Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Удивительный воздух»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Калинникова Елена Ивановна

Конспект НОД

по опытно-экспериментальной деятельности

«Удивительный воздух»

подготовительная к школе группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kalinnikovoy_.docx21.79 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №71 «Кристаллик» города Смоленска

Конспект НОД

по опытно-экспериментальной деятельности

«Удивительный воздух» 

подготовительная к школе группа

Воспитатель: 

Калинникова Елена Ивановна

Смоленск, 2012


Воспитатель: «Ребята, отгадайте загадку .

                  Через нос проходит в грудь

                   И обратный держит путь.

                   Он невидимый, но все же

                   Без него мы жить не можем     (Воздух)

Воспитатель: Как вы догадались? Ответы детей.

Воспитатель: Мы дышим воздухом и привыкли не замечать его, а ведь он повсюду-на улице, в комнате, в любом свободном пространстве, и в небе – везде воздух ! Воздух есть в шинах велосипеда, автомобиля, в надувной игрушке.

Воспитатель: Как вы думаете, у воздуха есть свои секреты?

Дети: Да.

Воспитатель:  А вы бы хотели узнать секреты воздуха? Давайте попробуем открыть секреты воздуха.

Воспитатель: А что такое воздух?

Дети: Это то, чем дышат люди, растения, животные.

Воспитатель: Посмотрим внимательно вокруг - направо, налево, вверх, вниз, по сторонам.  Я воздуха не вижу. А вы видите воздух?

Дети: Нет, не видим.

Воспитатель: Давайте попробуем доказать, что воздух есть, но мы его не видим. А для этого мы поиграем.

            Опыт №1

Воспитатель:  Возьмите мешочки. Посмотрите, что там?

Дети: Там ничего нет, он пустой.

Воспитатель: Ребята, а теперь поднимите мешочки над головой и опустите их резко вниз. Закрутите мешочки. (Дети закручивают мешочки). Что внутри мешочков? Вы что-нибудь видите? (Нет).  Почему пакет стал упругим, а мы по-прежнему ничего не видим?

(В пакете воздух, но он невидимый, прозрачный, бесцветный)

А теперь давайте откроем пакеты. Что произошло? Почему пакет перестал быть упругим?  (в пакете был воздух, а когда его открыли, воздух вышел, и пакет перестал быть упругим).

Какой вывод мы можем сделать? Можно ли увидеть воздух?  (Нет, он невидимый).

  Вывод: воздух прозрачный, бесцветный, он – невидим. Это и есть первый секрет воздуха

Воспитатель:  ребята, как  вы думаете, а в воде есть воздух?

Дети: высказывают свои предположения

Для этого я предлагаю вам   провести небольшой опыт.

- Для этого подвиньте стаканчик  с водой, опустите  конец соломинки в воду. Вдохните через нос, и подуйте в неё, только осторожно. Что появилось в стакане? (пузырьки воздуха). Правильно, мы выдыхаем воздух, который в воде виден в виде пузырьков. А  почему  пузырьки вверх поднимаются, как вы думаете?

Дети: высказывают предположения

             Вывод:  Да, ребята, воздух есть  даже в воде и он легче её. Это еще один секрет воздуха.

(Слайд 4 ) «Свойства воздуха»

Воспитатель: Ребята, вот мы с вами можем двигаться, а воздух умеет двигаться, как вы думаете? (Ответы детей). Как вы думаете, а  можно доказать что воздух движется?( Ответы детей)

Давайте с вами проверим:  нам сегодня пригодиться веер, который мы с вами когда-то мастерили. Возьмите веер и помашите им над салфеткой. Почему салфетка движется?

  Веер движется и приводит в движение воздух, образуется ветер. Ветер заставляет двигаться нашу салфетку.

А теперь помашите веером перед лицом.

-Что вы чувствуете?

Воспитатель: Смотрите, мой веер  может вращать даже вертушку. Смотрите: воздух не движется, и вертушка не вертится. Я машу веером, толкаю воздух, получается ветер, и вертушка завертелась.

Вывод:  что ветер – это движение воздуха. Это второй секрет воздуха. Слайд 5 «Воздух движется»

А как человек использует это свойство воздуха? (Ответы детей)

Давайте с вами посмотрим…

Слайд 6 «Человек использует свойство воздуха – движение»

Воспитатель: Давайте мы с вами немного отдохнем …. Молодцы

Физкульминутка

 Воспитатель:  Продолжим наши исследования. Присаживайтесь.

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите, у меня есть вот такой стаканчик, в нем приклеена полоска бумаги,  как вы думаете, что будет,  если опустить этот стаканчик   в воду? Намокнет ли полоска бумаги? (Ответы детей). Хорошо, давайте проверим.

Опыт 4.

Посмотрите  сначала. Передо мной таз с водой. Переворачиваю стакан вверх дном, аккуратно и осторожно  погружаю в воду, не наклоняя стакан до самого дна ёмкости, потом сразу поднимаю его из воды, даю воде стечь, не переворачивая стакан.

- Дорогие учёные, по-вашему, что случилось? Попала ли вода в  стакан? (дети убеждаются, что бумага на дне стакана сухая).

- Намокла ли полоска бумаги? (нет, не намокла)

- Что же помешало воде её намочить? (ответы детей - воздух в стакане)

- А что же произойдёт с бумагой, если наклонить стакан? (ответы детей - пузырьки воздуха выйдут, а его место займёт вода, бумага намокнет).

Давайте проверим…

              Вывод:  хотя воздух и  невиден, все же его можно обнаружить и узнать, что воздух –  занимает место. (Слайд 8) «Воздух занимает весь предоставленный ему объём». Это третий секрет воздуха.

Воспитатель - Ребята, а давайте вспомним, что думают о воздухе наши друзья Фиксики (смотрим отрывок из мультфильма «Фиксики», серия Воздушный шарик). - Интересно, как же так получается? Фиксики утверждают, что если нагреть воздух в шарике он подымится, а вы ребята, как думаете? (ответы).

Опыт 5

 - А давайте проверим так ли это. Я беру пустую стеклянную бутылку, надеваю шарик, и ставлю бутылку в горячую воду, посмотрим что произойдёт).

 - Посмотрите, что происходит с шариком? (ответы).

 - Действительно, шарик надулся, как вы думаете почему? Воздуху стало жарко и тесно, он расширился и выходит из бутылки прямо в шарик, поэтому шарик и надувается.

               Вывод: правы наши друзья Фиксики, что горячий воздух легче холодного.

(Слайд 10) «Тёплый воздух поднимается кверху». Это еще один секрет  воздуха.

Воспитатель: Вот сколько секретов мы с вами узнали сегодня. Давайте теперь вместе попробует сделать вывод, что же мы узнали о воздухе?

Слайд 11 «свойства воздуха»

  • Воздух прозрачный, не имеет цвета,
  • Воздух движется;
  • Воздух занимает весь предоставленный ему объем;
  • Теплый воздух поднимается кверху;

 Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали сегодня в нашей лаборатории, вы расскажите своим друзьям и родителям. А ваши мамы и папы вам смогут рассказать и о других секретах  воздуха и прочитать о «великом невидимке» в энциклопедиях.

Спасибо вам ребята,  с вами было очень приятно и интересно общаться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения опытно – экспериментальной деятельности на тему: «Воздух – невидимка» в подготовительной к школе группе

Конспект проведения опытно – экспериментальной деятельности                 на тему:  «Воздух – невидимка»...

Конспект НОД для детей старшей группы по теме «Опытно-экспериментальная деятельность (опыты с воздухом)»

Цель: Закрепить представление детей о свойствах воздуха (невидим, бесцветен, не имеет запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается); о способах обнаружения....

конспект совместной опытно-экспериментальной деятельности. "Удивительные свойства воды"

Данный материал предлагается для проведения опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего возраста....

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Удивительные свойства воздуха» в старшей группе.

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности «Удивительный песок» (старшая группа)

Цель: Создание условий для развития познавательно-исследовательской интересов у детей старшего дошкольного возраста, посредством ознакомления с песком, как с природным компонентом и его составом.Задач...

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности "Как обнаружить воздух"

Опытно-экспериментальная деятельность с объектом неживой природы - воздухом, сопровождаемая презентацией ...

Конспект НОД опытно-экспериментальной деятельности "Удивительный мир песка"

НОД "Удивительный мир песка"[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24656707","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Цель: познакомить детей со свойствами песка; обучать ...