Игра-лаборатория: "Что такое воздух?"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Cоловьева Марина Юрьевна

Конспект занятия в подготовительной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_takoe_vozdukh.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе

Тема: Игра-Лаборатория «Что такое воздух?»

Задачи:

1.Уточнить и расширить представления детей о воздухе

2.Развивать познавательно-исследовательскую активность детей в процессе экспериментальной деятельности

3.Воспитывать эмоционально-положительные взаимоотношения между детьми и взрослыми в ходе познавательно-исследовательской деятельности

Предварительная работа: беседы о воздухе, чтение художественной литературы по теме: «Воздух», игры с воздухом, наблюдения на прогулке

Оборудование: Баночки с водой на всех детей. Маленькие стаканчики, большие стаканы с водой. Трубочки на всех, воздушные шарики. Бутылочки, мыльные пузыри, полиэтиленовые пакеты, свисток, дудочка

Ход занятия

В. Посмотрите на гостей, улыбнитесь им.

    Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.

    Посмотрите на меня, улыбнитесь мне

    Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы будем играть в лабораторию.

    А что делают в лаборатории?

Д. Делают опыты

В. Правильно, проводят опыты. Но чтобы попасть в нашу лабораторию и узнать тему игры, отгадайте, пожалуйста, загадку:

                                  Через нос проходит в грудь

                                  И обратный держит путь.

                                  Он невидимый, и все же

                                  Без него мы жить не можем?

В. Что это?

Д. Воздух

В. Сегодня мы поиграем с воздухом, будем делать разные опыты.

    Хочу спросить: «Чем мы с вами дышим?»

    Ну-ка, давайте сначала вдохнем глубоко-глубоко, а затем выдохнем.

    Как вы думаете, что мы вдыхали?

Д. Мы вдыхали воздух

В. А что же такое воздух?

Д. Это то, чем мы дышим

В. Ребята, а вы видели когда-нибудь воздух? Может, его и нет вовсе?

Д. Есть, но мы его не видим

В. А как вы думаете, воздух вот сейчас есть у нас в группе?

Д. Да, нет

В. Вот это  мы и выясним, играя с воздухом: есть ли воздух в группе, какой он, и зачем он

    нужен?
  Приглашаю вас на игру «Лаборатория»

Опыт 1.

(воспитатель берет стакан)

В. Ребята, как вы думаете, стакан пустой? Скажи Кристина? Матвей?

Д. Стакан пустой

В. Возьмите в руки стаканчики, внимательно посмотрите, есть ли что-нибудь в стаканчиках?

    Гриша? А как думаешь ты Эрик?      

Д. Стаканчики  пустые

В. Говорите, что нет ничего в стаканчиках?  Мы сейчас проверим

   Переворачиваем стакан вверх дном и медленно опускаем его в чашу с водой, стаканчики держим ровно.

   Попадает ли вода в стакан? Скажи нам Алина? Что у тебя Миша?

Д. Вода в стакан не попадает

В. Кто не пускает воду в стакан? Денис? А как думаешь ты , Лера?

Д. Воду в стакан не пускает воздух

В. Как вы думаете, что в стакане? Скажи нам, Лева?

Д. В стакане воздух

В. Правильно, Лева, в стаканчиках есть воздух

Опыт 2. 

В. Поиграем в следующую игру

    Опустите стаканчики в чашу с водой

   Но теперь держите его не прямо, а немного наклонив

   Что появляется в воде? Варвара?

Д. В воде появляются пузырьки

В.  Что это за пузырьки, Женя? Пузырьки воздуха

В.  А как думаешь ты, Денис? Скажи полным предложением

Д.В воде появляются пузырьки воздуха

В. А откуда они взялись? Кристина?

Д. Воздух выходит из стакана

В.Правильно, ребята. Воздух выходит из стакана и его место занимает вода

В. Убедила я вас, что в стакане воздух?

Д. Да.

Опыт 3.

В. Поиграем еще с воздухом

    Возьмите трубочки, опустите в стаканчик с водой

    Дуйте в трубочки!

    Что получается? Матвей? Женя?

Д. В стакане появляются пузыри

В. А что это за пузырьки? Скажи нам Вика?

Д. Это пузырьки воздуха

В. А как думаешь ты, Эрик?

Д. Это пузырьки воздуха

В. Правильно, Эрик!

     А как вы думаете, если дунуть сильно-сильно, что получится? Скажи нам Арина? Фонтан. А как думает Миша? Буря. Алина, как думаешь, ты?

Д. В стакане ничего не останется

В. Умница. Алина! Конечно, в стакане ничего не останется

В. Это интересная игра и во вторую половину дня, мы обязательно поиграем
Опыт 4.

 В. Ребята, а хотите узнать, есть ли воздух в других предметах? Да

    Возьмите кусочек губки. Внимательно посмотрите.

    Что вы видите? Женя? А ты что видишь Гриша?

Д. В губке отверстия. А я вижу маленькие дырочки

В.  Как вы думаете, что это? Эрик? Денис?

Д. Это воздух

В. Проверим, так ли это?

     Опустите губку в воду и слегка надавите на нее

     Что получается? Скажи нам Алина? А у тебя чтоАрина?

Д. В воде появляются пузырьки

В. А что за пузырьки? Лера?

Д. Это пузырьки воздуха

В. А откуда появился воздух? Матвей?

Д. В губке был воздух

В. Правильно, Матвей, умница!

Опыт 5.

В. Возьмите камешек, бросьте в воду

    Что получилось? Вика? Кристина?

Д. В воде появились пузырьки

В. Что за пузырьки, Илья?

Д. Это воздух. А как думаешь ты, Женя?

Д. Это пузырьки воздуха

В. А теперь бросьте кусочек сахара. Что получилось? Гриша? Миша?

 Д. В воде появились пузырьки

В. Что за пузырьки,  Денис?

Д. Это воздух

В. Как вы думаете, почему появляются пузырьки?  (дети затрудняются)

    Воздух выходит из предметов, поэтому появляются пузырьки

В. Повтори, что я сказала, Арина?

Д. Это воздух выходит из предметов, поэтому появляются пузырьки

В. Что мы узнали, играя с предметами? Илья? Лева?

Д. Воздух находится в разных предметах. Правильно, ребята!

В. Воздух везде вокруг нас, даже в различных предметах  

В. Ребята, а почему мы не видим воздух? Миша? Женя?

Д. Потому что он прозрачный, невидимый

В. Правильно ребята, воздух бесцветный, прозрачный, невидимый

    А вы хотите поиграть с воздухом-невидимкой?  Да!

    Пойдемте, поиграем на коврике

                                                      физминутка

                          Ветер дует нам в лицо,

                                                                   закачалось деревцо.

                          Ветер тише, тише,

                                                                деревце все выше, выше.

                         А потом кругом, кругом

                                                                все бегом, бегом, бегом

                                Тише, тише, не спешите! Карусель остановите

                                Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра

  В. Ребята, давайте поиграем с мыльными пузырями

                                  (дети пускают мыльные пузыри)

В. Посмотрите, какие они красивые, разноцветные и летают

     Как вы думаете, что внутри мыльного пузыря? Лера? Вика?

Д. Внутри мыльного пузыря, воздух

В. А как думаешь ты, Матвей?

Д. Я думаю, что там воздух

В. А я думаю, что там мыло

Д. Нет, там воздух

В. А если бы внутри было мыло, смогли бы пузырьки летать?

Д. Нет

В. Почему?

Д. Пузырьки были бы тяжелые

В. Что заставляет летать пузырьки? Гриша? Миша

Д. Воздух заставляет летать

В. Значит воздух, какой, ребята?

Д. Воздух легкий

В. А почему исчезает мыльный пузырь? Лева? Арина?

Д. Он лопается, воздух из него уходит

Опыт 6.

В. А сейчас мы поиграем с воздухом в «Ловишки»

     Кто больше поймает воздух пакетом

                                              ( дети ловят)

В. Попробуйте его осторожно смять?

    Что внутри? Вика? Женя?

Д. Внутри воздух

В. Ты видишь его, Денис?

Д. Нет, я его не вижу

В. А почему ты его не видишь?

Д. Потому что он прозрачный, невидимый

В. А как думаешь ты, Варя? Я думаю так же

В. Ну что, поиграли с воздухом-невидимкой? Да

    Выпустите воздух, пусть летает в группе

В. Пойдемте в лабораторию, будем продолжать играть с воздухом

В. Мы знаем, что все мы, люди дышим: вдыхаем и выдыхаем воздух

    А через что мы дышим? Денис? А как думаешь ты, Миша?

Д. Мы дышим через нос

В. Правильно, через нос

    Ну-ка, ребята, подышите своими замечательными носиками

    Отлично!

В. Интересно, а как же дышат животные? Алина?  Илья, а как думаешь ты?

Д. Животные дышат через нос

В. А как же дышат растения?

    Куда они спрятали свои носики? Скажи нам Гриша? Эрик?

Д. А у них нет носов

    Они дышат через маленькие дырочки-отверстия на листьях

В. Правильно, ребята, молодцы!

    А как вы думаете, можно ли увидеть эти дырочки на листьях?

Д. Нет, только через микроскоп

В. Правильно, через микроскоп, во вторую половину дня мы обязательно проверим

     Значит, воздух нужен всем: и людям, и животным, и растениям

В. Ребята, а где можно найти много воздуха сразу? Арина? Матвей?

Д. В космосе много воздуха. В атмосфере. На улице много воздуха

Опыт 7.

В. А я думаю, что в воздушных шарах много воздуха

    Мы сейчас поиграем с воздушными шарами

    Надувайте шары ребята (дети и воспитатель надувают шары)

В. Что сначала было у вас в шариках? Кристина? Лева?

Д. Ничего    А у тебя, Варя?   Ничего

В. А теперь что,  Женя?

Д. А теперь воздух

В. А чем вы надували шары? Скажи Миша полным предложением?

Д. Мы надували шары воздухом А ты Варя?

В. Ребята, а как вы думаете, если шарики сильно надуть, что случится?

Д. Шарик лопнет

В. А почему? Матвей? Лера?

Д. Воздух весь не поместится

В. Правильно, Лера! Молодец!

    Так что, ребята, не перестарайтесь

В. Ребята, а хотите услышать воздух?

Опыт 8.

    Тогда медленно выпускайте воздух из шариков

    Что вы слышите? Алина? Матвей?

Д. Воздух выходит из шариков

В. А ты что слышишь, Кристина?

Д. Я слышу, как воздух выходит из шарика

В. А хотите почувствовать воздух? Да

    Подставьте руку под струю выходящего воздуха

    Что вы чувствуете? Денис? А ты Алина, что чувствуешь?

Д. Я чувствую воздух

В. А если быстро-быстро воздух из шарика выпустить, что будет? Гриша? Арина?

Д. Воздух быстрее будет выходить

В. Правильно, ребята!

Опыт 9.

В. Я вам сейчас продемонстрирую, а вы положите шарики

    Воздух из шарика выходит очень быстро, он как бы толкает шарик,

    и тот движется вперед

    Если мы отпустим такой шарик, он будет двигаться до тех пор,

    пока из него не выйдет весь воздух (выпускаю шарик)

В. Что мы узнали, играя с шариками? Женя?  А Варя, что узнала?

Д. В шарике много воздуха. Мы слышали воздух. Мы чувствовали воздух

В. Ребята, а хотите еще услышать воздух?

Опыт 10.

В. Возьмите бутылочки, поднесите к нижней губе и подуйте сбоку в горлышко

    Сразу может, не получится, не торопитесь

    Что вы слышите? Илья? Что слышишь ты, Кристина?

Д. Я слышу звук. Звук возникает в бутылочке

В. Как вы думаете, почему мы слышим звуки?

Д. Мы дуем в бутылочку, в бутылочке воздух, поэтому получается звук

В. А как думаешь ты, Алина?

     Правильно! Мы дуем в бутылочку, а в бутылочке воздух, воздух дрожит, и получается звук

В. Послушайте, какой красивый звук, получается, от стеклянной бутылочки

В. Теперь возьмите листочек бумаги, приложите его к губам

     и подуйте вдоль нее так, чтобы получился звук

     Что происходит? Эрик? Женя?

Д. Мы дуем на бумагу, получается звук

В. Почему так происходит?  (дети затрудняются сказать)

    Мы дуем на бумагу, край бумаги дрожит

    Он заставляет дрожать и воздух, поэтому возникает звук

    Повтори,  пожалуйста, Гриша, то, что я сказала

Д. Мы дуем на бумагу, бумага дрожит, дрожит воздух, получаются звуки

В. Молодец, Гриша!

В. А еще воздух может свистеть

    Посвисти, пожалуйста, Илья  (ребенок свистит)

    Ребята, откуда берется свист? Варя? Арина?

Д. Илья дует в свисток, воздух дрожит и получается звук

В. А как думаешь ты. Матвей?

В. Варя, я предлагаю поиграть тебе на дудочке

    Что происходит? Денис? Алина?

Д. Варя дует в дудочку, воздух дрожит и возникает звук. А как думаешь ты. Варя?

В. Что мы узнали, играя с бутылочками, дудочками? Лева? Вика?

Д. Воздух может издавать звуки, он может петь, свистеть

В. Молодцы, ребята, все верно! Звуки бывают только там, где есть воздух

     Ребята, что мы сегодня узнали нового, играя с воздухом? Эрик?

Д. Воздухом мы дышим, он нужен всем.

В. Денис, а ты что узнал нового?

Д. Воздух прозрачный, невидимый, легкий.  Он находится в различных предметах.

В. Скажи нам. Арина? Воздух умеет издавать звуки. Воздух легкий

В. Правильно, ребята! Молодцы!

В.  Понравилось вам играть в лабораторию?  Кристина?

Д. Очень понравилось

В.  Какие опыты понравились вам больше всего? Скажи Эрик? А тебе  Денис?

Д. Опыты с бутылочкой, а мне с воздушными шарами

В. Ребята, вы меня сегодня очень порадовали

     Были активными, внимательными

     Правильно сделали все опыты

     Ответили на все вопросы

     Вы умеете работать в лаборатории!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

игра-лаборатория "Свойства воды"

Познавательно-исследовательская деятельность о свойствах воды...

Квест-игра «Лаборатория воздуха».

Занятие по опытно-экспериментальной деятельности. Ход занятия представлен в нетрадиционной форме, в виде квест-игры....

Cюжетно-ролевая игра лаборатория

Сюжетно-ролевая игра в средней группе позволяет расширять и совершенствовать игровые замыслы и умения детей, учит развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, позволяет соз...

Сюжетно ролевая игра "Лаборатория"

Расширять и Совершенствовать игровые замыслы умения детей, учит развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего. Развивать логическое мышление, творческое воображение и познава...

КВЕСТ – ИГРА «Лаборатория воздуха» «Удивительный воздух»

КВЕСТ – ИГРА «Лаборатория воздуха «Удивительный воздух»Цель: Обобщение и закрепление знаний детей, полученных в ходе экспериментальной деятельности по теме "Воздух&qu...

Конспект сюжетно - ролевой игры "Лаборатория Почемучек"

Цель: Совершенствовать умение игры в лабораториюЗадачи:Научить детей играть в игры с экспериментированием;Развивать мышление;Воспитывать у детей интерес к исследовательской, эксперимент...