Конспект занятия .
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Васькина Анна Алексеевна

Конспект занятия по теме" Пчеловодство" Занятие можно проводить в старшей или подготовительной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pchela_s_izmeneniyami..doc196 КБ

Предварительный просмотр:

СТИХИ О ПЧЁЛАХ, И МЁДЕ.

 

Перед ульем на дощечке

Вечно стража на часах,

Чтобы шмель через крылечко

Не забрался впопыхах.

А вокруг ковром пушистым

Колыхаются цветы:

Лютик, клевер, тмин сквозистый,

Дождь куриной слепоты…

Пчелы все их облетают -

Те годятся, эти — нет.

Быстро в чашечки ныряют

И с добычей вновь на свет…

Будет день — придет старушка,

Тихо улей обойдет,

Подымит на пчел гнилушкой

И прозрачный мед сберет…

Хватит всем — и нам и пчелам…

Положи на язычок:

Станешь вдруг, как чиж, веселым

И здоровым, как бычок!

Про пчел

Саша Черный

Сладок мед, ужасно сладок!

Ложку всю оближешь вмиг…

Слаще дыни и помадок,

Слаще фиников и фиг! 

ПЧЁЛКА

Носит мёд в свою кладовку,
Дружит с божьей коровкой,
Того, кто домик тронет
Укусит и прогонит.
На хвосте у ней иголка,
Ну конечно, это пчёлка.

-ЗДРАВСТВУЙ, МИЛАЯ ПЧЁЛА!

КАК ЗДОРОВЬЁ! КАК ДЕЛА?

-ВСЁ ТРУЖУ-ЖУСЬ И ВСЁ ЖУЖ-ЖУ!

Я НА МЕСТЕ НЕ СИЖУ!

 

НА ПОЛЯНЕ (ПЧЕЛА)

Как мохнатая тигрица,
Грозная, хоть и мала,
Над акацией кружится
Желто-черная пчела.

Нынче теплая погода,
Пчелка трудится с душой
Чтоб собрать побольше меда
Для своей семьи большой.

Деловито меж цветками
Сбор медовый пронесет.
Ты не тронь ее руками,
Это даром не пойдет.

Так устроила Природа
И закон ее таков:
Тот, кто очень хочет меда
Должен к яду быть готов

Жу - жу- жушка я - пчела
Любовь Алейникова


Жу-жу-жушка – я пчела,
Деткам мёду принесла.
Я про мёд вам прож-жу-жу,
Как полезен расска-ж –жу,
Тот, кто мёдик мой лизнёт,
Здоров будет, подрастёт!
Чайчик с мёдом выпивайте,
И ЖУ-ЖУ-ШКУ вспоминайте!

Пчела

Все собрав свои дела,
Жужжит и кружится пчела.
Вот важно села на цветок,
Она ведь знает в этом толк,
Суть её земных забот -
Сладкий и душистый мёд.

***
Летит - гудит,
Сядет - молчит.
Целый день в трудах,
То в лугах, то в садах.
И кто ей друг -
Тот всегда с медком.
А кто ей не люб -
Спасайся бегом!

***
- Где была ты?
- Тут и там!
- Где летала?
- По цветам!
- Что домой ты принесла?
- Мёд! - ответила пчела.

***
На цветы она садится,
Не устав с утра трудиться.
Людям воск и мёд дала
Беспокойная пчела.

***
Зайдите к нам на огород:
Стоит под яблоней завод,
В нём - тысячи рабочих
Снуют с утра до ночи.
Гудит, работает завод
И нам даёт душистый мёд!

***
На точёном кружку,
На одном ворожку
Стоят сто чашек
С неварёной кашей.
Ни ложек, ни масла,
А есть можно.

***
Работник садовый,
Поясок медовый.
Зажужжала, как пила,
Полосатая пчела.

***
Всё жужжит она, жужжит.
Над цветочками кружит.
Села, сок с цветка взяла.
Мёд готовит нам пчела!

***
Зверёк мохнатенький
Летит за сладеньким.
Хоть и жалит очень больно,
Но работой мы довольны!
Сок из цветочков он берёт
Нам копит в сотах сладкий мёд

***
Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком -
Он поделится медком

 

Пчела
Только вишня расцвела-
Прилетела в сад пчела.
Я давно за ней слежу,
Ищет мёд она: ЖУ-Жу

 


Разговор с пчелой
Меня ужалила пчела.
Я закричал: — Как ты могла?!
Пчела в ответ: — А ты как мог
Сорвать любимый мой цветок?
Ведь он мне  был ужасно нужен:
Я берегла его на ужин!

М.Гилёва
ПЧЁЛКИ

На зеленом одеяле
Желтые лоскутики.
Это лето разбросало
На поляне лютики.
На высоких каблучках
Прилетали пчёлки,
Танцевали на цветах,
Развевались челки.

солнышко весною
улей пробудит
скоро рой жужжащий
в поле полетит
реет рой над ульем
самый первый взлет
стало потеплее
все пора в полет
гнется тонкий стебель
на цветке пчела
раздвигает венчик
там ее еда
посидит немножко
и к другим цветам
целый день пархает
тут и здесь и там
целый день летают
в улей и назад
и пыльцой цветочной
опыляю сад .

Пчела – работница, усталости не зная,
Свой кропотливый труд с охотою несет,
На благо общее все силы отдавая,
Примером для других и служит, и живет.
И между ними нет не распри, не раздора,
Семьею дружною в ладу они живут,
Без ненависти злой, без мелочного вздора,
Храня свое добро, друг друга берегут.
Вождя своей семье, свою царицу – мать,
И улей свой – плоды заботы и труда,
Рискуя жизнью, готовы защищать,
И на врага идут с решимостью тогда.
Душистый сладкий мед и воск приготовляя,
Пчела работает и служит для людей,
А гордый человек, услуги принимая,
Подумал ли хоть раз, чем он обязан ей?
Вот новорожденный: и у его купели
Из воска чистого горит свеча в лучах,
Напоминая нам о нашей высшей цели:
Любить и ближнего и Бога в небесах.
Так как же не любить нам Божие созданье,
И как забот своих нам ей не посвятить.
Вот потому что мы своею силой знанья
И собрались сюда все это обсудить:
Как можно ей помочь и чем мы ей поможем
Тяжелый труд нести, для пользы общей жить;
За все ее добро, что сделать мы ей можем,
Чем облегчить ее и чем ей пособить.

автор Е. Залягин
Стихотворение было озвучено на 3–ем
съезде русских пчеловодов в 1898 году.

Если к вам болезнь пришла,
Тело жаром пышет,
Врач по имени Пчела
Вам рецепт пропишет:
 
Поскорей от гриппа вы
Мед примите липовый,
Мед примите липовый,
Натуральный мед!
 
Если к улью подошел
Вором и нахалом,
Доктор сделает укол
Очень острым жалом!
Если что-то с головой,
Мед вам нужен луговой,
Мед вам нужен луговой,
Натуральный мед!
 
Если будете дружить
Вы с семьей пчелиной,
То, конечно, станет жизнь
Сладкою и длинной!
 
Ну, а коль тоска возьмет,
Вам поможет майский мед,
Вам поможет горный мед,
И цветочный и гречичный,
Натуральный мед отличный!
Вам любой поможет мед-
Натуральный мед!
Натуральный мед!
Принимайте мед!

       

История развития пчеловодства.

В античной мифологии говорится о том, что первый ,кто начал заниматься пчеловодством ,был бог растительности , покровитель виноградарства и виноделия Бахус. Прогуливаясь по Родопской долине , покрытой цветами, бог увидел неизвестных насекомых. Бахус отловил их и поместил в дупло. Так появился улей.

    Возможно, наш предок впервые узнал вкус мёда у разорённого зверем пчелиного гнезда.

    Древних охотников за диким мёдом можно увидеть на наскальных изображениях, которые появились более 10 тысяч лет назад. Фрески с изображением пчёл были также обнаружены в Валенсии и Альбасете ( Испания).

     Наблюдая за пчёлами, человек приобретал опыт в отыскании дупел с пчелиными семьями, научился вырубать или выпиливать отверстия в нем , чтобы удобнее было доставать мёд.

   Затем человек решил приблизить пчёл к своему жилищу и в выбранных для этих целей деревьях стал вырубать дупла ( борти). В этих бортях со временем селились пчелиные семьи. Так постепенно возникло и развивалось бортевое пчеловодство.

     Бортевое пчеловодство получило большое развитие в период расцвета Киевской Руси. Русь была богата мёдом. Много мёда и воска вывозилось в обмен на золотые серебряные изделия, шелковые ткани и виноградные вина. Столетиями продукты пчеловодства переправлялись через Смоленск и Псков в другие земли.

    По словам летописца Нестора Русь издревле славилась  изобилием воска и мёда, о сбыте которого за границу заботились русские князья.

    В восемнадцатом веке на смену бортному пчеловодству пришло колодное . Бортники выпиливали дупла с пчёлами и переносили их поближе к дому на специально расчищенное место –пасеку.

   К концу 18 началу 19 века колодное пчеловодство пришло в упадок, т.к. с развитием сахароварения и виноделия значение мёда , как единственного сладкого продукта уменьшилось.

     Новый этап в развитии пчеловодства связан с содержанием пчел в рамочных ульях. Неоценимый вклад в это дело внес выдающийся пчеловод Петр Иванович Прокопович, который в 1814 году, первым в мировой практике пчеловодства , изобрёл разборный рамочный улей и на его основе создал стройную систему по содержанию и разведению пчёл.

Головнёв В.И. Азбука пчеловодства. « Парадокс» 1998 г.

Рекомендации для родителей:

-Подберите  и выучите с детьми несколько пословиц или поговорок про пчёл .

-Нарисуйте, пожалуйста, вместе с ребёнком пчёлку (А-4), потом эту работу мы поместим в наш тематический альбом.

Тема: Пчеловодство на Руси.

Цели: Формировать представления детей с ремесле пчеловода, расширять кругозор, коммуникативные навыки.

Задачи: Познакомить детей с улем. Дать понятия о рамках, сотах, «уснувших» пчелах.

              Ввести в пассивный словарь детей слова: улей, пчела, мёд, воск, пчеловод, пасека.

              Воспитывать познавательную активность, навык рассматривания, умение соблюдать правила игры.

              Развивать мышление через игру с пазлами; слуховую память через заучивание наизусть.

               Развивать двигательную активность, способствовать профилактике нервного перенапряжения.

Оборудование: Улей, картинки с изображением пчелы, пазлы, игра «найди отличия», пчелиный подмор ( уснувшие пчёлки).

   Ход занятия.

 1,  Воспитатель читает  детям стихотворение:

Пчела
Только вишня расцвела-
Прилетела в сад пчела.
Я давно за ней слежу,
Ищет мёд она: ЖУ-Жу

  Ребята, Как вы думаете, с кем я хочу вас сегодня познакомить?   

  Ответы детей.

 2.   Воспитатель приглашает к стенду с картинками изображениями пчёл.

     Посмотрите, это пчела. На голове ( показать) у пчелы с каждой стороны по глазу, пара усиков –антенн, хоботок которым пчелка высасывает нектар из цветка. К груди прикреплены две пары крыльев и три пары ног. Ноги покрыты волосками, к которым пристаёт пыльца. Брюшко , а на конце брюшка жало.

   Ребята посмотрите, внимательно на картинку, и скажите : Что делает пчела? ( Или – Придумайте предложение со словом пчела.)

   Медоносные  пчелы живут в улье, большими семьями и используются человеком для получения мёда.

  Человек , который разводит пчёл и добывает мёд называется пчеловод.

 3.  А сейчас я покажу вам настоящий улей, только он такой же маленький , как и вы.

   ( В. Показывает улей, открывает его, достает рамки, показывает соты, пчёл.)

     Физкультурная минутка.( 2-3 мин.)

4. Ребята , давайте сейчас превратимся в пчёлок и поиграем в игру! Воспитатель проводит подвижную игру Медведь и пчёлы.

   

5.  Воспитатель делит детей на пары и сажает за стол. Детям предлагаются разрезные картинки, пазлы , игра « Найди различия»(всё с изображением пчёл).

6.После выполнения задания,

 Воспитатель приглашает детей к столу, где стоит коробочка.

  - Дети, как вы думаете, что может лежать в этой коробочке?

( Варианты ответов детей)

Воспитатель достает из коробочки маленькую баночку с мёдом.

Дети нюхают мёд, отвечают на вопрос Какой ? ( ароматный, цветочный, вкусный , приятный, нежный, и т.п.)

  Затем, если нет противопоказаний , все пробуют мёд.

7.Итог.   Дети вместе с воспитателем встают в круг, берутся за руки и говорят, что они узнали, во что играли, что увидели, что понравилось больше всего.

   

                       

Мёд.

Мёд – это сладкое вещество с приятным ароматом ,вырабатываемое пчёлами из нектара цветков, пади ( медвяной росы) или смеси этих сахаристых жидкостей.

Пчёлка с помощью хоботка всасывает нектар с клеток цветка. В улье этих пчелок , сборщиц нектара, встречают пчёлы-приёмщицы корма, которые многократно перегоняют его из хоботка в зобик и обратно. После этого, пчёлы размещают еще не созревший мёд мелкими капельками на дно и стенки ячеек сотов. Когда мёд созревает, пчёлы запечатывают ячейки восковыми крышечками.

Среди цветочных медов наибольшее распространение имеют:

 Липовый, гречишный, рапсовый, донниковый, фацелиевый, сурепковый, клеверный, багульниковый, вересковый, ивовый, крушиновый, малиновый.

Мёд полученный из нескольких видов растений:

Плодовый, луговой, полевой, лесной, падевый.

В мёде содержится:  макроэлементы (калий, кальций, магний, натрий, сера, фосфор, хлор), микроэлементы( железо, йод, кобальт, марганец, медь, фтор, цинк), витамины ( С, В6, Н, РР, В3, В2, В1, фолиевая кислота.)

Мёд широко применяется в народной медицине.

При лечении атеросклероза, астмы, ангины, бессонницы, бронхитов, гастрита, гриппа, заболеваний волосяного покрова головы, желудка, зева и гортани, кишечника, органов дыхания, печени и почек, истерии, ишемической болезни сердца, кашля.

 

Мед используется в косметической промышленности, в кулинарии, в старину и нынешнее время готовят множество напитков на основе мёда ( квас, сбитень, напитки с добавлением различных трав, чай.

Кроме мёда, пчёлки создают и другие продукты : воск,  цветочную пыльцу и пергу, прополис.

А.А.Комаров « Пособие пчеловода любителя».Москва 1998.

Рекомендации для родителей:

Совместно с детьми подоберите и выучите небольшое стихотворение про мёд.

   Во время прогулки по городу посетите магазин «Пчеловод», рассмотрите витрину, обратите внимание на сорта мёда предлагаемые в магазине.  Пожалуйста, сфотографируйте ребёнка в магазине или рядом с витриной, эти фотографии мы поместим в наш тематический альбом.

Пчеловодство на Руси.

Цель: Продолжать формировать у детей представления о ремесле пчеловода.

Задачи: Расширять кругозор детей, уточнять и систематизировать имеющиеся представления о пчеле, мёде и пчеловоде.

  Развивать мыслительную и речевую деятельность детей в процессе деления слов на слоги, рассматривания живописных полотен, дидактических игр. Актуализировать словарный запас.

   Воспитывать уважительное отношение к труду пчеловода, положительное отношение к природе.

   

Оборудование: улей, костюм пчеловода, мячик, репродукции живописных полотен, игра « найди отличия».

Ход занятия.

  1. Ребята, посмотрите, что я для вас принесла!

(Воспитатель показывает детям костюм пчеловода)

-Как вы думаете, что это такое?

-Для чего может понадобиться?

-Кто хочет примерить?

( Примеряем костюм, называем детали, объясняем назначение)

2.Рассматриваем вместе с детьми репродукции живописных полотен.

- Что изображено на картине?

 - Какое время года и почему?

 - Какие времена года вы ещё знаете?

 - какое настроение вызывает картина?

  - Давайте составим небольшой рассказ по этой картине.

3.Дети вместе с воспитателем подходят к улею.

   Давайте вспомним, что это такое?

( Ответы детей).

Воспитатель демонстрирует устройство улея, рассматривает с детьми рамки, трогает соты, нюхает.

4. Воспитатель берёт мячик , приглашает детей встать полукругом.

- Я буду бросать кому-то мячик и  называть слово, тот кто поймает должен разделить это слово по слогам, затем вернуть мячик обратно.

( Мёд, пчела, улей, пчеловод, воск, аромат, медовый, вкусный, полезный, лечебный).

5. Физкультурная минутка. Дети повторяют движения за воспитателем.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветерок всё тише, тише,

Деревцо всё выше, выше.

6. Воспитатель делит подгруппу. Одна подгруппа детей играет в игру « Найди отличия», другая складывает пчелу из разрезных картинок.

7. Рассказ воспитателя о полезных свойствах мёда.

8. Подведение итогов.

- Что мы с вами сегодня делали?

- Во что играли?

 - Что рассматривали?

  - Что вам понравилось?

Текст презентации.

На курсах, под руководством Татьяны Николаевны, мы решили

заняться проектом «Пчеловодство».В основе этого проекта лежит принцип погружения в среду и интеграция. Итогом работы может стать выставка работ, чаепитие или создание тематического альбома. В течение продолжительного времени идёт подготовительная работа, дети получают представление о пчеловодстве, мёде, пчёлах.

  В свете новых ФГТ мы и решили запустить этот проект.

Слайд.№

 

Прежде, чем приступить к реализации проекта мы прошли обучение на курсах в ГБДОУ 110, познакомились с новыми ФГТ, с технологией реализации проектной деятельности. Сконструировали улей, сшили костюм пчеловода.

Слайд№

Затем определили задачи проекта, самая главная из них познакомить детей с профессией пчеловода, устройством улея, мёдом.

Слайд№

Вот таким является  наш проект по своим характеристикам.

Слайд№

В группе мы организовали выставку работ. Образ пчелы прошёл через разные виды деятельности .Дети с увлечением создавали свои работы.

Слайд №

Мы разработали план реализации проекта, конечный продукт- чаепитие, награждение детей медалями, выставка работ.

Слайд№

Параллельно ведётся работа с родителями на основе которой будет создан фотоотчёт и альбом с работами родителей и детей.

В результате этой работы мы станем ещё ближе друг другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...