План-конспект непосредственной образовательной деятельности по нравственно-экологическому воспитанию детей во второй младшей группе «Непоседы» с использованием ЭОР и современных образовательных технологий.
учебно-методический материал по окружающему миру (средняя группа)

Мигунова Нина Васильевна

Занятие формирует представления детей о видах леса, его растительным и животном мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_ekologii_pro_les_ko_2_pokaz.2.doc122 КБ

Предварительный просмотр:

Северо - западное управление министерства образования и науки    Самарской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа

 п. Коммунарский структурное подразделение, детский сад «Снежинка», расположенный по адресу 446375 Самарская область, муниципальный район Красноярский, п. Коммунарский, улица Центральная, 15.

План-конспект непосредственной образовательной деятельности  по нравственно-экологическому воспитанию  детей    во второй младшей группе «Непоседы»  с использованием ЭОР и современных образовательных технологий.                                                                                                                                                Тема: «Лес – наше богатство».

                                                                                                                     

Мигунова Нина Васильевна

Воспитатель

                                           п. Коммунарский, 2015 г

Цель образовательной деятельности: нравственно-экологическое  воспитание  детей, формирование базовой культуры личности, на основе организации разнообразных видов детской деятельности.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,  «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие»

Задачи:

 - расширять и систематизировать знания и  представления детей о лесе: растительном и животном мире («Познавательное развитие»)

- формировать положительное отношение к природе через расширение взаимодействия с объектами окружающего мира, желание принимать посильное участие в приумножении природных богатств. («Познавательное развитие»)  

-закреплять правила поведения в лесу, экологические знания и представления. («Познавательное развитие»)  

- развивать чувственное и эмоциональное осознание взаимосвязанности  и взаимозависимости человека и природы, его бережного отношения к ней, любовь к природе и желание охранять («Познавательное развитие»)  

- расширять кругозор, формировать целостную картину мир. («Познавательное развитие»)  

-способствовать  духовно-нравственному  и экологическому воспитанию («Познавательное развитие детей»)  

- развивать логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и умозаключения. («Познавательное развитие»)  

- вызывать желание трудиться  по сохранению природы, оберегать ее и беречь. («Социально-коммуникативное развитие»)

- способствовать сохранению психического и физического здоровья детей.

(через своевременную смену видов детской деятельности) («Физическое развитие»»)

-  развивать  общую и ручную моторику, что стимулирует активность клеток головного мозга и его отделов и оказывает положительное влияние на речевые зоны и на сенсорное восприятие. («Физическое развитие»»)

- развивать физическую активность, гибкость всех мышц тела. («Физическое развитие»)

- формировать чувства принадлежности к обществу, сопереживанию и осознанию  его настоящего и будущего. («Социально-коммуникативное развитие»)

- развивать умение строить диалог в процессе общения, вести беседу, адекватно и осознанно выбирать стиль и разнообразные невербальные средства общения: мимику, жесты, активизировать речевую активность. Закреплять правильное звукопроизношение. («Речевое развитие»)

- развивать эмоциональный мир и высоконравственные качества личности: чувства сопереживания, милосердия, желания придти на помощь и т.д. («Социально-коммуникативное развитие   »)

- активизировать и обогащать словарь, совершенствовать умение использовать разные части речи точно по смыслу. («Социально-коммуникативное развитие »)

- развивать интерес к художественному слову: стихам, пословицам, загадкам, рассказам.   («Художественно-эстетическое развитие»)

- развивать творческие музыкальные способности, воображение, умения  передавать свои чувства и эмоции в прослушивании музыкальных произведений («Художественно-эстетическое развитие»)

- совершенствовать певческий голос, выразительность и эмоциональность, вокально-слуховую координацию («Художественно-эстетическое развитие»)

- совершенствовать умения передавать и обобщать полученные  знания и впечатления, развивать творческие способности («Художественно-эстетическое развитие»)

Методы и приемы

Практические:                                                                                                                                                       - аутотренинг с элементами дыхательной  гимнастики;                                                                              - физкультминутка музыкальная.                                                                                                                                          - движения в играх по инструкции: топают, хлопают.                                                                                                                                                                   - работа с карточками: выбирают нужные и  расставляют их на стенды;                                                            Наглядные                                                                                                                                                                     - рассматривание  иллюстраций, плакатов, картинок и фотографий деревьев и их  плодов, листьев и семян,                                                                                                                                           -  показ знаков-символов по правилам поведения в природе;                                                                              - показ  мультимедийной презентации «Правила поведения в лесу».                                                             Словесные                                                                                                                                                  - чтение письма от «лесовика»                                                                                                       - беседа по вопросам;                                                                                                                                      -  пословицы о лесе;                                                                                                                                         - стихи воспитателя и детей;                                                                                                                                         - исполнение песни «Лес» слова  М. Пляцковского, музыка Ю. Чичкова.                                                      - словесные игры и упражнения: «Если я приду в лесок», «Какой лес бывает?», «Найдите и расскажите»; «Узнай дерево по семенам, плодам и листьям», «Кто живет в родном лесу?»

Материалы и оборудование:                                                                                                                      -  ИКТ: музыкальный центр с дисками (звуки леса, танцевальная музыка и т.д.), мультимедийный проектор.                                                                                                                                                                                                                                             - раздаточный материал:  большое количество картинок для выбора детьми, о  поведении людей в  лесу,                                                                                                                                    - демонстрационный материал ( иллюстрации деревьев, волшебная коробка с листьями, семенами и плодами деревьев)                                                                                                                                                   - знаки – символы по правилам поведения в природе                                                                              - музыкальное сопровождение песни на пианино музыкальным руководителем.  

 Использование современных образовательных технологий

- ИКТ (мультимедийная  презентация «Правила поведения в лесу»    bigslide.ruobzh…pravila-povedeniya-v-lesu.html )                     

Здоровьесберегающие технологии (Элементы психогимнастики- (релаксационное упражнение «Если я приду в лесок» http://ext.spb.ru/index.php/2011-03-29-09-03-14/98-2011-12-05-14-06-41/1459-2012-08-01-13-28-44.html ) )                                                                                                                                         аутотренинг с элементами дыхательной гимнастики,  физкультминутка «Мы по лесу гуляли» ); музыкотерапия (звуки леса, танцевальная музыка)

- Игровые технологии: Словесная игра «Кто живет в родном лесу?» (с движениями).  Словесная   игра « Кто скажет, кто знает, какой лес бывает?»  Настольно-дидактическая  игра с правилами «Узнай дерево по листьям и плодам и покажи».  Словесная игра с движениями «Если я приду в лесок».                    

                        Формы организации совместной деятельности.

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Физкультминутка «Мы по лесу гуляли»                          Аутотренинг с элементами дыхательной гимнастики.       Словесная игра «Кто живет в родном лесу?» (с движениями) Словесная игра с движениями «Если я приду в лесок»         

Игровая

Словесная игра «Кто живет в родном лесу?» (с движениями) Словесная   игра « Кто скажет, кто знает, какой лес бывает?»  Настольно-дидактическая  игра с правилами «Узнай дерево по листьям и плодам и покажи».  Словесная игра с движениями «Если я приду в лесок».                      

Продуктивная

Изготовление « экологической газеты».

Познавательно-исследовательская

Настольно-дидактическая игра «Узнай дерево по листьям и плодам и покажи»                                                                                          Дидактическая игра «Покажите и объясните правило»                        Просмотр  мультимедийной  презентации «Правила поведения в лесу»  

Коммуникативная

 Решение речевой ситуации «Письмо от Лесовика», вопросы о лесе, его роли в жизни человека, о правилах поведения в лесу, деревьях и животных. Словесные игры. Презентация «экологической газеты»

Музыкальная

Слушание музыки «лесные звуки                                         Исполнение песни «Лес»                                                    

Восприятие художественной литературы и фольклера.

Пословицы о лесе.                                                                          Стихи о правилах поведения в лесу

                                                 

Логика образовательной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1

Внести и прочитать  письмо от «Лесовика»

Предложить «выполнить просьбу Лесовика о  снятии фильма  по правилам поведения в лесу и просмотре его среди всех детей детского сада и их родителей.

 Слушают, сочувствуют,  обдумывают предложение «Лесовика»  и отвечают на вопросы.

Сформирован интерес к предстоящей деятельности. Активизация эмоциональных чувств и нравственных качеств личности: сопереживание, осознание,  желание помочь, сострадание. Сформирован эмоциональный положительный  отклик

2

Детям предлагаются вопросы:     Что такое лес?

Чем же именно дорог нам лес?

Почему мы с лесом дружим,

Для чего он людям нужен?

-    Так чем же для зверей и птиц является  лес ? Для человека?

Обобщение сказанного детьми.

Лес наш добрый, лес могучий, Лес зеленый - друг наш лучший.

Ты поможешь, дом построить, людям дашь тепло зимою.

Летом нам подаришь ягод - всем сластенам хватит на год.

В зной пошлешь ты полю тучи, лес зеленый, друг наш лучший. (В. Татаринов)

Вот стоит обычный стол. Это лес!
Или рама, двери, пол? Лес!
А пенал красивый наш? Лес!
Или этот карандаш? Лес!
Ну, а стол, скамейка, парта? Лес!
А тетрадка, книга, карта? Лес! Лес!
Оглянись, все вокруг -
Это наш зелёный друг!

Оглянитесь вокруг. Назовите предметы, которые сделаны из дерева

Дети  отвечают на вопросы: Лес – это наше богатство!

 Лес – это зеленый наряд нашей Земли. Там, где лес, всегда чистый воздух. Лес – это дом для зверей и птиц. Наша страна самая богатая лесная страна в мире. Лес - величайший источник здоровья. Ценность леса не только в красоте и необходимости его для здоровья человека.

Лес дарит нам здоровье. Лес - лучшее место отдыха. Это тот "завод", что выпускает кислород. Леса украшают землю и очищают воздух.

Лес – это наш друг: задерживая влагу, он помогают человеку выращивать хороший урожай. Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы. Лес - это место отдыха человека.  Лес может обогреть человека.  Лес – аптека.

Лес - это книжки с картинками, тетради для учеников, это паркет и мебель в наших квартирах

Дети называют предметы из дерева.

Осведомленность о лесе, высокий уровень знаний и представлений. Речевая активность.

3

Словесная   игра: « Кто скажет, кто знает, какой лес бывает?»  (в кругу с логопедическим мячом)  Любит подберёзовик лес, какой? (березовый)    Дуб налево, дуб направо, это что у нас? (дубрава) Любит подосиновик лес, какой? (осиновый)                                               Ели, словно на подбор, красной шапкой мухомор                    спрятался бездельник в вечнозеленый (ельник).

Если в лесу растут сосны и ели, то этот лес... (хвойный);

Если дубы и осины - лиственный;                                 Если растут ели, березы, дубы - смешанный;       

 Если в роще растут березы - березовая роща;

Если одни клены - кленовая роща Если одни дубы - дубовая роща;

Если одни сосны - сосновый бор;

 Если одни осины - осиновая роща.

Дети  ловят мяч и отвечают на вопросы.

 Развитый кругозор и осведомленность, богатые знания о видах леса, их отличии друг от друга..

Хорошее развитие произвольного внимания и интереса, быстрота реакции.

4

Настольно-дидактическая игра «Узнай дерево по листьям и плодам и покажи»  Я  хочу вас испытать, вам загадки загадать.

  • Раскидистый, могучий,
    Поднялся к самой туче. (Дуб)
  • Гибкими ветвями
    Склонилась над водой -
    Любуется собой! (Ива)
  • У меня длинней иголки, чем у ёлки.
    Очень прямо я расту в высоту.
    Если я не на опушке,
    Ветви только на макушке. (Сосна)
  • Какое дерево является символом России? (Береза)
  • Её всегда в лесу найдешь -
    Пойдешь гулять и встретишь.
    Стоит колючая, как ёж,
    Зимою в платье летнем. (Ель)
  • Почки - липучие, листья - пахучие, плоды - летучие. (Тополь)
  • С моего цветка берёт
    Пчелка самый вкусный мёд. (Липа)
  • Что за дерево стоит -
    Ветра нет, а лист дрожит? (Осина)

Народная мудрость говорит: "Человек не напрасно прожил жизнь, если он вырастил, хотя бы одно дерево"; "Кто рубит лес, тот сушит места, гонит от полей тучи и готовит себе горя кучи".

Дети берут из закрытой «волшебной коробочки» (на ощупь) плоды, семена или  листья деревьев  и называют дерево, а затем находят его и выставляют на стенд.

Систематизированы знания деревьев, умения их различать и узнавать по листьям, семенам и плодам. Развито осязание, чувственное восприятие. Стимулирование умственной активности через воздействие на пальцы рук. Обеспечена потребность детей в смене положения тела и вида деятельности.

5

  Словесная игра «Кто живет в родном лесу?» Я буду называть разных животных, а вы выбирайте только тех, кто живет в наших лесах, в России. Если живут -  хлопайте в ладоши, если нет -  не хлопайте  (Белка, лисица, жираф, бегемот, заяц, олень, крокодил, еж, волки, лось, верблюды, моржи и тюлени, медведи, слоны, обезьяны)

Дети думают, хлопают в ладоши.

Сформировано произвольное внимание, быстрота реакции. Закреплены знания о животном мире России.

6

 Обобщение представлений о лесе (животных, насекомых, птицах, растениях и т. д.)

Развито умение делать выводы и умозаключения, понимать взаимосвязь всего  происходящего в природе. Активизированы словарь и речевая активность.

7

   Дети приглашаются в лес (включается музыка «лесные звуки») Физкультминутка «Мы по лесу гуляли» Давайте вспомним,  как мы по лесу гуляли.

     

   

  (дети встают, проговаривают и делают движения)

- «Мы все по лесу гуляли, за природой наблюдали! (гуляют, смотрят по сторонам)

Вот деревья на пути – ни проехать, ни пройти. К солнцу тянутся, от ветра клонятся.

 (поднимаются на носочки, наклоны в стороны)

  Бабочки летают, крылышками машут (машут руками – двигаются)

 Мы посмотрим на цветочки (смотрят по сторонам) Перепрыгнем через кочки (прыгают) Раз присели, два присели, слушаем, как  ландыши запели.  (приседают,  прислушиваются)

  Вправо звон и влево звон, динь – дон, динь, динь – дон!» (кивают головой)  Свежим воздухом подышим, улыбнемся – лес услышим.

Обеспечена потребность детей в движении (ходьба, повороты головы и туловища, движения рук и ног, приседания)

Четкая дикция и звукопроизношение.

 Сформировано эмоциональное восприятие и реагирование на музыку, ровное дыхание, произвольное внимание, медитация.

Активность всех органов.

8

Предлагается аутотренинг с элементами дыхательной гимнастики.

«Ярко светит солнце. Дует легкий ветерок.  Я вдыхаю его чистый свежий воздух. Надо мной плывут облака.  Мне хорошо и приятно. Я хочу жить в мире с природой. Я буду другом и защитником всему живому»

Дети выполняют дыхательную гимнастику и аутотренинг

Активизировано образное восприятие и эмоциональная отзывчивость. Развито умение правильно дышать, вслушиваться в себя и  в свое состояние.

9

10

 Чтобы река и ручьи не мутнели,
Рыбы резвились, и птицы бы пели,
Зелень от солнца в жару бы спасала,
Каждому правила знать не мешало.

Предлагается словесная игра с движениями «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать. Если я буду поступать хорошо, хлопаем в ладоши и говорим «ДА», если «плохо» - топаем  и говорим «Нет». Договорились?
«Если я приду в лесок,
И сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок,
И выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок,
На пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)
Если разведу костёр,
А тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю,
И убрать забуду? (нет)
Если мусор уберу,
в пакеты запакую? (да)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю!» (да)

Предлагаю посмотреть презентацию «Правила поведения в лесу» (каждый слайд читаю)

Дети играют (думают, затем хлопают и топают – делают выводы)

Дети сидят, смотрят и комментируют каждую картинку.

Смена видов деятельности, активизация работы всех анализаторов для поддержания интереса.

Активизирована моторика рук и ног и их согласованные действия. Активизировано слуховое восприятие.

Обобщены экологические знания.

Сформирован интерес к слайдам, произвольное внимание.

10

Какие  правила поведения в лесу вы усвоили?  Дидактическая настольно-печатная игра «Покажите и объясните правило»

(Дети выбирают  картинки со знаками, объясняют их смысл, выставляют на стенде)

Обобщены знания правил поведения в природе

Развитие навыков: обобщения, логического мышления и умения делать выводы. Активизирован словарь.

11

Обобщение. « Где бы ни жил человек, он всегда окружен растениями и животными, но люди не всегда бережно относятся к природе. Они часто совершают поступки, которые вредят природе. Вырубая леса и загрязняя воду в реке, люди невольно губят многих диких животных, для которых лес и река дом. Из-за хозяйственной деятельности людей и неумеренной охоты одни животные навсегда исчезли, а многие другие стали редкими.

 Дети слушают, добавляют. Дети обсуждают изменение условий обитания и их влияние на жителей леса, придумывают, как помочь лесу  (Посеять семена трав, высадить деревья  подкармливать птиц и животных в лесу т.д.)

Появляется  осознанность.

Обобщены экологические знания. Активизация эмоциональных чувств и нравственных качеств личности: сопереживание, осознание,  желание помочь, сострадание.

Сформирован эмоциональный положительный  отклик. Умеют устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы и простейшие умозаключения.

12

Предлагается вспомнить и  назвать пословицы и поговорки о лесе.

Обобщение.

Трудно представить себе землю без лесов. Лес - чудесное творение природы. Он прекрасен во все времена года. В природе происходит много необычного, интересного. Нужно только уметь увидеть. А увидишь - узнать захочешь. Узнаешь - непременно полюбишь, а полюбишь - в обиду не дашь. Человек многое может. От человека зависит состояние природы. Мы должны беречь и охранять ее.

Дети называют пословицы и поговорки о лесе:        Невысок лесок – а от ветра защита. Срубил дерево – посади два.      Зеленое царство – лучшее лекарство. Рощи да леса – всему свету краса. Больше леса – больше снега.      По лесу ходи – под ноги гляди.    Много леса – не губи, мало леса – береги, а нет леса – посади.            Люби лес, люби природу, будешь вечно мил народу.  Птиц, зверей оберегай – никогда не обижай. Лес – богатство и краса, береги свои леса.

Деревья украшения земли.

Активизация слуховой произвольной памяти.

Активизация речевой активности. Богатый и разнообразный  словарный запас.

Развиты навыки обобщения, классификации. Умение делать выводы.

13

Предлагаю спеть песню «Лес»  Слова М. Пляцковского, музыка Ю. Чичкова

Дети поют песню

Четкая дикция, выразительное чтение стихотворений. Правильное звукопроизношение.

Активизированы нравственно-экологические чувства.

Воспитано экологическое сознание.

Обобщены знания и представления о правилах поведения в природе.

14

Предлагаю послушать стихотворение:

1. Дерево, трава, цветок и птица,             Не всегда сумеют защититься,    Если будут уничтожены они,         на планете мы останемся одни?

Рефлексия.

Земля - наш дом, нам здесь жить, пить эту воду, дышать этим воздухом. Все на этой земле должно быть нам родное: и маленький ручеек, и кудрявая береза. А вокруг столько жестокости, равнодушия к природе. Леса, реки, луга оказываются на краю гибели. И наша задача - предотвратить все это. Больших проблем вам пока не решить, но кое - что вы можете сделать: посадить дерево, ухаживать за рощей, подкармливать птиц и зверей зимой, взять под охрану муравейник, поляну. Тогда лес отблагодарит вас своей щедростью

Дети слушают стихотворение, обдумывают и осознают смысл и значение слов взрослого.

. Развитие музыкальных способностей: голоса, слуха, слухового восприятия. Сформированы певческие  способности, дикция и выразительность исполнения песни.

Происходит воздействие на экологическое сознание.

15

Вручение детям значков «Защитники природы».                      Подведение итога занятия

Дети охотно принимают значки.

Активизируются процессы слухового восприятия.

Повышается самооценка,

Сформирован интерес к проблемам в обществе и желание их решать.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.  Воронкевич О. А.Добро пожаловать в экологию. Санкт-Петербург, издательство “Детство-Пресс”, 2000 г.

2.    Дик  Н. Ф.Развивающие занятия по экологии для дошкольников. Москва, издательство «Русское слово», 2006г.

3.    Коноваленко В. В., Коноваленко С. В.. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексико-семантической теме «Человек: я, моя семья, мой дом, моя страна». Комплект из 2-х пособий.  Издательство: Гном. 2006г.

4.      Лапшина Г. А,   Фольклорно-экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста. Волгоград, Издательство «Учитель», 2006г.

5.        Масленникова О. М, Филиппенко А. А. Экологические проекты в детском саду. Волгоград, Издательство «Учитель». 2009г.

6.      Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду”  Москва, издательство “Просвещение”, 2000 г.

7. Тугушев Г.П., Чичтякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста”2008 г  Санкт-Петербург, издательство  “Детство-Пресс” 2002 г.

«Заверяю»

Директор ____________(Е.А.Чередникова)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе на тему : «Зимушка-зима» (используемые современные образовательные технологии : художественное творчество, развитие речи, Физическая культура)

Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе на тему : «Зимушка-зима»(используемые современные образовательные технологии : художественное творчество, развитие речи, ...

План-конспект непосредственной образовательной деятельности по нравственно-экологическому воспитанию детей в подготовительной группе «Сказка» с использованием ЭОР и современных образовательных технологий.

Цель образовательной деятельности: нравственно-экологическое  воспитание  детей, формирование базовой культуры личности, на основе организации разнообразных видов детской деятельности.Интегр...

План-конспект занятия по физическому развитию на воздухе во второй младшей группе

План-конспект занятия по физическому развитию на воздухе по ФГОС....

План-конспект НОД по изобразительной деятельности с дошкольниками во второй младшей группе.

План-конспект НОД по изобразительной деятельности с дошкольниками во второй младшей группе....

План-конспект занятия по выполнению аппликации из бумаги во второй младшей группе «А» на тему: «Украсим рукавичку»

Цель занятия: учить детей наносить клей на деталь и наклеивать ее на лист.Задачи: закреплять знания детьми оттенков, геометрической фигуры – круга; развивать композиционные навыки расположения п...