Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и аппликации "Вербное воскресенье" (традиции народа) старший дошкольный возраст
план-конспект занятия (окружающий мир, старшая группа) по теме

Серегина Татьяна Сергеевна

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и аппликации для старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД  КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 10

Конспект

Интегрированного занятия

по ознакомлению с окружающим миром и аппликации

                               ТЕМА: « ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ»

                                                                                                                                                                                                                                                                        

                                                                                                     

Должность: Воспитатель

   Серегина Т.С.

                                                                        

                                        

                                             

г. Кашира

Программные задачи:  

- Продолжать учить детей отыскивать причины народных праздников и определять их смысл;

- Прививать детям чувство любви и уважение к культурным ценностям и традициям русского народа;

-   Развивать интерес к народным праздникам и  учить понимать их смысл;

- Воспитывать нравственные чувства путём приобщения детей к культуре русского народа.

                                        

Оборудование:

Веточка вербы, образец работы, клеевые карандаши на каждого ребенка, подносы, ножницы, пеналы, цветная бумага.

Воспитатель собирает около себя детей.

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите, какие красивые веточки я принесла на занятие.                                                                        (Показ веточек вербы.)

- Что  на них вы видите? (Пушистые почки.)

- С какого они дерева? (Вербы.)

С давних времен  существует поверье, что расцветающее дерево может передать здоровье, силу, красоту всем, кто его коснется. Прикоснитесь к веточке. (Дети прикасаются к веточке).  

- А знаете ли вы, какой завтра народный  праздник? (Ответы детей.)  

Воспитатель приглашает детей сесть на ковер, где стулья расставлены полукругом.

Воспитатель:

«Вербное воскресенье», он еще называется «Вход Господень в Иерусалим».

Сейчас я расскажу вам удивительную историю. Слушайте….

В одном городе, недалеко от Иерусалима, жил Лазарь с двумя сестрами. Иисус Христос очень любил это семейство и часто был у них в доме. Внезапно Лазарь заболел. Сестры известили Иисуса Христа о болезни брата в надежде на его помощь. Но Христос с опозданием получил это известие и пришел, когда Лазарь уже умер. Тогда Христос отправился к пещере, где был замурован (похоронен) Лазарь. И, войдя в пещеру, Христос приблизился к Лазарю, прочитал молитву и громко воскликнул: «Лазарь, встань и иди вон!». Лазарь очнулся и встал. Все люди изумились этому чуду.

Воскрешение (оживление) Лазаря произошло в субботу, а на следующий день в воскресенье Христос отправился в Иерусалим, где его с почестями встречал народ, приветствуя его, пальмовыми ветками, так  было принято встречать царей и великих полководцев.

Но почему – «Вербное воскресенье» на Руси?

Да потому, что на Руси пальмы не растут, и с давних времен появился обычай отмечать день «Вход Господень в Иерусалим» ветками вербы.

Воспитатель показывает веточку вербы.

Воспитатель:

- Посмотрите на эти веточки еще раз, и  возьмите каждый по веточке. (Дети  берут веточку вербы.)

- Потрогайте пушистые почки, и проведите ими по ладошке, по щеке, пощекочите носик. (Дети выполняют.)

- Пахнут ли ваши веточки?

- А пахнут ли они весной?

Воспитатель:

Верба – первая из деревьев в наших краях пробуждается от зимнего оцепенения. Народ считает вербу чудодейственным растением. Освещенная в церкви верба охраняла дом от пожара, скот от болезней, а посевы – от града и болезней.

-  Ну, теперь вы, ребята, поняли, почему этот праздник назван «Вербным воскресеньем»?

«Хворь в лес, а здоровье – в кости»,- так лечили бабушки дедушек. И, казалось, это заклинание помогало: дедушка, покряхтев, поднимался и принимался за свои обычные дела по дому, по хозяйству.

Воспитатель:

Любил народ Вербное воскресенье. Запекали пушистые почки вербы в хлебцы и угощали ими всех, кто в гости приходил. А называли такие хлебцы по – разному: кто «барашками», а кто и просто хлебцами. Было принято устраивать вербные базары или ярмарки с веселыми играми и хороводами.

- Вот и мы сейчас хоровод заведём. Поиграем в русскую народную игру «Верба - вербочка».

Воспитатель приглашает встать в два круга и выбрать девочку и мальчика. Дети водят хоровод, приговаривая:

                        Верба, верба, вербочка,

                        Вербочка кудрявая,

                        Не расти, верба, во ржи,

                        Расти, верба, на меже.

                        Как в огороде царевна

                          Посреди круга стоит,

                        Ее ветер не берёт,

                              Канарейка гнездо вьёт.

На слово «вьёт» девочка и мальчик разрывают свои круги и делают руками  «воротики».

Дети проходят в них, продолжая говорить:

                        Канарейка – (имя девочки).

                        Соловейка – (имя мальчика).

                        Люди спросят: «Кто такой?»

                        (Имя девочки) скажет: «Милый мой».

В конце девочка и мальчик танцуют.

Воспитатель:

- А теперь я предлагаю подойти к столам, где вас ждут - цветная бумага, вата, ножницы, клей и трафарет вазы. Нужно обвести вазу и вырезать её по контуру, затем отрезать небольшие тонкие полоски и приклеить их к вазе, взять вату и наклеить их на полоски.

Дети выполняют работу.

Воспитатель:

- Молодцы! Очень красивые работы получились у вас.

Воспитатель приглашает сделать круг.

Воспитатель:

После этого воскресенья наступала Страстная неделя, в которой каждый день именуется «Великим». Например, «Великий понедельник», «Великий вторник» и т.д. до Пасхи.

Воспитатель:

- А теперь ребята, давайте вспомним, о чем мы с вами говорили?

- Почему на Руси этот праздник назвали «Вербное воскресенье»?

- Почему люди считали вербу чудодейственным растением?

                                                

Воспитатель:

Наше занятие подходит к концу, но прежде чем расстаться, давайте поставим все веточки вербы в вазу.

Дети ставят вербу в вазу.

Воспитатель:

Еще издавна крестьяне подметили, что вода, в которой стояла верба, долго сохранялась свежей. Вот и мы с вами понаблюдаем: долго ли наша вода останется свежей.

Дети отвечают на вопросы.

                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ НА ТЕМУ «ЦВЕТЫ» (Старший дошкольный возраст)

Занятие ставит своей целью обобщение материала по теме "Цветы", обучение описательному рассказу по плану....

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром "Крещение" (традиции народа) старший дошкольный возраст

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и рисованию для старшего дошкольного возраста...

Конспект коррекционно - образовательного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ "Зимушка- Зима"

Конспект коррекционно - образовательного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ...

Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Всемирный день рек» для детей старшего дошкольного возраста.

Занятие систематизирует знания детей о реке, ее назначении, знакомит детей с рекой родного края, формирует экологическую культуру детей....

Конспект подгруппового занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему «Транспорт» с детьми старшего дошкольного возраста

Конспект подгруппового занятия по ознакомлению с окружающим миромна тему «Транспорт» с детьми 6 лет     Цель: продолжать знакомить с названием разного вида транспорта, ...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ «ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗОЧНЫЙ ЛЕС» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о лесе.Программные задачи:1.    Расширять представления о лесе, его обитателях и растительности.2....

Презентация к занятию по ознакомлению с окружающим миром по теме " Посуда" для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Данный материал позволит расширить и систематизировать представления детей о видах посуды, ее назначениии, материалах из которых она изготовлена. Презентация составлена на мтериалах сети интернет, нах...