Формирование знаний детей младшего дошкольного возраста о явлениях природы через наблюдения и организацию пальчиковых игр
рабочая программа по окружающему миру (младшая группа) по теме

Дикан Елынко Валентина Ивановна

Актуальность опыта

 

Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического созидания! Эта работа начинается в детском саду. Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе и к окружающим людям. Экологическая проблема -одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении.

 

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно - правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Осознанно - правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и конкретных знаний. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций. Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, Что дети могут сами объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых, могут самостоятельно или вместе с взрослыми выполнить отдельные трудовые действия.

 

Что знают наши дети о природе? Каково их отношение к ней? Непонимание ребенком взаимосвязей между живым и неживым в природе, неумение объяснить свои наблюдения, сделать правильные выводы, ведет к нарушению экологических норм и законов.

 

Влияние природы каждый из нас испытал на себе, и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Без приближения детей к природе и широкого использования ее в воспитательно - образовательной работе детского нельзя решить задачи всестороннего - умственного, эстетического, нравственного и физического развития дошкольников. Ознакомление с объектами и явлениями природы развивает у детей наблюдательность и внимание, интерес и любознательность.

 

    Воспитание бережного и заботливого отношения к природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о ней, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся наблюдать природу, видеть ее красоту. На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю.

 

О значении природы в воспитании детей много писали классики - педагоги. Особенно большую и почетную роль отводил ей К.Д. Ушинский: «Природа - есть один из могущественнейших агентов в воспитании человека, и самое тщательное воспитание без участия этого агента всегда будет отзываться сухостью, односторонностью, неприятной искусственностью».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениеобщеразвивающего вида детский сад №33 «Алёнушка»г.Волжского Волгоградской областиТема опыта : «Формирование знаний детей младшего дошкольного возраста о явлениях природы через наблюдения и организацию пальчиковых игр».

Г.Волжский2008г.

I разделСПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОПЫТЕ.1. тема опыта: «Формирование знаний детей младшего дошкольного возраста о явлениях природы через наблюдения и организацию пальчиковых игр».2. автор опыта: Дикан Валентина Ивановна.3. место функционирования опыта: 404 106,г.Волжский Волгоградской обл., ул.Большевистская,54,тел. 27-15-52.4. длительность функционирования опыта: над данной проблемой работаю с 2003г..5. уровень новизны опыта: поисково-изобретательский.6. опыт представлен: настоящим описанием и 11 приложениями.      II разделТехнологические сведения об опыте1. Актуальность опытаОбострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического созидания! Эта работа начинается в детском саду. Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе и к окружающим людям. Экологическая проблема -одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении.Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно - правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Осознанно - правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и конкретных знаний. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций. Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, Что дети могут сами объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых, могут самостоятельно или вместе с взрослыми выполнить отдельные трудовые действия.Что знают наши дети о природе? Каково их отношение к ней? Непонимание ребенком взаимосвязей между живым и неживым в природе, неумение объяснить свои наблюдения, сделать правильные выводы, ведет к нарушению экологических норм и законов.Влияние природы каждый из нас испытал на себе, и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Без приближения детей к природе и широкого использования ее в воспитательно - образовательной работе детского нельзя решить задачи всестороннего - умственного, эстетического, нравственного и физического развития дошкольников. Ознакомление с объектами и явлениями природы развивает у детей наблюдательность и внимание, интерес и любознательность.    Воспитание бережного и заботливого отношения к природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о ней, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся наблюдать природу, видеть ее красоту. На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю.О значении природы в воспитании детей много писали классики - педагоги. Особенно большую и почетную роль отводил ей К.Д. Ушинский: «Природа - есть один из могущественнейших агентов в воспитании человека, и самое тщательное воспитание без участия этого агента всегда будет отзываться сухостью, односторонностью, неприятной искусственностью».2. Задачи, решаемые в опыте1. создать в окружении ребёнка богатую развивающую среду, дающую расширенные знания о мире природы, включающую в себя живой уголок и уголок по экспериментальной деятельности, а также оформление интерьера.2. подобрать комплексы пальчиковых игр для использования в разных режимных моментах по закреплению знаний детей о явлениях в природе, их главных сенсорных свойствах.3. организовать деятельность детей, способствующую формированию знаний о сезонных ях в природе, их главных сенсорных свойствах.3. организовать деятельность детей, способствующую формированию знаний о сезонных ях в природе, их главных сенсорных свойствах.3. организовать деятельность детей, споо сезонных явлениях природы и простейших связях между ними.III.Педагогические средства, используемые в опытеа). Форма проведения:занятия, наблюдения, развлечения, организация режимных моментов в течение дня, чтение детских художественных произведений, дидактические, пальчиковые игры. беседы,экскурсии по участку ДОУ,рассматривание иллюстраций, фотоальбомов,опытно-исследовательская деятельность,изодеятельностьб). Форма организации: коллективная, групповая, подгрупповая, индивидуальная.в).  Методы:словесные - беседы, чтение художественной литературы, рассказывание, прослушивание аудиокассет; наглядные - рассматривание книг, иллюстраций, наблюдения; практические - дидактическая игра с куклой, диагностика;бригадный.г). Приёмы: поощрение, сюрпризный момент, показ рисунков, иллюстраций, сравнения,игровые,художественное слово,поддержкад). Дидактический материал: художественная детская литература (стихи, заклички, потешки, рассказы), картины, иллюстрации,игры.е). Стиль общения: доброжелательный с программированием на успех, демократичный,с дифференцированным подходом,с учетом возрастных особенностей детейIV. Технология опыта        Работая с детьми младшего возраста, я увидела, что малыши проявляют большой интерес к природе, но их знания порой отрывочные и неверные . И я решила, что должна помочь увидеть, как сказочно красива и богата природа, какие разнообразные чувства переполняют нас при встрече с ней! Мною был выбран один из способов сближения ребенка с природой - это формирование знаний  у детей о явлениях природы при организации наблюдений.   В начале учебного года провела диагностику по данной теме, и выявила уровень знаний детей (см. приложение №1). После этого предложила родителям ответить на вопросы анкет (см. приложение №  ), и убедилась, что необходимо проводить работу по ознакомлению с сезонными явлениями природы. Подобрала и изучила современные методические рекомендации и наработки ведущих педагогов по данному направлению. Оформила в группе соответствующую развивающую среду, изготовила многофункциональную игрушку- «Капелька», пополнила фотоальбом «Сезонные явления», составила перспективный план по своей теме и начала работу.   Начинать экологическое воспитание можно с самого маленького возраста, когда дети приходят в ясельную группу детского сада. Главным обстоятельством, обеспечивающим успех этой работы, является хорошее знание педагога психофизиологических особенностей детей этого возраста. Двух - трех летние малыши доверчивы, легко входят в контакт, любознательны.  Начинать лучше с подготовительной беседы во время сборов на прогулку. Обращаю внимание детей на их одежду, спрашиваю, зачем надеваем резиновые сапоги, куртки, берем зонты. Закрепляя детские знания о предназначении этой одежды, связываем их с погодными условиями: «холодно - идет дождь - вот поэтому у всех куртки и сапожки». Таким образом, характерные сезонные явления, связанные с личным опытом, облегчают формирование соответствующих связей и представлений детей.      Осенью, увидев, что дети усвоили элементарные знания о явлениях природы, начинаю их усложнять: во время прогулки прошу посмотреть на деревья, выяснить, качаются у них ветки или нет, почему? Дует ли ветер? Дети поворачиваются лицом к ветру, чтобы ощутить движение воздуха, и наблюдают за ветерком, играя с вертушками. Выставляем в уголке природы карточку с изображением дерева в ветреную и безветренную погоду. В группе проводиться опыт с грушей. Наблюдая с малышами сезонные явления, и проводя опыты, стремлюсь вызвать у них положительные эмоции, используя при этом музыкальный ряд, художественные произведения классиков, фольклор (см. приложение №  ).а также пальчиковые игры (см. прилдожение   )На прогулке ребята принимают активное участие в подвижных играх. Обращая внимание на ветер, предлагаю поиграть в игру «Листочки и ветер», где дети учатся ориентироваться на слова и действия воспитателя.Малыши очень любят подбрасывать опавшие листья и смотреть, как они летят, кружатся, ходить по листьям, слушать, как они шуршат. Предлагаю детям покружиться с листочками, посмотреть, как лист - лодочка плавает в воде.В ненастный дождливый день наблюдения проводятся из окна, подготовив малышей заранее к восприятию этой унылой картины читаю стихи, играем в пальчиковые игры ( см. приложение   ). Иначе детям будут не совсем понятны высказывания взрослого о тучах, о ненастной погоде.   Зимой, в холодный морозный день, когда не видно солнышка, дети чувствуют себя неуютно и необходимо поднять их настроение: «Слышите, как снег хрустит, поскрипывает под ногами. Посмотрите, на снегу следы. Как вы думаете, кто приходил к нам в гости? Дети рассказывают, проявляют активность и интерес к окружающему. С помощью следов предлагаю «нарисовать» разные свойствах снега - мокрый, тает, холодный. Чтобы это почувствовать дети берут его в руки - холодно, ручки замерзли, одеваем варежки. Можно поиграть со снегом - малыши подбрасывают его, ловят снежки и рассматривают их,    сравнивают по величине. Проводятся опыты (см.приложение№  )Чтобы продлить интерес к наблюдению, предлагаю в группе понаблюдать за снегом через окно, при этом обращаю внимание: где больше снега, одинаково ли он летит, в какую сторону, как одеты прохожие, если есть на деревьях иней, обращаю внимание на красоту деревьев. Все наблюдения сопровождаю эмоционально- ярким художественным словом (см. приложение №  ).  В весенние дни обращаю внимание  детей на звенящую капель, сосульки, появление первых проталин возле стволов деревьев, первые кучевые облака. В апреле обращаю внимание на массовый прилет птиц, на появление насекомых.Предлагаю подумать малышам: «куда бегут ручейки. Давайте посмотрим – куда бежит этот ручеек, и что он с собой несет?», подставить щечки к солнышку и почувствовать, как оно пригревает.(см.приложение  )Летом регулярно наблюдаем за характерными сезонными явлениями из окна группы и на прогулке, обращая внимание на то, как ярко светит солнышко, как плывут облака, используя при этом художественное слово (см. приложение №  ). Даю возможность детям пофантазировать с тем, чтобы они представили, на что похожи тучи (облака), гонимые ветром, сопровождая все поэтическими строками (см. приложение № ). Малыши учатся слышать разницу в том, как тяжело падают на стекло крупные капли дождя, и как радостно звенит внезапно налетевший «грибной» дождь. Весь этот процесс насыщен эмоционально-радостным ожиданием, вызывая у детей положительное отношение к воспринимаемому.Прошу детей найти солнышко, облака, давая при этом правильные словесные определения: «Солнце на небе ярко светит - даже смотреть трудно», «Солнышко яркое, теплое, высоко на голубом небе»- это может сопровождаться пальчиковыми играми (см.приложение № ). А если идет дождь: «небо темное, в тучах, дождик капает, капли стучат по стеклу». После наблюдений раскладываю перед детьми картинки с изображением явлений природы и прошу выбрать ту, где изображено явление, которое наблюдали (см. приложение  ) малыши не всегда правильно находили нужную картинку, поэтому выбирали вместе: «Мы видели солнышко на небе - вот оно»,   и ставим картинку в уголок природы: «пусть стоит до вечера, мы будем любоваться солнышком».Осуществляя ежедневные наблюдения, включаю в них разнообразные действия, которые вызывают у детей интерес к явлениям природы: поднять руки и потянуться к солнышку, повернуться влево, вправо - поискать солнышко, лужи; постучать    пальчиком по подоконнику - изобразить капли дождя.В ясную погоду играем с «солнечными зайчиками»: малыши прыгают, танцуют вместе с «зайчиками». А так же с удовольствием выполняют такие задания, как: побежали под дерево, выбежали из – под дерева - погрелись на солнышке. Очень редкое явление в природе - радуга, но если удается понаблюдать эту красоту, то у детей   остаются неизгладимые впечатления.Чувственный опыт ребенка обогащается, когда ему образно рассказывают о сезонных явлениях природы: ветерок ласково веет - несет прохладу; дождик мелкий, затяжной - весело скачет, пузырится в лужах и быстро убегает.Наблюдения за сезонными явлениями тесно связаны с наблюдениями за растительным и животным миром, помогают сформировать первые представления о временах года, создать образ, созвучный восприятию малыша:Все залито солнечным светом, листья желтые, все это золотая осень. Осень желтого цвета.Все вокруг в снегу - белым - бело. Какого цвета зима? Белого!Что значит «солнышко пригревает»? Дети могут убедиться в этом сами, прикладывая ладошки к предметам, находящимся в тени и на солнце, ощущая разницу температуры. Кругом журчат ручьи, зазеленела трава, листья. Так какого цвета весна?А летом солнце светит ярко, всюду цветы,   летают бабочки. Все нарядное, красивое. Лето красного цвета.Малыши, знакомясь с сезонными явлениями, учатся видеть некоторую взаимосвязь в природе:Идет дождь, - появились лужи;Стало холодно, - следует надеть шапочку;Светит ярко солнышко - надеть панамку;Сезонные явления пока еще не до конца понятны младшим дошкольникам, но яркие впечатления о них остаются в душе каждого ребенка. Считаю, что очень важно использовать при ознакомлении детей младшего возраста с сезонными явлениями природы художественную литературу. Ведь произведения способствуют воздействию на ум и чувства ребенка, обогащая их. В возрасте двух - трех лет малыши способны воспринимать не только комментарии к происходящему, но и небольшие сказки - пояснения, такие как: «Лучики - малыши», «Был снег - стала вода». А так же знакомятся с потешками, стихами и закличками о сезонных явлениях природы (см. приложение №   ).Во все времена года обязательно провожу  игры  и эксперименты с песком и водой (см.приложение№   ) либо на участке детского сада в теплое время года , либо в группе в экспериментальном уголке.Большая роль отводится проведению дидактических игр: «Угадай по описанию», «Расскажи, что увидел». Использовала также игры, хороводы, забавы: «Солнце и дождик», «Кто к нам пришел», «Зайка» и т.д.Стоит отметить удачное использование в работе метода моделирование, основанного на принципе замещения реальных объектов схематическими изображениями, детям нравиться определять погоду или предметы для наблюдения по заданной схеме (см. приложение   ) При адаптации детей к новым условиям детского сада, малышам трудно отрываться от дома и самых близких людей, поэтому переключаю внимание ребенка на какие - либо явления природы. При этом малыши успокаиваются, а первые впечатления о природе остаются с ними.Провожу пропаганду экологических знаний среди родителей: анкетирование; ширмы, различный печатный материал, беседы, консультации. Родителям предлагаю различные варианты игр, наблюдений за сезонными явлениями природы, которые они могут провести сами со своими малышами в домашних условиях.  

V. Результативность опыта        В результате проведенной работы обогатился словарный запас детей, стали устойчивыми знания детей о сезонных явлениях природы и простейших связях между ними. В группе пополнена развивающая среда: дополнен уголок по экспериментальной деятельности детей новыми опытами, сделана подборка книг по пальчиковым играм, которые теперь традиционно включаются в режимные моменты и занятия, собрана коллекция фотографий «Лики природы» (на CD). Сделаны новые наряды для дидактической куклы «Времена года». Спроектирована и изготовлена мебель для живого и экспериментального уголков. Этому способствовала систематическая работа с методистом и экологом нашего сада.. Успешность проведенной работы подтверждают результаты диагностики детей, при проведении которой обращалось внимание на то, как :Сформированы ли представления о сезонных явлениях природы;Знают ли дети признаки, характерные для сезонных явлений природы;Усвоена ли взаимосвязь между сезонными явлениями природы и одеждой людей.Для анализа объема и характера усвоенных детьми знаний, использовала следующие критерии:а) Объем усвоенных знаний; б) Глубина усвоенных знаний. Детям были предложены задания:Рассмотреть картинки с изображениями сезонных явлений природы и ответить на следующие вопросы: Что изображено на картинке? Выбери картинку, которая соответствует сегодняшней погоде?Назвать признаки, характерные для данного сезонного явления;Одеть по погоде дидактическую куклу.Результаты диагностики свидетельствуют о том, что знания у детей улучшились (см. приложение 1)VI Сведения об использовании опыта в массовой практике1.теоретико-практические основы опыта.        В основу опыта легли рекомендации  Т.И.Бабаевой, С.Н.Теплюк, Н.А.Рыжова, П.Г.Саморуковой, а также концепция дошкольного воспитания.2. условия эффективности опыта-Типовой детский сад общеразвивающего вида с 24 часовым пребыванием, функционирует 4 групп.-Средняя наполняемость в группе- 20 детей в возрасте от 1,6 до 3 лет.-Развивающая среда соответствует возрастным особенностям детей раннего возраста, группа оснащена всем необходимым материалом указанным в приложениях.-Образование воспитателя-среднее профессиональное.3.перспективы и возможности использования опытаДанный опыт может быть использован педагогами дошкольных образовательных учреждений, работающими в группах раннего и младшего дошкольного возраста, я также родителями для воспитания своих малышей4. Рекомендации по внедрению опыта в массовую практикуВ дальнейшем планирую расширить работу над данной темой, дополнив методическое обеспечение новыми интересными играми, художественной литературой, продолжив работу с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика современных инновационных педагогических систем: «Формирование у детей младшего дошкольного возраста элементарных экологических представлений о свойствах воды через опытно-экспериментальную деятельность».

Наши современные дети - это нанодети, требующие каждый день новых знаний, и новых необычных способов получения этих знаний. Одним из таких методов, который наиболее интересен детям, является поисково-...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Игровые методы и приемы пальчиковых игр с предметами, направленные на развитие мелкой моторики, формирование речи детей младшего дошкольного возраста в ГКП.

Для чего необходимо развивать мелкую моторику?Существует прямая и естественная связь между движениями рук и  произнесением слов, так как речевые области мозга у детей частичноформируются под влия...

Ознакомление детей младшего возраста с явлениями природы.

Вашему вниманию предлагается конспект НОД "Вулкан" по ознакомлению с явлениями природы для детей старшего дошкольного возраста с применением технологии исследовательской деятельности....

«Формирование у детей младшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомления с правилами дорожного движения».

Тема: «Формирование у детей младшего  дошкольного возрастанавыков безопасного поведениячерез ознакомления с правилами дорожного движения».Цель: совершенствование условий для форм...

Статья «Формирование у детей младшего дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности через ознакомление с правилами дорожного движения»

В соответствии с ФГОС ДО одним из направлений социально - коммуникативного развития дошкольников является формирование основ безопасного поведения в социуме, включая поведение на улицах города....

Формирование словаря детей младшего дошкольного возраста средствами наблюдения в природе

В процессе общего и речевого развития ребенка его словарь не только обогащается, но и качественно совершенствуется. Постепенно ребенок овладевает смысловым значением слова, повышается уровень обобщени...