Конспект НОД с использованием Системного оператора "Транспорт"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Совместная образовательная деятельность по усвоению образовательной области "Познание" с применением методов ТРИЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект совместной образовательной деятельности в старшей группе по освоению образовательной области «Познание» с использованием  технологии ТРИЗ

Тема: Транспорт

Интеграция образовательных областей: Коммуникация, Здоровье.

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Предварительная деятельность: знакомство с системным оператором, с методом фокальных объектов; игры с разными видами плоскостных конструкторов.

Цель НОД:

  1. Уточнить и систематизировать знания о транспорте.
  2. Познакомить детей с транспортом прошлого.
  3. Придумать транспорт будущего.

Задачи:

  1. Классифицировать транспорт по видам: наземный, водный, воздушный, пассажирский, грузовой.
  2. Развивать системное мышление, понятийное мышление, воображение, креативные способности, моторику, внимание.
  3. Развивать способность видеть противоречия в системе.
  4. Развивать фонематический слух; упражнять в словообразовании; обогащать словарный запас, активизировать словарь в процессе описания фантастического объекта.

Методы ТРИЗ:  Системный оператор, Метод фокальных объектов, элементы Мозгового штурма.

Материал

Демонстрационный:

  1. Системный оператор (размер одного экрана 20 х 20 см, размер всей таблицы 60 х 60 см). Таблица изготовлена на картонной основе, экраны представляют собой прозрачные карманы из плотного полиэтилена. Экраны закрываются картонными квадратами, которые вставляются в карман и закрывают его содержимое. При открытии экрана – картон удаляется, открывая содержимое кармана.
  2. Иллюстрации с изображением разных транспортных средств настоящего и прошлого и другой наглядный материал, указанный в таблице системного оператора.

Раздаточный:

Схематичное изображение автомобиля с недостающими деталями; любой плоскостной конструктор  (например – игра «Танграм»).

Ход  деятельности.

Перед детьми таблица системного оператора (волшебный телевизор) с закрытыми экранами. Экраны открываются по ходу занятия.

Прошедшее время

Настоящее время

Будущее время

Надсистема

6

Картинки: парусник, плот, верблюд, олень, воздушный шар (в файле)

3

Набор картинок с разными видами транспорта (в файле)

9

Картинка с изображением транспорта будущего (фантастическая иллюстрация)

Система

4

Картинка с изображением всадника на лошади

1

Картинки с изображением легкового и грузового автомобиля

7

Пустой экран

Подсистема

5

Картинки: телега, сани, карета и др. (в файле)

2

Буквы: М, Д, К, Р, В, С, Б

8

Конверт с геометрическим конструктором.

Экран № 1

Воспитатель загадывает загадку:    

                                                                                                                           

На четыре ноги                                                                                                                                                                     Надевали сапоги,                                                                                                                                                                 Перед тем, как надевать,                                                                                                                                                    Стали обувь надувать.  (Автомобиль)

Открытие экрана.

Сравнение легкового и грузового автомобиля (внешний вид, назначение).

Экран № 2

Открытие экрана.

1) Игра «Без чего не бывает автомобиля?». Воспитатель показывает букву на экране, дети называют части автомобиля на данный звук в родительном падеже:                                

  •   М – без мотора;
  •  Д – без дверей;
  •  К – без кабины, колес, карбюратора;
  •  Р – без руля;
  •  В – без водителя;
  •  С – без салона, сидений, спидометра;
  •  Б – без багажника, бампера, бензина.

2) Упражнение  «Дорисуй, чего не хватает».  У детей на листах бумаги схематично изображены автомобили с недостающими деталями (например, нет колес, дверей, окон, фар и т.п.). Дети дорисовывают   автомобиль карандашом одного цвета без закрашивания.      

Экран № 3

1)  Игра на образование сложных слов:

Сам + летает = самолет;

Сам + ходит = самоход;

Вертит + летает = вертолет;

Звезды + летает = звездолет;

Электричество + поезд = электропоезд;

Сухой + груз = сухогруз.

Пар + ходит = пароход.

Тепло + возит = тепловоз.

Открытие экрана. Воспитатель достает из  файла картинки с изображением разных видов современного транспорта.

2)  Игра на классификацию транспорта «Воздух, земля, вода».  

Дети стоят по кругу. Воспитатель показывает картинку, дети проговаривают название и показывают условные движения:

  • водный транспорт – поставить руки перед грудью, ладони вниз – навстречу друг другу, выполнять движение «покачивание»: один локоть приподнимать вверх, другой немного опускать вниз, затем наоборот;
  • наземный (подземный) транспорт – присесть, дотронуться руками пола;
  • воздушный – поднять руки вверх, высоко подпрыгнуть.

Экран № 4

Воспитатель: - Когда люди еще не изобрели автомобиль, на чем они ездили и перевозили грузы? (Ответы детей)

Открытие экрана. Дети рассматривают картинку с изображением оседланной лошади.

1)Пальчиковая игра «Конь»

Большой палец правой руки поднять вверх. Сверху обхватить эту ладонь другой ладонью под углом, образуя пальцами гриву. Большой палец левой руки поднять вверх.  Затем руки поменять.

Конь ретивый

С длинной гривой

Скачет, скачет по полям

Тут и там, тут и там!

2)  Игра «Хорошо – плохо» на тему «Лошадь как транспорт».

Хорошо – лошадь не загрязняет окружающую среду, не надо покупать бензин, запчасти, не надо ремонтировать и т.д.

Плохо – ездит медленно, не может преодолевать большие расстояния, везти сразу много груза, надо ухаживать, может заболеть и т.д.

Экран № 5

Открытие экрана.

Рассматривание картинок с изображением приспособлений, в которые запрягали лошадей для перевозки людей и грузов: телега, сани, карета, двуколка, конный вагон (конка).

Воспитатель объясняет назначение изображенных объектов, отвечает на интересующие детей вопросы.

Экран № 6

Рассматривание картинок с изображением транспортных средств, используемы человеком раньше: олени в упряжке, караван верблюдов, парусник, воздушный шар, пароход, паровоз.

Динамическая пауза «Олени»: дети поднимают руки вперед-вверх, расставляют пальцы на ладонях, изображая рога, бег парами с выбрасыванием прямых ног.

Экран № 7

Открытие экрана. Воспитатель сообщает, что на экране ничего нет, потому что автомобиль будущего еще никем не придуман и эту задачу будут решать дети с помощью картинок-подсказок.

Игра «Изобретатели» с использованием Метода фокальных объектов.

На стол воспитатель кладет несколько любых предметных картинок обратной стороной вверх, вызывается ребенок, который наугад берет со стола любую картинку (если у детей есть опыт использование МФО, можно взять две или больше картинок), переворачивает ее и показывает детям.  Например на картинке изображен мяч.

Схема задачи (для воспитателя).

Автомобиль – объект в фокусе.

Мяч – ключевой объект.

Изобретательская задача: перенести качества ключевого объекта (мяча) на фокальный объект (автомобиль). В результате будет изобретен автомобиль (или много автомобилей)  с новыми качественными характеристиками.

Ход игры.

Дети называют различные качества мяча, отвечая на вопросы: мяч какой? Что мяч может делать?

Примерный список качеств (их можно изобразить в виде начальных букв или схематично, используя мнемотехнику):

  • круглый
  • резиновый
  • легкий
  • летает (если бросить)
  • скачет
  • не тонет (плавает)

далее все эти качества поочередно переносятся на  автомобиль:

  • круглый – автомобиль круглой формы;
  • резиновый – надувной;
  • легкий – потому что из резины, надувной;
  • летает, скачет – летающий автомобиль, может перепрыгивать ямы, реки
  • не тонет, плавает, потому что из резины.

Полученный результат:

Круглый  надувной автомобиль без колес, который ездит на воздушной подушке и может перелетать препятствия. После использования с автомобиля скачивается воздух и для его хранения нужно совсем немного места.

Результат, разумеется, может быть любой другой. Все зависит от качеств ключевого объекта, вашей фантазии и фантазии ваших воспитанников.

Воспитатель схематично изображает изобретенный автомобиль и помещает его на экран.

Экран 8

Открытие экрана.

Игра «Построй автомобиль будущего»

Детям раздаются конверты с геометрическим конструктором. Дается задание: построить свой автомобиль будущего.

Экран № 9

Дети рассматривают фантастическую иллюстрацию.

Воспитатель дает установку:

 – Мы с вами продолжим играть в эту игру – изобретать транспорт будущего, но попозже, сегодня мы и так очень хорошо потрудились.

Рефлексия:

  • каким бывает современный транспорт?
  • каким был транспорт в прошлом?
  • Каким будет транспорт будущего  (таким, каким его придумают люди).

Последующая деятельность в режимных моментах:

рассматривание картинок, используемых на занятии;

игра «Изобретатели» с применением МФО, разных видов геометрического конструктора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект нодс дошкольниками старшей группы тема Мамина неделя

План – конспект  НОД с дошкольниками старшей группыТема: «Мамина неделя»....

Образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию в младшей группе с использованием системно-деятельного подхода. Тема: «Орешки для белочки».

Тема: «Орешки для белочки».Предлагаемое занятие предназначено для воспитателей и детей младшей группы.Образовательная область «художественно-эстетическая». В процессе заня...

Конспект ООД с использованием системно-деятельностного подхода

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию по ФГОС, тема "День рождения Матрёшки" (подготовительная группа)...

ООД с использованием системно - деятельностного подхода "Посылка для слона"

Конспект ООД с использованием системно - деятельностного подхода "Посылка для слона"...

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Экспедиция в Арктику и на крайний Север» с использованием системного оператора и элементов ТРИЗ.

В ходе экспедиции дети в игровой форме получают знания о климатических условиях Арктики и крайнего Севера, а так же знакомятся с животным и растительным миром этой климатической зоны....

Конспект НОД по обучению грамоте с использованием системно-деятельностного подхода. ( Технология « Ситуация») подготовительная к школе группа с ТНР.

Цель: формирование предпосылок читательской грамотности через развитие навыков в звуковом анализе слов с использованием технологии « Ситуация»Задачи: Мотивировать детей на включение в деят...