Проект "Ознакомление дошкольников с дикими животными родного края и воспитание доброжелательного отношения к ним"
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

Брежнева Алена Григорьевна

Проект в средней группе ДОУ "Ознакомление дошкольников с дикими животными родного края и воспитание доброжелательного отношения к ним".
Данный проект направлен на фор­мирование экологической культуры и природоохранного сознания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования»

Факультет  дошкольного и начального школьного образования

Кафедра психологии и педагогики детства  УМЦ

ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕ

 ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИКИМИ ЖИВОТНЫМИ РОДНОГО КРАЯ И ВОСПИТАНИЕ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К НИМ

КПК: СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА

Выполнил:  

БРЕЖНЕВА АЛЁНА ГРИГОРЬЕВНА

ВОСПИТАТЕЛЬ

МБДОУ "Детский сад №11 комбинированного вида"

г. ГАТЧИНА

Руководитель:

ПОПОВА МАЙЯ НИКОЛАЕВНА

ДЕКАН ФАКУЛЬТЕТА ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Санкт-Петербург

2011г.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                        2

I Теоретическое обоснование проекта                                                        3

II Календарно-тематический план реализации проекта                                        5

III Заключение                                                                                8

IV Список использованных источников                                                        9

V Приложение                                                                                10


ВВЕДЕНИЕ

Одной из основных задач воспитания и образования является формирование экологической культуры и природоохранного сознания. Фундамент которых составляют достоверные знания по экологии и практические умения, направленные на охрану природы. Формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет, дошкольное детство- это начальный этап формирования личности человека. В это же время закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.

С другой стороны происходит интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы, которые диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения в данном случае в области экологического воспитания.

В своей проектной работе я раскрываю  тему «Ознакомление дошкольников с дикими животными родного края и воспитание доброжелательного отношения к ним» не в полном объеме в силу непродолжительного педагогического  опыта работы, а рассматриваю проблему на примере одного животного, ежа.


I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА

Проблема:

В современном мире для детей природа не является ценностью, что неудивительно, так как  дети являются зеркалом не только своей семьи, но и ценностных ориентиров нашего общества в целом, которые смещены в сторону потребительских интересов и, как следствие, нерационального  пользования природой.

 Наша задача, как одного из основных источников информации для дошкольников, донести и помочь осознать ценность природы, ее красоту и гармонию, формировать эмоционально-значимое, доброжелательное отношение к диким животным нашего родного края. Дать понять, что именно от людей зависит  их жизнь и условия обитания. Будем ли мы бездушно удовлетворять свои потребности, приобретая изделия и одежду из кожи и меха животных (зная при этом о наличии достойных аналогов, не уступающих по основным качественным характеристикам: теплоте, прочности, морозостойкости и проч.), не задумываясь о живущих «по соседству» обитателях  наших лесов, живых существах, которыми, по сути, и мы сами являемся? Или в наших силах не только сохранить жизнь диким животным нашего родного края, но и улучшить экологические условия их обитания?

На мой взгляд, проблема гуманного отношения к животным как никогда актуальна в современных условиях жизни дошкольников, на мировоззрение которых в отдельных случаях отчасти, а во многих и по большей части, оказывают значимое влияние средства массовой информации, насажденные агрессией, жестокостью, акцентом на потребительские интересы. Плоды этого информационного мусора и замены ценностей мы ежедневно замечаем в поведении детей, когда они с легкостью могут причинить боль  живому существу, без всякой цели растоптать, вырвать с корнем растение, сломать кустарник или дерево ради забавы…

Цель:

Формирование познавательного интереса и гуманного отношения дошкольников к  диким животным родного края, формирование начал экологической культуры.

Задачи:

  • Уточнение, систематизация и углубление знаний о диких животных родного края.
  • Формирование знаний о жизненных проявлениях диких животных родного края (питание, рост, развитие, условия).
  • Развитие эмоционально-доброжелательного отношения к диким животным родного края.
  • Формирование потребности заботиться об экологической чистоте  своего двора, участка детского сада, группы, города.
  •  Развитие осознанного отношения к себе, как к активному субъекту окружающего мира.
  • Развитие умений правильно взаимодействовать с природой.
  • Формирование привычки рационально использовать природные ресурсы.
  • Систематизировать методический и дидактический материал по теме.
  • Помочь в накоплении детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой.
  • Совершенствовать эмоциональную отзывчивость к индивидуальности животных, вызвать желание отобразить это в творческой деятельности.

Работа с детьми:

Методы: 

  • Наглядные: рассматривание  иллюстраций, фотографий, видеороликов с изображением диких животных родного края; наблюдения, показ способов их изображения.
  • Словесные: беседы с детьми, рассказы  о животных, чтение  художественной литературы, статей энциклопедий, журналов, составление рассказа о животном по схеме
  • Игровые: дидактические, настольные, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры, создание игровых ситуаций путем моделирования из ткани.

Работа по обогащению предметно-развивающей среды:

 Подбор наглядного материала, создание дидактических игр, внесение изобразительных материалов для самостоятельной творческой деятельности детей и занятий.

Работа с родителями:

Совместная  творческая деятельность детей и родителей, участие в создании выставок, анкетирование.

Срок реализации проекта:  Проект является долгосрочным, планируется реализовать в течение одного года.

Участники проекта:

  • Дошкольники средней группы
  • Родители
  • Педагогический персонал
    II КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1-й этап
Подготовительный

2-й этап
Основной

3-й этап 
Творческий

Анкетирование родителей.

Определить уровень знаний детей о диких животных родного края.

Подготовка материала для изобразительной деятельности: пластилин, стеки, бумага, клей, краски, кисточки.

Подготовка  художественной литературы для чтения.

Подготовка совместно с родителями иллюстраций, фото и видеоматериала и  по теме  "Дикие  животные родного края"

Рассматривание иллюстраций и фотографий ежей с последующим обсуждением.

Беседы и рассказы о ежах.

Чтение, заучивание; песенки, потешки: «Маленький ёжик», «В этом домике пять этажей:
На первом живет семейство ежей»,
«Ветер елками шумит, Ежик наш домой спешит», «Взял иголку ёжик в лапки».

Г.Скребицкий. Рассказ «Ёж»

Сказки: русская народная «Пых», Братья Гримм «Ёж и заяц», Е . Шарыгина «Белочка и ёжинька»

Загадки про ежа

Рисование: "Ёжик" (дорисуем ежа)

Лепка: "Покормим ёжика"

Подвижная игра: "Вот сидит колючий ёж…»

Игра - инсценировка: "Пых"

НОД: «К ежику в гости»

Оформление фото - выставки по материалам проекта

Выставка рисунков, поделок

Для реализации проекта было разработано перспективное тематическое планирование

Раздел программы

С детьми

Родителям

Игровая деятельность

Игра - инсценировка: "Пых"

Игровые упражнения - "Составь животное", "дорисуй животное" "Выбери животное", "Нарисуй животное по точкам", «Смоделируй ёжика на математическом планшете», и т. д. Дидактические игры: "Кто где живет?", "Где чей домик?", "Животное домашнее или дикое?" "Угадай, кто спрятался?" "Угадай, что изменилось?"

Рекомендации «как изготовить персонажей для настольного театра» Сделать "Деревенский дворик"

Природный мир

Наблюдение за ежом на видеоматериале.

"Рассматривание и сравнение ежа и мышки"

НОД: «К ежику в гости»

 Подбор видеоматериала о ежах.

Речь и речевое общение

Рассказ детей о еже с помощью опорных схем и сюжетной картинки, "Описание ёжика" (игрушка), Рассматривание иллюстраций и фотографий ежей с последующим обсуждением.

Придумать сказку про "ёжика" и записать ее. Выучить стихотворение про ежа.

Художественная литература

Чтение с последующим загадыванием загадок про ежа: Г.Скребицкий. Рассказ «Ёж», Сказки: русская народная «Пых», Братья Гримм «Ёж и заяц», Е. Шарыгина «Белочка и ёжинька».

Заучивание: песенки, потешки: «Маленький ёжик»,«В этом домике пять этажей: На первом живет семейство ежей», «Ветер елками шумит, Ежик наш домой спешит», «Взял иголку ёжик в лапки».

Список рекомендуемой литературы для детского чтения

М. М. Пришвин «Ёж»,  Е.И. Чарушин «Ёж»

ИЗО-деятельность

Лепка: "Покормим ёжика"

Рисование: "Ёжик" (дорисуем ежа)

Физическое развитие

Подвижные игры: «Ёжик и мыши», «Вот сидит колючий ёж…», «Ты, колючий, серый еж», «Ежик весело шагает»

Памятка с содержанием игр «Ёжик и мыши», «Вот сидит колючий ёж…», «Ты, колючий, серый еж», «Ежик весело шагает»

Музыка

Слушание аудиозаписей с голосами диких животных родного края

Приобрести диски с записями голосов животных, а также веселой гимнастики: "Изобразим животных"


III ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно важная проблема современности. С каждым годом ее значение становится все сильнее. Современные проблемы взаимодействия человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения всех людей, повышая их экологическую грамотность и культуру. Началом формирования экологической направленности личности по праву считается дошкольное детство. Давно отмечено: если не вести серьезную, углубленную работу в этом направлении, то жестокое поведение детей по отношению к живым существам (отрывают лапки у насекомых, давят жучков, ломают ветки, рвут и топчут цветы, загрязняют природу бытовым мусором и т.д.) закрепляется и остается у некоторых на всю оставшуюся жизнь. Особенно важно решать задачи по экологическому воспитанию дошкольников на знакомом, близком им материале: дикие животные родного края.

Дети в дошкольном возрасте уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы действительности. Важно не дать этому стремлению угаснуть: чем насыщеннее и разнообразнее деятельность, тем более она значима для ребенка и отвечает его природе.

И только тогда, когда ребенок путем собственной поисковой деятельности узнает больше об определенном виде животного, особенно редкого, “проживет” с ним часть жизни, только тогда можно говорить о воспитании у ребенка гуманных чувств, осознанно-бережного отношения к природе.

Ожидаемые результаты проекта:

  • В ходе реализации проекта расширять знания детей о диких животных родного края, их особенностях и значении в жизни человека и природы.
  • Повысить экологическую грамотность.
  • Пополнить методическим и дидактическим материалом базу экологического содержания  группы (конспекты занятий, дидактические игры, художественная и методическая литература, аудио и видеозаписи о  диких животных родного края).
  • Эмоционально-доброжелательное, гуманное отношение дошкольников к диким животным родного края.
    IV СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова. Программа воспитания и обучения в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
  2. Н.А. Атарщикова, И.А. Осина, Е.В. Горюнова, М.Н. Павлова. Развернутое перспективное планирование по программе под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой (средняя группа). – Волгоград: Учитель, 2010.
  3. С.Н. Николаева. Методика экологического воспитания в детском саду.- М.: Просвещение, 2001.
  4. П.Г. Сумарокова. Методика ознакомления с природой в детском саду.- М.: Просвещение, 1992.
  5. Г.С. Швайко. Программа по изобразительной деятельности .- М, 2000.
  6. О.П. Радынова. Музыкальные шедевры. -  М, 2000.
  7. Н.В. Елкина, О.В. Маричева. Учим детей наблюдать и рассказывать.- Ярославль: Академия развития, 1996.
  8. М.А. Рунова, А.В. Бутилова. Ознакомление с природой через движения.- М.: Мозаика-Синтез, 2006.


V ПРИЛОЖЕНИЕ

КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО ЗАНЯТИЯ

«К ЁЖИКУ В ГОСТИ»

Цель:  Обобщить и систематизировать знания детей  о еже (где живет, чем питается, особенности внешнего вида, рождение детенышей, кто враги, что делает зимой)

Задачи:

  1. Учить составлять описательный рассказ о еже с помощью опорных схем и сюжетной картинки.
  2. Учить детей согласовывать слова в предложении; согласовывать существительные с прилагательными и глаголами; совершенствовать умение правильно использовать предлоги в речи.
  3. Закрепить и автоматизировать звук «Ж» в словах и слогах
  4. Обогатить словарный запас детей (ежиха, ежата, ежонок)
  5. Стимулировать употребление в речи  глаголов: сворачивается, нанизывает, устраивает, охотится, колется; прилагательных: колючий, коротконогий, пугливый, осторожный, добродушный, заботливый.

Ход занятия:

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о зверьке, а о каком, отгадайте:

«Круглый и колкий, весь в иголках» (ежик)

Как вы догадались? (Ответы детей)

Дети, поучим наш язычок четко произносить звук «Ж», а вдруг мы с вами встретим ежа.

Жа-жа-жа - есть иголки у ежа.

Жи-жи-жи – под кустом сидят ежи

Жу-жу-жу –молоко дадим ежу.

Же-же-же – листочки на еже.

Жи-жи-жи – в норке спят ежи уже.

Кто-то там пыхтит, фырчит? Что делает?

(появляется ёж с корзинкой)

-Ёж не пыхти, не фырчи сердито. Ребята тебе скажут ласковые слова.

Как мы назовем ежа ласково?  (ежик, ежонок)

Как маму ежонка назвать? (ежиха)

Как папу ежонка назвать?  (ёж)

Как детенышей назвать?  (ежата)

Ребята, посмотрите, что нам ёжик принес в корзинке?

Ёж хочет, чтобы вы все о нем рассказали, что знаете. А поможет вам в этом его фоторгафия и карточки-помогалочки. Давайте внимательно посмотрим на фотографию ежа и расскажем, какой он.

а)Рассказ по схеме;

б)Рассказ по очереди;

в)Стихотворение «Ёжик, ёжик чудачок…»

-Какие вы молодцы, ежу понравились ваши рассказы и он хочет с вами поиграть!

«Катится на встречу шар из осенних листьев…

Ты его не узнаешь? Приглядись-ка, это Ёж!»

Как колется ёж?

Как сворачивается еж?

Как пыхтит и фырчит  ёж?

Что же нам еще принес ежонок? – Загадку.

«Что общего у этих предметов?» ( Показ картинок с изображением ерша, ежа, елки, иглы)

Правильно – иголки!

А это фотографии, они разрезаны…Наверное это лиса постаралась их испортить!

Давайте сложим их и посмотрим, что получится…Сколько ежей? Много….это ежиная семья!

Ёж говорит, что вы молодцы: очень хорошо рассказывали о нем и много знаете. Он дарит вам ежат…дорисуйте их и раскрасьте. Чего не хватает на рисунке? Ёжик хочет угостить вас яблоками. (Спасибо)

Дети, ёжик устал и хочет спать. Давайте отпустим его в лес.

Ребята, что вам больше всего понравилось на занятии?

Что нового вы сегодня узнали о еже?


ДЕТСКИЕ РАБОТЫ


ФОТОГРАФИИ

фото ежа обыкновенного

ЕЖИ. Все про ежей, прикольные ежики!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи в средней группе "Дикие животные родного края".

Ряд игр представленных на занятии способствует не только развитию и разкреплению знаний об окружающем мире, но и вбольшей мере развивает грамотность речи....

Перспективное планирование по ознакомлению детей с дикими животными родного края (подготовительная группа)

Перспективное планирование по ознакомлению  детей с дикими животными родного края: Тамбовской области...

НОД по познавательному развитию детей в средней группе: «Дикие животные родного края»

Тема НОД по познавательному развитию детей в средней группе: «Дикие животные родного края»Программное содержание: Цель: закрепить знания детей о жизни диких животных, особенностях их ...

Проект на тему:"Дикие животные родного края"

Презентация проекта по образовательной облати познание на тему: "Дикие животные родного края"...

ТВОРЧЕСКИЙ КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ РОДНОГО КРАЯ»

В дошкольном  возрасте актуальным является формирование основ нравственного воспитания, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию. Особенно хорошо происходит формирование этих качес...

Проект «Дикие животные родного края».

Проект «Дикие животные родного края».Мир животных необычайно разнообразен и привлекателен для детей. Животные являются неотъемлемой частью детства. Разнообразные ситуации по ознакомлению д...

НОД по познавательному развитию "Дикие животные родного края"

Конспект занятия для старшего возраста про животных живущих в Хабаровском крае....