Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному, речевому развитию «Зимующие птицы» с детьми средней группы
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Журавлёва Александра Андреевна

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному, речевому развитию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_no4.docx49.15 КБ

Предварительный просмотр:

                   Государственное бюджетное дошкольное образовательное

         учреждение детский сад № 25 общеразвивающего вида с приоритетным

       осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей

                          Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по познавательному, речевому развитию «Зимующие птицы»

с детьми средней группы

Подготовила: воспитатель ГБДОУ № 25

Журавлёва Александра Андреевна


Санкт-Петербург

2014 г.

Цель: Обобщение и закрепление полученных ранее знаний структурные элементы: сторона, угол, их количество;, выражать пространственные, временные отношения между предметами; развивать воображение, наблюдательность, умение решать логические задачи, рассуждать.

Задачи:

1.Образовательные:

-  Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании.

- Дать детям представление о видах питания зимующих птиц.

- Формировать умение выслушивать других детей при обсуждении проблемной ситуации.

- Активизировать в речи прилагательные. Учить подбирать точные сравнения.

2. Развивающие:

- Развивать наблюдательность, умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи; сообразительность, в процессе отгадывания загадок.

- Развивать познавательный интерес у детей к жизни птиц.

Развитие общей и мелкой моторики.

3. Воспитательные:

- Воспитывать сопереживание, сочувствие, желание помогать птицам в трудных зимних условиях.

Социально-коммуникативное развитие: воспитывать уверенность, инициативность в опытном освоении новых материалов и способов работы с ними

Познавательное развитие – развитие интересов и познавательной мотивации, любознательности, развитие воображения, формирование первичных представлений о птицах (о их особенностях и многообразии).

Речевое развитие: Совершенствовать диалогическую форму речи, развивать устную речь, активизировать и расширять  словарь по теме «Зимующие птицы».

Художественно-эстетическое развитие: восприятие стихов и загадок на соответствующую тему, получение эмоционального отклика.

Физическое развитие: развитие общей и мелкой ручной моторики, координации, удовлетворение потребности в двигательной активности.

Оборудование: кукла Незнайки, кормушка; картинки с изображением воробья, снегиря, синицы, вороны; мнемотаблица (схема описания зимующей птицы); четыре блюдца с ягодами рябины, семечками, пшеном, кусочком яблока; дидактическая игра «Сложи птичку».

Используемые технологии:

  • Технологии по  познавательной деятельности;
  • Технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;
  • Игровые технологии.


Ход занятия

Воспитатель

Дети

Организационный момент.

Здравствуйте, дети. Будет садиться на свое место тот, кто назовет признак зимы.

Мотивация.

Раздается стук в дверь.

В гости к ребятам приходит Незнайка (кукла). В руках у него кормушка. Незнайка здоровается с ребятами и рассказывает им историю: «Ребята, я очень люблю птиц, мне их жалко, ведь зимой на улице холодно и я сделал им домик – кормушку. Повесил ее на дерево. Но птицы, покружив над кормушкой, улетели.

- Почему они пролетели мимо и не сели на мою кормушку?

Основная часть.

Воспитатель.

Правильно, Незнайка забыл положить корм на кормушку и птицы пролетели мимо.

Незнайка. А я совсем забыл про корм, да и не знаю, что птицы любят кушать. Ребята, помогите мне лучше узнать птиц.

Воспитатель:

Давайте познакомим Незнайку с разными птицами, расскажем об их повадках, и о том, чем они любят полакомиться зимой.

Отгадаем загадки и увидим птичек

Я весь день ловлю жучков.

Уплетаю червячков,

В теплый край я не летаю.

Здесь, под крышей обитаю.

Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый ….

- Красногудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать

С первым снегом на рябине

 Он появится опять.

А по каким словам вы догадались, что это снегирь?

А что значит красногрудый?

- Непоседа, невеличка,

Желтая почти вся птичка.

Любит сало и пшеничку.

Как зовут ее?

Как вы догадались? Что значит невеличка?

Окраской – сероватая, повадкой – вороватая,

Каркунья хрипловатая.

Какие слова помогли вам узнать ворону?

Как одним словом можно назвать этих птиц?

Почему они называются зимующие?

Воспитатель.

Что защищает птиц зимой от холода?

У птиц еще осенью отрастает густой пух (он под перьями) и еще они накапливают подкожный жир (прям как животные).

Незнайка:

Ребята, какие вы молодцы! Как много вы рассказали мне о птицах.

Физкультминутка «Синица» (см. приложение 1)

Воспитатель.

Ребята, подойдите к столу и встаньте полукругом. На столе блюдца с рябиной, хлебными крошками, семечками, кусочками яблока, пшено.

Зимой птицам холодно и голодно. Летом и осенью синицы и воробьи питались жуками, кузнечиками, гусеницами.

Где сейчас, зимой жуки и кузнечики?

Птицам тяжело найти себе корм под снегом.

Кто может им помочь зимой? Они прилетают ближе к людям за помощью, взрослые делают кормушки и насыпают в них корм.

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой,

Стайкой на крыльцо.

Не богаты их корма!

Горсть зерна нужна.

Горсть зерна –

И не страшна

Будет им зима

Я вам расскажу, какая птица что больше любит.

- Воробьи питаются зёрнышками, крошками, семечками.

- Синицы питаются зёрнышками, крошками, семенами, любимое их лакомство – сало. Синица, найдя твердую пишу, быстро взлетает на ветку и затолкав семечку между пальцев цепких ног, ударами крепкого клюва раздалбливает оболочку семени. Показывает блюдце с пшеном.

- Снегири едят семена, любят клевать ягоды рябины. Мерзлые ягоды хорошо поддаются мощному клеву. Показывает блюдце с ягодами рябины.

- Вороны, голуби питаются очистками, остатками пищи, любит хлеб, мясо. Показывает блюдце с кусочками яблока.

Воспитатель:

 Теперь поиграем в игру «Накорми птичку». Ещё раз внимательно посмотрите на блюдечки с кормом.

Задание:

- Я вам показываю картинки с птицами, а вы должны назвать птичку и найти ей корм.

Незнайка: 

Теперь я узнал, что надо положить птицам в кормушку

Пальчиковая гимнастика «Зимующие птицы» (см приложение 2).

Незнайка приглашает ребят к столу.

Незнайка: Ребята, я нарисовал для вас вот такие кормушки.

- Хотите узнать, кто прилетит к вам на кормушку? Перед вами лежат разрезные картинки. Если их сложить, то получится птичка.

Ребята складывают птичек. Незнайка выясняет индивидуально у каждого ребёнка, какую птицу он выкладывает и как он догадался, что это синичка? воробей?

Закрепление материала:

Это картинка  (приложение 3) – подсказка, по ней мы без труда сможем рассказать о любой птице.

Первая картинка – название птицы.

Вторая – части тела, отличительные особенности (цвет оперения).

Третья – зимующая или перелетная птица.

Четвертая – Крупная или маленькая.

Пятая – как голос подает

Шестая – где живет

Седьмая – где откладывает яйца и как растит птенцов

Восьмая – чем питается.

Девятая - какую пользу приносит человеку.

Расскажите вот об этой птице (выставляется изображение голубя). Кто узнал ее?

Воспитатель помогает детям составить рассказ. Сообщает новую информацию (где дети затрудняются с ответом).

Незнайка дарит ребятам кормушку и приглашает ребят на прогулку покормить птиц.

Здороваются

Называют признаки зимы, садятся.

Здороваются с гостем

Кормушка пустая, птицам есть нечего

Да, поможем!

Воробей

Снегирь

Красногрудый – это про снегиря

Грудка красная.

Синичка

Маленькая, желтый животик

Не велика - значит маленькая

Ворона

Серая, каркает

Зимующие

Живут рядом с человеком, не улетают на зиму в теплые края.

Перья.

Подходят к столу, рассматривают содержимое тарелочек.

Они все спрятались до весны.

Мы.

Да

Это голубь.

Отвечают по одному пункту

У голубя есть голова, туловище, хвост, крылья, лаки, клюв, глаза. Тело голубя покрыто перьями. Он серого цвета.

Это зимующая птица. Среднего размера.

Голубь, воркует.

Живет рядом с человеком.

Откладывает яйца на чердаках домов

Любит кушать хлебные крошки, семечки, крупу.

Ест насекомых, которые вредят деревьям.

Благодарят Незнайку. Собираются на прогулку.

Приложение 1

Физкультминутка

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)

Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)

Вот присела на минутку, (Присели.)

Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)

И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)

Приложение 2

Пальчиковая гимнастика «Зимующие птицы»

Прилетайте, птички! – «зовущие» движения пальцев

Сала дам синичке – 4 раза – «режущие» движения одной ладони по другой

Приготовлю крошки – пальцы щепоткой –«крошим хлеб»

Хлебушка немножко.

Эти крошки – голубям – вытянуть вперед правую руку с раскрытой ладонью

Эти крошки – воробьям – то же левой рукой

Галки да вороны – тереть ладонью о ладонь,

Ешьте макароны! – «катая из хлеба макароны».

Приложение 3

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию с использование ИТК в старшей группе

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА –  ДЕТСКИЙ САД № 122        Лонспект   непосредственной обра...

Конспект непосредственно- образовательной деятельности по познавательному, речевому развитию «Зимующие птицы» с детьми средней группы

Занятие о расширении знаний детей о жизни птиц зимой,их повадках,питании.Занятие воспитывает сопереживание,сочувствие,желание помогать птицам в трудных зимних условиях....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию для детей средней группы «Путешествие по стране «Математика»

Занятия  с дошкольниками должны проходить в увлекательной игровой форме. Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возр...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию с детьми от 5 до 6лет группы общеразвивающей направленности «Путешествие в зимний лес»

Цель: учить видеть красоту зимнего леса и радоваться , распознавать и называть деревья; через дидактические игры, стихи дать детям дополнительные знания по теме; дать детям понятие о том, что нелегко ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Здравствуй, Зимушка – зима!»

Цель: обобщить представления детей о типичных зимних явлениях в неживой природе.Задачи:-                 Закрепить в соз...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в технике «батик» в средней группе на тему: «Снегирь – зимующая птица».

Тема: Снегирь - зимующая птицаВозраст: 4-5 летОбразовательная область: художественно-эстетическое развитиеИнтеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-...