Содержание экологического проекта Музей леса.
учебно-методическое пособие по окружающему миру (младшая группа) по теме

Загвоздина Ольга Александровна

Перечень примерных игровых ситуаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_2013.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

.

Содержание экологического проекта

«МУЗЕЙ ЛЕСА»

РАЗДЕЛ: «Лес и его значение в жизни человека»

Тема: «Что такое лес?»

  • Беседа-сказка: «Путешествие маленького бельчонка».

Задачи:

1. Знакомить детей с видами лесов и деревьями, произрастающих в этих лесах.

2. Прививать любовь и бережное отношение к природе,

3. Расширять кругозор, развивать речь детей.

Предметно-развивающая среда:

Мягкие игрушки: белка с бельчонком, иллюстрации или слайды с изображением видов лесов: березняк(березовая роща), ельник, дубрава, бор, смешанный лес,картинки деревьев: береза, ель, дуб, сосна, рябина, клен, осина, картанки листьев этих деревьев и семян.

  • Работа с настольным панно: «Этажи леса». 

Задачи:

1. Познакомить с понятием «Этажи леса».

2. Расширить представление детей о лесе как сообществе растений и животных, показать их взаимосвязь.

3. Учить детей рассуждать, делать выводы.

Предметно-развивающая среда:

Панно «Этажи леса», куклы: кикимора лесная, домовенок, картинки деревьев, птиц, животных, насекомых.

Детская продуктивная деятельность:

Создание модели: «Этажи леса».

  • Работа с настольным панно: «Как растения дышат, питаются и растут», (на примере дерева). 

Задачи:

1. Знакомство со строением дерева и главными функциями его органов (ствол, ветки, листья, корни).

Предметно-развивающая среда:

Настольное панно со схематическим изображением дерева.

  • Встреча с кикиморой. Просмотр слайдов «Что в лесу растет».

Задачи:

1. Показать детям  растения леса: деревья,  травы, цветы, ягоды, грибы.

2. Вызвать интерес к лесу.

3. Воспитывать бережное отношение к растениям.

4. Совершенствовать речь, эстетический вкус.

Предметно-развиваюшая среда:

Кукла кикимора, слайды растений леса.

Тема: «Растения лечат».

  • Игровая обучащая ситуация: «Медуничка лечит Незнайку».

Задачи:

1. Познакомить детей с лекарственными и витаминными растениями: подорожник, валериана, ноготки, крапива, ромашка, малина, шиповник.

Предметно-развивающая среда:

Кукла Незнайка, Медуничка, слайды или иллюстрации лекарственных растений, заварочный чайник, мешочки с травами.

Детская продуктивная деятельность: дети вместе с воспитатетлем готовят витаминный напиток из плодов шиповника.

  • Рассматривание гербария: «Ромашка полезный цветок». 

Задачи:

1. Познакомить с внешним видом цветка.

2. Воспитывать бережное отношение к цветам, лекарственным растениям.

3. Развивать наблюдательность, речь детей.

Предметно-развивающая среда: гербарий или иллюстрации (слайды) цветков ромашки, заготовки для аппликации.

Детская продуктивная деятельность: аппликация "Поле из ромашек".

  • Изучение схемы приготовления настоя из ромашки.

Задачи:

1. Познакомить с лекарственными свойствами ромашки.

2. Обучение полосканию горла, для чего это делается.

3. Учить делать анализ схемы  приготовления настоя.

Предметно-развивающая среда: карточки последовательности приготовления настоя, цветки ромашки, посуда для приготовления настоя.

Детская продуктивная деятельность: дети вместе с воспитателем готовят настой, учатся полоскать горло.

  • Прогулка к рябине.

Задачи:

1. Познакомить детей с внешним видом дерева, обратить внимание на гроздья ягод.

2. Воспитывать бережное отношение к деревьям.

Предметно-развивающая среда: стихотворение про рябину.

  • Рисование на тему «Красные ягоды рябины».

Задачи:

1. Конкретизировать знания детей о ягодах рябины.

2. Воспитывать интерес к растениям, бережное отношение  к ним.

Предметно-развивающая среда: слайды или иллюстрации ягод рябины, краски, кисти, бумага.

Детская продуктивная деятельность:детские рисунки на тему «Красные ягоды рябины».

  • Наблюдение за приготовлением напитка из ягод рябины.

Задачи: познакомить с лекарственными свойствами рябины.

Предметно-развивающая среда: плоды рябины,посуда для приготовления наптка.

  • Прогулка на поляну с одуванчиками.

Наблюдение: «Одуванчиков много - они разные и красивые».

Задачи:

1. Познакомить с внешним видом цветка.

2. Сообщить его название и характерные особенности.

3. Показать превращение одуванчиков - желтых цветов в пушистые шарики.

4. Показать красоту поляны, на которой много зеленой травы и желтых одуванчиков.

5. Совершенствовать речь детей, эстетический вкус.

Предметно-развивающая среда: стихотворение про одуванчик.

  • Длительное наблюдение за многолетним растением - одуванчиком.

Задачи:

1. Закрепить представление о приспособлении растения к осенним изменениям(отмирают наземные части растения, а корень остался в земле).

Детская продуктивная деятельность: дети колышками отмечают места, где росли одуванчики – весной здесь вырастут новые.

  • Беседа: «Вырос одуванчик, первый, молодой».

Задачи:

1. Рассказать о лекарственный свойствах одуванчика.

2. Показать строение цветка.

3. Воспитывать бережное отношение к лекарственным растениям.

4. Развивать логическое, системное мышление.

Предметно-развивающая среда: слайды (иллюстрации или фото) одуванчиков, схематическое изображение строения одуванчика. Загадки об одуванчике. Заготовки для аппликации.

Детская продуктивная деятельность: аппликация «Вырос одуванчик...»

Тема: «Грибными дорожками».

  • Беседа: «Грибы -красавцы лесные».

Задачи:

1. Пополнить знания детей о грибах.

2. Дать представление о съедобных и  несъедобных грибах.

Предметно-развивающая среда: загадки и картинки о грибах.

  • Игровая обучающая ситуация: «Красная шапочка собирает грибы».

Задачи:

1. Закреплять знания детей о грибах.

2. Учить различать съедобные и несъедобные грибы.

3. Воспитывать бережное отношение к растениям леса.

Предметно-развивающая среда: кукла Красная Шапочка, муляжи грибов, загадки про грибы, пластилин.

Детская продуктивная деятельность: дети лепят грибы.

Тема: «Лесные ягоды».

  • Инсценировка: «В лес по ягоды».

Задачи:

1. Познакомить детей с некоторыми  лесными ягодами:показать внешний вид, сообщить их названия.

2. Рассказать о пользе и применении.

3. Воспитывать экологическую культуру.

Предметно-развивающая среда: кукла Кикимора лесная, лайды (картинки, фото) лесных ягод: земляника, черника, костяника, ежевика.

  • Чаепитие с вареньем из лесных ягод.

Задачи:

1.Учить детей общаться с родителями и сверстниками.

2. Создать положительный эмоциональный настрой во время чаепития.

  • Посещение картинной галереи (выставки): «Перед нами чудо лес!»

Задачи:

1. Учить детей воспринимать произведения искусства, видеть красоту отраженной в них природы.

2. Познакомить детей с работами известных художников-пейзажистов.

3. Учить детей осматривать выставку.

Предметно-развивающая среда: репродукции картин И.Левитана, И.Шишкина, В.Васнецова, И.Айвазовского и других известных пейзажистов.

Тема «Кто в лесу живет?»

  • Беседа: «Колобок удивляется».

Задачи:

1. Уточнить знания детей о лесе и его обитателях.

2. Познакомить с жизнью животных зимой.

3. Развивать речь и эстетический вкус.

Предметно-развивающая среда: игрушка - колобок, слайды или иллюстрации животных: заяц, волк, медведь, белка, лиса, лось.

  • Кукольный театр: «Как звери в лесу зимуют».

Задачи:

1. Закрепить знания детей о жизни диких животных  в лесу зимой.

2. Формировать умение  выделить и охарактеризовать особенности внешнего вида животных, образа их жизни.

3. Заложить основы экологического воспитания: бережное отношение к природе, чувство длброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.

Предметно-развивающая среда: бутафорские деревья, мягкие игрушки (звери, птицы), картинки с изображением диких животных; чудесный мешочек; кукольный театр с персонажами: кикимора лесная, лесные звери.

  • Игровая обучающая ситуация: «Игрушечный зайчик хочет узнать о жизни зайцев в лесу».

Задачи:

1. Дать детям представление о жизни зайцев в зимнее и летнее время.

Предметно-развивающая среда: игрушка-заяц, картина с изображением зайцев зимой в лесу или слайды.

  • Сюжетная игра: «Школа для игрушечных зайцев».

Задачи:

1. Дать представление о лесе как о сообществе растений и животных, о при-способленности к жизни в лесу зайца-беляка.

Предметно-развивающая игра: 8-10  различных игрушечных зайчиков, игрушка-сова. Картины из жизни диких животных. Заготовки для аппликации.

Детская продуктивная деятельность: аппликация «Зайцы в лесу».

  • Чтение стихотворения: «Приключение Ежинки»

Задачи:

1. Дать детям представление о жизни ежа в лесу .

2. Воспитывать доброе, бережное отношение к ежу, как обитателю леса.

3. Развивать умение слушать чтение литературного произведения, разыгрывать его с помощью игрушек.

Предметно-развивающая среда: мягкие игрушки: большой и маленький еж, заяц, блюдце, шишки, картина портретного типа с изображением ежа.

  • Беседа по картине: «Знакомство с волком».

Задачи:

1. Дать детям новые знания о волке (внешний вид, повадки, образ жизни, способы охоты зимой и летом, польза и вред от волков).

Предметно-развивающая среда: загадки про волка, картины: «Семья волков летом», «Волчья стая зимой», отрывок  из книги И. Акимушкина «Жил-был волк».

  • Рассматривание и сравнивание: лиса и собака.

Задачи:

1. Уточнить и закрепить знания детей об особенностях внешнего вида собаки и лисы, об особенностях жизни этих животных.

2. Формировать умение выделять существенные признаки при обобщении - звери, птицы, рыбы, насекомые.

Предметно-развивающая среда: иллюстрации или слайды лисы и собаки, детали строительного конструктора, кукла - Незнайка. Дидактическая игра «Определи - кто?» (по силуэтам животных).

  • Игровая обучающая ситуация: «Игрушечный мишка и бурый медведь».

Задача:

1. Учить детей узнавать мишку в разных видах игрушечного изображения, определить его окраску, размер (большой, маленький, толстый), находить и показывать все части тела.

2. Дать детям первоначальные реалистические представления: познакомить с обликом бурого медведя и его местом обитания - лесом.

3. Развивать речевые и игровые умения детей.

Предметно-развивающая среда: игрушки-мишки по числу детей (разные по форме, цвету, размерам), картина с изображнием медведицы с медвежатами в лесу, игрушечные ягоды, игрушечный бочонок с медом.

  • Беседа: «Дикие и домашние животные».

Задачи:

1. Уточнить знания детей о животном мире, систематизировать представления о многообразии домашних и диких животных и их связи со средой обитания.

2. Воспитывать доброе отношение к животным, желание оберегать их.

3. Развивать творческие способности и художественно-ручные  умения.

Предметно-развивающая среда: картинки изображающие корову, собаку, зебру, лошадь. Игрушка - мышка. Картина И.Ерышева «Корова». «Белки осенью» (из серии «Дикие животные»). Атрибуты для лепки (глина).

Детская продуктивная деятельность: лепка диких животных, выставка детских работ "Кто в лесу живет".

  • Изготовление совместно с родителями: «Книга о моих любимых животных».(Домашние живтные).

Задачи:

1. Формировать у детей доброжелательное отношение к животным, познавательный интерес к окружающему миру.

Предметно-окружающая среда: фото, картинки домашних животных, рассказы или стихи о домашних животных.

  • Игровая ситуация: «Посещение зоопарка».

Задача:

1. Расширить представление детей о диких животных, познакомить с животными занесенными в Красную книгу.

Предметно-окружающая среда: строительный материал, большие игрушки или картинки с изображением диких  животных.

Тема: «Наши пернатые друзья».

  • Игровая обучающая ситуация: «Красная Шапочка рассказывает о птицах».

Задачи:

1. Учить распознавать птиц, расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании.

2. Воспитывать сочувствие, сопереживание детей по отношению к «братьям нашим меньшим».

Предметно-окружающая среда: грамзаписи с голосами птиц, предматные карточки с изображением птиц (слайды): воробей, ворона, синица, снегирь.

Продуктивная деятельность детей: изготовление кормушек.

  • Беседа: «Перелетные птицы».

Задачи:

1. Дать детям представление о перелетных птицах.

2. Развивать логическое мышление - формирование причинно-следственных связей и закономерностей в природных явлениях.

3. Воспитание чувства сопричасности к окружающей природе.

Предметно-окражающая среда: слайды или картинки с изображением птиц: скворца, журавля, жаворонка, лебедя, грача, цапли, соловья, ласточки, стихи о перелетных птицах.

  • Игровая обучащая ситуация: «Карлсон рассказывает о птичьих гнездах».

Задачи:

1. Уточнить представления детей о том, как и зачем птицы весной устраивают гнезда.

Предметно-развивающая среда: слайды или картинки с изображением птиц и их гнезд, краски или карандаши, бумага.

Продуктивная деятельность детей: рисование «Птички в гнездышках».

  • «Экологическая тревога»

Операция: «Птичья столовая» (прогулка к плодовым деревьям).

Задача:

1. Ввести детей в проблемную ситуацию: почему на деревьях с сохранившимися зимой плодами (рябина, яблоня, боярка) много птиц; можно ли  обрывать (обтрясать) плоды с этих деревьев.

Предметно-развивающая среда: корм для птиц.

Продуктивная деятельность детей: дети заполняют кормушки  для птиц кормом.

  • Беседа: «Доктора леса».

Задачи:

1. Рассказать детям о птицах которые помогают сохранить лес от вредных насекомых.

2. Воспитывать заботливое отношение к птицам.

Предметно-развивающая среда: иллюстрации, картинки или слайды о птицах: дятел, клест, поползень, загадки о птицах.

  • Экскурсия в зоопарк.

Задачи:

1. Продолжать расширять представления детей о диких животных и птицах.

2. Воспитывать интерес и доброе отношение  к природе.

Тема: «Насекомые».

  • Беседа: «Насекомые и их среда обитания». 

Задачи:

1. Закрепить представления детей о насекомых.

2. Учить выделять их главные признаки(членистое строение тела, шесть ног, крылья, усики).

3. Формировать знания о том, как насекомые защищаются от врагов.

4. Развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых.

Предметно-развивающая среда: кукла Незнайка, загадки про насекомых, заготовки для аппликации.

Продуктивная деятельность детей: аппликация «Бабочки, жуки-коровки».

  • Изготовление божьей коровки из скорлупы ореха.

Задачи:

1. Учить анализировать схему последовательности выполнения работы.

Предметно-развивающая среда: схема последовательности изготовления божьей коровки из скорлупы ореха, краски, пластилин, картинки с изображением божьей коровки.

  • Фотоохота в лесу:

Задача:

1. Учить детей видеть интересные явления природы, восхищаться ими, наблюдать за цветущими растениями, поведением животных; замечать особенности их внешнего  облика.

2. Развивать воображение детей, ролевое поведение.

  • Выставка фотографий на тему: «Что мы видели в лесу».

Задачи:

1. Показать увиденные детьми интересные явления природы.

Предметно-развивающая среда: фотографии на тему, рассказы детей,записанные родителями,об увиденном на экскурсии.

К концу изучения раздела «Про зеленые леса и лесные чудеса» дети должны:

- иметь представление о понятии леса, как сообщества растений и животных;

- иметь представление об этажах леса, их обитателях;

- иметь представление о хищных и травоядных животных, об их приспособленности к жизни в лесу;

- знать разные виды растений,животных, обитающих в лесах Урала;

- иметь представления о пищевых цепочках, о взаимоотношениях обитателей леса  друг с другом;

- у детей формируется бережное отношенеие к природе;

- соблюдение правил поведения в лесу;

- умение наслаждаться обстановкой леса.

Так же развивается познавательный  интерес к жизни леса: дети самостоятельно наблюдают разные явления, задают вопросы, охотно слушают рассказы, участвуют в обсуждении.

Постепенно дети получают представление о том, как человек использует природу. Дети узнают, что человек охраняет природу, создает заповедники, заносит редкие виды растений и животных в Красную книгу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. Проект "Музей леса"

О создании мини-музея леса в детском саду "Звездочка"....

презентация экологического проекта "Сохраним ёлочку-красавицу наших лесов"

презентация проекта по экологии для детей старшей группы...

Экологический проект "День леса"

Экологический проект "День леса"...

Экологический проект "Экологические проблемы лесов Подмосковья"

Краткосрочный (на 3 месяца) экологический проект, разработанный для детей подготовительной группы....

Экологический проект во второй младшей группе «Обитатели леса»

Обоснование выбора темыЭкологическое образование ребёнка необходимо начинать со знакомства с объектами природы.Одна из задач перед воспитателем – это заложить первые ориентиры в мире животных, как жив...

Экологический проект во второй младшей группе Тема: «Обитатели леса»

Актуальность темы: Экологическое образование ребёнка необходимо начинать со знакомства с объектами природы. Одна из задач перед воспитателем – это заложить первые ориентиры в мире животных, как живых...

Содержание выступления проект "Музей в чемодане"

МБДОУ детский сад №89 «Журавленок» компенсирующего вида       Содержание выступления проекта«Музей в чемодане»...