План-конспект непосредственной образовательной деятельности по нравственно-экологическому воспитанию детей в подготовительной группе «Сказка» с использованием ЭОР и современных образовательных технологий.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Цель образовательной деятельности: нравственно-экологическое воспитание детей, формирование базовой культуры личности, на основе организации разнообразных видов детской деятельности.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие»
Задачи:
- расширять и систематизировать знания и представления детей о лесе: растительном и животном мире («Познавательное развитие»)
- формировать положительное отношение к природе через расширение взаимодействия с объектами окружающего мира, желание принимать посильное участие в приумножении природных богатств. («Познавательное развитие»)
-закреплять правила поведения в лесу, экологические знания и представления. («Познавательное развитие»)
- развивать чувственное и эмоциональное осознание взаимосвязанности и взаимозависимости человека и природы, его бережного отношения к ней, любовь к природе и желание охранять («Познавательное развитие»)
- расширять кругозор, формировать целостную картину мир. («Познавательное развитие»)
-способствовать духовно-нравственному и экологическому воспитанию («Познавательное развитие детей»)
- развивать логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и умозаключения. («Познавательное развитие»)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_ekologii_pro_les.doc | 128 КБ |
Предварительный просмотр:
Юго – Восточное управление министерства образования и науки Самарской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа
«Образовательный центр» с. Алексеевка муниципального района Алексеевский Самарской области
структурное подразделение, реализующее основную общеобразовательную программу дошкольного образования – детский сад «Солнышко», расположенный по адресу 446640 Самарская область, муниципальный район Алексеевский, с.Алексеевка, ул. Советская, 39
План-конспект непосредственной образовательной деятельности по нравственно-экологическому воспитанию детей в подготовительной группе «Сказка» с использованием ЭОР и современных образовательных технологий. Тема: Съемка фильма «Лес – богатство и краса, береги свои леса»
Залишева Галина Сергеевна
Воспитатель
с. Алексеевка. 2014 г
Цель образовательной деятельности: нравственно-экологическое воспитание детей, формирование базовой культуры личности, на основе организации разнообразных видов детской деятельности.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие»
Задачи:
- расширять и систематизировать знания и представления детей о лесе: растительном и животном мире («Познавательное развитие»)
- формировать положительное отношение к природе через расширение взаимодействия с объектами окружающего мира, желание принимать посильное участие в приумножении природных богатств. («Познавательное развитие»)
-закреплять правила поведения в лесу, экологические знания и представления. («Познавательное развитие»)
- развивать чувственное и эмоциональное осознание взаимосвязанности и взаимозависимости человека и природы, его бережного отношения к ней, любовь к природе и желание охранять («Познавательное развитие»)
- расширять кругозор, формировать целостную картину мир. («Познавательное развитие»)
-способствовать духовно-нравственному и экологическому воспитанию («Познавательное развитие детей»)
- развивать логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и умозаключения. («Познавательное развитие»)
- вызывать желание трудиться по сохранению природы, оберегать ее и беречь. («Социально-коммуникативное развитие»)
- способствовать сохранению психического и физического здоровья детей.
(через своевременную смену видов детской деятельности) («Физическое развитие»»)
- развивать общую и ручную моторику, что стимулирует активность клеток головного мозга и его отделов и оказывает положительное влияние на речевые зоны и на сенсорное восприятие. («Физическое развитие»»)
- развивать физическую активность, гибкость всех мышц тела. («Физическое развитие»)
- формировать чувства принадлежности к обществу, сопереживанию и осознанию его настоящего и будущего. («Социально-коммуникативное развитие»)
- развивать умение строить диалог в процессе общения, вести беседу, адекватно и осознанно выбирать стиль и разнообразные невербальные средства общения: мимику, жесты, активизировать речевую активность. Закреплять правильное звукопроизношение. («Речевое развитие»)
- развивать эмоциональный мир и высоконравственные качества личности: чувства сопереживания, милосердия, желания придти на помощь и т.д. («Социально-коммуникативное развитие »)
- активизировать и обогащать словарь, совершенствовать умение использовать разные части речи точно по смыслу. («Социально-коммуникативное развитие »)
- развивать интерес к художественному слову: стихам, пословицам, загадкам, рассказам и способствовать осознанному и выразительному чтению стихов. («Художественно-эстетическое развитие»)
- развивать творческие музыкальные способности, воображение, умения передавать свои чувства и эмоции в прослушивании музыкальных произведений («Художественно-эстетическое развитие»)
- совершенствовать певческий голос, выразительность и эмоциональность, вокально-слуховую координацию («Художественно-эстетическое развитие»)
- совершенствовать умения передавать и обобщать полученные знания и впечатления в изготовлении экологической газеты, развивать творческие способности («Художественно-эстетическое развитие»)
Методы и приемы
Практические: - аутотренинг с элементами дыхательной гимнастики; - физкультминутка музыкальная. - движения в играх по инструкции: топают, хлопают. - работа с карточками: выбирают нужные и расставляют их на стенды; - изготовление «Экологической газеты»
Наглядные - рассматривание иллюстраций, плакатов, картинок и фотографий деревьев и их плодов, листьев и семян, - показ знаков-символов по правилам поведения в природе; показ мультимедийной презентации «Правила поведения в лесу». Словесные - чтение письма от «лесовика» - беседа по вопросам; - пословицы о лесе; - стихи воспитателя и детей; - исполнение песни «Лес» слова М. Пляцковского, музыка Ю. Чичкова. - словесные игры и упражнения: «Если я приду в лесок», «Какой лес бывает?», «Найдите и расскажите»; «Узнай дерево по семенам, плодам и листьям», «Кто живет в родном лесу?»
Материалы и оборудование: - ИКТ: музыкальный центр с дисками (звуки леса, танцевальная музыка и т.д.), мультимедийный проектор. - раздаточный материал: большое количество картинок для выбора детьми, о поведении людей в лесу, - демонстрационный материал ( иллюстрации деревьев, волшебная коробка с листьями, семенами и плодами деревьев) - знаки – символы по правилам поведения в природе - ватман, клей, фломастеры для газеты - музыкальное сопровождение песни на пианино музыкальным руководителем.
Использование современных образовательных технологий
- ИКТ (мультимедийная презентация «Правила поведения в лесу» bigslide.ru›obzh…pravila-povedeniya-v-lesu.html )
- Элементы психогимнастики (релаксационное упражнение «Если я приду в лесок» http://ext.spb.ru/index.php/2011-03-29-09-03-14/98-2011-12-05-14-06-41/1459-2012-08-01-13-28-44.html ) ) - Здоровьесберегающая технология (аутотренинг с элементами дыхательной гимнастики, физкультминутка «Мы по лесу гуляли» )
Формы организации совместной деятельности.
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Физкультминутка «Мы по лесу гуляли» Аутотренинг с элементами дыхательной гимнастики. Словесная игра «Кто живет в родном лесу?» (с движениями) Словесная игра с движениями «Если я приду в лесок» |
Игровая | Словесная игра «Кто живет в родном лесу?» (с движениями) Словесная игра « Кто скажет, кто знает, какой лес бывает?» Настольно-дидактическая игра с правилами «Узнай дерево по листьям и плодам и покажи» Словесная игра с движениями «Если я приду в лесок». |
Продуктивная | Изготовление « экологической газеты». Съемки детского фильма «Лес – богатство и краса, береги свои леса» |
Познавательно-исследовательская | Настольно-дидактическая игра «Узнай дерево по листьям и плодам и покажи» Дидактическая игра «Покажите и объясните правило» Просмотр мультимедийной презентации «Правила поведения в лесу» |
Коммуникативная | Решение речевой ситуации «Письмо от Лесовика», вопросы о лесе, его роли в жизни человека, о правилах поведения в лесу, деревьях и животных. Словесные игры. Презентация «экологической газеты» |
Музыкальная | Слушание музыки «лесные звуки Исполнение песни «Лес» |
Восприятие художественной литературы и фольклера. | Пословицы о лесе. Стихи о правилах поведения в лесу |
Логика образовательной деятельности
№ | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
1 | Внести и прочитать письмо от «Лесовика» Предложить «выполнить просьбу Лесовика о снятии фильма по правилам поведения в лесу и просмотре его среди всех детей детского сада и их родителей. | Слушают, сочувствуют, обдумывают предложение «Лесовика» и отвечают на вопросы. | Сформирован интерес к предстоящей деятельности. Активизация эмоциональных чувств и нравственных качеств личности: сопереживание, осознание, желание помочь, сострадание. Сформирован эмоциональный положительный отклик |
2 | Детям предлагаются вопросы: Что такое лес? Чем же именно дорог нам лес? Почему мы с лесом дружим, Для чего он людям нужен? - Так чем же для зверей и птиц является лес ? Для человека? Обобщение сказанного детьми. Лес наш добрый, лес могучий, Лес зеленый - друг наш лучший. Вот стоит обычный стол. Это лес! Оглянитесь вокруг. Назовите предметы, которые сделаны из дерева | Дети отвечают на вопросы: Лес – это наше богатство! Лес – это зеленый наряд нашей Земли. Там, где лес, всегда чистый воздух. Лес – это дом для зверей и птиц. Наша страна самая богатая лесная страна в мире. Лес - величайший источник здоровья. Ценность леса не только в красоте и необходимости его для здоровья человека. Лес дарит нам здоровье. Лес - лучшее место отдыха. Это тот "завод", что выпускает кислород. Леса украшают землю и очищают воздух. Лес – это наш друг: задерживая влагу, он помогают человеку выращивать хороший урожай. Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы. Лес - это место отдыха человека. Лес может обогреть человека. Лес – аптека. Лес - это книжки с картинками, тетради для учеников, это паркет и мебель в наших квартирах Дети называют предметы из дерева. | Осведомленность о лесе, высокий уровень знаний и представлений. Речевая активность. |
3 | Словесная игра: « Кто скажет, кто знает, какой лес бывает?» (в кругу с логопедическим мячом) Любит подберёзовик лес, какой? (березовый) Дуб налево, дуб направо, это что у нас? (дубрава) Любит подосиновик лес, какой? (осиновый) Ели, словно на подбор, красной шапкой мухомор спрятался бездельник в вечнозеленый (ельник). Если в лесу растут сосны и ели, то этот лес... (хвойный); Если дубы и осины - лиственный; Если растут ели, березы, дубы - смешанный; Если в роще растут березы - березовая роща; Если одни клены - кленовая роща Если одни дубы - дубовая роща; Если одни сосны - сосновый бор; Если одни осины - осиновая роща. | Дети ловят мяч и отвечают на вопросы. | Развитый кругозор и осведомленность, богатые знания о видах леса, их отличии друг от друга.. Хорошее развитие произвольного внимания и интереса, быстрота реакции. |
4 | Настольно-дидактическая игра «Узнай дерево по листьям и плодам и покажи» Я хочу вас испытать, вам загадки загадать.
Народная мудрость говорит: "Человек не напрасно прожил жизнь, если он вырастил, хотя бы одно дерево"; "Кто рубит лес, тот сушит места, гонит от полей тучи и готовит себе горя кучи". | Дети берут из закрытой «волшебной коробочки» (на ощупь) плоды, семена или листья деревьев и называют дерево, а затем находят его и выставляют на стенд. | Систематизированы знания деревьев, умения их различать и узнавать по листьям, семенам и плодам. Развито осязание, чувственное восприятие. Стимулирование умственной активности через воздействие на пальцы рук. Обеспечена потребность детей в смене положения тела и вида деятельности. |
5 | Словесная игра «Кто живет в родном лесу?» Я буду называть разных животных, а вы выбирайте только тех, кто живет в наших лесах, в России. Если живут - хлопайте в ладоши, если нет - не хлопайте (Белка, лисица, жираф, бегемот, заяц, олень, крокодил, еж, волки, лось, верблюды, моржи и тюлени, медведи, слоны, обезьяны) | Дети думают, хлопают в ладоши. | Сформировано произвольное внимание, быстрота реакции. Закреплены знания о животном мире России. |
6 | Обобщение представлений о лесе (животных, насекомых, птицах, растениях и т. д.) | Развито умение делать выводы и умозаключения, понимать взаимосвязь всего происходящего в природе. Активизированы словарь и речевая активность. | |
7 | Дети приглашаются в лес (включается музыка «лесные звуки») Физкультминутка «Мы по лесу гуляли» Давайте вспомним, как мы по лесу гуляли.
| (дети встают, проговаривают и делают движения) - «Мы все по лесу гуляли, за природой наблюдали! (гуляют, смотрят по сторонам) Вот деревья на пути – ни проехать, ни пройти. К солнцу тянутся, от ветра клонятся. (поднимаются на носочки, наклоны в стороны) Бабочки летают, крылышками машут (машут руками – двигаются) Мы посмотрим на цветочки (смотрят по сторонам) Перепрыгнем через кочки (прыгают) Раз присели, два присели, слушаем, как ландыши запели. (приседают, прислушиваются) Вправо звон и влево звон, динь – дон, динь, динь – дон!» (кивают головой) Свежим воздухом подышим, улыбнемся – лес услышим. | Обеспечена потребность детей в движении (ходьба, повороты головы и туловища, движения рук и ног, приседания) Четкая дикция и звукопроизношение. Сформировано эмоциональное восприятие и реагирование на музыку, ровное дыхание, произвольное внимание, медитация. Активность всех органов. |
8 | Предлагается аутотренинг с элементами дыхательной гимнастики. «Ярко светит солнце. Дует легкий ветерок. Я вдыхаю его чистый свежий воздух. Надо мной плывут облака. Мне хорошо и приятно. Я хочу жить в мире с природой. Я буду другом и защитником всему живому» | Дети выполняют дыхательную гимнастику и аутотренинг | Активизировано образное восприятие и эмоциональная отзывчивость. Развито умение правильно дышать, вслушиваться в себя и в свое состояние. |
9 10 | Чтобы река и ручьи не мутнели, Предлагается словесная игра с движениями «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать. Если я буду поступать хорошо, хлопаем в ладоши и говорим «ДА», если «плохо» - топаем и говорим «Нет». Договорились? Предлагаю посмотреть презентацию «Правила поведения в лесу» (каждый слайд читаю) | Дети играют (думают, затем хлопают и топают – делают выводы) Дети сидят, смотрят и комментируют каждую картинку. | Смена видов деятельности, активизация работы всех анализаторов для поддержания интереса. Активизирована моторика рук и ног и их согласованные действия. Активизировано слуховое восприятие. Обобщены экологические знания. Сформирован интерес к слайдам, произвольное внимание. |
10 | Какие правила поведения в лесу вы усвоили? Дидактическая настольно-печатная игра «Покажите и объясните правило» | (Дети выбирают картинки со знаками, объясняют их смысл, выставляют на стенде) | Обобщены знания правил поведения в природе Развитие навыков: обобщения, логического мышления и умения делать выводы. Активизирован словарь. |
11 | Обобщение. « Где бы ни жил человек, он всегда окружен растениями и животными, но люди не всегда бережно относятся к природе. Они часто совершают поступки, которые вредят природе. Вырубая леса и загрязняя воду в реке, люди невольно губят многих диких животных, для которых лес и река дом. Из-за хозяйственной деятельности людей и неумеренной охоты одни животные навсегда исчезли, а многие другие стали редкими. | Дети слушают, добавляют. Дети обсуждают изменение условий обитания и их влияние на жителей леса, придумывают, как помочь лесу (Посеять семена трав, высадить деревья подкармливать птиц и животных в лесу т.д.) | Появляется осознанность. Обобщены экологические знания. Активизация эмоциональных чувств и нравственных качеств личности: сопереживание, осознание, желание помочь, сострадание. Сформирован эмоциональный положительный отклик. Умеют устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы и простейшие умозаключения. |
12 | Предлагается вспомнить и назвать пословицы и поговорки о лесе. Обобщение. Трудно представить себе землю без лесов. Лес - чудесное творение природы. Он прекрасен во все времена года. В природе происходит много необычного, интересного. Нужно только уметь увидеть. А увидишь - узнать захочешь. Узнаешь - непременно полюбишь, а полюбишь - в обиду не дашь. Человек многое может. От человека зависит состояние природы. Мы должны беречь и охранять ее. | Дети называют пословицы и поговорки о лесе: Невысок лесок – а от ветра защита. Срубил дерево – посади два. Зеленое царство – лучшее лекарство. Рощи да леса – всему свету краса. Больше леса – больше снега. По лесу ходи – под ноги гляди. Много леса – не губи, мало леса – береги, а нет леса – посади. Люби лес, люби природу, будешь вечно мил народу. Птиц, зверей оберегай – никогда не обижай. Лес – богатство и краса, береги свои леса. Деревья украшения земли. | Активизация слуховой произвольной памяти. Активизация речевой активности. Богатый и разнообразный словарный запас. Развиты навыки обобщения, классификации. Умение делать выводы. |
13 | Предлагается из всех знаков, которые были рассмотрены, сделать экологическую газету, используя знаки-символы. ( наклеим знаки, подрисуем их и повесим эту газету для ваших пап и мам, чтобы не только вы, но и взрослые соблюдали эти правила и любили нашу Родину» | Дети выбирают знаки: клеят и дорисовывают экологическую газету. | Развиты согласованные действия обеих рук, зрительно-моторная координация Удовлетворена потребность в самовыражении через развитие продуктивной деятельности и приобщения к художественному творчеству. Закреплены правила поведения в лесу через наглядность. |
15 | Презентация газеты: (предлагается вспомнить и прочесть стихи, разученные в ходе реализации проекта к окружному конкурсу «С чего начинается Родина») | Дети читают стихи.1.Если в лес пришёл гулять, | Четкая дикция, выразительное чтение стихотворений. Правильное звукопроизношение. Активизированы нравственно-экологические чувства. Воспитано экологическое сознание. Обобщены знания и представления о правилах поведения в природе. |
16 | Предлагаю спеть песню «Лес» Слова М. Пляцковского, музыка Ю. Чичкова | Дети поют песню | . Развитие музыкальных способностей: голоса, слуха, слухового восприятия. Сформированы певческие способности, дикция и выразительность исполнения песни. Происходит воздействие на экологическое сознание. |
17 | Предлагаю послушать стихотворение: 1. Дерево, трава, цветок и птица, Не всегда сумеют защититься, Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни? Рефлексия. Земля - наш дом, нам здесь жить, пить эту воду, дышать этим воздухом. Все на этой земле должно быть нам родное: и маленький ручеек, и кудрявая береза. А вокруг столько жестокости, равнодушия к природе. Леса, реки, луга оказываются на краю гибели. И наша задача - предотвратить все это. Больших проблем вам пока не решить, но кое - что вы можете сделать: посадить дерево, ухаживать за рощей, подкармливать птиц и зверей зимой, взять под охрану муравейник, поляну. Тогда лес отблагодарит вас своей щедростью | Дети слушают стихотворение, обдумывают и осознают смысл и значение слов взрослого. | . Активизируются процессы слухового восприятия. |
18 | Вручение детям значков «Защитники природы». Подведение итога о снятом фильме. | Дети охотно принимают значки. | Повышается самооценка, Сформирован интерес к проблемам в обществе и желание их решать. |
19 | Приглашаю детей в фойе, чтобы повесить для родителей газету. | Дети идут вешать экологическую газету. | Осознание выполненного долга, своей роли в охране и защите природы. Реализованы творческие способности детей. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Воронкевич О. А.Добро пожаловать в экологию. Санкт-Петербург, издательство “Детство-Пресс”
2. Дик Н. Ф.Развивающие занятия по экологии для дошкольников. Москва, издательство «Русское слово», 2006г.
3. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В.. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексико-семантической теме «Человек: я, моя семья, мой дом, моя страна». Комплект из 2-х пособий. Издательство: Гном. 2006г.
4. Лапшина Г. А, Фольклорно-экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста. Волгоград, Издательство «Учитель», 2006г.
5. Масленникова О. М, Филиппенко А. А. Экологические проекты в детском саду. Волгоград, Издательство «Учитель». 2009г.
6. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду” Москва, издательство “Просвещение”, 2000 г.
7. Тугушев Г.П., Чичтякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста”2008 г Санкт-Петербург, издательство “Детство-Пресс” 2002 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытой непосредственной образовательной области в группе детей со сложным дефектом синдром Дауна.Область: «Коммуникация» Тема: « Русская народная сказка "Теремок" 4-5 лет
Занятия предназначенны для детей со сложным дефектом синдром Дауна (4-5 лет первого года обучения)...
Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе на тему : «Зимушка-зима» (используемые современные образовательные технологии : художественное творчество, развитие речи, Физическая культура)
Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе на тему : «Зимушка-зима»(используемые современные образовательные технологии : художественное творчество, развитие речи, ...
План – конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по музыкальному развитию с дошкольниками подготовительной группы на тему «Волшебные краски зимы» с использованием здоровьесберегающих технологий и мультимедийной презентации
Зима – любимое детьми время года. Цель занятия: воспитание целостной, гармоничной личности с высоким духовным потенциалом; приобщение к национальной и мировой культуре через любовь к родной прир...
План - конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с использованием ИКТ и технологии ТРИЗ в подготовительной к школе группе. Тема: «Государственные символы России»
НОД "Государственные символы России" предназначена для детей подготовительной группы. Цель данного занятия: расширить представления о государственных символах России. Содержание НОД интегрируетс...
Конспект открытого образовательного мероприятия – образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе демонстрирующий обоснованное и эффективное использование на практике современных образовательных технологий
Конспект открытого образовательного мероприятия – образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группевоспитателя МБДОУ ЦРР ДС № 33 Арслановой Зайнаб Шихмагомедовны, д...
Методическая разработка организованной непосредственно образовательной деятельностипо познавательному развитию в подготовительной группе с использованием здоровьесберегающих технологий "Здоровый сон"
quot;Здоровый сон"...
План-конспект непосредственной образовательной деятельности по нравственно-экологическому воспитанию детей во второй младшей группе «Непоседы» с использованием ЭОР и современных образовательных технологий.
Занятие формирует представления детей о видах леса, его растительным и животном мире....