Непосредственно организованная деятельность с детьми старшей группы на тему "Экскурсия в музей ложки"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Аристарина Вера Викторовна

Данная встреча позволит вызвать у детей интерес к истории возникновения ложки, продолжить знакомство с народным декоративно-прикладным искусством (Хохлома), воспитать в детях чувство гордости за свою страну.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Непосредственно организованная образовательная деятельность

на тему: «Экскурсия в музей ложки»

Цели: 1. Вызвать интерес к истории возникновения ложки, понимание того, что ложки были придуманы человеком, когда появилась потребность в этих предметах, они сделаны руками человека и к ним необходимо бережно относиться.

          2. Развивать умение самостоятельно определять материалы, из которых изготовлены  ложки, характеризовать свойства и качества предметов: структуру и температуру поверхности, твёрдость - мягкость, хрупкость - прочность.

          3. Продолжать знакомить с народным декоративно-прикладным искусством (Хохлома), вызвать в детях чувство гордости за свою страну.

Словарь: Расширять словарь за счёт образных выражений: золотая Хохлома, золотая голова, золотые руки. Вспомнить значение слов экскурсовод, экспонат.

Предварительная работа:1.Чтение энциклопедии «Что было до нашей эры», сказки К.Пино " Сказка о деревянной ложке"; "Легенды о Хохломе"; р.н.с. "Жихарка".

                                      2 Изучение свойств дерева, металла, пластмассы, камня.

                                      3. Изодеятельность (роспись ложек)

                                      4. Прослушание записи игры на деревянных ложках.

                                      5. Разучивание музыкальных отрывков с использованием деревянных ложек.

                                      6. Дидактические игры: "Ждём гостей", "У куклы Кати День рождения".

                                     7. Сбор экспонатов для музея ложки.

Оборудование: ширма, кукла Петрушка, экспонаты музея: планшеты, книги, ложки, открытки, набор ложек для дидактической игры "Узнай из чего сделана ложка", компьютер для просмотра видеофильма "Золотая Хохлома", запись игры на деревянных ложках, деревянные ложки для детского оркестра,  2 головных платка.

Музыкальное оформление: запись игры на деревянных ложках, мелодия р.н.п. «Течёт  река Волга», русский народный танец «Кадриль», композиция И.Крутого «Без слов».

Ход занятия

 В групповой комнате в учебной зоне

Воспитатель: Дети, сегодня у нас необыкновенный день, день радостный, потому что к нам пришли гости. Давайте вспомним русскую народную традицию с любовью встречать гостей и скажем гостям:

Дети: Добро пожаловать!

Дети: Милости просим!

Дети: Очень вам рады!

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам занять свои места и внимательно меня послушать...

(Дети рассаживаются на стульчики. Из-за ширмы слышен шум. Появляется кукла Петрушка.)

Сюрпризный момент. Объявление темы встречи.

Петрушка: Эй, конопатый, из первого ряда,

                  Ты не узнал меня с первого взгляда,

                  Думал: "Что за игрушка?",

                  А это я - Петрушка!

Воспитатель: Здравствуй, Петрушка!

Дети: А с чем ты к нам сегодня пришёл?

Петрушка: Пришёл я вам себя показать,

                    Как умею на ложках играть!

(Звучит запись игры на деревянных ложках.)

Воспитатель: Молодец, Петрушка! Задорно ты на ложках играешь.

Петрушка: А давайте, я вас буду веселить,

                    А вы станете меня хвалить!

Воспитатель: Подожди, Петрушка, не торопись, лучше расскажи ребятам, что ты знаешь о ложках.

Петрушка: Что я знаю? Знаю, что на ложках можно играть,

А ещё...ещё ими можно щи хлебать. Вот!

Воспитатель: И это всё?

Петрушка: А что ещё?

Воспитатель: Ребята, а вам интересно про ложку узнать? Тогда я приглашаю вас в музей, музей ложки. Но сначала вспомним, как ведут себя в музее.

Закрепление правил поведения в музее. Словарь.

(Звучит композиция И. Крутого «Без слов». Дети и воспитатель движутся по комнате и называют правила поведения в музее: ничего не приносить с собой в музей, особенно еду, не бегать, не шуметь, не трогать экспонаты руками.- А что это такое, «экспонат»?(предмет для рассмотрения, ознакомления) , внимательно слушать экскурсовода - Кто это?  (Человек, который всё объясняет, рассказывает, знакомит с экспонатами)

Знакомство с новым материалом

В музее ложки

- Каждый день, садясь завтракать или обедать, вы берёте ложку, которая лежит на привычном месте возле тарелки, и, наверное, ни разу не задумывались, когда впервые люди начали есть жидкую пищу ложкой. А было это давным-давно. В те далёкие времена наши предки жили в пещерах, и сначала им ложка была не нужна, потому что они пили воду через край, как мы из кружки. Но, научившись добывать огонь, люди стали готовить пищу на костре. Пить горячий жидкий бульон через край и доставать мясо из бульона руками горячо и неудобно. Поэтому человек стал думать, что бы ему такое сделать, изобрести. И придумал ложку. Первую ложку древний человек вытесал из камня. Как вы думаете: удобная это была ложка?

(Ответ детей: Ложка должна была быть не очень удобной, потому что была тяжёлой с неровными краями, т.к. камень обрабатывать тяжело, а у них не было современных инструментов.)

- Конечно, нет. Она была неровная и тяжёлая. Во время еды обжигала губы, т.к. камень быстро нагревался от горячей еды. Потом люди стали делать ложки из кости или рога. Как высчитаете, а эти ложки были такими же неудобными как каменные?

(Ответ детей: Такие ложки должны быть легче каменных, но тоже крепкими.)

- Да, действительно, костяные ложки были более гладкими и лёгкими, не обжигали губы во время еды, как это случалось с каменными ложками.

- Потом ложки стали делать из  бронзы, серебра и даже золота. А вызнаете, кто ел серебряными и золотыми ложками?

(Ответ детей: Богатые люди: царь, князья, бояре.)

- А какими ложками ели простые русские люди в давние времена? (Деревянными)

- Правильно. Простые русские люди ели щи и кашу деревянными ложками. Кто знает: из какого дерева их вырезали? (Липы, осины, берёзы, клёна). Ложка получалась лёгкая, красивая и не нагревалась от горячей пищи. Вот посмотрите, какие красивые деревянные ложки!

Петрушка: А об этом можно я расскажу? В старину русские люди ложку носили при себе в особых футлярах. Многие ложки носили на поясе на шнуре, поэтому на конце их ручек есть круглые отверстия. Без своей ложки в гости не ходили. Даже царь Пётр первый, если случалось ему обедать в гостях, приказывал слуге брать с собой царскую ложку. Он, как простые люди, ел деревянной ложкой, украшенной слоновой костью.

- А с этими ложками вы уже знакомы, назовите их.

(Ответы детей: металлические, пластмассовые, керамические, деревянные)

 За столом в музее

Определение материала, из которого сделан предмет при помощи осязания.

Воспитатель: Давайте проверим, как вы умеете определять материал, из которого сделана ложка на ощупь, при помощи осязания.

Д/И "Узнай из чего сделана ложка"

(Детям завязываются по очереди глаза и предлагается для обследования ложка (деревянная, алюминиевая, пластмассовая, нержавеющая)Дети называют признаки: лёгкая - тяжёлая, тёплая - холодная, гнётся - не гнётся, делают вывод из чего сделана ложка.)

- Ложки на Руси делали с выдумкой. Расписные, вырезные, в разных краях были свои ложки, не похожие друг на друга.

Петрушка: Да, да, знаю! У моего друга Жихарки тоже есть золотая деревянная ложка!

Воспитатель: Так золотая или деревянная?

Петрушка: Говорю же золотая деревянная.

Воспитатель: Мне всё понятно, а вы, дети, поняли Петрушку? (Нет.) Тогда пройдёмте в видеозал, я вам всё объясню и покажу. А помогут мне в этом мои помощники.

 В видеозале музея

Знакомство с этапами изготовления хохломской посуды. Словарь.

(Дети рассаживаются у компьютера. Звучит мелодия р.н.песни «Течёт река Волга». Воспитатель с помощниками рассказывает о Хохломе.)

Воспитатель: (Проецируется картинка) Наша страна очень большая. В ней много городов, сёл, рек. Одна из самых больших рек - это наша Волга.  На Волге стоит большое село, которое называется Хохлома. В этом селе  на ярмарке продавали красивые ложки,  такая ложка, видно, была и у Жихарки. А делали их много-много лет тому назад крестьяне окрестных сёл. Они знали, что у богатых людей есть золотая и серебряная посуда. Им тоже хотелось иметь красивую посуду. Но где же взять простому бедному человеку золото? И тогда крестьяне придумали очень интересный способ изготовления такой золотой посуды из дерева.

Ребёнок: (Проецируется картинка) Сначала они вырезали посуду. Готовые деревянные изделия несколько дней сушили, а затем покрывали очень тонким слоем жидкой глины, смешанной с мелом.

Ребёнок: (Проецируется картинка) Потом снова сушили, полировали, наконец, покрывали "серебряным" порошком (алюминием) и расписывали.

Расписанную посуду покрывали лаком и ставили в горячую духовку. От жары лак становился золотистым, а серебро под лаковой плёнкой начинало гореть как золото.

Петрушка: (Перебивая)Да, да, да, ложка у Жихарки золотая и вся в ягодках!

Ребёнок: (Проецируется картинка) Вокруг села была очень красивая природа. Мастера после работы выходили на лужайки, поляны, берег реки, в лес. Отдыхая, видели красивые цветы, кусты, ягоды и потом всю эту красоту переносили на свои изделия.

Воспитатель: (Проецируется картинка) Такую роспись могут делать только в нашей стране - России и больше нигде. Вот какие прекрасные мастера жили и живут в нашей стране.

Петрушка: Да у них же золотые руки!

Воспитатель: Дети, а что значит "Золотые руки"? (Умелые, мастеровые, трудолюбивые, одарённые...) А чтобы сотворить такие золотые изделия мастерам нужно иметь золотую голову.

Петрушка: Это что ж, голова вся золотая или только волосы?

Воспитатель: Дети, что я имела в виду, говоря, "Золотая голова"?

(Ответ детей: умные выдумщики, фантазёры...)

- Когда вы станете взрослыми, может быть, кто-то из вас захочет стать мастером хохломской росписи, и вашими изделиями будут любоваться все люди, как мы сейчас с вами любуемся вот этими красивыми изделиями. И вы будете прославлять Россию так же, как прославляют её мастера хохломской росписи.

Петрушка: Погодите, погодите. Послушайте, что я скажу. В России ложка - это не только посуда, но ещё и музыкальный инструмент. Музыканты - ложечники играют, постукивая ложками друг о друга, и звучит задорная плясовая мелодия. Давайте сыграем со мной на ложках!

Игра детей на деревянных ложках на мелодию "Кадриль " (рус.)

Подведение итога занятия.

Воспитатель: А вы знаете, дети, что ложки бывают разные, и поэтому по-разному их используют. А вот как их используют, мы узнаем на следующем занятии.

Петрушка: Что уже всё? Уже конец? А давайте сыграем в самую последнюю распоследнюю игру. Можно?

Воспитатель: Можно.

Д/И «Закончи предложение»

Петрушка: Ребята, я начну предложение, а вы должны его закончить. Слушайте: «Сегодня я узнал про ложку, что…(люди придумали ложку очень давно; первой была каменная ложка, люди научились делать ложки из кости, рогов убитых животных; серебряными и золотыми ложками ели богатые люди, а бедные ели деревянными; ложки могли носить на поясе на шнурке или в футляре; хохломские ложки знамениты даже за границей…)

Воспитатель: Молодец, Петрушка, хорошую игру придумал. Ну, а теперь нам действительно пора прощаться.

Петрушка: А можно я к вам на следующее занятие приду?

Воспитатель: Приходи, пожалуйста, будем тебя ждать. (Петрушка уходит под музыку) Ну что же, наше путешествие в музей Ложки подходит к концу, я благодарю всех детей за участие и буду рада видеть  всех взрослых у нас в детском саду.

Дети: До свидания! Приходите к нам ещё! Будем снова рады видеть вас!

(Звучит народная  плясовая музыка. Все расходятся.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Кораблик для доктора Айболита" План- конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы. Образовательная область "Познание"(экспериментальная деятельность, конструирование)

План - конспект непосредственно образовательной с детьми старшей группы деятельности в образовательной области "Познание" (экспериментальная деятельность, конструирование)...

Конспект непосредственно организованной деятельности с детьми подготовительной группы "Путешествие в музей Петушка"

Пояснительная записка. В своей работе использую проектный метод деятельности. Он позволяет сформировать у детей предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с осн...

Конспект непосредственно организованной деятельности с детьми старшего возраста по изобразительной деятельности «Рыбки-мобили»

Образовательная область: «Художественное творчество».Виды детской деятельности: игровая , коммуникативная.Интеграция областей: « Познание», « Коммуникация», « Художественное творчество».Цель:Обобщить ...

Организованная деятельность с детьми старшей группы на тему "Картотека игр и упражнений по театрализованной деятельности"

Картотека игр и упражнений по театрализованной деятельности в старшей группе• НасосЦель. Уточнить и отработать артикуляцию звука С. (Язык находится за нижними зубами, струя воздуха холодная) Описание....

Конспект непосредственно организованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Труд взрослых в родном городе».

Продолжать расширять представления детей о разнообразных профессиях, их названиях и роде деятельности. Воспитывать уважение к труду взрослых, желание выбрать профессию и потребность трудиться....

План – конспект проведения организованной деятельности с детьми старшей группы комбинированной направленности на тему: «Как узнать птиц?»

Конспект занятия по экологии. Познакомить детей с  представлениями о птицах, их различии , мнстек обитания через различнын методы и приемы....