"Знакомство со свойствами воды"-опыты.Для старших групп.Ознакомление с окружающим-нод.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Калинина Татьяна Александровна

Занятие для старших групп.У детей формируется интерес к явлениям окружающего мира, представление о трех состояниях воды путем практических действий-опытов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_vode_s_risunkom.docx263.71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим в подготовительной логопедической группе.

Тема: «Знакомство со свойствами воды». Проведение опытов.

Воспитатель: Калинина Татьяна Александровна.

Задачи.

Учить детей находить решение на вопросы при помощи практических действий-опытов.

Формировать у детей интерес к явлениям окружающего мира, представление о трёх состояниях воды.

Развивать произвольное внимание.

Активизировать словарь: пар, вода, снег, лед.

Воспитывать интерес к практической деятельности.

Коррекционная работа: продолжать учить детей согласовывать существительное с прилагательным, правильно употреблять падежные окончания, грамматически правильно строить предложения.

Предшествующая работа: игры детей на прогулке в снежки, наблюдения за снегом, изготовление цветного льда.

Оборудование: «Волшебный мешочек», кусочки льда, снежки, блюдца и салфетки по количеству детей. термос с кипятком, стекло, магнитофон с записью «Звуки леса».

 Используемая литература:

  1. «Неизведанное рядом» О.В.Дыбина, М.2002г.
  2. «Из чего сделаны предметы» О.В.Дыбина, М.2004г.
  3. «Сюжетные игры в экологическом воспитании» С.Н.Николаева, М.2003г.
  4. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» Л.Г.Горькова, М.2005г.

Ход.

1 часть.

1.Вступление.

- Дети, вы знаете, кто такие волшебники? ( Дети отвечают)

- Сейчас мы с вами тоже превратимся в волшебников. Закройте глаза и

представьте себе, что у вас в руках - волшебные палочки и сегодня мы

как настоящие волшебники, познакомимся со свойствами воды, узнаем

что умеет делать вода, во что она умеет превращаться.

2.Проведение опытов.

Опыт 1.

- Посмотрите, что это? (Показываю на термос.) В термосе у меня кипяток-

видите над ним пар? Над паром я ставлю стекло. Что стало с паром, во что он превратился? (В капельки воды.)

-Что стало со стеклом? (Оно запотело от пара.)

Педагог даёт детям потрогать запотевшее стекло.

-Как вы думаете, пар это вода или не вода? (Ответы детей.)

- Сильно нагретая вода превращается в пар. Пар поднимается вверх, остывает

в воздухе и выпадает на землю в виде осадков. (Дождя.)

Опыт 2.

- Что это? (Показываю детям снежки.)

А снег это вода или не вода? (Ответы детей)

Посмотрите на наши снежки. (Снежки лежат на блюдцах)

Наши снежки уже подтаяли и лежат в лужицах воды.

Потрогайте снежок, возьмите его в руки. Какой он? (холодный, белый,

хрупкий…) А откуда берётся снег?

«Снег выпадает из облаков зимой. В тучах вода превращается в ледяные

кристаллики и попадает на землю в виде снежинок»

Как вы думаете, какая туча холоднее: дождевая или снеговая? Почему?

А теперь возьмите лупу и рассмотрите подтаявший снег. Что вы можете сказать? (вода грязная, в воде сор…). Делаем вывод, что снег брать в рот

нельзя.

Физкультминутка.

- Послушайте песню и попытайтесь представить, что вы -  капельки воды (Звучит музыка). А теперь покажите как вы лепите снежки (имитируют лепку –катают, лепят, кидают).

Опыты с привлечением детей.

- Подумайте, какой дождик лучше: тёплый или холодный?

Так и с людьми, когда хвалят нас – это как тёплый дождик, а когда ругают

и делают замечание - для нас это как холодный дождик.

Вспомните случаи, когда вы попали под такой «холодный дождик». Что вы

тогда почувствовали? (Рассказы детей).

- А теперь вспомните, что случилось в вашей жизни хорошего и похоже

на тёплый дождик. (Рассказы детей)

-Очень часто дождик кажется нам тёплым, когда нас хвалят. Давайте попробуем сделать друг другу такой дождик.

Сейчас все встанут в круг и по очереди скажут друг другу добрые, ласковые слова, похвалят своего соседа и поделятся с ним своим тёплым дождиком.

Передавайте его в «ладошках» (сложенных горсточкой).

- Какое у вас настроение? Как вы думаете, легче слушать похвалу или хвалить другого? Почему? (ответы детей).

2 часть.   Загадки.                         

                                                      « Вильнёт хвостом

«Живёт в пруду                            туда-сюда,

Зелёная красавица,                       И нет её,

Поёт ква-ква                                  И нет следа.»

И комарами питается»                  (Рыба).

(Лягушка).

Полосатая злодейка                        Ты со мной не знаком?
Съест любого малыша:                   Я живу на дне морском.
Пескаря, плотву, уклейку,               Голова и восемь ног
Не проглотит лишь ерша.                     Вот и весь я — ....(осьминог)
     (щука)                                                                  
,                                                                                                                                                          

На мели сидит,
Усами шевелит,
А гулять пойдёт —
Задом наперёд. (рак)

 - А как вы думаете, что делают зимой лягушки, рыбы и другие обитатели

водоёмов? 

Опыт 1.

Педагог кладёт лёд в «волшебный мешочек», стучит.

- Как вы думаете, что там лежит? (Даёт одному ребёнку пощупать).

-Это лёд! Правильно.

(Дети трогают лёд, берут его в руки.)

Какой лёд? (твёрдый, холодный, прозрачный; лёд хрупкий как стекло, легко раскалывается от удара.)

- Дети, а откуда берётся лёд?.... Если вода попадает в холод, то она замерзает.

Мы с вами знаем, что зимой вода замерзает не только в лужах, но и в…

А что же происходит в это время с обитателями водоёмов?...

- Чтобы узнать наверняка, мы с вами проведём ещё один опыт:

Положим кубики льда в тарелку с водой.

Что происходит со льдом? Он тонет в воде или нет?(нет).

-Да, он плавает на поверхности воды. И это удивительно! Если бы лёд тонул в воде, то на поверхности водоёмов зимой образовывались всё новые и новые

порции льда, которые опускались бы вниз и в результате водные растения на дне оказались бы скованны льдом, а рыбам, лягушкам и другим обитателям водоёмов грозила - гибель. Но, к счастью, в природе этого не происходит.

Ведь лёд, как мы убедились, в воде не тонет. Водоёмы не промерзают до дна.

Как только наступают холода, лягушки ныряют в свой водоём, закапываются в ил и проводят там всю зиму. Они дышат через кожу.

Выводы и оценка.

- О каких 3 состояниях воды мы сегодня узнали? ( твёрдое: снег и лёд; газообразное: пар; жидкое: вода.)

-Что из 3 превращений вам понравилось больше всего? ….

 Полосатая злодейка                                                     Живёт в пруду

Съест любого малыша:                                                 Зелёная красавица,
Пескаря, плотву, уклейку,                                            Поёт ква-ква
Не проглотит лишь ерша.                                             И комарами питается.                                                                                                                                    

                                                                                     

На мели сидит,     А гулять пойдёт-
Усами шевелит,    Задом наперёд.


Вильнёт хвостом                                      
Туда-сюда,                                                  Он в самом омуте живет,

И нет её, и нет следа!                                 Хозяин глубины.

                                                                      Имеет он огромный рот,
                                                                     А глазки чуть видны.

.
                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей группе « Знакомство со свойствами воды»

Представлен конспект  нетрадиционного занятия по исследовательской деятельности...

Конспект интегрированного занятия по обучению грамоте по теме: Знакомство с согласным звуком, и буквой «В», экспериментальная деятельность по теме: свойства воды для детей старшей группы.

Цель занятия:Познакомить детей с согласными звуками «В», «В,» и буквой «В»; артикуляция звука положения губ, языка; учить определять место звука в словах в 2-х позициях – в начале и в середине слова. ...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Знакомство со свойствами воды, целостные представления о воде как о природном явлении»

Цель: Создать целостные представление о воде как о природном явлении. Познакомить со свойствами воды (жидкая, без запаха, без вкуса, прозрачная). Воспитывать бережное отношение к воде....

Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему «Знакомство со свойствами воды»

Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему "Знакомство со свойствами воды"...

Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему «Знакомство со свойствами воды»

познакомить детей со свойствами воды (без запаха, без формы, не имеет вкуса, прозрачность воды, свойства воды при кипячении – превращение ее в пар, при замораживании - превращение воды в лед), н...

КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗНАКОМСТВО СО СВОЙСТВАМИ ВОДЫ». В старшей группе

Интегрированное занятие познавательно - исследовательской деятельности о свойствах воды с детьми  старшего дошкольного возраста. Проведение опытов с участием детей....

"Удивительные приключения воды". Знакомство со свойствами воды. Экспериментирование в группе детей младшего дошкольного возраста. план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.Цель: 1.  Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать ...