ПРОГРАММА «Тропинка к шедеврам»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Конради Нина Борисовна

 

Духовно – интеллектуальный потенциал музеев, выставочных залов, галерей мы не можем использовать в полной мере – у нас в поселке их нет. Но зато мы можем подготовить дошкольника к восприятию великого художественного наследия, сделать первый шаг к этому. Хотя  заинтересованными людьми определено, что посещение музея должно состояться не раньше, чем в 10-12 лет, но приготовить малыша к этому  шагу необходимо уже сейчас. Создание в детском саду малой «Третьяковской галереи» как  элемента дополнительного образования - это помощь в преодолении разрыва дошкольного образования, в котором изобразительная деятельность носит развивающий характер, и начальной школой, где она становится базовой дисциплиной. Они не дублируют друг друга, а выстраивают процесс  воспитания визуальной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ПРОГРАММА «Тропинка к шедеврам»168.5 КБ

Предварительный просмотр:

Музейная педагогика

ПРОГРАММА  «Тропинка к шедеврам»

Детский сад и музей: проблемы и перспективы взаимодействия в культурном пространстве.

21 век меняет облик современного мира, он не обошел и культуру, значимость которой трудно переоценить в формировании фундаментальных ценностей свободного общества, и мы должны научить ребенка быть в курсе прошлых и настоящих культурных событий, которые и определяют насколько богато общество.

Духовно – интеллектуальный потенциал музеев, выставочных залов, галерей мы не можем использовать в полной мере – у нас в поселке их нет. Но зато мы можем подготовить дошкольника к восприятию великого художественного наследия, сделать первый шаг к этому. Хотя  заинтересованными людьми определено, что посещение музея должно состояться не раньше, чем в 10-12 лет, но приготовить малыша к этому  шагу необходимо уже сейчас. Создание в детском саду малой «Третьяковской галереи» как  элемента дополнительного образования - это помощь в преодолении разрыва дошкольного образования, в котором изобразительная деятельность носит развивающий характер, и начальной школой, где она становится базовой дисциплиной. Они не дублируют друг друга, а выстраивают процесс  воспитания визуальной культуры.

Задачи заключаются в следующем:

* сформировать художественные предпочтения, закладывать основы художественно-исторического мышления.

* сформировать навыки общения с музейной средой.

* развивать речь на основе общения с визуальными объектами окружающей среды, создавать предпосылки чувственной основы слова.

* развивать творческие способности через овладение навыками материально-художественной деятельности.

* совершенствовать опыт просветительской работы с семьей ребенка.

Необходимо придерживаться некоторых принципов:

системность, постепеннось, «пошаговость», комплексность – взаимодополняемость, интегрированный подход.

Формы организации: занятия – экскурсии, обзорные занятия, занятия – диалоги, включение художественных картин в раздел «слушание музыки», экспресс - выставки семейных коллекций, музейные праздники и т. д.

Методическое сопровождение: справочная литература, книги – пособия, иллюстративный материал, адаптированный материал раздела «Музей и дети», программы «Истоки», создание в детском саду картинной галереи, авторская План – программа «Тропинка к шедеврам», цикл бесед об искусстве для дошкольников.

Прогнозируемый результат:

 * повышение эстетической  культуры ребенка

 * повышение уровня речевой культуры,  пополнение словарного запаса

 * проявление интереса к предметам художественной культуры детей и родителей

 * воспитание эмоционального интеллекта ребенка-дошкольника.

Введение  

 «Музейная педагогика в детском саду» - это направление  в  эстетическом   воспитании  дошкольников рассматривается  сегодня с особым вниманием. Важнейшей составляющей стандарта дошкольного образования является введение детей в мир культуры и искусства. У   искусства и педагогики предмет один – человек, и внимание к его внутреннему миру должно составляет и основу  дошкольного воспитания.  В силу географической отдаленности нет у нас музеев, выставочных залов, картинных галерей,  но мы не можем лишать ребенка встречи с Высоким искусством. Поэтому  и возникла необходимость оформить «Малую Третьяковскую галерею» в детском саду и составить цикл  занятий и бесед, которые отвечали бы духовным потребностям формирующейся личности. Воспитывать эмоциональную  восприимчивость, умение сопереживать - на этой основе формируется не только любовь к искусству, что само по себе чрезвычайно важно, но и этика  поведения, интерес к жизни, к познанию  ее нравственных  законов, развиваются мыслительные и творческие способности ребенка дошкольника. В этом возрасте и закладываются основы эмоционального интеллекта.

 Просматривая программы   по изобразительной деятельности, оказалось, что    есть еще огромное количество произведений  изобразительного искусства, которые не рассматриваются в образовательном пространстве детского сада, но они достойны внимания и способны  оставить след в душе ребенка, и уже в старшем возрасте он с удовольствием возвратится к  этим шедеврам. Сегодня издается много содержательных альбомов с репродукциями великих мастеров, которые, уже просто держа в руке, заставляют учащенно биться маленькое сердце, их нужно использовать самым  активным образом для знакомства с шедеврами искусства.  

За основу были взяты такие программы, технологии и пособия как:

«Воспитание культурой», разработанные Н Кутьиной, «Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста» О.А. Куревиной, «Введение в Мировую художественную культуру» А.М. Вахчьянц – кандидата педагогических наук, лауреата окружного конкурса «Учитель года» -96, альбомы с репродукциями издательства «Белый город»,  и др.

Пояснительная записка: Программа знакомства с творениями великих мастеров под названием «Тропинка к шедеврам» рассчитана на один год для детей подготовительной  группы детского сада. Периодичность занятий зависит от планирования образовательной деятельности ДОУ. Но, ориентировочно, такие занятия можно проводить один раз в неделю,  в свободное время.

Цель программы: Сформировать устойчивый интерес к  шедеврам мирового искусства, научить понимать ценность всего того, что создано не только природой, но  талантом и интеллектом человека.    

Задачи программы: с помощью художественных произведений развивать эмоциональную отзывчивость, обеспечить единство эстетических и нравственных качеств формирующейся личности, сформировать хороший вкус, эмоциональный интеллект ребенка, воспитать познавательный интерес, сделать родителей активными участниками данного проекта.

Участие родителей – обязательно!  Формирование художественной галереи в содружестве с родителями, подборка репродукций с произведениями живописи разных художественных школ и направлений, может составить основу домашней семейной коллекции и помочь воспитанию художественного вкуса, как  ребенка, так и самих родителей.

Каждый ребенок имеет свой опыт причинно - следственных закономерностей, поэтому  знакомство с искусством будет более плодотворным, если опираться на уже имеющиеся знания  о  музыке, поэзии,  литературе.  Примерный план проведения бесед адресованный педагогам, построен так, чтобы взрослый не стеснял ребенка своими стереотипами, а помог  открыть   свой путь к пониманию  и формированию суждений.  Полную версию рассказов о художниках можно прочесть в выпускаемой серии «Сказки о художниках»  издательства «Белый город», в данной серии материал изложен интересно,  доступно, в соответствии с возрастными критериями дошкольников. Для закрепления полученных представлений в конце занятий предлагается практический материал, позволяющий «проиграть», «прожить» ситуацию или явление,  происходящее в искусстве. Работа с произведениями  великих художников  может составить  и    часть пропедевтических бесед,  предваряющих художественно – творческую деятельность ребенка – дошкольника, для проведения занятий по изобразительному искусству, по развитию речи. Новые  искусствоведческие термины необходимы для освоения языка искусств, но запоминание их не  является обязательным, важно, чтобы ребенок понимал и научился соотносить их с художественным  образом в процессе просмотра. Знакомство с шедеврами, конечно, необходимо проводить в специально организованной камерной среде, удобной для доверительной беседы. Для одних  встреч  можно смоделировать  маленькую галерею,  для других - оформить зал.  

Основные этапы освоения программы:

Вводная часть построена на изначальном материале синтеза искусств; она расскажет о том, что потребность в искусстве не была привнесена вследствие усложнения жизни человека, а была органически присуща ему всегда, с самых древних  времен.    Стремление   выразить   себя  в   рисунке,   слове,   музыке,   танце у древнего человека столь же вечно, как и интерес к охоте, земледелию, ремеслам. Далее, дети познакомятся с основными  видами и жанрами художественного творчества, а позже - их ждут встречи с шедеврами мирового  искусства: с живописью,  архитектурой,  с  главными музеями  мира.

Во время беседы детям  могут быть представлены несколько картин данного  художника, а поговорить можно об одной - двух, по выбору, но зрительно, в  памяти у детей, останутся и другие картины  мастеров, о которых  они  подробно узнают позже,  на следующих занятиях.  Представляя картины художников, педагог должен создать обстановку заинтересованности, у малышей должно быть предвкушение радости, восторга, чтобы обеспечить поступательное движение к развитию универсального эстетического восприятия.  Живопись «звучит» в музыке, в поэтическом слове, поэтому  педагог обязан хорошо ориентироваться и в этих видах искусства, быть интеллектуалом, высокообразованным,  интеллигентным человеком, сам чувствовать и понимать искусство, иначе никакие красивые слова не разбудят в ребенке умение понять, радоваться и ждать новых встреч с творениями  Мастеров.

Условия реализации программы:

Для успешной работы в детском саду собрана богатая библиотека альбомов по Искусству издательства «Белый город», имеются репродукции необходимых картин,  закуплены диски с экспонатами всех известных музеев мира: «Третьяковская галерея»,  «Эрмитаж», «Дрезденская галерея», «Лувр», разработаны конспекты бесед по искусству, в соответствии с предложенными темами, в рекреации оформлена картинная галерея.   

Прогнозируемый результат:

      - ребенок  всегда рад новым встречам с творениями  искусства;

      - имеет представление, как зародились основные виды искусств;

     - знает пространственные и временные виды искусств;

      - знает жанры изобразительного искусства;

      - узнает на портретах художников и написанные ими шедевры;

      -увлечен искусством сам и его родители приобщены к  

       коллекционированию альбомов,  репродукций. 

Формы проверки  знаний:

Применение полученных знаний на занятиях по изобразительному искусству, по развитию речи, на познавательных и музыкальных занятиях в разделе «Слушание музыки» (основанном на содружестве  искусств), проведение интегрированных занятий  в детском саду и т.д.                                                                                                                          

Разделы и темы  

К Программе  «Тропинка к Шедеврам»



Тема

Количество

занятий.

1.

 «Храм искусств». Зарождение основных видов искусств: изобразительное искусство, музыка, ритмическая речь, эпос (сказки).

 2

2.

Жанры изобразительного искусства:

 натюрморт,  портрет,  пейзаж.

 4

3.

 Живопись:

 ее язык, виды, техника, материал.

2

4.

 «Сказка о лесном художнике» – И Шишкин.

2

5.

 «Сказка о волне и художнике» - И. Айвазовский.

2

6.

 «Великий сказочник» - В. Васнецов.

2

7.

«Мудрые мысли художника Ивана Крамского»

2

8.

«Сказка о знаменитом художнике» - Карл Брюллов    

2

9.

«Сказка о крепостном художнике» - В. Тропинин

2

10.

«Зеленый стебель легенды» - М. Врубель

2

11.

Рафаэль Санти - «Певец мадонн»,

«Самая прекрасная из женщин…»

2

12.

 «Загадочный гений,  мудрец - Леонардо да Винчи»

2

13.

 «Поэма в камне» - храм Покрова на Нерли

2

14.

«Золотые купола» - русские храмы, архитектура Московского Кремля.

4

15.

Итоговые занятия - «Прогулки по музею» - Эрмитаж, Третьяковская галерея,  французский  музей в Лувре,  Дрезденская галерея.

4

                                                             

                                                                          Итого:


36  занятий

Тематическое планирование.

 Содержание занятий

Цель занятия

Форма проведения

Материалы,

пособия

1


 


 «Зарождение основных

 видов искусств»: появление музыки, танца,  картин.  Синкретичность, нерасчлененность искусства, «обрядовый хоровод» первобытного человека.

Активизировать внимание,

наблюдательность

заинтересовать в происходящем процессе зарождения искусств.

Рассказ, наблюдение, практическое сопровождение

Обыгрывание «хоровода»,


 Альбомы -

«Первобытное искусство».

материалы для изготовления примитивных музыкальных инструментов.  

2

Продолжение темы №1:

зарождение архитектуры, скульптуры,  литературы, возникновение сказок о животных.

Закрепить знания о процессе зарождения искусств:

скульптуры, архитектуры, литературы

Рассказ,

наблюдение,

рассматривание изображений кромлехов, менгир, чтение сказок о животных

Альбомы -

«Первобытное искусство».

Пластилин для  лепки

кромлехов, менгир.

Сказки о животных на выбор.

3-4




Жанры изобразительного искусства:

 натюрморт,  портрет,  пейзаж.

Познакомить с основными жанрами  искусства.

Научить определять принадлежность репродукции к жанрам по образцам




Беседа по картинам, определение жанров.






Альбомы  репродукций с образцами разных жанров изобразительного искусства

5-6

Анималистический жанр, маринистический, батальный, исторический и др.

7-8

Живопись:

ее язык, виды, техника, материал. Акварель, гуашь, кисти художника, палитра, краски художника.

Вспомнить, как и какими основными   материалами,  пользуется художник.

Рассказ, практические познания, распределение картин по жанрам. Рисование.

Кисти, палитра, краски, акварель и др.

Диски с изображением картин разных жанров.

9-10.

«Сказка о лесном художнике»-

И Шишкин.

Познакомить с интересными фактами из жизни художника, с его картинами

Рассказ, беседа, обмен мнениями.




Прослушивание музыки и стихов.

Репродукции:

Портрет художника.

«Утро в сосновом лесу», «Рожь»,

«На севере диком»

«Сосновый бор» и др.

Стихи и музыка по выбору педагога.

  11-12.

«Сказка о волне и ее художнике» -


И. Айвазовский.

Познакомить с интересными фактами из жизни художника, с его картинами

Рассказ,

беседа, обмен мнениями.

Прослушивание музыки и стихов.

Репродукции:

Портрет художника.

«Девятый вал»

«Вид Феодосии»

«Морской берег»,

«Ледяные горы в Антарктиде» и др.

13-14.

«Великий сказочник» -


В. Васнецов.

Познакомить с интересными фактами из жизни художника, с его картинами

Рассказ, беседа, обмен мнениями.

Прослушивание музыки и стихов

Репродукции:

Портрет художника.

«Снегурочка»,

«Баба – Яга», «Иван-Царевич на сером волке» и др.

15-16.

«Мудрые мысли русского художника

Ивана Крамского»

Познакомить с интересными фактами из жизни художника, с его картинами.

Рассказ, беседа, обмен мнениями.

Прослушивание музыки и стихов

Репродукции:

Портрет художника.

«Пасечник»,

«Дети в лесу»,

«Христос в пустыне» и др. Стихи, музыка по выбору педагога.

17-18.

«Сказка о знаменитом художнике» -

Карл Брюллов.

Познакомить с интересными фактами из жизни художника, с его картинами.

Рассказ. Рассматривание картин,

обмен мнениями.

Прослушивание музыки и стихов

Репродукции:

 «Последний день Помпеи».

«Автопортрет »,

«Всадница»,

«Итальянский полдень».

19-20.

 «Сказка о крепостном художнике» - В. Тропинин

Познакомить с интересными фактами из жизни художника, с его картинами.

Рассказ. Рассматривание картин,

обмен мнениями.

Прослушивание музыки и стихов

Репродукции:

 «Кружевница»,

«Автопортрет»,

«Портрет сына Арсения». Музыка, литература по выбору.

21-22.

«Зеленый стебель легенды» - М. Врубель.

Познакомить с интересными фактами из жизни художника, с его  картинами.

Рассказ. Рассматривание картин,

обмен мнениями.

Прослушивание музыки и стихов

Репродукции;

«Демон», «Царевна – Лебедь». Отрывки из поэмы М. Лермонтова «Демон», К. Сен-Санс – музыкальная пьеса «Лебедь».

23-24.

Рафаэль Санти – итальянский  художник

«Певец мадонн».

Познакомить с интересными фактами из жизни художника, с его картинами.

Рассказ. Рассматривание картин,

обмен мнениями.

Прослушивание музыки и стихов

Репродукции:

«Сикстинская мадонна»,

«Мадонна со щегленком» и др. Музыка: Ф. Шуберт «Аве, Мария!», стихи по выбору.  

25-26.

«Загадочный гений – мудрец Леонардо» - титан эпохи Возрождения Леонардо да Винчи.

Познакомить с интересными фактами из жизни художника, с его картинами

Рассказ об изобретениях Леонардо, как он изобрел салют и др. Рассматривание картин, обмен мнениями.

Репродукции:

«Автопортрет»,

«Мадонна Литта»,

«Мадонна Бенуа»,

«Дама с горностаем».

Музыка: Ф. Шопен – Ноктюрн си-минор

27-28.

«Поэма в камне» - «Храм

  Покрова на Нерли».

 

 

Повторить понятие искусства «архитектуры», познакомить со знаменитым храмом, как строились церкви без единого гвоздя.

Беседа.

Рассматривание

картин с изображениями старинных храмов, церквей.

Изображение храм «Покрова на Нерли».  

Музыка: С. Рахманинов – «Колокола», симфоническая картинка. Рассказ В. Солоухина – «Поэма из камня», В. Черняк – «Семь чудес и другие»

29-32.

«Золотые купола» -

Храмы Московского Кремля, храмы на Соборной площади.

Храм Василия Блаженного.  

Познакомить с основными канонами изготовления куполов: почему купола бывают разного цвета, почему они луковичной формы?

Беседа.

Рассматривание

репродукций с изображениями старинных храмов, церквей.

Обсуждение, обмен мнениями.

Московский Кремль, храмы на Соборной площади. Храм Василия Блаженного. Колокольня -«Иван Великий»

   

 33-36.

«Прогулки по музеям»:

 - «Эрмитаж»,

«Третьяковская галерея»,

«Лувр»,

«Дрезденская галерея».

Познакомить с искусствоведчески-ми терминами:   экспозиция, вернисаж, выставка?

Беседа с рассматриванием альбомов с экспозициями данных музеев.

Узнавание знакомых картин.

Альбомы названных галерей, музеев, их архитектурное изображение, репродукции знакомых картин.

Музыка: Б. Мусоргский «Картинки с выставки».

Г. Эдоян – стихотворение «Реставратор» и др.

  Предлагаемый вариант изложения содержания  некоторых занятий  

Полную версию можно прочесть в выпускаемой серии

«Сказки о художниках» Галины Ветровой,  редактор – Л. Жукова,

издательства «Белый город»

 

    Занятие № 1

    Цели, задачи:    

Объяснить какой он - древний, первобытный человек?  Как он жил,  как охотился? Что такое «обрядовый хоровод» у древнего человека? Показать на практике как  он изготавливал свои первые музыкальные инструменты.

    План проведения занятия: 

1. Рассказ о древнем человеке

2. «Обрядовый хоровод»

3. Практическое  сопровождение

    Ход занятия:

В самом начале  предлагается детям рассказ о первобытном (был первым) человеке, с использованием уже известных им рисунков из занятий по познавательному развитию.

    Он – часть природы, и все животные и растения для него такие же живые как он сам. Как он старался умилостивить природу, чтоб она не наказывала его громом, грозой, землетрясением? Как ему сделать так, чтобы охота была удачной? Древний человек сам добывал себе еду, он ходил на охоту, добывал мамонта, а это животное очень большое, больше, чем слон. Как его убить, как принести к себе в пещеру и накормить всех родственников, ведь не было такого оружия как сейчас.

    «Обрядовый хоровод» первобытного человека после удачной охоты.      

    Его танцы, песни и первые музыкальные инструменты.

    А как вы думаете, ребята, умел ли первобытный человек рисовать, лепить фигурки животных или людей, строить жилища? (демонстрируем образцы первобытной культуры).

    Практическое сопровождение:  

    Предложить детям обыграть танец первобытного человека, представить  ритмические движения, которые станут много позже хореографией, произнести ритмическую речь в такт движениям – она станет поэзией. А если бить палкой о палку,  или натянуть на емкость кожу, то получится звук, который напоминает музыку барабана, он то и станет в будущем инструментальной музыкой.

   Изготовить с детьми первые ударные инструменты из подручных предметов, первый духовой инструмент, струнный из натянутой лески или другого материала.

         

Занятие № 2

       План проведения занятия:

1. Наскальные рисунки - живопись  древнего человека.  

2. Каменные  кромлехи – искусство архитектуры.  

3. Менгиры – будущее искусство скульптуры

4. Эпос – первые сказки о животных

5. Практическое сопровождение.  

     Цели, задачи: показать как зарождались основные виды изобразительных, пространственных видов искусств.

     Ход занятия:

     Показать детям наскальные рисунки первобытного человека с изображением животных, самого человека, со сценами охоты. Далее объяснить, как примерно древний человек готовил краски, чем оставлял на камне рисунок. Заострить внимание. что это и есть начало рождения искусства под названием - «Живопись».

    Напомнить полученные знания по изобразительному искусству об архитектуре и объяснить,  как начинал строить первобытный человек себе жилище, как оборудовал пещеру, а позже  отмечал кромлехами места для совершения ритуала благодарения природе за удачную охоту, а позже за хороший урожай и т.д. Так зарождалось искусство архитектуры.

   Далее показать образцы фигурок  животных, людей,  которые древний человек высекал из камня, вырезал из кости, из дерева, или лепил из глины. Так рождалось искусство скульптуры.

   Практическое сопровождение:  вылепить с детьми из пластилина кромлехи по образцу, скульптурки животных, людей, острым предметом попробовать нанести на камень  какой – нибудь рисунок.

Прочесть и обсудить сказки о животных.

Почему люди наделили животных человеческими качествами и научили их разговаривать?

Занятие № 3, 4.

       Цели, задачи: познакомить с основными жанрами  живописи.

       План проведения занятия:

1. Жанры изобразительного искусства:

    Натюрморт, портрет, пейзаж.

    Анималистический жанр

    Маринистический, и др.

2. Практическое сопровождение.  

   Ход занятия:

   Объяснить детям, что художники пишут картины на разные темы. На одних мы видим картины природы, на других изображение людей или отдельного человека. На многих картинах мы видим и сцены из жизни людей, повествования о событиях, которые происходили с ними. Содержание картин и определяет жанр произведения: природа – это пейзаж, человек – это портрет, если животные – то это анималистический жанр, а если художник изображает море – то эта картина называется марина, или маринистический жанр. И у каждого художника был свой любимый жанр.  

    Практическое сопровождение: рассматривая  репродукции с образцами разных жанров  искусства,  определить принадлежность картин к одному из них, разложить репродукции в соответствии с  жанровой  принадлежностью и объяснить свои действия,  обосновать свой выбор.

    На четвертом занятии закрепить знания и умение ориентироваться в жанрах художественного творчества.

Занятие № 5

    План проведения занятия:

1. Современная живопись.

2. Язык живописи.

3. Техника исполнения, материал, палитра, краски и т.д.

4. Практическое сопровождение.

    Ход занятия:

    Что такое  живопись – это произведения искусства, выполненные любыми красками. А что обозначает это слово?  Конечно,  оно напоминает слово «живой». Посмотрите! Художник нарисовал природу:  лес, реку, небо, облака, море… На картинах - все как живое. Если он изобразил человека, его портрет,  то это тоже изображение живого человека. Вот почему этот вид искусства называется живопись.

      Существует такая легенда.  Однажды греческий художник  написал на картине гроздь винограда. Он оставил  картину на террасе, и вдруг птицы стали слетаться к ней и клевать нарисованный виноград. А другой художник нарисовал на столе муху,  его  учитель  подумал, что она живая и хотел ее  согнать со стола… Много таких забавных  историй знает мир о том, как  правдивы и живописны полотна художников,  как  с помощью красок можно  очень живо передать окружающий мир.  

     Главное средство, с помощью которого живописец передает видимый мир – цвет.  Цвет – это основной язык живописи. Для смешения красок, для получения разных оттенков цвета художник пользуется палитрой. Палитра – это набор любимых оттенков красок художника, характерных для его живописной манеры. Он стремиться извлечь из своей палитры как можно больше цветовых звучаний. Цвет характеризуется не только своим цветовым тоном, но и яркостью, светлотой тона.

     Рисуют художники   масляными, акварельными красками на бумаге, на холсте, по разному накладывая краски, примерно так,  как  учат вас  рисовать в детском саду.

     Практическое сопровождение: рассматривание картин, выполненных на холсте с помощью разных размашистых или мелких мазков масляными красками, акварелью, цветными мелками и т. д.

Занятие № 6

     План проведения занятия:

1. «Сказка о лесном художнике» - И Шишкин, строки  его биографии.

2.  Картины И Шишкина.

3.  Практическое  сопровождение.  

   Ход занятия: (рассказ педагога)

   Много художников было на Русской земле, но мало кто был так знаменит, как Иван Иванович Шишкин.

   Больше всего на свете любил он изображать картины родной природы: леса, реки, деревья… Все вместе это называется пейзаж. На его картинах всегда светит яркое солнце, сияет голубое небо, зеленеет трава. Любил он, чтобы все было красивое, здоровое. Шумят на его картинах сосновые рощи, волнуется золотая рожь, шелестят листвой могучие дубы. Широка, просторна, богата наша земля. Живи, да радуйся!  

   Вот пошел однажды художник в лес, посмотреть на всякие маленькие и большие чудеса.  Шел – шел, и не заметил как забрел в глухую непролазную чащу.

     Вдруг видит – впереди просвет. Глянул Шишкиш сквозь ветки, да и обомлел!  Кувыркаются на полянке, на поваленных деревьях, три медвежонка. Карабкаются вверх, рычат,  друг друга покусывают, забавляются – ну совсем, как ребятишки! Тут подходит к нему большая медведица,  так и обомлел художник: «Давно я за тобой наблюдаю, как ты рисуешь. Нравятся мне твои картины,  человек ты видно не злой, а добрый, любишь природу, лес. Костров не жжешь, веток не ломаешь…»

    «Да, - отвечает художник, - очень люблю. Был я в разных странах, а такой красоты нигде не видовал! И вот таких медвежат еще не видовал. Позволь мне Анастасия Ивановна нарисовать твоих  деток!»

     Так родилась картина  «Утро в сосновом лесу».

(Звучит музыка Эдварда Грига «Утро», стихотворение – «Утро» по выбору педагога) 

      Практическое сопровождение: Дети высказывают свое мнение о картине художника, объясняют свое видение, слушают музыку и стихи. Рассматривают другие картины: «Рожь», «На севере диком…», анализируют, высказывают свое мнение,  находят  точки соприкосновения предложенных стихов М. Лермонтова,  и музыки. М. Ю. Лермонтов:

              На савере диком стоит одиноко

              На горной вершине сосна.

              И дремлет качаясь, и снегом сыпучим

              Одета, как ризой она.

              И снится ей все, что в пустыне далекой,

              В краю том, где солнца восход,

              Одна и грустна на утесе горючем,

              Прекрасная пальма растет.

 

Занятие № 7

     План проведения занятия:

1. «Сказка о волне и художнике» - И Айвазовский.  

2.  Картины И Айвазовского.

3.  Практическое  сопровождение.  

   Ход занятия: (рассказ педагога)

    Сегодня мой рассказ будет о художнике, который больше всего на свете любил рисовать море, волны в разное время года, то утром, то вечером, то спокойное, ласковое, то бурное и грозное…

    (Звучит музыка Н. Римского – Корсакова «Море» из оперы «Садко» или симфоническая картина «Садко»,  стихотворение  по выбору педагога)

    Маленький кудрявый мальчик, по имени Вано, все свободное время проводил на берегу Черного моря. Он очень любил играть с шутливой волной и совсем ее не боялся,  

                                                                                                                                                       4

иногда мальчик брал в руки скрипку и подолгу играл на берегу. Волна то подкатывалась к его ногам, то бежала назад, переливалась всеми цветами радуги. В такие минуты ей очень хотелось быть особенно красивой. Они переговаривались, и Вано пообещал нарисовать Волну, но она блистала на солнце и гордилась тем, что никто до сих пор не сумел ее нарисовать…

   Прошло время, вдруг мальчик куда – то пропал. Волна послушала разговоры людей и узнала, что он уехал  далеко-далеко на север в Петербург, учиться на художника. Ей захотелось посмотреть на этот город, и она отправилась в путешествие. Давние друзья встретились у ступенек Академии художеств, мальчик стал совсем взрослым, и теперь все звали его только Иваном или даже Иваном Константиновичем, и художник узнал свою любимицу – волну. С тех пор они больше не расставались, всюду путешествовали вместе Волна продолжала гордиться своей изменчивостью, переливом  радужных красок… Все чаще Волна стала слышать восторженные слова о своем друге: они называли его самым лучшим маринистом. Никто не умел так, как он, изобразить море в лунную ночь или на рассвете. Она поняла, что маринист – это художник, который умеет писать море. Больше всего говорили о картине «Девятый вал». Волна знала, что девятая волна у моряков считалась самой сильной, самой грозной и опасной. Пришло время – Волна тоже увидела эту картину…

      Айвазовский был знаком с  А.С. Пушкиным. Вы знаете этого великого писателя и поэта по сказкам.

      Когда Пушкин, раненый на дуэли, лежал без сознания, у его дома в мороз, всю ночь простоял  этот  художник, он  обморозил ноги  так, что на следующий день    не мог ходить и, чтобы проститься с великим поэтом,  друзья его везли на санках.

     Практическое сопровождение: Дети высказывают свое мнение о картине «Девятый вал», объясняют свое видение, слушают музыку и стихи. Рассматривают другие картины: «Черное море», «Неаполитанский залив в лунную ночь», анализируют, высказывают свое мнение,  находят  точки соприкосновения предложенных стихов и музыки.

Занятие № 8

     План проведения занятия:

1. «Великий сказочник» -  В. Васнецов.  

2.  Картины  В. Васнецова

3.  Практическое  сопровождение.  

   Ход занятия: (рассказ педагога)

   Много сказок вы читали: о царевне – лягушке, царевне – несмеяне, о ковре самолете, о спящей царевне и о Кощее Бессмертном, много  иллюстраций к сказкам рассматривали, а написал все эти прекрасные картины русский художник – сказочник Васнецов.

   (Звучит музыка. Русская народная песня – «То не ветер ветку клонит»)

   Дети рассматривают картину «Аленушка».

   Ребята,  какое же настроение у нашей главной героини? Они сидит на камне, низко наклонив голову, а глаза неподвижно смотрят на воду. Эта картина называется «Аленушка». Ее написал Виктор Михайлович Васнецов. Он был особенным художником, с раннего детства любил рисовать Древнюю Русь, ее сказочное прошлое, то витязя на распутье у камня, на котором написано:

                                       «Как прямо ехати – живу не бывати,

                                        Нет пути ни проезжему, ни прохожему,

                                        Ни пролетному…»

то нарисует трех богатырей (дети вспоминают, что они узнали на занятиях по ИЗО об этой картине и рассказывают педагогу). А какую сказку напоминает вам «Аленушка»?   Верно,  «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», но здесь же нет Иванушки, в сказке все было наоборот, поэтому эта картина не является иллюстрацией к сказке.

    Уже вечер, скоро наступит ночь, а она одна. Но лес не угрожает девочке, се кусты и травинки наклонились к ней, весь лес как бы охраняет ее и не даст в обиду. Птички сзади на ветке что – то щебечут ей, тоже готовы помочь:

                                        «Ты не плачь, не плачь, Аленушка!

                                         Слезы горькие не лей.

                                         Над землею всходит солнышко

                                         Мир становится светлей»

Практическое сопровождение: Дети высказывают свое мнение о картине «Аленушка», объясняют свое видение, слушают музыку и стихи. Рассматривают другие картины: «Иван – царевич на Сером Волке», «Витязь на распутье», анализируют, высказывают свое мнение,  находят  точки соприкосновения предложенных стихов и музыки.

Занятие № 9

     План проведения занятия:

1. «Сказка об упрямом художнике » - И. Крамской  

2.  Картины Ивана Крамского  

3.  Практическое  сопровождение.  

   Ход занятия: (рассказ педагога)

    С раннего детства  мальчик дружил с  госпожой Кисточкой, он  очень бережно относился к ней и всегда слушал ее совета, а она учила его чувствовать настроение и писать только правду, даже если правда не очень красивая. Кисточка учила его, что самое главное для художника – это чувство, настроение: «Как только поймаешь это настроение, так и картина получится.

   Однажды коллекционер Павел Третьяков увидел картины Ивана Крамского и предложил ему нарисовать картины самых известных людей России: художников, писателей, артистов.

   «Справимся?» - спросил волнуясь художник у Кисточки.

   «Постарайся понять тех, кого рисуешь, - ответила Кисточка, - и справишься!»

    На портретах художника были видны ум, талант человека. Журналист Суворин даже обиделся, что и плохие его черты характера смогли увидеть люди.

    Всю жизнь Крамской мечтал нарисовать такой портрет, чтобы каждый, кто на него смотрел, узнавал бы свои мысли и размышления. Долго искал он сюжет такой необычной картины, почти десять лет. И, наконец, получилось! Видны на картине и мертвый мир, и мир света, и тяжелые мысли, и победа духа. Видно, как все духовные силы у человека напряжены, когда он познает свою судьбу. В жизни любого человека

                                                                                                                                                       6

бывают такие моменты, когда он делает выбор, думает: правильно ли поступил.  

    Практическое сопровождение: Дети высказывают свое мнение о картине «Пасечник», объясняют свое видение, слушают музыку и стихи. Рассматривают другие картины: «Портрет Сергея Крамского», «Дети в лесу», «Христос в пустыне», «Портрет А.С. Суворина» анализируют, высказывают свое мнение,  находят  точки соприкосновения предложенных стихов и музыки (И.С. Бах – Адажио).

Занятие № 10

     План проведения занятия:

1. «Сказка о знаменитом художнике » -  К. Брюллов.  

2.  Картины  Карла Брюллова.  

3.  Практическое  сопровождение.  

   Ход занятия: (рассказ педагога)

    Один знаменитый историк описал нам извержение вулкана Везувий, который находится в Италии. И произошло это извержение много веков назад, а век – это целых сто лет.  Гибнущий  город назывался Помпеи.

     Карл Брюллов, окончив Академию художеств, получил возможность продолжить свое образование у лучших итальянских мастеров - он уехал в Италию. Это очень красивая страна, богата ее природа, интересна ее история. И молодой художник услышал историю о гибели одного из красивейших городов Италии Помпеи. Как должно быть страшно людям пережить извержение вулкана, кто остался жив? Художник много думал об этих людях, представлял себе их горе,  боль потери близких, разрушение  своих красивых домов. На этом полотне Карл Брюллов даже изобразил себя, как он пытается спасти  бесценные свои краски и себя…

     Когда картина была готова, ее поместили на самом видном месте и все жители города приходили посмотреть на это чудо,  посетители подолгу стояли перед монументальным полотном, всматривались в лица людей, пытавшихся спастись от настигнувшей их стихии.

     Художник очень любил посещать итальянский театр, слушать оперы выдающихся мастеров этого жанра, но вот артисты не очень любили, когда Брюллов приходил в театр,  хотя любили самого художника, который прославил Италию. Дело в том, что публика узнавала великого Мастера и постоянно отвлекалась от действия, происходящего не сцене, перешептывалась, всем хотелось поговорить, прикоснуться к великому художнику, выразить ему свое почтение.

    Практическое сопровождение: Дети высказывают свое мнение о картине «Последний день Помпеи», объясняют свое видение, слушают музыку и стихи. Рассматривают другие картины: «Автопортрет», «Всадница», «Итальянский полдень» анализируют, высказывают свое мнение,  находят  точки соприкосновения предложенных стихов и музыки (А. Вивальди - «Лето», Ф. Шуберт - «Отзвуки театра»).

Занятие № 11

     План проведения занятия:

1. «Загадочный гений, мудрец  Леонардо да Винчи»    

                                                                                                                                                       7

2.  Картины  Леонардо.  

3.  Практическое  сопровождение.  

   Ход занятия: (рассказ педагога)

   На берегу теплого Средиземного моря есть такая страна Италия. Ее легко найти на карте: она похожа на высокий  сапог с каблучком. Там теплое лето, светит яркое солнце, зреют фрукты, виноград. И талантливых художников и музыкантов там почему – то было больше, чем в других странах. Там, в небольшом местечке Винчи и родился Леонардо. Было это  почти пятьсот лет назад. Он стал не только самым знаменитым художником, талантливым он был во всем: очень красиво пел, играл на музыкальных инструментах, которые сам  изготавливал, сочинял стихи, первым придумал салют, первым нарисовал подводную лодку, парашют… во многих областях науки и искусства он был первым.

     Вот его автопортрет. Мудрый, строгий старик смотрит на нас. Как удалось художнику так нарисовать самого себя не красками, а просто карандашом? Так умеет только великий мастер.

     Случилось так, что жил он у отца, но родной его мамы рядом не было. Он очень скучал, тосковал по родному человеку. Часто представлял себя маленьким ребенком, как мама держит его на руках. Мама  Мария с младенцем  Христом на руках  по – итальянски называется «Мадонна».

    Первая картина называется «Мадонна Бенуа» или «Мадонна с цветком». Мария еще совсем молодая мамочка, она забавляет своего малыша цветочком.

    Вторая картина – «Мадонна Литта». Бенуа и Литта – это фамилии коллекционеров, у которых долгое время хранились эти картины. А теперь они хранятся у нас в России в самой  знаменитой картинной галерее, в «Эрмитаже» в Санкт – Петербурге.

    Практическое сопровождение: Дети высказывают свое мнение о картинах «Мадонна Литта», и «Мадонна Бенуа», объясняют свое видение, слушают музыку и стихи. Рассматривают другие картины: «Автопортрет», «Мона Лиза», «Дама с горностаем» анализируют, высказывают свое мнение,  находят  точки соприкосновения предложенных стихов и музыки (А. Вивальди - «Времена года», Ф. Шуберт - «Аве, Мария!»).

Занятие № 12

     План проведения занятия:

1. «Певец мадонн»

2.  Картины  Рафаэля Санти.  

3.  Практическое  сопровождение.  

   Ход занятия: (рассказ педагога)

     Родился Рафаэль в такой же прекрасной стране, как и Леонардо да Винчи, в Италии. Отец его очень любил рисовать и был хорошим художником, хотя и не знаменитым. Зато природа одарила его сына Рафаэля великим талантом к рисованию. Юный художник много путешествовал по Италии, много повидал красивых городов. И больше всего он любил часами стоять в храмах, слушать как играет орган, как поет  церковный хор, рассматривать фрески на стенах храмов.

    Его мама умерла очень рано, когда Рафаэль был совсем маленьким ребенком, но

                                                                                                                                                      8

добрые любящие глаза своей матери он запомнил навсегда. И когда он рассматривал иконы и фрески с изображением Марии с маленьким Христом на руках, то всегда вспоминал  маму.

    Чтобы навсегда сохранить ее образ в своем сердце Рафаэль нарисовал много картин с изображением мадонны – Марии, но его Мария была очень похожа на родного ему человека, на его мать. Он часто видел во сне, как мать спускается к нему, мягко ступая по облакам, держа его на своих любящих руках. А он – только что проснулся, прижался к матери, еще не понимает куда же его несут…Даже маленькие ангелы внизу на картине задумались… Так родилась знаменитая картина «Сикстинская мадонна». Сикстинская – потому что нарисована была для церкви Святого Сикста, служителя церкви. Сейчас эта картина находится в  знаменитой Дрезденской галерее,  в Германии.

    Практическое сопровождение: Дети высказывают свое мнение о картинах «Сикстинская мадонна», «Мадонна  в зелени», объясняют свое видение, слушают музыку и стихи. Рассматривают другие картины: «Автопортрет», «Мадонна Коннестабиле» анализируют, высказывают свое мнение,  находят  точки соприкосновения предложенных стихов и музыки (Ф. Шуберт - «Аве, Мария!», И.С. Бах – Токката и Фуга ре-минор).

Занятие № 13

     План проведения занятия:

1. «Сказка о крепостном художнике»

2.  Картины  Картины Василия Тропинина.    

3.  Практическое  сопровождение.  

   Ход занятия: (рассказ педагога)

   Много лет, с самого детства Василий Тропинин был крепостным у графа Маркова. Что такое крепостной? Это когда один человек принадлежит другому, сейчас это понять трудно, а раньше у богачей были сотни таких подневольных людей, которые на них работали.

   Каждую свободную минутку Василий старался рисовать, сколько раз засыпал он там, где работал. Всему он учился сам: и как правильно рисовать, чтобы человек куклой деревянной не казался, и как краски подбирать, чтобы они на картине превращались в человеческое лицо или блестящие ткани, как кисточкой к холсту прикасаться, чтобы краски тонко и гладко ложились.

   И часто изображал Тропинин не только своего хозяина, его детей, богатых знакомых, но и совсем простых людей – и молодых, и стариков.

   Однажды позвал он к обеду своего сына. Бежит Арсений, запыхался, веселый, жизнерадостный. Взглянул на него Тропинин и глаз оторвать не может: личико светлое, розовое, волосы кудряшками вьются – вот бы портрет такой живой нарисовать, да трудно наверное будет передать такую живую  человеческую красоту. Никто не знает сколько он мучился, только сумел он все – таки сделать то, о чем мечтал! Нежные, прозрачные мазки одного цвета легли на другие так, что нижние просвечивались изнутри. Зазолотились на полотне мягкие кудри, зарумянились щеки, загорелись живым блеском глаза. И появился на неживом куске холста, натянутом на рамку, совсем живой, будто на бегу остановивший ся мальчик.

                                                                                                                                                       9  

 Совсем скоро художник стал свободным и самым известным в Москве. И люди на его портретах были совсем как  в жизни: веселые, жизнерадостные, улыбающиеся.

    А в конце жизни Тропинин написал свой собственный большой портрет. За его спиной Московский Кремль, в руках – палитра и кисти. но всякий, кто увидит его круглое, улыбающееся лицо, сразу поймет, что Тропинин остался прежним – простым, добрым и сердечным человеком.

    Практическое сопровождение: Дети высказывают свое мнение о картинах «Гитарист», «Кружевница», объясняют свое видение, слушают музыку и стихи. Рассматривают другие картины: «Автопортрет», «Портрет Арсения – сына художника», портреты А.С. Пушкина, К Брюллова анализируют, высказывают свое мнение, находят точки соприкосновения предложенных стихов и музыки (П.И Чайковский – Ноктюрн си - минор, М И Глинка – Ноктюрн ми – минор).  

Занятие № 14

     План проведения занятия:

1.«Поэма в камне». Архитектура - каменная летопись мира.

2. Храм Покрова на Нерли.

3. Практическое  сопровождение.

    Ход занятия: (рассказ педагога)

   Архитектура, архитектор. Привычные слова, а где они родились, откуда пришли к нам?  «Архи» - обозначает старший,  «текст» - строитель. Из этих слов родилось слово «архитектор» – начальник строительных работ, главный строитель. Архитектура  не изображает предметы, а создает их в пространстве. Это среда, созданная человеком, в которой он существует: жилище, место работы, место отдыха…

   «Совершенный храм», «Белая лебедь» - так называют церковь Покрова на реке Нерль. Это величайший памятник мирового искусства. Ему почти девятьсот лет.

      Изящный, стройный, невесомый,  как белая лебедь – этими и другими  восторженными  эпитетами сопровождают обычно описание прославленного храма Покрова на Нерли. Он стоит среди заливных лугов над тихим озером, в котором живет его опрокинутое отражение. Храм был памятником сыну князя Андрея Боголюбского - Изяслава, он погиб совсем юным в войне с врагами, которые хотели поработить Русь. И золотой купол сверху, как горящая свеча, в память о погибшем юноше – герое.

   Практическое сопровождение: Дети  рассматривают картины с Древнерусскими храмами, беседуют с  педагогом почему они называются каменной летописью,  объясняют свое видение, слушают музыку  С. Рахманинов «Колокола» и отрывки из стихотворения  Дмитрия Кудрина «Зодчие».  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование программы "Тропинки" в работе с детьми

это комплексная программа, охватывающая все основные направления образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.В результате работы по программе у ребёнка развиваются и проявляютс...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по программе «Тропинки»

Данное занятие ориентировано на детей, которые занимаются по программе «Тропинки». Оно направлено на развитие монологической речи. Целью занятия является: научить детей передавать ранее не знакомый ра...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по программе «Тропинки»

Данное занятие ориентировано на детей, которые занимаются по программе «Тропинки». Оно направлено на развитие монологической речи. Целью занятия является: научить детей передавать ранее не знакомый ра...

Непосредственно - образовательная деятельность на тему "Путешествие в осенний лес" для детей 4-5 лет (по программе "Тропинки")

Цель данной НОД формирование исследовательской, познавательной деятельности детей 4-5 лет. Образовательные задачи  составлялись в соответствии с содержанием программы "Тропинки"- это формирование...

Парциальная программа Тропинками народного творчества

Программа составлена с учётом интереса детей и их родителей. Соответствует  индивидуальным и возрастным особенностям развития детей дошкольного возраста, нормам СанПин и новым образовательным ста...