Конспект экологического праздника на тему: «В заповедном лесу» в старшей логопедической группе
материал по окружающему миру (старшая группа)

Бастрыгина Евгения Павловна

Экологический праздник проводился в рамках эколого-образовательной акции "Знакомьтесь, Воронежский заповедник!", посвященной 90-летию Воронежского государственного заповедника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_bobry.docx36.79 КБ
Файл beregite_prirodu_plakat.docx1.44 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка - детский сад № 10 г. Россоши

 

 

 

 

 

 

 

Конспект экологического праздника

 на тему:

«В заповедном лесу»

в старшей логопедической группе

 

 

 

Воспитатели: Бастрыгина Е.П. Соколова Н.И.

Педагог – психолог:

Ковалева С.М.

Музыкальный руководитель: Иващенко Е.Н.

 

 

 

 

 

 

 

г. Россошь

2014 г

 

Цель:

- формировать у дошкольников посредством знакомства с Воронежским биосферным заповедником представления об охраняемых природных территориях.

 

Программное содержание:

- дать детям знания о многообразии животного и растительного мира родного края;

- рассказать дошкольникам о Красной книге, ее значении для охраны окружающей природы; 

- закреплять у детей навыки разумного поведения в заповедном лесу;

- развивать творческое воображение и коммуникативные качества детей;

- воспитывать у дошкольников интерес и любовь к природе, желание бережно относится к ней.

 

Предварительная  организационная работа:

Создание условий для осуществления совместной деятельности по экологической теме: «В заповедном лесу»:

- подбор познавательного материала и музыкальных фонограмм к праздничному мероприятию;

- установка аппаратуры и оформление места проведения праздника;

- беседы с детьми об охраняемых природных зонах – заповедниках;

- рассматривание фотографий с изображением флоры и фауны Воронежского государственного биосферного заповедника;

- заучивание с детьми стихотворений;

- загадывание загадок об обитателях заповедного леса;

- изготовление атрибутов для проведения дидактических и подвижных игр.

 

Оборудование и ТСО:

- карта Воронежской области, эмблема заповедника, Красная книга, 4 комплекта пазлов, 4 конверта, 6 кубиков, 2 обруча, 6 кеглей, 2 корзины, 8 бутылок и 10 смятых листов бумаги для эстафет, иллюстрации правил поведения в лесу;

- музыкальный центр, музыкальные фонограммы, фотоаппарат, мультимедийная установка с проектором;

- подарки  –  «эмблемы заповедника» для всех участников праздника.

 

Оформление зала: Зал оформлен как уголок заповедного леса: с одной стороны – лес с домиком  лесничего, с другой – речка с «хаткой» бобров.

 

Действующие лица: ведущий, лесничий, внучка Аленка, два бобренка, 2 браконьера.

Берегите природу – и она сбережет вас!

Содержание экологического праздника.

(Звучит фонограмма музыки «Утро» Э.Грига. Лесничий с Красной книгой в руках  ходит  возле своего домика, смотрит по сторонам).

 

Лесничий: Я люблю гулять по лесу,

Здесь хожу я целый день.

Все в лесу мне интересно

Каждый куст и каждый пень.

 

Здравствуйте, ребята! Узнали меня? (Ответы детей). Да, я – лесничий. Лес для меня словно дом родной! Я хорошо знаю и люблю всех его обитателей, стараюсь помочь им в трудное время – зимой в бескормицу и весной в половодье. Берегу лес от пожаров, осенью очищаю от старых деревьев, весной высаживаю новые деревья. А еще веду борьбу с браконьерами. Ребята, а вы знаете, кто такие браконьеры? (Ответы детей).

 

(В лес вбегает внучка под песню «Здравствуй, новый день!» сл. Ир.Филимоновой, муз. А.Петряшевой (см. Приложение 1), Лесничий настораживается, думает, что это браконьеры, на всякий случай снимает с плеча ружье).

 

Внучка: Дедушка! Здравствуйте! Это я – Аленка – ваша внучка! Пришла к вам в гости.

 

Лесничий: Здравствуй, внученька! Рад тебя видеть. (Лесничий обнимает внучку).

 

Внучка: Дедушка, а почему вы с ружьем? Что вас тревожит?

 

Лесничий: В лесу, внученька, могут быть браконьеры.  

 

Внучка: Какие браконьеры?! Дедушка, я пришла к вам в лес, чтобы вместе с вами рассказать ребятам об удивительном Воронежском государственном биосферном заповеднике, в котором вы работаете.

 

Лесничий: Это хорошее дело, внученька! Воронежский заповедник – один из старейших заповедников России. В декабре наш заповедник отметил 90-летний юбилей! Ребята, а вы знаете, что такое заповедник? (Ответы детей). Заповедник – это охраняемая природная  территория, на которой редкие или ценные виды животных и растений сохраняются в естественном виде.

 

Внучка: Дедушка! Заповедник называется Воронежским, потому что находится на территории Воронежской области?

 

ЛесничийСейчас, внученька, мы у ребят спросим. Ребята, Воронежский заповедник расположен в Воронежской области? (Ответы детей).

 

Воспитатель: Дедушка, позвольте немного помочь ребятам (подходит к карте и показывает). Воронежский заповедник расположен на стыке двух областей – Липецкой и Воронежской. Находится наш заповедник  в Усманском бору и включает в себя реки Усмань и Ивницу, а свое название он получил от реки Воронеж, которая течет рядом с заповедником.

 

ЛесничийВерно (обращается к воспитателю). Проверим, знают ли ваши ребята, что изображено на эмблеме нашего заповедника.Внученька (обращается к Аленке), загадай ребятам загадки.

 

(Загадывание детям загадок).

Внучка: Хочешь, верь, хочешь не верь:

Пробежал по лесу зверь.

Нес на лбу он неспроста,

Два развесистых куста. (Олень).

 

Лесоруб и дровосек,

Это зверь, не человек.

Под водою строит хатки,

Таковы его повадки.

По-звериному он добр,

Догадались? Это … (бобр).

 

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием. На эмблеме Воронежского государственного биосферного заповедника – фигуры бобра и оленя в обрамлении ветвей (показывает эмблему). Изображение ревущего оленя выглядит внушительнее, но своим созданием и существованием заповедник обязан прежде всего бобру. Причиной исчезновения зверьков стала неограниченная охота на них из-за красивого, прочного меха.

 

Ребенок 1: У бобров отличный мех,

Но не в этом их успех.

Бобры – речные жители –

Отличные строители.

Ребенок 2: Посмотрите на бобров:

Без пилы и топоров

Валят крепкую осину

Строят в заводи плотину.

(Двое детей танцуют танец «Бобрята» муз. Е.Гомановой (слова см. в Приложении 2), прячутся в своем домике).

Воспитатель: Бобры – удивительные хозяева. Свои «хатки» бобры строят из палок, скрепляя их липким илом, который они берут со дна водоема. Вход в такую хижину – под водой, чтобы враги не смогли подобраться. Бобры симпатичные звери. Стоит посмотреть, как дружно и мирно они трудятся для общего блага, как кормят и учат своих детенышей, как уютно отдыхают вместе на берегу и тихо о чем-то переговариваются. Жилище бобров всегда в чистоте и порядке. Однако увидеть, как они трудятся трудно – потому что звери ведут ночной образ жизни. Каждое лето в нашем заповеднике отлавливают бобров и переселяют их в другие заповедники: в Татарии, Белоруссии, Азербайджане.

 

Лесничий: Украшают Воронежский заповедник благородные олени. Число их растет очень медленно, но жизнь протекает бурно. Олени собираются в стада, ночью можно услышать их  рев. Олени сначала кочуют по лесу, затем выходят на поля, где вместе выбирают место отдыха. В нашем заповеднике обитает очень много животных. Фотографии некоторых животных я принес для ребят. Внученька, подай конверты с фотографиями.

 

Внучка(заглядывает в конверт): Дедушка, здесь же одни бумажные кусочки!

 

Лесничий (улыбается): Ничего, внученька, ребята все исправят и соберут из пазлов фотографии животных.

(Дидактическая игра «Собери картинку» (звучит русская народная музыка «Ай, заинька!»). Дети складывают из пазлов картинки с изображениями  лося, косули, белки, кабана. Побеждает команда, которая быстрее справится с заданием). 

Лесничий:В Воронежском заповеднике обитает очень много птиц (показывает детям фотографии в Красной книге): соловьи, веснянки, жаворонки, иволги, кукушки, тетерева, орлы. В реках водится много рыбы, в лесах – грибов.

Внучка: (показывает на Красную книгу): Дедушка, какая у тебя книга красивая! А почему она красного цвета?

Лесничий: Красная книга – это особенная книга. Красный цвет предупреждает нас об опасности. В эту книгу занесены  редкие растения и животные, которые находятся под угрозой исчезновения с лица Земли. Когда-то в Красную книгу был занесен бобр, но сейчас его в этой книге нет – численность его восстановлена. Ох, что-то я заговорился, пойдем, внученька, я покажу тебе и ребятам заповедный лес.

 

(Дети исполняют песню «Лесная песенка» муз. В.Витлина,

сл. Т.Кагановой (см. Приложение 3).

  

Внучка: Дедушка, как интересно в заповедном лесу! Рядом с соснами, березами и осинами растут дубы, клены, ясени. У подножия деревьев зеленеет ковер из самых различных трав. (Показ слайдов см. Приложение 4).

 

Лесничий: Ребята, какой воздух чистый заповедном лесу!

(Аутотренинг «В заповедном лесу», проводится на фоне звуков леса «Ноктюрн» Ф.Шопена (флейта).

 

Солнце яркое встает,

Лучики свои нам шлет

Дышим носом глубоко.

Нам в лесу дышать легко.

Наклоняемся вперед,

Прогибаемся назад.

Как деревья ветер гнет,

Так качаемся мы в лад.

Птицы в воздухе кружат…

Встрече с лесом каждый рад!

 

(Пока Лесничий и внучка любуются лесными пейзажами, в это время браконьеры осторожно пробираются к домику (под муз. В.Витлина «Страшилище») и воруют бобрят – завязывают лентами).

 

Внучка: Схожу к «хатке», посмотрю на бобрят. Очень мне понравились бобрята! (Обнаруживает пропажу).Дедушка, бобрята пропали. Их нигде нет: ни в реке, ни возле домика.

Лесничий: Браконьеры! Бобрят украли! (хватается за ружье).

ВнучкаЧто же делать? Как спасти бобрят?

Лесничий: Бобрят нужно спасать, пока из них браконьеры воротники не сшили! Пойдем в лес искать.

Воспитатель: Подождите, подождите, наши ребята могут помочь вашей беде – они видели, куда браконьеры понесли бобрят. (Ответы детей).

Лесничий: Как выглядели браконьеры? (Ответы детей). Куда они побежали? (Ответы детей).Бессердечные! Поймаю – проучу!  (Идут).

Воспитатель: Ребята, давайте поможем найти бобрят. Для этого вам придется преодолеть много препятствий. Вы готовы прийти на помощь?

 

(Подвижная игра «Ловкие и смелые». Участвуют две команды детей, каждая состоит из 6 человек. Каждая из команд должна преодолеть препятствия: перешагнуть через камни - кубики, пролезть через ветви деревьев – пролезть в обруч, пробежать вдоль лесного ручейка  - оббежать змейкой кегли. Побеждает та команда, которая быстрее справится с заданием).(игра проводится под русскую народную музыку «Полянка»)

Внучка: Тише! (подносит палец к губам). Дедушка, кто-то кричит! (Крик браконьеров).

Браконьер 1: Ай, как больно! Я попал в капкан!

Браконьер 2: Под ноги надо смотреть! Ай, я тоже попал в капкан!

Лесничий (слушает, идет с ружьем к дереву): Посмотрим, посмотрим. Аленка, да это же браконьеры! Попались в свои же капканы! (Лесничий грозит пальцем). А вот и наши бобрята! (Лесничий помогает освободиться , внучка идет к бобрятам).

Браконьеры: Простите нас! Мы больше не будем обижать бобрят! Мы просто хотели воротнички себе сшить!

Лесничий: Не верю! Не прощу!

Воспитатель: Дедушка! Внучка! Ребята! Может, браконьеры и вправду раскаялись, больше не будут воровать и обижать зверей. Давайте простим браконьеров. (Ответы детей).

Браконьеры: Простите! Простите!

Лесничий: Ладно, уговорили. (Снимает с браконьеров капканы). Оставайтесь. Будете мне помогать заповедный лес охранять? (машут головой). А вы правила поведения в природе знаете?

Браконьеры: Нет. Не знаем. Не слышали.

Воспитатель: Наши ребята знают правила поведения в природе и с удовольствием вам о них расскажут.

(Дети по очереди по картинкам рассказывают правила поведения в природе).

  1. В природе нужно ходить по тропинкам тихо и осторожно.
  2. В природе нельзя ломать ветки деревьев.
  3. В природе нельзя ловить насекомых.
  4. В природе нельзя разорять птичьи гнезда.
  5. В природе нельзя разорять муравейники.
  6. В природе нельзя разжигать костры.
  7. В природе нельзя ловить лягушек, жаб, змей.
  8. В природе нельзя кричать, включать громко музыку.
  9. В природе нельзя сбивать ногами несъедобные грибы.
  10.  В природе нельзя оставлять после себя мусор.

(Браконьеры осматривают заповедный лес, находят мусор, оставленный туристами).

Ребенок 3 (читает стихотворение С.Михалкова «Прогулка»):

А на солнечной полянке

Тут и там пустые банки,

И, как будто нам назло,

Всюду битое стекло.

Здесь до нас уже сидели,

Жгли костры, бумагу жгли –

Тоже пили, тоже ели,

Насорили и ушли!

Лесничий: Нехорошо! Нехорошо! Безобразие! Не уследил! 

Воспитатель: Не волнуйтесь! Пожалуйста, не волнуйтесь! Наши ребята помогут вам собрать мусор. Ребята, поможем навести порядок на полянке? (Ответы детей).

 

(Подвижная игра «Собери мусор» (звучит русская народная музыка «Пойду ль я, выйду ль я…»). Участвуют две команды детей, каждая состоит из 6 человек. Каждой команде необходимо собрать в корзины смятые листы бумаги и пластмассовые бутылочки. Побеждает команда, которая быстрее справится с заданием).

Воспитатель: Ребята, а куда в заповедном лесу нужно выбрасывать мусор? (Ответы детей: в специально оборудованные контейнеры). А если в лесу нет контейнеров? (Ответы детей). Что может случиться, если люди будут выбрасывать мусор в заповедном лесу? (Ответы детей).

Внучка: Дедушка, как хорошо, что у вас теперь есть помощники. Спасибо за интересную беседу про Воронежский государственный биосферный заповедник, но мне пора возвращаться домой.

Лесничий: Подожди, внученька, я хочу тебе и ребятам подарить на память о встрече эмблемы нашего заповедника (раздает эмблемы).

Воспитатель: Давайте споем песню «Это называется природа» муз. Ю.Чичкова, сл. М.Пляцковского (см. Приложение 5).

Используемая литература

 

  1. Бобры и другие обитатели пресных вод: автор.-состав. А. Тэнер. Пер. с англ. И.Гуровой. – М.: ТЕРРА, 1996.
  2. Веденеева Г.И. Азбука родного края / Пособие по краеведению. – Воронеж,  1995.
  3. Воронежскому биосферному – 75 лет // Бумеранг, 2002, № 15.
  4. Воронежские дали. – Воронеж, 1981.
  5. Воронежский заповедник / Фотоальбом – М.: Россия, 1981.
  6. Загоровский В.П. Воронежская историческая энциклопедия. – Воронеж, 1992.
  7. www.bioklassniki.ru
  8. www.stalker.travel-net.ru
  9. www.poi.gps-club.ru
  10. www.vantit.ru
  11. www.mygeog.ru

 

 


Приложение 1

Здравствуй, новый день!

Сл. И. Филимоновой

Муз. А. Петряшевой

Постучал в окно рассвет – здравствуй!

Первый лучик дарит свет – здравствуй!

Петушок пропел свое,

Вот и солнышко встает…

 

Распахну свое окно – здравствуй!

Стало в комнате светло – здравствуй!

Неудачи позади и тепло в моей груди –

Здравствуй, здравствуй, здравствуй!

 

 


Приложение 2

 

Бобрята 

Муз. Е. Гомановой

На полянку прибежали

Шустрые бобрята.

Праздник весело встречают

Дружные зверята.

 

За лапку, за лапку,

За лапку берись.

Бобренок, бобренок,

Скорей покружись!

 

Лапками захлопали,

Хлопай веселей,

Ножками затопали,

Топай побыстрей.

 

За лапку, за лапку,

За лапку берись.

Бобренок, бобренок,

Скорей покружись!

 

Ушки мы погладили,

Стало нам теплей.

Покрутили хвостиком,

Стало веселей!

 

За лапку, за лапку,

За лапку берись.

Бобренок, бобренок,

Скорей покружись

Приложение 3

 

Лесная песенка

Муз. В. Витлина

Сл. Т. Кагановой

 

Золотило солнышко

Лес, лес.

Муравей на дерево

Влез, влез.

Дятлы долгоносые

Тук, тук, тук!

Всюду, всюду слышится:

Стук, стук, стук!

 

Мотылек на веточку

Сел, сел.

А скворец на елочке

Пел, пел.

Услыхал ту песенку

Толстый жук.

Зажужжал он весело:

Жу – жу – жу!

 

Полюбилась песенка

Всем, всем.

Мы запели песенку

Все, все.

Каблучками топаем:

Топ, топ, топ!

И в ладоши хлопаем:

Хлоп, хлоп, хлоп! 

Приложение 4 

Приложение 5

 

Это называется природа 

Муз. Ю.Чичкова

Сл. М.Пляцковского

 

Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь…

Все это называется природа,

Давайте же всегда ее беречь!

 

В лугах ромашки солнечного цвета,

Такие, что светлей на свете жить…

Природой называется все это,

Давайте же с природою дружить!

 

Летят, звеня, дождинки с небосвода,

Клубится на заре тумана дым…

Все это называется природа,

Давайте же сердца ей отдадим!

 

Прощальный вальс танцует с ветром лето,

Дрожит в окне вечерняя звезда…

Природой называется все это,

Давайте же любить ее всегда!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Доверчивый ёжик" Конспект познавательной интегрированной совместной деятельности педагога и детей старшей логопедической группы на тему ОБЖ.

Этот материал воспитывает у детей уважение к труду пожарных, в игровой форме формирует элементарные знания о пожарной безопасности,о том, что при умелом обращении с огнем он приносит пользу, а при нео...

Конспект занятия на тему: «В гостях у ёжика» (старшая логопедическая группа).

Тематическое занятие для  по  развитию речи в старшей логопедической группе....

Конспект НОД по развитию фонетико-фонематических процессов в старшей логопедической группе для детей с ОНР. Тема: «В гостях у бабушки и дедушки». Рабочая тема: «Звуки А, О, У, И».

Цель: формировать понятие «гласный звук».Задачи:коррекционно-образовательные:-  дифференцировать на слух и в произношении гласные звуки А, О, У, И;- упражнять в определении первого и последнего г...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей логопедической группе «В осеннем лесу»

Конспектнепосредственно образовательной деятельностипо развитию речив старшей логопедической группе«В осеннем лесу»...

"Экологическое воспитание" Конспект по ознакомлению с природой на тему «Цепочки в лесу» в старше-подготовительной группе

Формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса. Расширить представление детей о функциях хвоста как очень важной части тела животного....


 

Комментарии

Перцель Мария Николаевна

Интересное мероприятие,очень познавательное.