Проектирование непосредственно образовательной деятельности по экологическому развитию для детей среднего дошкольного возраста
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Лобанова Мария Андреевна

Проект по экогологическому воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_ekologii.docx30.38 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области  АКАДЕМИЯ  СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Кафедра человековедения и физической культуры

Зональный проблемно-тематический семинар

Развитие профессиональных компетенций педагога дошкольной образовательной организации (в условиях реализации ФГОС дошкольного образования)

Практико-значимая работа

на тему:

«Проектирование непосредственно образовательной деятельности по экологическому развитию для детей среднего дошкольного возраста»

Выполнила:

Лобанова Мария Андреевна,

Воспитатель  

МДОУ № 74 «Лучик», слушатель

Дмитровской зональной

стажировочной площадки

Руководитель:

Москва 2014 год

Тема: «Наши друзья - животные».

Актуальность темы: В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.

Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребёнка с природой. Отсюда вытекает задача формирования у детей ответственного отношения к природе. Ведь именно детям этого возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию детей, тем большим будет ее педагогическая результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды деятельности детей. Здесь учитываются интересы детей и их желания; ионные и инновационные формы и методы работы.

Иногда дети ломают ветви деревьев, кустарников, разоряют птичьи гнезда и мучают животных. Объясняется это тем, что у них вовремя не был поддержан интерес к окружающей природе и на основе этого здорового интереса их не познакомили с жизнью растений и животных. Дети самостоятельно не могут объяснить многие интересующие их явления природы, а потому это обязанность взрослых.

В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.

 Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любой деревне, городе, можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц и животных. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Основными предпосылками для разработки и принятия проекта «Наши друзья - животные » является совокупность следующих факторов:

- изменение приоритетных целей и задач в образовательной программе дошкольного образования с учетом ФГОС;

- гуманизация экологического образования и воспитания дошкольников;

- необходимость опережающего развития науки и экологического образования как главной предпосылки устойчивого развития общества.

Практическая значимость проекта заключается в том, что данная работа может использоваться педагогами других общеобразовательных организаций.

В соответствии с ФГОС работа базируется на основном принципе дошкольного образования: построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт

дошкольного  образования  (далее   -   Стандарт)       представляет собой

совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

     Предметом  регулирования  Стандарта  являются  отношения  в    сфере

образования,  возникающие  при  реализации  образовательной     программы

дошкольного образования (далее - Программа).

     Образовательная   деятельность   по   Программе       осуществляется

организациями,    осуществляющими    образовательную        деятельность,

индивидуальными предпринимателями (далее вместе - Организации).

Цель: Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Наши друзья - животные».

Задачи: 

  1. Формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять ее.
  2.  Формировать у детей элементарные представления о животных, их строении, способах передвижения, местах обитаия.
  3.  Воспитывать бережное отношение к живому.
  4. Развивать эмоциональную отзывчивость.
  5. Формировать навыки исследовательской деятельности.

Ожидаемый результат: Проявление у детей ярко выраженного интереса к объектам природы — животным. Умение различать и называть животных. Знание о пользе или вреде, которую животные приносят людям и растениям. Бережное отношение к природе, стремление детей к правильному поведению по отношению к животным. Формирование у детей стремления к исследованию объектов природы, умения делать выводы и устанавливать причинно-следственные связи.

Сведения об участниках: Проект рассчитан на средний дошкольный возраст. Предлагает активное участие родителей, детей и педагогов в работе над проектом.

Сотрудничество с семьёй:
• Консультации «Как привить любовь к природе», «Влияние животных на полноценно развитие личности ребенка».
• Придумывание рисунков-загадок о животных.

Проект состоит из трех этапов:

I этап – подготовительный:

• Разработка проекта
• Подбор литературных произведений о животных
• Изготовление презентации «Наши соседи животные»
• Подбор методической литературы и иллюстрированного материала по теме.
• Подбор материалов, игрушек и атрибутов для игровой деятельности
• Подбор музыкальных произведений по теме
• Составление плана основного этапа.
• Определение целей и задач проектной деятельности.

II этап – основной (реализация проекта):

• Познавательные беседы по теме с использованием презентации.
• Исследовательская деятельность (наблюдение за животными на прогулке), рассматривание частей тела, особенностей передвижения.
• Чтение художественной литературы: «Коза-дереза», укр., обр. Е. Благининой; «Три поросёнка», пер. с англ. С. Михалкова;
 «Лисичка-сестричка и волк»; «Зимовье зверей», обр. И. Соколова-Микитова; Заяц и ёж», из сказок братьев Гримм, пер. с нем А. Введенского, пол ред. С. Маршака;

• Разучивание считалок, потешек и стихотворений о животных. Отгадывание загадок по теме.
• Пальчиковая гимнастика «Кошка», «Мышка», «Лиса», «Заяц», «Волк».
• Прослушивание аудиозаписи голосов животных

• Танцевальная импровизация «Зайки на полянке» под музыку Майкапара «Росинки»; И.Баха «Шутка».
• Просмотр мультфильмов «Хвосты», «У страха глаза велики», «Лесная история», «Крашеный Лис».
• Дидактические игры: «Чей домик», «Кто, где живет», «Знаешь ли ты ….» «Чей хвост».
• Развивающие игры: речь с движением « Лесные звери»
• С/Р игры, свободная деятельность детей.

• Подвижные игры: «Медведь и пчелы», «Лохматый пес», «У медведя во бору», «Мыши в кладовой».
• Творческо-продуктивная деятельность (рисование, аппликация, лепка)

Создание условий для самостоятельной деятельности детей, создание предметно – развивающей среды

  1. Книжный уголок: «Коза-дереза», «Три поросёнка», «Лисичка-сестричка и волк»; «Зимовье зверей», Детская энциклопедия  «Жизнь животных в картинках».
  2. Центр сюжетно-ролевых игр: атрибуты, костюмы, маски, игрушки для игр.
  3. Центр экспериментирования: картинки животных, игрушки.
  4. Центр строительно-конструктивных игр: схемы (дома, убежища), строительные материалы.
  5. Центр дидактических и развивающих игр: Лото «животные», «Чей домик», «Чьи хвосты», картотека словесных игр, плакаты, мозаика, модели животных (разрезные картинки).
  6. Центр продуктивных видов деятельности: иллюстрации с изображением животных, раскраски.

Взаимодействие с семьей
• Консультации «Как привить любовь к природе», «Влияние животных на полноценно развитие личности ребенка».

III этап – Заключительный

• Оформление выставки детских работ.
• Проведение экологического развлечения «Лесная полянка».

• Создание презентации проекта.

Познавательные беседы:

Цель: Знакомить детей с названиями и частями тела животных, местами их обитания; обобщающим понятием домашние животные и дикие животные.
Познакомить детей со способами питания, образом жизни животных, с тем, как они защищаются от врагов, какую пользу или вред приносят, о значении животных для жизни других обитателей природы.

Загадки о животных:

С хозяином дружит,                                Посреди двора

Дом сторожит,                                        Стоит копна:

Живёт под крылечком,                           Спереди вилы,

Хвост колечком. (Собака)                      Сзади — метла. (Корова)

Есть рога, а не баран,                            Спереди — пятачок,

Хвост свечой, а не белка,                      Сзади — крючок,

Не корова, а молоко даёт. (Коза)          Посредине — спинка,

                                                              На спинке — щетинка. (Свинья)

На овчарку он похож:                            Он в берлоге спит зимой

Что ни зуб — то острый нож!               Под большущею сосной.

Он бежит, оскалив пасть,                      А когда придёт весна,

На овцу готов напасть. (Волк)              Просыпается от сна. (Медведь)

 Потешки

Козонька рогатая,                                          Идет кисонька из кухни.
Козонька бодатая                                           У ней глазоньки припухли.
Убежала за плетень,                                      О чем, кисонька, ревешь,
Проплясала целый день.                               О чем, серенька, ревешь?
Ножками коза                                                Как мне, кисоньке, не плакать,
Топ-топ!                                                         Как больной не горевать:
Глазками коза                                               Кто-то пеночку слизал,
Хлоп-хлоп!                                                   Да на кисоньку сказал.

Считалка

Ехала белка не тележке,
Продавала всем орешки.

Кому два, кому три,
Выходи из круга ты.

Дидактические игры:

«Чей домик», «Кто, где живет»

Цель: познакомить детей с местами, где живут некоторые животные, развивать внимание, память, логическое мышление.

«Чей хвост»

Цель: закрепить знания по темам "Дикие и домашние животные", создать условия для активизации словаря ребенка по данным темам.

Речь с движением

 « Лесные звери»

Цель: координация речи с движениями, уточнение названий частей тела. Проговаривание стихотворения сопровождается чётким указанием на упоминаемую часть тела, развитие памяти, внимания, темпа.


Список литературы

  1. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду»: Книга для воспитателя детского сада. – 2-е издание, доработанное – М.; Просвещение, 1991 г.
  2. Закон Московской области «Об образовании» от 27.07.2013 №94/2013-03
  3. От рождения до школы. Примерная  общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Е.Н. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Соответствует ФГОС – 2-е изд., исправленное - М.: Мозаика – Синтез, 2014
  4. РыжоваН.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. М.: Линка-Пресс, 2003.
  5. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000.
  6. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. - М.: Мозаика – Синтез, 2009
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования  (приказ  Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155)

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей среднего дошкольного возраста «На свете живут добрые дела»

Программное содержание: Развивать способность детей к сопереживанию, устанавливать причинно-следственные связи, воображение, память, речь, пантомимическую и речевую выразительность, творчество. Закреп...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей среднего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи "Жили-были мамам Коза и козлята"

Занятие по познавательному развитию «Жили-были Коза и козлята…»            Цели. Образовательные: Продолжать учить детей узнавать животных по час...

"Сохраним жизнь на Земле" - конспект непосредственной образовательной деятельности по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста

Цель: расширять и углублять знания детей о взаимосвязи мира природы и деятельности человека, как хозяйственной, так и природоохранной. Задачи: закреплять знания детей о природе, о бережном и...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию у детей среднего дошкольного возраста с использованием интерактивной доски Smart Board по теме: "Дифференциация звуков Ш-Ж"

Тема: «Дифференциация звуков Ш – Ж»Программное содержание:Цель: учить детей четкому произнесению слогов,слов со звуками «ж» и «ш».Задачи по образовательным областям:Социально-коммуникативное развитие1...

Сценарий непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию для детей среднего дошкольного возраста «Кукла Аленка и гласные звуки»

Программное содержание:Дать понятие о гласных звуках;Продолжать обучать детей называть слова с заданным звуком....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей среднего дошкольного возраста на тему «Учимся сортировать мусор»

Цель: Знакомство детей с принципами сбора и утилизации бытовых отходов.Задачи:Обучающие:- Формировать умение сортировать мусор при его сборе.-...