Значение компьютерных презентаций в работе учителя - дефектолога
статья по окружающему миру (старшая группа) на тему

Бондаренко Маргарита Сергеевна

 

В последние годы в системе дошкольного образования происходят значительные преобразования, вызванные изменением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий, в первую очередь компьютерных. Это позволяет  с одной стороны повысить эффективность образовательного процесса, с другой – в большей степени применять индивидуальный подход в процессе обучения и воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.92 КБ

Предварительный просмотр:

Значение  компьютерных презентаций в работе учителя - дефектолога

В последние годы в системе дошкольного образования происходят значительные преобразования, вызванные изменением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий, в первую очередь компьютерных. Это позволяет  с одной стороны повысить эффективность образовательного процесса, с другой – в большей степени применять индивидуальный подход в процессе обучения и воспитания.

Новые информационные технологии можно использовать и в работе с детьми, имеющими задержку психического развития. Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в работу учителя-дефектолога является использование мультимедийных презентаций. Известно, что для усвоения новых знаний детям с задержкой психического развития необходимо использовать методические приемы, позволяющие задействовать слуховой, зрительный и тактильный анализаторы. С помощью презентации педагог может подготовить  иллюстративный материал. Слайды становятся удобным и результативным способом предоставить ребенку знания о предметах, которые его окружают. Презентация совмещает в себе, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации, т.к. значение наглядности для формирования представлений и понятий очень велико.

В использовании компьютерных  презентаций учителем-дефектологом можно выделить следующие преимущества, как:

  1. информационная емкость,
  2. компактность,
  3. доступность,
  4. наглядность,
  5. эмоциональная привлекательность ,
  6. мобильность,
  7. многофункциональность.

На индивидуальных и подгрупповых занятиях  мною используются презентации, созданные с помощью программы Microsoft Office, Power Point. На слайдах я размещаю необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты, размеры которых варьирую. Для последовательного восприятия детьми учебного материала небольшими «порциями» я использую настройку анимации. При желании я добавляю музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации такой презентации. Смена слайдов с использованием анимации и звуков непроизвольно привлекает и удерживает внимание ребенка.

         Предлагаю Вашему вниманию виды заданий, используемых мною в образовательной деятельности по разделу «Коммуникация» с помощь. компьютерных презентаций:

  1. Работа на лексическом уровне.

Задачи:  обогащение активного  словаря, развитие лексико-грамматического строя речи.

Виды заданий: называние появляющихся одиночных картинок и серий картинок в заданной последовательности, припоминание исчезнувших предметов («Что съела Маша?», «Что купили в магазине?»), отгадывание загадок (выбор из имеющихся картинок или появление картинки после называния отгадки), задания  для актуализации навыков словообразования («Назови предметы ласково», «Что из чего сделано»), подбор родственных слов, образование единственного и множественного число имен существительных.

  1. Работа на синтаксическом  уровне.

Задачи:  развитие связной речи.

Виды заданий: составление словосочетаний с числительными, подбор слов к заданному  (светит – свеча, солнце, светофор и т.п.) и составление словосочетаний, составление предложений по схеме, рассказ с картинками (договаривание предложений словами с автоматизируемым звуком в соответствующей форме), установление логических связей между двумя предметами и составление предложений, составление рассказа по последовательно появляющимся сюжетным картинкам с последующим пересказом.

  1. Развитие языкового анализа и синтеза.

Виды заданий: поиск слов с заданным звуком, подбор слов к заданной схеме слова, по заданной слоговой структуре, «Четвертый лишний» (на основе наличия или отсутствия заданного звука), изменение слов с помощью добавления или убавления звуков.

Работа с использованием компьютерной презентации проводится с опорой на зрительное восприятие и контроль над результатами деятельности. В некоторых упражнениях, вызывающих затруднения, предусмотрена возможность дополнительной опоры на слух. Таким образом, активизируются компенсаторные механизмы, позволяющие сформировать устойчивые визуально-кинестетические условно-рефлекторные связи центральной нервной системы.

Первые опыты применения компьютера позволили выявить, что по сравнению с традиционными формами обучения дошкольников с задержкой психического развития  компьютерные презентации  обладают рядом преимуществ.

  1. Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.
  1. Компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка.
  2. Это отличное средство для решения задач обучения. Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером, является стимулом познавательной активности детей.
  1. Компьютер предоставляет возможность индивидуализации обучения. В процессе своей деятельности за компьютером ребёнок приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может. Ребёнок имеет возможность самостоятельно проконтролировать свою работу.
  1. Компьютер очень “терпелив”, никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет пока он сам исправит их.
  2. Удобство в применении;  возможность многократного использования для детей с разными учебными возможностями.

Применение компьютерных технологий способствует повышению результативности коррекционно-образовательного процесса. Поэтому разработка новых приемов, методов и средств коррекционного обучения детей представляется одним из актуальных направлений развития специальной педагогики. Однако необходимо учитывать и неоднозначные моменты при работе с компьютером. С осторожностью следует решать вопрос о компьютерных занятиях, если у ребенка имеются невротические расстройства, судорожные реакции, нарушение зрения, поскольку компьютер может усилить все эти отклонения в состоянии здоровья.

Использование компьютерных технологий в учебном процессе позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства, методы обучения, увеличивая тем самым интерес к изучаемому материалу.

Можно говорить о том, что грамотно выстроенная работа педагога с компьютером -  это путь к интеллектуализации ребенка, помощь в диагностике развития, совершенствование всего педагогического процесса, развитие детской инициативы и любознательности, создание элементов развивающей среды, индивидуально-дифференцированного подхода к ребенку и положительного эмоционального фона.

Конспект образовательной деятельности по разделу программы «Коммуникация» для детей 5-6лет с задержкой психического развития с использованием компьютерной презентации

Цель: формирование лексико-грамматических средств языка.

Коррекционно-образовательная задача: расширять знания о домашних птицах, закреплять умения образовывать существительные с  уменьшительно – ласкательным значением, закрепить понимание и употребление предлога К.

Коррекционно–развивающая задача: развивать слуховое и зрительное внимание, мышление, речевое дыхание, мелкую и общую моторику, просодическую сторону речи.

Коррекционно-воспитательная задача: воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к домашним птицам.

Оборудование: аудиозапись релаксационной музыки, компьютерная презентация, изображение пруда с бумажными уточками на ниточках (индивидуальные), разрезная картинка «птичий двор», картинки, крупа, шапочка лисы, игрушка петушок, косынка, фартук.

Ход образовательной деятельности

I. Организационный момент.

Педагог: Дети, утром я обнаружила у себя на столе  конверт, а в нем разрезная картинка и записка. «Если картинку соберете, то на птичник попадете!» Ребята, давайте попробуем.

(Дети собирают картинку, логопед надевает фартук и косынку.)

Здравствуйте, вы знаете кто я? Я птичница, сегодня расскажу  вам, кто живет у меня на птичнике. (слайд 1 – изображение птичника)

Сначала загадку отгадайте, а потом картинку рассмотрите.

II. Отгадывание загадок о домашних птицах. (Слайд 2 – как только дети отгадывают загадку, на экране появляется отгадка)

Квохчет, хлопочет,

Детей созывает,

Всех под крылья собирает. (Курица)

*

Беленькие перышки,

Красный гребешок.

Кто это на колышке?  (Петя-петушок)

*

По лужку он важно бродит,

Из воды сухим выходит,

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки.  (Гусь)

*

Вдоль по речке, по водице

Плывет лодок вереница,

Впереди корабль идет,

За собою их ведет.  (Утка с утятами)

*

По двору он важно ходит

Раздувается как шар.

И совсем ему не лень

Бал-бал-бал кричать весь день.  (Индюк)

*

Прилетели птички,

Сели возле речки.

Ворковали: «Гуль-гуль»

Речка пела: «Буль-буль».  (Голуби)

- Почему все эти птицы называются домашними?

- Могут они жить самостоятельно, без помощи человека?

III. Образование уменьшительно-ласкательных существительных.

- Мои птицы очень любят, когда я называю их ласково. Назовите и вы их ласково.

Курица – курочка

Петух – петушок

Цыпленок – цыпленочек

Утка – уточка

Утенок – утеночек

Голубь – голубок

Индюшонок – индюшоночек

Голубенок – голубеночек

IV. Упражнение в назывании семей птиц. (Слайд 3 – изображение семей птиц по цепочке)

- А знаете, ли вы, как называются семьи птиц?

Утка – селезень -  утята

Курица – петух – цыплята

Голубка – голубь – голубята

Индейка – индюк – индюшата

Гусыня – гусь – гусята

- Ребята, какие из птиц умеют плавать?

- Как они называются? Водоплавающие.

V. Упражнение для развития речевого дыхания.

- На  пруду плавают гуси и утки. Помогите каждый своей уточке доплыть к берегу.

К чему подплыла уточка? ( Моя уточка подплыла к домику, к дереву, к цветку и т.д.)

VI. Физминутка.

«Домашние птицы»

Наши уточки с утра

Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда-

Га-га-га! Га-га-га!

Наши курочки в окно –

Ко–ко-ко! Ко–ко–ко!

А индюк среди двора

Бал-бал-бал! Бал-бал-бал!

А как Петя – петушок

Рано-рано по утру.

Нам споет: «Ку-ка-ре-ку!»

VII. «Найти отличия» (Слайд 4 – изображение курочек с цыплятами для игры «Найди отличия»)

- На птичнике живут две похожие курочки с цыплятами, найди отличия.

VIII. Составление предложений с предлогом К.(Слайд 5 – изображение птенцов и их мам)

- Я слышу писк, все птенцы разбежались. Давайте поможем малышам найти своих родителей.

Цыпленок бежит к курице.

Утенок плывет к утке.

Голубенок летит к голубке. И т.д.

IX. Совершенствование просодической стороны речи.

- Ребята, давайте вспомним, как лиса звала петушка в сказке «Лиса и петух».

Петушок, петушок,

Золотой гребешок.

Масляная головушка,

Шелковая бородушка.

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошку.

- Куда подходила лиса? К окошку.

(Дети по очереди надевают шапочку лисы, произносят слова лисы с нужной интонацией, у  педагога игрушка петушок.)

X. Развитие мелкой моторики.

- А мы не будем обманывать петушка. Выберите горошек и покормим  нашего петушка.

(Дети выбирают горох среди кукурузы и фасоли, звучит музыка)

XI. Итог.

А сейчас вам пора возвратиться в детский сад, а  мне стать педагогом!

- Где мы сегодня побывали? Понравилось вам на птичьем дворе?

Оценка деятельности детей.

Используемая литература.

1.    Л.А. Леонова, Л.В.Макарова "Как подготовить ребенка к общению с компьютером", М. "Вентана-Граф", 2004

2.    Л.Р.Лизунова "Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста" Пермь, 2005

3.    М. Никитина "Ребенок за компьютером" М., Эксмо, 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для педагогов "Информационно-компьютерные технологии как эффективное средство в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога."

В данной статье показаны пути повышения эффективности коррекционно-образовательного процесса с дошкольниками с ЗПР посредством информационно-компьютрных техноогий....

Компьютерные презентации в работе учителя

Компьютерные презентации в работе учителя...

Использование информационно-компьютерных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога с дошкольниками

Использование информационно-компьютерных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога с дошкольниками, имеющими задержку психического развития в условиях детского сада комбинирован...

Презентация опыта работы учителя-дефектолога Никитиной А.В.

В данной презентации представлен опыт работы по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста....

Презентация "Опыт работы учителя - дефектолога в период самоизоляции"

Материал информирует родителей и педагогов о работе с детьми в домашних условиях....