проект "Изба" старшая группа
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

 паспорт проекта "Изба", конспект итогового занятия  "Горница" в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_izba.docx24.96 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Изба»

  старшая группа  

воспитатель 1 кв. категории

Цыпышева Л.Н

   

2012год

Цель проекта:

 Развитие у дошкольников стремления активно познавать окружающий мир, вызвать интерес к истории родного края, воспитание  гражданской позиции и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, отражающих сопричастность к делам и достижениям старших поколений.

Задача:  

  1. Познакомить детей с историей жилища на Урале;
  2. С устройством русской избы;
  3. Обогащать и развивать словарный запас детей по данной теме;
  4. Способствовать развитию памяти, восприятия;
  5. Воспитывать эстетические чувства.

Вид проекта: информационно-творческий, коллективный.

Возраст детей: 5-6 лет

Продолжительность проекта: средней продолжительности.

Социальные партнёры: дети, воспитатель, родители.

Формы реализации проекта:

  1. Занятия;
  2. Дидактические и с\р игры;
  3. Рассматривание иллюстраций и открыток;
  4. Экскурсии;
  5. Работа с родителями.

Предполагаемый результат:

  1. Расширятся знания детей о родном крае, в частности о русской избе;
  2. Пополнится словарный запас;
  3. Сформируется желание больше узнать об истории родного края;
  4. Появится заинтересованность родителей образовательным процессом детей в детском саду.

Продукт проектной деятельности:

  1. Составление совместно с родителями альбома «дом, в котором я живу»;
  2. Продуктивная деятельность рисование на тему «Избушка», «Сказочный домик», аппликация «Окошко», коллективная работа «Улица»;
  3. Создание мини-музея «Горница».

Этапы проекта

1этап. Подготовительный.

  1. Составление паспорта проекта;
  2. Подбор детской художественной литературы для чтения детям;
  3. Подбор сюжетных картинок и иллюстраций для рассматривания;
  4. Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.

2 этап. Выполнение проекта.

  1. Занятие «История жилища»;
  2. Занятие «Добрый дом»;
  1. Чтение художественной литературы детям, заучивание пословиц и поговорок по теме;
  2. Создание альбома «Дом, где я живу», «Из истории жилища», рисование и аппликация по теме;
  3. Экскурсии и рассматривание построек разной архитектуры.

3этап. Заключительный.

Открытое занятие  мини-музей «Горница».

 

                                             

Конспект отрытого занятия

«Горница»

старшая группа

Воспитатель

Цыпышева Л.Н.

2012год

Цель:

  1. продолжать знакомство с жилищем русских людей в старину, объясняя детям назначение его составных частей;
  2. конкретизировать представления детей о традиционном убранстве русской избы;
  3. расширять словарный запас детей по данной теме.

Материал:

  1. системный оператор «Изба»;
  2. иллюстрации с изображением избы, горницы;
  3. декорации «горницы»;

предварительная  работа:

  1. чтение художественной литературы;
  2. рисование и аппликация по данной теме;
  3. экскурсии по улицам города;

Ход занятия:

Воспитатель: Добрый день, ребята. Мне так сегодня не хотелось выходить из своего тёплого, уютного дома, но я очень хотела встретиться с вами и поэтому я здесь и очень этому рада. Возьмёмся все за руки и дружно поприветствуем друг друга.

С добрым днём и с добрым светом!

С добрым словом и приветом!

А теперь улыбнитесь друг другу и садитесь на стульчики.

Каждый человек мечтает о доме. Дома у всех разные, но все любят свой дом, потому что он родной, уютный, тёплый, потому что в родном доме тебя ждут и любят.

Стук в дверь

Воспитатель с куклой

Здравствуйте ребята. Ой, что я вам принёс… (показывает «волшебный экран»).

Воспитатель: Спасибо, Гоша. Твой волшебный экран поможет нам рассказать о нашем прекрасном крае, о том, как жили люди в старину. Но прежде, ребята, скажите, как называется наш край?

Ответы детей

Воспитатель: Правильно. Мы с вами живём на Урале. А может быть, вы знаете и название нашего города?

Ответы детей

Воспитатель: Всё верно. Наш город называется Златоуст. Скажите, друзья, а какие дома в нашем городе?

Ответы детей

Воспитатель: Да, действительно, дома все разные. И всё-таки больше многоэтажных, каменных. Но так было не всегда и об этом нам расскажет

Арина.

Ребёнок читает стихотворение:

Посреди лесов сосновых

Был построен неспроста

Он по царскому указу

В стародавние года.

Работа с оператором

Воспитатель: А дело было так. Прознал русский царь о богатстве Урала, о руде железной, о камнях – самоцветах  и отправил он в этот край мастеров, да крестьян со всей России. Прибыли они в этот край далёкий, кругом леса – урманом называли, люди живут в юртах. Хорошее, тёплое жилище, но не привычное для русского человека. И решили они по своему дома строить. А кто скажет, как называли эти дома?

Ответы детей

Воспитатель: Правильно, изба. От слова истьба. И обозначало это слово – отапливаемое печью помещение. Рубили дома на Урале в те времена из дерева – брёвен. Как вы думаете, почему?

Ответы детей

Воспитатель: Конечно, лес был рядом, и считалось, что дерево здоровый строительный материал. В деревянном доме и дышится легче- говорили старые люди.

Из каких главных частей состоит дом?

Ответы детей

Дидактическая игра «Для того, чтобы…»

Легко ли построить такой дом? Почему вы так считаете?

Ответы детей

Воспитатель: Всё верно, ребята, поэтому в народе и говорили: «Дом построить не шапку на голову одеть» .Красивый, прочный дом построить трудно, и строили его не один день всей семьёй, отсюда и поговорка: «Семья крепка ладом». А ещё знакомых и соседей приглашали:

Люди добрые, соседи любезные! Сделайте одолжение, приходите завтра с рассветом ко мне на помощь избу рубить,а я уж Вас и хлебом, и солью, и квасом угощу.

Воспитатель: Давайте и мы попробуем избу поставить.

Динамическая пауза: «Строим дом»

(дети расставляют декорации горницы)

Воспитатель: Ладная у нас изба получилась! А комната эта называется красивым русским словом – горница. Давайте рассмотрим, что в ней находится.  

Ответы детей

Воспитатель: Вы всё правильно назвали. А что было главным в избе?

Ответы детей

Воспитатель: Да, верно, печь. От печи по правую сторону находился «красный угол», где семья трапезничала, т.е. обедала. В «красном углу» и дорогих гостей потчевали, угощали. По левую сторону находился бабий кут, где женщина, хозяйка обед готовила, шила и штопала. Поэтому в народе часто можно услышать поговорку: «От печки пляши», т.е. всё расположение предметов в горнице зависело   от расположения печи.

И такой предмет находился в избе. Что это?

Воспитатель показывает сундучок

Воспитатель: Раньше в таком сундуке вещи хранили, а сейчас у нас загадки спрятались. Попробуем их отгадать?

Загадки

  1. Что в избе за коровьи рога? (Ухват)
  2. Чёрный конь прыгает в огонь.  (Кочерга)
  3. Стоит кошка – четыре ножки.  (Скамейка)
  4. Из липы свито деревянное корыто,

По дороге идёт клетки кладёт.  (лапти)

Воспитатель достаёт из сундука картинки

Воспитатель: Это тоже загадки. Сейчас мы с вами разделимся на две команды и посмотрим, кто быстрее соберёт Ленту времени

Дидактическая игра «Что за чем?»

Воспитатель: Молодцы, быстро справились с загадками. Дом построили, загадки отгадали, пора и отдохнуть, как в старину бывало.

Звучит музыка. Дети парами проходят к стульчикам.

Воспитатель( системный оператор) Много домов построили, получилась улица, деревня. Кстати, кто знает, почему улицу назвали улицей?

Ответы детей

Воспитатель: Да, ребята, люди любили свои дома, называли родной, родимый. Поэтому «оживляли» их. Та часть избы, которая выходила на дорогу была лицом избы и поэтому дорогу стали называть улицей, т. е. у лица.

Деревни становились со временем больше, всё менялось, появились города, как наш Златоуст. В городах уже мало осталось деревянных домов, всё больше каменные. Но всё равно нужно помнить свою историю и поэтому я предлагаю оставить нашу «избу» в группе,  поставить вот такую табличку (Мини-музей «Горница»).

Ребёнок:

Сей музей мы покидаем.

Русская изба так хороша,

В каждом стареньком предмете

Живёт русская душа!

Воспитатель: Ребята, вам понравился наш рассказ о родном крае, об истории жилища на Урале? Вот стоят две корзинки с разными значками – дайте свою оценку нашему путешествию в прошлое.

Дети оценивают занятие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Сценарии праздничных концертов к Дню Матери (для средней группы, старшей группы и подготовительной группы)

Каждый год осенью, а именно в ноябре весь мир празднует прекрасный праздник День Матери. Мама - это самый родной и близкий человек, который всегда поймёт и поддержит.  Данные небольшие сценарии к...

Речевые карты для детей с ОНР: средней группы (4х лет), старшей группы (5 лет) и подготовительной группы (6 лет)

При составлении речевой карты использовался материал Нищевой Н.В.Речевая карта составлена таким образом, что при распечатке складывается в небольшую книжечку, она удобна при заполнении даже молодому с...

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Конспекты занятий по ИЗО нетрадиционной техникой в группе для детей со сложным дефектом с участием группы № 3 ТНР. «Цветы для феи», «ОСЕНЬ В ТЕРЕМОЧКЕ» Театрализованное развлечение в группе для детей со сложным дефектом с участием детей 3 группы ТНР.

: развивать интерес к театрально-игровой желание принимать активное участие в театральном деятельности; поощрять действии; воспитывать дружеские отношения, желание помочь друг другуУчить детей по...

Отчёт воспитателя группы о проделанной работе за 2020-2021 учебный год Группа: старшая группа и подготовительная группа Воспитатель: Башарова Светлана Явдатовна

Ваши достижения за учебный год(грамоты, дипломы, сертификаты, название конкурса, публикации, уровень)Диплом 1 степени Республиканского конкурса авторских методических разработок профориентационных мер...