к природе, заботливое отношение и желание ухаживать за рыбками.

Материалы и оборудование. Аквариум с декоративными рыбками. Листы белой бумаги с заранее начерченными восковым мелом рыбками, полоски бумаги разного цвета и размера (голубые, желтые, зеленые, серые). Опорные картинки для формирования понятия «рыбы». Акварель, толстая кисть, стаканы с водой подставочки под кисти, салфетки. Иллюстрация аквариума с рыбками. Магнитная доска.

Методы и приемы:

1. Повторение и закрепление знакомого материала.

2. Составление модели аквариума.

3. Игра « Рыбка, рыбка, где живешь?»

4. Объяснение нового материала по графической модели рыб.

5. Физминутка  «Рыбки».

6. Художественный труд в нетрадиционной технике.

7. Подведение итога занятия.

Предварительная работа: экскурсия к аквариуму и наблюдение за рыбками; беседы о рыбах; чтение художественной литературы: И.Токмакова «Где спит рыбка», русская народная сказка «По щучьему велению»;  ухаживание за рыбками, кормление; рассматривание альбомов о рыбах.

Ход занятия

I. Организационный момент. Дети подходят к столу и рассматривают иллюстрацию аквариума с разными рыбками и выясняют, что в аквариуме есть кроме рыбок; обращают внимание на красоту аквариума.

- Скажите, пожалуйста, что есть в аквариуме?

( В аквариуме есть вода, растения, песок, моллюски.)

- Зачем на дне нужен песок? Камушки?

( В песок сажают растения. Камушки нужны для того, чтобы рыбки могли спрятаться за ними.)

-  Зачем в аквариуме нужны растения?

( Растения красивые. Некоторые рыбки ими питаются. Растения выделяют кислород, которым рыбки дышат. Среди растений рыбки прячутся.)

- Посмотрите, где еще в аквариуме есть растения?

( Некоторые растут в грунте, а другие плавают сверху.)

- А теперь давайте обустроим наш аквариум.

Дети садятся за столы.

II. Основная часть.

1.Обустраиваем аквариум. На магнитной доске расположен белый лист бумаги, это – «аквариум». На каждом столе лежит по одной цветной полоске, которые дети должны расположить на «аквариуме». Вспоминая «этажи» аквариума, дети выходят по очереди и располагают разноцветные (голубые, зеленые, желтые, серые, белый) полоски на белом фоне. Должно получиться вот такая модель аквариума.

Воздух/белый

 Вода/голубой

Растения/зеленый

  Вода/голубой

Растения/зеленый

Камни/серый

Песок/желтый

- Из скольких частей (этажей) состоит наш аквариум?

( Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь. Семь.)

- Что это за этажи?

( Песок, камни, растения, вода, воздух.)

        Педагог на магнитной доске на модели переставляет нижние и верхние растения на поверхность воды.

- А сколько частей (этажей) стало в аквариуме?

( Один, два, три, четыре, пять, шесть. Шесть.)

- Куда исчезла одна часть? (Дети объясняют, что педагог объединил все растения и поместил их сверху воды, и что теперь они все плавающие) .

- Сколько различных частей в аквариуме?

( Один, два, три, четыре, пять. Всего пять различных частей. Это вода и это вода (показывают на две голубые полоски). Это растение и это растение (показывают на две зеленые полоски).

Педагог подытоживает: две зеленые полоски означают, что в аквариуме есть растения на дне и в воде, две голубые полоски означают, что в аквариуме есть вода.

2. Игра « Рыбка, рыбка, где живешь?»

 Дети передают по кругу рыбку, у кого в руках оказалась на слово живешь, должен назвать водоем (в море, в реке, в океане, в озере, в аквариуме).

3. Рыбы.

- А теперь давайте более внимательно рассмотрим наших рыбок (дети снова подходят к столу и внимательно рассматривают рыбок на иллюстрации).

Как они называются?

( Гуппи, меченосцы…)

- Посмотрите внимательно на гуппи. Они одинаковые по размеру и по окраске?

( Одни гуппи больше, а другие меньше. Одни яркие, а другие серенькие и поэтому незаметные.)

 - Какие рыбки ярче: те, что больше, или те, что меньше?

(Маленькие яркие, а большие неприметные.)

 - У каких рыбок длиннее и красивее хвостовой плавник?

( У маленьких гуппи хвостовой плавник большой, длинный, ярко окрашенный. У больших гуппи хвостовой плавник меньше, почти не окрашен.)

Дети садятся. Педагог объясняет, что среди рыб есть мамы и папы, только их называют самочками и самцами. Мелкие гуппи с яркими хвостовыми плавниками – самцы, а большие, серенькие, незаметные – самочки.

- Чем покрыто тело рыбки?

( Тело рыбки покрыто чешуйками.)

- А чем покрыто тело кошки? Птицы?

( У кошки тело покрыто шерстью, а у птицы перьями.)

Педагог прикрепляет на магнитную доску графические схемы строения рыбки, где нарисована голова рыбы с жабрами и рисунок с изображением чешуи.

- Как и с помощью чего передвигается рыбка?

( Рыбка плавает. У нее есть плавники, они помогают ей перемещаться в воде.)

- Дети, давайте покажем, как плавают  рыбки. (Складывают ладони вместе и шевелят ладошками).

- А как передвигаются птицы? Кошки?

( Птицы летают, ходят, у них есть крылья и лапки. Кошка ходит, бегает, прыгает, лазает – у нее лапы.)

Педагог выставляет на доску еще одну карточку где изображены плавники и хвост.

4. Физминутка  «РЫБКИ»

Рыбки весело плескались в чистой свеженькой воде.

То согнутся, разогнутся, то зароются в песке.

Приседаем столько раз, сколько рыбок здесь у нас.

Сколько гуппи здесь у нас, столько мы подпрыгнем раз.

- А где живут рыбы?

( Они живут в воде. У них нет ног или лап, они не могут передвигаться по земле.)

Педагог выставляет карточку с изображением воды  и объясняет, что рыбки не только плавают в воде, но и дышат с помощью жабр воздухом, растворенным вводе. Показывает жабры на рисунке. Далее педагог выставляет рисунок с икринками и мальками и объясняет, что рыбки вырастают или из икринок, или из мальков, как у живородящих рыб – например у гуппи.

5. Рисование акварелью. Педагог детям раздает листы белой бумаги с заранее начерченными восковым мелом рыбками.

- Ребята, перед вами белые листы бумаги. Сейчас возьмите кисточку, окуните ее в баночку с водой, затем в голубой цвет краски и закрасьте полностью ваш лист вместе с рисунком. Помните закрашивать надо только в одном направлении и больше пользуйтесь водой. (Педагог показывает как полностью раскрасить лист.) Если вы сделаете правильно, то произойдет чудо.

Ребята раскрашивают листы, воспитатель следит за работой, помогает правильно держать кисточку и двигать в одном направлении.

 - Какое чудо произошло, что у вас получилось?

( Это аквариум с рыбками и растениями.)

- Видите, ваши рыбки плавают в воде.

III. Итог занятия.

-Ребята, о ком мы сегодня говорили? Что нового и интересного вы узнали на занятии?

- Ребята, понравились вам аквариумы?

Рассматривание рисунков, обращая внимание на нетрадиционный прием изображения и аккуратность выполнения работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия «Матрешки в гостях у ребят» (формирование элементарных математических представлений и приобщение к истокам русской народной культуры)

знакомство с историей появления матрёшки; счёт до 7; закрепление понятий «высокий-низкий»; работа с блоками Дьенеша....

Копмлексное занятие по ознакомлению с окружающим и формированию элементарных математических представлений: " Аквариумные рыбки и азы математики"

Занятие проводиться после нескольких наблюдений за внешним видом и поведением аквариумных рыбок....

Конспект интегрированного занятия НОД по физической культуре и формированию элементарных математических представлений для среднего дошкольного возраста

Конспект интегрированного занятия НОД по физической культуре и формированию элементарных математических представлений для среднего дошкольного возраста...

1 младшая группа Примерное перспективное-календарно-тематическое планирование «Познавательное развитие» (ознакомление с окружающим миром\формирование элементарных математических представлений (ФЭМП))

Перспективное-календарно-тематическое планирование «Познавательное развитие» (ознакомление с окружающим миром\формирование элементарных математических представлений (ФЭМП))...

Перспективное-календарно-тематическое планирование «Познавательное развитие» (ознакомление с окружающим миром\формирование элементарных математических представлений (ФЭМП))

Цель: развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей: сенсорных, интеллектуально-познавательных и интеллектуально-творческих....


 

Комментарии

Очень интересные занятия!Молодец!
Николаева Татьяна Петровна

Дети с удовольствием получают информацию о среде, в которой им предстоит жить, для проведения полноценных занятий стоит именно так комбинировать темы, проводить интегрированные занятия, нацеленные на определенные объекты изучения. Особое внимание стоит уделить подбору тем для занятий . Выбирая наиболее полезные и интересные для детей объекты познания и вовремя переключая внимание детей на рассмотрение этих объектов под другим углом, стоит закреплять пройденный материал элементами изобразительной деятельности, развития речи, математики, ознакомления с природой. Спасибо за конспект.Заходите ко мне в блог в гости, буду ждать ваших комментарий именно в блоге.