Конспект НОД детей по познавательно–речевому развитию в средней группе «Белокурая берёза – символ Родины моей».
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Молодых Татьяна Леонидовна

Данный материал был использован при проведении цикла занятий посвящённых природе родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_belokuraya_beryoza.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД детей по познавательно–речевому развитию в средней группе   «Белокурая берёза – символ  Родины моей».

Цель: Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений.

Задачи:

Образовательные:

 Прививать у детей чувство любви к русской берёзе как символу нашей Родины, уважение за дары, которые она даёт человеку.

Учить находить сходство между образом человека и берёзы; отразить настроение берёзки-девушки, подбирая сравнения, образные выражения, поэтические строки.

Упражнять в подборе родственных слов.

Формировать эстетическое видение, творческое воображение с помощью приёма « вхождения в картину».

Добиваться выразительного чтения стихов, петь, двигаться под музыку.

Способствовать развитию любознательности.

Развивающие:

Развить умение связно, последовательно рассказывать о берёзке по опорным сигналам.

 Развитие музыкальности детей, приобщение к музыкальному искусству.

 Приобщение детей к познанию через игровую и двигательную деятельность.

Воспитательные:

Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту окружающей природы.

 Воспитывать интерес и способность работать в коллективе.

  Воспитывать желание принимать участие в развивающих играх.

  Поощрение свободного общения с взрослыми и детьми.

Интеграция образовательных областей:

 Социализация.

  Познание.

  Коммуникация.

  Чтение художественной литературы.

  Музыка.

  Знакомство с искусством.

Словарная работа:

Обогащать словарный запас детей (красавица, белоствольная, стройная, и т. д.).

Индивидуальная работа:

Следить за речью детей, оказывать помощь при ответах на вопросы.

Предварительная работа:

1. Знакомство с берёзой.

 2. Экскурсия в парк.

 3. Хоровод «Берёзка».

 4. Знакомство с художниками: Шишкин, Грабарь, Левитан.

 5. Заучивание пословиц, загадок, стихов о берёзе.

 6. Взаимодействие с родителями: «Какую пользу приносит берёза?»

 7. Изготовление костюма березки и русских народных.

 8. Презентация «Берёза».

 9. Прослушивание музыкальных произведений о берёзе.

10.Чтение рассказов: Б.Александров « Берёза – символ Родины», И.Соколов-Микитов « Берёза», В.Зотов « Лесная мозаика».

11. Беседа « Что мы знаем о деревьях русского леса».

Оборудование: Фланелеграф с картинками к сказке. Модель – схема. Репродукции картин.»Времена года» П.И.Чайковского.

Воспитатель: Дети, я приготовила для вас загадку. Если вы её отгадаете, сразу поймёте, о чём пойдёт сегодня речь.

Стоит красавица на поляне:

В белом сарафане,

В  зелёном полушалке.

Летом цветёт, зимой греет,

Настанет весна - потечёт слеза. ( Берёза)

Воспитатель: Молодцы, дети. Берёзка!

Какое милое, очаровательное создание!

На поляне, на пригорке,

Под окном среди полей

Белокурая берёза –

Символ Родины моей.

(Воспитатель: предлагает рассмотреть иллюстрацию с изображением берёзы.)

Ребёнок: Ты до того, берёзонька, красива

 И в полдень жаркий, и в часы росы,

 Что без тебя немыслима Россия,

 И я немыслим без твоей красы.

Ребёнок: Белая берёза -

 Милая сестра.

 Ты расти не бойся

 Злого топора.

Ребёнок: Белая берёза,

 Птицы по ветвям.

 Я тебя в обиду

 Никому не дам.

Слушание русской народной песни «Во поле берёза стояла».

(Дети вместе с воспитателем водят хоровод.)

Воспитатель: Словно девица русская, приумолкнув, стоит,

 Над речушкой березка листвой шевелит.

 Только ветер играет в косах длинных листвы,

 Только звезды мигают ночью ей с высоты.

 Рано утром встает она солнце встречать,

 Улыбнувшись, посмотрит в зеркальную гладь.

 И, наверно, на свете нет березы родней,

 Ведь береза – частица России моей.

 Воспитатель: Ребята а вы ,что знаете о берёзе?

Игра «Волшебная палочка»

Дети по кругу передают друг другу «волшебную палочку», одновременно рассказывая о том, что они уже знают о берёзе.

Дети:

Берёза – символ России.

 У Берёза – белый ,стройный ствол.

 У берёзы тонкие и гибкие ветви.

 В жару берёза делает прохладу, а в холод согреет.

 Берёза может лечить людей.

 Берёза даёт берёзовый сок.

 О берёзе пишут стихи и песни, картины.

 В народе берёзу называют « берегиня».

 Нужно бережно относиться к природе.

Воспитатель: Березку, милую, родную, издавна считают символом России – нашей Родины. Про берёзку в народе говорят: « Берёзонька глаз радует, радость источает». Посмотрит на неё человек, и веселее у него на душе становится

Россия и берёза! Эти два понятия неразделимы. Ребята, за что же  русский народ так любит берёзу?

(  За красоту  и пользу ).

Как называется лес, в котором много берёз?

( Берёзовая роща, березняк )

Правильно. В берёзовой роще светло и радостно, там легко дышится.

 Как вы думаете – почему?

( Там много кислорода )

Как вы думаете, пахнут ли берёзы?

( Берёзы пахнут Родиной )

Хоровод «Ай, да, березка» рус. нар. мел.

Воспитатель: С именем « берёзка» связаны названия городов, сёл, деревень. Из всех деревьев русского леса всех милее нам березка. Она просыпается первой после зимней стужи. Она символ жизни, расцветающей природы, её красоты. Если бы все деревья сейчас превратились в людей, то дуб стал мудрым старцем, а в кого же превратится берёзка?

( В девушку красавицу )

Да, издревле видели в этом деревце люди символ девичьей красоты и  нежности. Как же ласково, любя, называют русские люди это дерево?

( Белая, златокудрая, моложавая, белоствольная, стройная, краса – берёзка, ненаглядная…)

Недаром берёза – любимая героиня народных сказок. Сейчас я поведаю вам сказку о берёзке.

( Сказка сопровождается показом картинок на фланелеграфе.)

Берёза  из простого рода. Её батюшка - ясен месяц. Он ночью её светит. Её матушка - красно солнышко. Оно летом её греет. Брат- соловей в лесу. Он песни ей распевает. Сестра – ранняя заря. Она росой её питает.

Понравилась вам сказка?

( Ответы детей)

Воспитатель: А ну, честной народ,

 Становись-ка в хоровод!

 (Раздаём платочки).

Хоровод «Мы вокруг берёзки»

Посмотри берёзка

 Мы к тебе идём

 Яркие платочки

 Мы тебе несём

 Дети идут по кругу

Припев:

Золотые листики

 Золотом горят.

 Кружатся с платочками

 Хоровод  ребят.

 (Кружатся на месте).

Девочки к берёзке

 Ближе подойдут.

 Яркими платочками

 Весело взмахнут.

 (Идут в центр круга, назад, мальчики стоят в кругу приплясывая).

Припев:

Разошлись ребятки

 И пошли гулять.

 Про берёзку песню

 Нежно напевать.

 (Идут в разных направлениях, гуляя. Припев. Дети садятся на стульчики).

Воспитатель: В старину берёзка была доброй помощницей людям, о ней говорили:

Первое дело – мир освещать,

Второе дело – тепло давать,

Третье дело – больных исцелять,

Четвёртое дело-чистоту соблюдать.

( Показать детям схему – « помогалочку», предложить расшифровать значение каждого дела .)

- Как в любое время года мы можем узнать берёзу? (Белый ствол только у берёзы.)

- Как в народе называют берёзку? (Русская, белоствольная, кудрявая, нарядная, золотая, ненаглядная.)

- Какие у берёзки бывают листочки? (Зелёные, изумрудные, клейкие, золотые.)

Ребёнок (1): В длинные зимние вечера, когда люди не знали про электричество, избы освещала берёзовая лучина. Она горела ярко, ноне быстро и не коптила.

Ребёнок (2): Берёзовыми дровами топили печи. Они давали много жара  и долго не сгорали.

Ребёнок (3): Берёза может исцелить от многих болезней. Люди пьют отвар из берёзовых почек – в нём много витамина С , он успокаивает боль и заживляет раны.

(Педагог может добавить, что из древесины берёзы делают активированный угль – лекарство, которое помогает при болезнях кишечника. Берёзовые почки помогают при ревматизме, чай из листочков и почек  богат витаминами.)

Ребёнок (4): Раньше люди мылись в банях и парились берёзовыми вениками, так как в берёзовых листочках много полезных веществ. В народе говорили: « Вылечился Ваня – помогла баня».

Молодцы, ребята, много знаете о берёзе. Как вы думаете, чего боится берёза и чему радуется?

( Радуется солнцу, тёплому ветерку, весне, лету, речке, росе, ребятишкам, добрым людям…Боится урагана, мороза, молнии, вредных насекомых, плохих людей….)

Воспитатель: Что мы с вами  можем сделать хорошего, доброго для этого деревца?

( Беречь, не ломать ветки, не ранить кору, ранки на стволе обязательно заклеивать. Ведь она живая! )

Воспитатель: У слова « берёзка» есть  слова – родственники. Назовите их.

( Берёзонька, берёзовый, берёзовая, березняк, берёзка, берёзовица ( сок в старину), подберёзовик).

Воспитатель: Ни одно из деревьев не рождает столько образов и сравнений. Постарайтесь подобрать красивые сравнения к моим выражениям.

Игра « Умный словесник»

Берёза стройная, словно…..( девица, молодица).

Ветки берёзы, как …( девичьи косички, пышная причёска).

Белые стволы берёзы- будто…( сарафан, платье невесты, праздничный наряд, белое лицо красавицы).

Зелёная листва берёзы похожа на …( ажурный узор, на зелёный остров, проплывающий в голубом небе).

Тоненькая берёзка похожа на …( молодую девушку с гибкой талией).

Берёзовая роща- будто …( волшебный, сказочный дворец; девичий хоровод в зелёных косынках; белые избы с зелёными крышами).

Ребёнок:  Березка надела

Сарафан белый,

Кудри завила,

Косы заплела -

До чего же хороша,

Словно девица-душа!

Воспитатель: Я приглашаю вас поиграть.

Игра « Берёзка»

Дети становятся в круг, на середину выходит девочка-берёзка и под песню

Берёзка зелёненькая,

Летом весёленькая,

Кудреватенькая,

Сучковатенькая,

Среди поля стоит,

Листочками шумит,

Сучочками гремит,

Золотым венчиком звенит,-

Отбирает у играющих платки и поднимает их над головой, изображая шум листьев, движения веток. Под приговор « А осенью     корни у березки усыхают, листочки опадают» она обходит и каждому на плечо кладёт его платочек.

Воспитатель: Берёзка – самое нарядное дерево. Белизна её ствола отталкивает обманчивое тепло  и не даёт солнцу до срока будить дерево от зимнего сна. В одеянии берёзы соединены два главных цвета русской природы: зелень лугов и белизна заснеженных полей. Много загадок сложил о берёзе русский народ. Предлагаю вам их отгадать:

Зелена, а не луг,

Бела, а не снег,

Кудрява, а не голова.

Стоит Федосья,

Распустив волосья.

На полянке девчонки

В белых рубашонках,

В зелёных полушалках.

Летом цветёт, зимой греет,

Настанет весна - потечёт слеза.

В белом сарафане

Встала на поляне.

Летели синицы,

Сели на косицы.

Воспитатель: Ни одно дерево не может сравниться с берёзой по обилию семян, их лёгкости, что позволяет ей быстро занимать просторы лесов, полян, речных излучин, городских кварталов…Берёза спокойно « шагает» по земле, не боясь расстояний. А потому сохранилось ещё одно определение берёзки, которую в старину называли поводырём.

Предлагаю поиграть в игру:

« Составь правильно»

 ( дети выкладывают последовательную цепочку произрастания семени.)

Воспитатель: В древности писали на коре, а в голодные годы войны пекли из неё хлеб. Из берёзовой коры делают сумки, пояса, сосуды  для питья;  покрывают крыши домов, обматывают брёвна, прежде чем их в землю вкопать.

Для вас новая игра:

« С какого дерева кора»

 ( из предложенный образцов коры  дети выбирают принадлежащую берёзе и поясняют, как определили: « белая, прочная».)

Воспитатель: А ещё от берёзки смолистый запах исходит. Даже голые веточки, и те пахнут, потому что листики и кора покрыты плёнкой из бальзама.

Ребята, мы с вами, опускали кусочки коры разных деревьев в воду, давайте посмотрим, что произошло.

( Проводится опыт « У кого прочнее». Дети рассматривают баночки с водой, в которые на определённое время были погружены кусочки коры. Берёзовая кора не пропускает воду, поэтому не гниёт, а кора других деревьев стала хрупкой).

Ребёнок: Белолицая, белоствольная,

Как невеста, горда и нежна,

Словно русская песня раздольная

К небесам устремилась она.

 

Ребёнок:  Опять о них кудрявых и белесых

А что тут делать, если на Руси

У всех дорог встречаются березы

Хоть день, хоть год, хоть вечность колеси.

Ребёнок:  Люблю березку русскую

То светлую, то грустную

В белом сарафанчике

С платочками в карманчике

 С красивыми застежками

С зелеными сережками.

Воспитатель: Берёза стала символом нашей Родины. Где бы ни был человек, как бы далеко от родной земли судьба не забросила его, он всегда, тоскуя о России, воскрешает в своей памяти шумящую на ветру, залитую солнцем или запушённую морозным инеем стройную красавицу берёзку. Где бы не росла берёзка- всюду она приносит людям радость и свет И быть ей на наших просторах всегда, потому что вечна земля Русская!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мероприятия совместной деятельности взрослого и детей по социально-коммуникативному развитию для средней группы «В мире доброты»

На мероприятии педагог дает представление детям о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека, представление о важности и необходимости просить прощения, испытывая в этом внутреннюю потребно...

Конспект совместной образовательной деятельности познавательно-речевой направленности с детьми среднего дошкольного возраста "Иголка"

Закрепить представления детей о качествах и свойствах, целевом назначении и функции предметов; закрепить видовые и родовые понятия. Познакомить детей с правилами по технике безопасности при пользовани...

Конспект непосредственно образовательной деятельности познавательно-речевой направленности в подготовительной дошкольной группе «Моя семья»

Конспект непосредственно образовательной деятельности познавательно-речевой направленности в подготовительной дошкольной группе  «Моя семья» Познавательно-речевое направление.Образовательная...

Конспект. «Веселое путешествие». Совместная познавательно-речевая деятельность в подготовительной логопедической группе по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром.

Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-к...

КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности (познавательно-речевой деятельности) во 2 младшей группе Тема: «Путешествие в сказку «Гуси-лебеди»

Конспект непосредственно образовательной деятельности (познавательно-речевой деятельности) во 2 младшей группе....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в средней группе «Белая берёза в снегу».

Цель занятия - Учить детей создавать гармоничный образ берёзы из отдельных элементов. Задачи.С помощью нетрадиционной техники обрывной аппликации развивать у детей стойкий инт...


 

Комментарии

Молодых Татьяна Леонидовна

Может быть использован воспитателями,музыкальными руководителями.