Конспект совместной деятельности детей и воспитателя с использованием современных образовательных технологий на тему «Царство: грибы» в группе компенсирующей направленности для детей с заиканием
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Скориченко Ольга Михайловна

Цели: познакомить с разнообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных, рассказать о полезных свойствах несъедобных грибов – они опасны для человека, но являются лекарством для некоторых животных, служат домом для некоторых насекомых, рассказать о строении грибов, объяснить, как правильно их собирать, уточнить, что грибы размножаются спорами, а не семенами, и не цветут как растения, рассказать об отличительных особенностях и зависимости грибов от растений (растут ли они группами-семейками или по одному, под деревом, в траве или на пне).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл griby.docx19.54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе. Тема: «Царство: грибы».

Цели: 
1. Образовательные:

  • Познакомить с разнообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных.
  • Рассказать о полезных свойствах несъедобных грибов – они опасны для человека, но являются лекарством для некоторых животных, служат домом для некоторых насекомых.
  • Рассказать о строении грибов, объяснить, как правильно их собирать.
  • Уточнить, что грибы размножаются спорами, а не семенами, и не цветут как растения.
  • Рассказать об отличительных особенностях и зависимости грибов от растений (растут ли они группами-семейками или по одному, под деревом, в траве или на пне).

2. Воспитательные:

  • Воспитать бережное отношение к природе.
  • Сформировать понимание целесообразности и взаимосвязи всего в природе.

3. Развивающие:

  • Развивать словарь, обогащая его названиями различных грибов.
  • Научить детей употреблять названия грибов в единственном и множественном числе (масленок – маслята, опенок – опята).
  • Учим понимать образный смысл загадок, логически мыслить, давать верные ответы на поставленные вопросы.
  • Развить навыки связной речи, научить грамматически правильно строить предложения.

Материалы для занятия: демонстрационная картина с изображением леса, раздаточные картинки «Съедобные и несъедобные грибы», две корзинки, картинки, разрезанные пополам (ножка, шляпка) – дидактическая игра «Собери из частей целое».

План занятия:

В начале занятия воспитатель читает стихотворение З. Александровой

«Разбежались по полянке мухоморы и поганки,

Чтобы сбить тебя с пути и от белых отвести.

Там, где солнышко пригрело, задержаться можно смело:

Значит, здесь семья маслят или рыжики стоят.

А под елкой, а под елкой кто-то спрятался в иголках,

В темной шляпке набекрень боровик укрылся в тень.

А веселые ребята – тонконогие опята –

Притаились возле пня и кричат: «Ищи меня!»

Нам и лето, нам и осень чудеса всегда приносят,

Но грибы, что дарит лес, - это чудо из чудес».

Воспитатель:

«Пока дети – каждый в берете. Повзрослели – шляпы надели».

«Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожка,

Шляпка есть – нет головы».

«На грибнице я расту, никогда не зацвету.

Нет семян, но споры есть. Их у шляпки и не счесть».

Дети, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?»

Дети: о грибах!

Ребята, вы, наверное, были в лесу вместе с родителями и хоть однажды, но собирали грибы. Сегодня мы с вами поговорим о разнообразии этих необычных и удивительных созданий природы. У грибов нет корней, а есть грибница. Она находится под землей и похожа на тонкие белые волокна, как волоски. Чтобы грибница была развита, проходит не один год, поэтому гриб нужно аккуратно срезать, а не вырывать, чтобы не испортить грибницу. Очень быстро грибница будет развиваться, если лето будет теплым и незасушливым. Грибы любят и тепло, и влагу. Грибы бывают съедобные и несъедобные. Представляете, дрожжи, которые используют для выпечки, - это тоже грибы! А еще есть грибы, которые дают нам очень ценное лекарство. Это плесневые грибы, из которых делают антибиотики. Есть еще один вид грибов: они растут на дереве и называются грибы-трутовики. Они несъедобны. В старину их использовали как осветительные лучины, а еще от нижнего слоя отделяли верхний, месяц вымачивали в специальном растворе, отбивали молотком и превращали в похожий на кожу или войлок материал. Этот материал называли «грибной кожей». Из него шили шапки, куртки, рукавицы. Гриб этот может расти несколько лет, с каждым годом увеличиваясь в своих размерах. Однажды был найден такой гриб весом 136 кг. Гриб-трутовик, как и дерево, имеет годовые кольца. Насекомые, такие как грибной комарик и жук щелкун, откладывают свои личинки в грибы, где они получают надёжный кров и полноценную пищу, а в "благодарность" за это выполняют очень важную для грибов работу - транспортируют споры в почву. А сейчас мы с вами поиграем в одну интересную игру. Я буду загадывать вам загадки, а вы будете поднимать одну из карточек, которые я вам раздам. Она будет являться ответом на мою загадку. (Воспитатель раздает детям карточки со съедобными грибами). Каждый из вас, подняв карточку, должен объяснить нам свой ответ и немного рассказать, что он знает об этом грибе.

«Я стою на ножке толстой, я стою на ножке гладкой. Под коричневою шапкой с бархатной подкладкой» (Боровик).

«Что за гриб стоит на кочке в красном бархатном платочке» (Подосиновик).

«Мы на пне и на лужайке, мы всегда гуляем стайкой, очень дружные ребята, называют нас…» (Опята).

«В шляпках розоватых и слегка волнистых прячутся подружки, их зовут…» (Волнушки).

«Словно маслицем покрыты наши шляпки. Под сосной растут открыто крепкие…» (Маслятки).

«В рыжих шапочках сестрички, называют их…» (Лисички).

«В чаще, в овражке и на опушке, и на пригорке – цветные подружки» (Сыроежки).

«У тенистого лога вырос гриб-недотрога: чуть нажмешь на бочок - глядь, уже синячок» (Моховик).

«Не спорю - не белый, я, братцы, попроще. Расту я обычно в берёзовой роще» (Подберезовик).

«В шляпке беленькой на ножке рос грибочек у дорожки. А теперь в корзинке пусть полежит съедобный...» (Груздь).

Ребята, вы очень хорошо справились, абсолютно точно показывая верные карточки. Может быть, кто-то из вас не знал, а из загадок понял, что лисички, опята, грузди, волнушки, серушки, сыроежки растут группами, а не по одному. Подберезовик мы с вами всегда сможем найти под березой, а подосиновик – у осин. Боровик или белый гриб любит расти в хвойной части леса. Моховик предпочитает болотистую местность. Вот как много съедобных грибов! Вы устали? Предлагаю немножко поиграть. Повторяйте движения за мной.

«По тропинке в лес пойдем (дети шагают на месте),

Много там грибов найдем.

Топ-топ-топ – шагают ножки,

Топ-топ-топ – идут по дорожке.

Наши ножки не устали,

В лес быстрее побежали (бег на месте).

До поляны добежали,

У пенечков сразу встали.

Мы посмотрим вправо, влево,

Ловко примемся за дело.

Вниз, под ноги, поглядим

И присядем, посидим.

А грибочки вы ищите,

Приседайте, наклоняйтесь

И набрать грибов старайтесь (выполняют движения по тексту)».

Ребята, у меня есть еще одна игра для вас. Я буду давать вам названия грибов во множественном числе, а вы по очереди произносить мне это же называние в единственном (грузди – груздь, опята – опенок и т.д.)

А теперь давайте поговорим о тех, кто на вид очень красив, но на самом деле является ядовитым для человека.

«А вот кто-то важный

 На беленькой ножке.

 Он с красной шляпкой,

 На шляпке горошки».

«Возле леса на опушке,

 Украшая тёмный бор,

 Вырос пёстрый, как Петрушка,

 Ядовитый …»

Дети: мухомор!

Воспитатель: молодцы, догадались! Ядовит этот гриб не для всего живого. Для больных копытных животных (лосей) он является лекарством. Приносит определенную пользу и деревьям. Грибокорень красных мухоморов питает влагой и азотом корни березы, сосны, ели и лиственницы. Поэтому не сбивайте красные мухоморы, не обедняйте грибной рацион животных, не губите красоту природы. Эти грибы являются как бы предвестниками появления белых грибов, подосиновиков, подберезовиков.

«Скромный, тоненький и бледный...

 Этот гриб, представьте, вредный.

 Попадёт грибочек в суп –

 Вас в больницу увезут.

 Потому что ядовитый,

 И на всех вокруг сердитый.

 Мы оставим на полянке

 Эту вредную...»

Дети: поганку!

Воспитатель: вы снова правы! Неопытные грибники могут брать бледную поганку вместо хороших съедобных грибов. Особенно часто её путают с различными видами шампиньона и сыроежки. Многие грибы называют ложными, потому что они очень похожи на съедобные, но на самом деле они под них только маскируются своим внешним видом. Нужно быть предельно внимательными, чтобы не совершить ошибку при сборе грибов. Также грибы нельзя собирать около дорог, в замусоренном лесу, рядом с заводами или фабриками, так как они впитывают в себя вредные вещества. Из собранных грибов мы можем варить суп, жарить их, тушить, солить, мариновать на зиму. Ребята, посмотрите, на ковре рассыпаны части разрезанных картинок, а рядом стоят две корзинки. Давайте разделимся на две команды, и чья команда быстрее и больше соберет грибов в корзину, та и выиграла! Обязательным условием является найти все части гриба.

(Проходит соревнование – дидактическая игра «Собери из частей целое»).

Воспитатель:

«Много мы грибов набрали,

А потом пересчитали:

Один – лисичка,

Два – свинушка,

Три – опята,

Четыре – чернушка,

Пять – пузатый боровик,

Шесть – малышка-моховик,

Семь – как шляпа, черный груздь,

Восемь – я назад вернусь.

Подберезовик хорош,

Подосиновик пригож.

А десятым будет белый –

Всей корзины нашей гвоздь!

Вы внимательно искали,

Много все грибов собрали,

А теперь назад пойдем

И корзины унесем».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД для детей старшего возраста с использованием современных образовательных технологий"Маленькие изобретатели"

Обогодить знания детей о мире открытий и изобретений, активизировать словарь по теме....

Конспект совместной деятельности в средней группе с использованием современных образовательных технологий на тему: «Осеннее дерево» РИСОВАНИЕ ВАТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ

Развивать у детей творческие способности, чувство композиции, фантазию, воображение средствами нетрадиционного рисования;Закрепить знания о сезонных изменениях в живой и неживой природе, учить изображ...

Мастер класс "Продуктивное использование современной образовательной технологии сторителлинг в работе с детьми группы комбинированной направленности"

Как известно, 21 век – это век новых технологий. Сейчас стремительно идет рост информации, развиваются новые инновационные технологии  и их возможности. В связи с этим, внедрение новых инфо...

Конспект совместной деятельности взрослого и ребенка направленный на художественно-эстетическое развитие (конструирование из природного материала) в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи 6-7 лет Тема: «Лесные жители»

1. Учить придавать образу выразительность с помощью характерных поз, признаков и особенностей внешности (шерсть, иголки, мех), украшать изделие с помощью вспомогательных материалов: бусинки, горошинки...

Конспект НООД для детей раннего возраста с использованием современных образовательных технологий «Путешествие по сказкам»

Конспект НООД для детей раннего возраста с использованием современных образовательных технологий«Путешествие по сказкам»...