Тема: "Путешествие по России и Хакасии "
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Вайгандт Ольга Алексеевна

 

Методическая разработка интегрированного занятия по патриотическому воспитанию дошкольников, для детей подготовительной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: "Путешествие по России и Хакасии "

Общая педагогическая цель: воспитывать у детей любовь к малой родине.

Задачи: Образовательные: продолжать знакомить детей с символикой республика Хакасия, ее достопримечательностями. Познакомить с принципом создания гербов.

Развивающие: продолжать развивать речь и мышление детей, способность аргументировать свои высказывания. Развивать творческое воображение и стремление изучать свой родной край, республику. Закрепить умение участвовать в совместной игре, вести короткие диалоги в ситуациях творческого и трудового общения.

Воспитательные: воспитывать чувство гордости за свою республику, интерес и любовь к малой родине.

Форма проведения – устный журнал. Формы организации деятельности детей  - фронтальная, групповая, индивидуальная.  

Приёмы:  вопросы, художественное слово, игровые задания,  рисование, сюрпризный момент – путешественница кукла Тарина.

Используемые технологии:

Информационно-коммуникационная

здоровье сберегающие технологии – дыхательная гимнастика.

Используемые методы:  словесный: рассказы педагога и высказывания детей; наглядный: демонстрация слайдов  на данную тему, творческих работ детей, фотографий, презентации, прослушивание записи  хакасской национальной мелодии;  практический: выполнение  упражнений.

Ожидаемые результаты:

Проявление устойчивого интереса к предлагаемой теме;

Активная речевая деятельность детей при вступлении в диалог с воспитателем;

Удовлетворительный эмоциональный уровень занятия;

Развитие мотивационной сферы ребенка.

Актуальность темы: *    интегрированное занятие  отличается плотностью,  позволяет  использовать  много  различных  форм работы,  менять   виды   деятельности,  способствует  приобщению детей к культурному наследию.  

*          Все  это   помогает созданию   оптимальных   условий для патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Предварительная работа: 1) экскурсии «Мое родное село»; 2) чтение художественной литературы В. Степанов «Моя родина – Россия», произведения С.Есенина, Бальмонта, З. Александровой и т.д.; 3) рисование «Здания нашего села», «Машины едут по улице», «Достопримечательности нашего села»; 4) занятия и беседы с детьми «Голубая планета Земля», «Мое родное село»,   «Наши достопримечательности», «Знакомство с флагом республики Хакасия»; 5) оформление стенда «Родная сторонушка»; 6) помощь детей и их родителей в оформлении учебно-демонстрационного материала к стенду «Родная сторонушка»; 7) фотовыставка «Папа, мама, я – дружная семья».

Материалы и оборудование: Хакасская кукла – Тарина; Клубок ниток; Листы бумаги – по количеству детей; Вода, кисточки, краски, губки; Д/И «Собери картинку» - разрезанные на  несколько частей гербы Хакасии и России.

ТСО: Мультимедиа проектор; Презентация Microsoft office Power Point; Магнитофон;  Записи - хакасская народная мелодия, звуки живой природы, бодрая музыка.

План занятия: 1. Организационное начало занятия. 2. Постановка цели и задач занятия. 3. Устный журнал: первая страничка журнала «Знаете ли вы?»,  вторая страничка журнала «Символика России», третья страничка журнала «Символика Хакасии»,  четвертая страничка журнала аутотренинг «Путешествие», пятая страничка журнала – достопримечательности с.Июс, шестая страничка журнала – хакасская народная игра «Медведь и пень», седьмая  страничка журнала «Знаете ли вы?»; 4. Подведение итогов. 5. Окончание занятия

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой детей. Тихо звучит хакасская национальная мелодия. Прошу детей поприветствовать гостей и встать в круг. Воспитатель:  Изенер ребята! Дети: Изенер!

Воспитатель:   На каком языке мы сегодня с вами поздоровались? Дети: На хакасском. Воспитатель: Итак, ребята, Вы догадались, о чем сегодня наше занятие?

Целью нашего занятия будет то, что мы с вами должны больше и глубже узнать о родных местах, о нашей малой Родине – Хакасии.

 - Ребята, а вы любите путешествовать? (да)

Тогда отправляемся в путешествие по России и Хакассии.

Проводится игра с клубочком «Назови ласково» (по методу рефлексии).

Дети, держась за край нити, передают друг другу клубочек и называют друг друга ласковым именем. После того, как образовался круг, воспитатель говорит: «У нас получился крепкий круг. Вот и мы с вами одна большая крепкая и дружная семья. Живём мы вместе, учимся вместе, отмечаем вместе общие праздники, говорим на одном языке, живём на одной планете.

  - Вы знаете, как называется наша планете? (Наша планета называется Земля).

 - А нас, её жителей, как можно назвать? (Нас можно назвать земляне).

  - Как называется наша страна? (Наша страна называется Россия).  

  - Жителей нашей страны зовут…? (Россияне).

  - Как называется наша республика? (Хакасия)

 - Мы живём в красивом селе с названием …? (Июс).

 - А мы с вами какой национальности? (русские, хакасы)

  - Молодцы, ребята выяснилось -   что у нас с вами одна общая родина.

 - Назовите города республики Хакасии? Дети: Абаза, Абакан, Черногорск, Сорск, Саяногорск.   Молодцы! Так сколько же их получилось? Дети: Пять.

Давайте будем скручивать клубочек и рассказывать, как вы понимаете слово «Родина». (Высказывания детей и чтение стихотворений наизусть).

Если скажут слово «родина»

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина

Толстый тополь у ворот. (З. Александрова)

Дети присаживаются на стульчики расставленные полукругом (перед экраном)

II. У нашей республики, как и у нашей Родины – России и у всех городов России есть свой флаг и герб. Герб – это отличительный знак страны. Это рисунок-рассказ об особенностях местоположения, о достопримечательностях, об основных занятиях жителей. Наш герб – это всё то, чем славится наша республика.  Слайд 1. –Государственный герб Республики Хакасия представляет собой изображение в серебряном поле красного щита амазонок, обременённого серебряным идущим крылатым барсом «настороже» (голова развёрнута к зрителю). Щит сопровожден вверху золотым, снаружи тонко окаймлённым  знаком — символом Вселенной  и окружён венком из двух червлёных берёзовых ветвей с зелёной листвой. Внизу венка, в промежутке между ветвями, на зелёной ленте изображён хакасский орнамент, выполненный золотом.

Воспитатель: ребята, а кто из вас помнит, как выглядит герб России? (ответы детей) Слайд 2. Государственный герб России - это золотой двуглавый орёл, помещённый на красном  щите; над орлом - три исторические короны Петра I. Две малые - над каждой из голов и одна большая над двумя малыми коронами; в лапах орла - скипетр и держава; на груди орла на красном щите - всадник, поражающий копьём дракона.  Скипетр и держава - символы российской власти. Скипетр - это жезл указующий, или трость, или посох.  Держава - это шар с крестом - символ власти царя над миром. Всадник, поражающий копьём дракона на груди у орла - это герб Москвы - Святой Георгий Победоносец.

Воспитатель: А сейчас поиграем в игру «Собери герб» (В игре участвуют две команды. Первая команда собирает герб России, вторая – герб Хакасии). Воспитатель: Ребята, а какой еще символ самый главный у России? (флаг) Слайд 3.

Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из трех горизонтальных равновеликих полос: верхней - белого, средней - синего, нижней - красного цветов.  Что означают цвета флага России? Белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство; синий - цвет веры и верности, постоянства; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.

Воспитатель: А в республике Хакасия есть герб? (ответы детей) Слайд 4.

Государственный флаг Республики Хакасия представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из четырёх полос. Три равновеликие полосы расположены горизонтально в последовательности: верхняя — синего, средняя — белого и нижняя — красного цвета. Четвёртая полоса, зелёного цвета, располагается вертикально, непосредственно у древка, объединяя горизонтальные полосы. В середине зелёной полосы изображён солярный знак (символ Вселенной) золотистого цвета. Воспитатель приглашает детей на ковер для аутотренинга «Путешествие»  (под спокойную музыку  со звуками живой природы, плавно переходящей  бодрую музыку со звуками улиц и дорог)

Я отдыхаю. Расслабляюсь. Чувствую себя спокойно и легко. Я спокоен.  Все тело расслаблено. Мне легко и приятно. Я отдыхаю. (Стоя, плавно покачиваясь из стороны в сторону) 2.  Приятное тепло проходит по рукам, всему телу и ногам. Я спокоен. (сидя на паласе) 3.  Все тело расслаблено. Чувствую себя легко и непринужденно. Мне приятно. Я отдыхаю ( можно лечь на пол) Далее начинается бодрая музыка. 4. Я отдохнул. Чувствую себя посвежевшим. Легкость во всем теле. Бодрость во всем теле. Хочется встать и начать действовать, идти вперед и получать новые знания! Открываю глаза. Я полон сил. Встаю! Дети присаживаются за парты для дальнейшей работы.

Воспитатель: Ребята, скажите, как называется столица России? (Г.Москва) Слайд 5.

Воспитатель: В  Хакасии тоже есть столица, кто вспомнит как она называется? (г.Абакан) Абакан получил свое имя по названию реки Абакан. Слайд 6.

Воспитатель: ребята а в каком селе живем мы с вами? ( с.Июс)

Раздается стук в дверь, появляется хакасская кукла – Тарина.

– Здравствуйте, ребята. Я путешествую по белу свету и услышала  много интересного о вашей красивой республике. И поэтому приехала  к вам в гости.

–  Я ездила по вашему селу  и фотографировала  всё, что мне нравилось. А что это такое не знаю. (Показывает фотографии достопримечательностей села Июс – «Родной детский сад «Малышок»»,  «Обелиск», «Дом культуры»).   Слайд  7,8,9.

Дети рассказывают об этих достопримечательностях, рисуют нетрадиционным способом – “Рисование по мокрому листу”  и в заключение дарят кукле  на память свои работы. Кукла прощается с детьми, благодарит их за рисунки и отправляется дальше путешествовать.

III. Итог. И так мы с вами закончили наше путешествие. Узнали новое, о родных местах и еще больше полюбили свою Родину, ее природу. Как вы думаете, мы сумели достичь поставленной цели? Почему?  - А сейчас поиграем в хакасскую народную игру “Медведь и пень” /Выбирается водящий и “медведь”, остальные “ пни”. Садятся вкруг лицом к центру круга, оставляя проходы между собой. Водящий движется между пнями, слегка задевая макушки одновременно напевая песенку: “Чабы, чабы медведь пень”. Следом крадётся медведь, чтобы поймать и запятнать его. Если поймает, то они оба станут пнями и сядут, а вместо них выберут других. И всё начинается сначала/. После игры проводится дыхательная гимнастика упражнение «Часики». (Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторять 10–12 раз).

И в конце я хотела бы прочесть стихотворение:

Изъездив всю Хакасию мою,

Я как родная здесь,  в любом её краю.

Куда бы ни пришла, друзья, повсюду

Люблю я родину свою.

- Ребята, давайте вспомним на каком языке мы сегодня с вами поздоровались друг с другом? (на хакасском), давайте попрощаемся тоже на хакасском языке.

Воспитатель: Аным-чох, дети. (До свидания!).

Презентация к занятию – приложение №2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности на тему: "Путешествие по городам России"

Автор предлагает вниманию педагогов дошкольного образования методическую разработку, которая обобщает и конкретизирует представление детей о родной стране и городах России. В процессе интегрированной ...

ВИКТОРИНА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ТЕМА: Путешествие в прошлое России. 2017год

                               ВИКТОРИНА   ДЛЯ   ВОСПИТАТЕЛЕЙ...

Конспект НОД в подготовительной группе на тему: «Путешествие по карте России»

Развитие познавательной активности детей в процессе исследования,  через знакомство с историческими материалами, формировать гражданско-патриотическую позицию, достойную будущих граждан России, п...

Конспект по патриотическому воспитанию детей старшей группы на тему: «Путешествие по городам России». Самоанализ занятия в старшей группе «Путешествие по городам России».

Конспект по патриотическому воспитанию детей старшей группы на тему: «Путешествие по городам России». Самоанализ занятия в старшей группе «Путешествие по городам России»....

Конспект интерактивной квест-игры в старшей группе на тему «Путешествие по загадочной России»

Цель: Формировать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.Задачи: -Обобщить и систематизировать знания детей о России, ее столице Москве, закрепить понятие «страна», «обла...

Проектная деятельность в подготовительной группе на тему: "Путешествие по городам России"

Цель. Расширять знания и представления детей о Санкт- Петербурге, его истории.Задачи:Обогащать и углублять знания детей о стране, о северной столице нашей родины.Познакомить с городом Санкт - Петербур...