Использование детской иллюстрированной художественной литературы природоведческого характера и сказок в интегрированной образовательной деятельности
статья по окружающему миру (старшая группа) на тему

Крылова Ирина Владимировна

Статья "Ребятам о зверятах"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_rebyatam_o_zveryatah.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 126 комбинированного вида Выборгского района Санкт- Петербурга

                                                        Статья

Использование детской иллюстрированной художественной литературы

природоведческого характера и сказок в интегрированной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

                                                                                                      Выполнила:  воспитатель

                                                                                                      Крылова И. В.

                                               

                                         

Санкт- Петербург

2015 год

Сегодня особо остро стоит перед человечеством вопрос охраны природы Земли, заботливого

и бережного отношения к ней. Детям органически присуща любовь ко всему живому. Но и внимание, наблюдательность, интерес к природе нужно развивать у детей : постепенно , последовательно , целенаправленно. Ведь даже придя в лес, на луг или поле , дошкольник не может охватить , вобрать в себя всего разнообразия жизни их обитателей . Сделать это ему помогут книги о природе. В наше время дети получают информацию из разных источников : детские познавательные журналы и энциклопедии , телевидение , интернет . Главную же роль, на мой взгляд, занимает детская художественная литература . Она более легко и доступно подводит ребёнка к восприятию понимания целостной картины мира природы и какую роль в ней занимает человек .

      Образовательные программы дошкольного образования рекомендуют целенаправленно использовать интегрированный подход при организации образовательной деятельности с детьми. Читая, рассматривая иллюстрации, обсуждая прочитанное вместе с детьми мы решаем сразу задачи нескольких образовательных областей программы. Расширяем представления детей о диких и домашних животных: где живут, как добывают себе пищу, как ведут себя в разные сезоны года, зависит ли их жизнь от сосуществованием с человеком. Формируем представления, что человек — часть природы, он должен беречь,охранять, защищать её. В сенсорном развитии развиваем восприятие, умение выделять характерные признаки персонажей книги ( на слух , зрительный анализ ). Иллюстрации художников — анималистов помогают формированию умения связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие рассказы и сказки ( особенно детям в группах компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи). Совершенствуется диалогическая и монологическая форма речи , когда идёт обсуждение воспитателем и детьми прочитанного художественного произведения о природе или сказки, где главные персонажи животные. Формируем эмоциональное отношение к литературным произведениям. Чтение и рассматривание иллюстраций помогает детям, в художественной деятельности, создавать сюжетные композиции по замыслу и по мотивам прочитанного произведения. Рисуя животных и птиц , дети передают не только характерные признаки , но и характеры. Расширяем представления о графике и её выразительных средствах. Продолжаем знакомить детей с творчеством ,биографиями художников и писателей, которые открыли нам окно в мир природы.

     Увлекательно и живо рассказывают писатели о маленьких жителях Земли. Некоторым дают имена. А когда речь идёт не о каком - то абстрактном, а о вполне конкретном живом существе, тогда и интерес к нему ребёнка становится особым — направленным, сочувственным. Достаточно вспомнить, с каким вниманием и волнением слушают дети известную сказку В. Бианки «Как муравьишка домой спешил». Всё в ней близко ребёнку, созвучно его восприятию: сказочная форма, напряжённый и динамичный сюжет, приключения, пережитые маленьким героем. Недаром эта сказка выдерживает множество переизданий и включается в сборники детских книг и хрестоматий с замечательными иллюстрациями М. Митурича. «Первая охота» - так называется одна из пяти сказочных историй. Уже самое начало повествования настраивает нас на весёлый лад и воспринимается как увлекательная игра. Через приключения маленького Щенка - недотёпы писателю удаётся познакомить детей с разными птицами и насекомыми, наверное, раньше совсем неизвестными им. Пока лопоухий Щенок охотится за Выпью,Удодом, Вертишейкой,Ящеркой и Жуком- Бомбардиром, автор несколькими незаметными штрихами обрисовывает каждого из них, всегда при этом оставляя в центре повествования Щенка- главного героя; объекта сочувствия и иронии читателей. И если эта история заставляет детей и улыбаться над горе- охотником, и немножко  жалеть его , то полная злоключений и тяжёлых испытаний судьба полевого мышонка из сказки « Мышонок Пик» напрямую взывает к их сочувствию и человечности. Ведь это такие же, как и они, девочка и мальчик отправили недавно рождённого малыша в путешествие, которое едва не стоило ему жизни.

На многие детские природоведческие вопросы можно найти ответы в книгах Г. Скребицкого. Дети, гуляя с родителями в парках, часто подкармливают птиц и белок. А как живут белки в

естественных для них условиях? Какие у них дела и заботы, какие неожиданности и опасности могут их подстерегать? В своей книге «Белочка — хлопотунья»  Г. Скребицкий даёт возможность детям понаблюдать за жизнью белки в течение года, от зимы до зимы. Как она строит и утепляет свой домик, как воспитывает своих бельчат, чем питается и какие запасы делает на зиму. Рассказывает автор и о том, какие у белки друзья и враги. Так уж устроена в лесу жизнь, что многим его обитателям приходится кого - то опасаться. И это не потому, что одни звери или птицы «плохие», а другие «хорошие». Просто существуют хищники, такими их создала природа, и для того,чтобы жить,они вынуждены питаться другими, более мелкими животными. Да и сама белка не всегда ест только орехи, шишки и грибы. Порой чувство голода заставляет её разорять птичьи гнёзда: поедать яйца и даже вылупившихся птенцов.

Однако ни один зверь никогда не уничтожает другого просто так, для забавы или из озорства.

И равновесие в природе могло бы всегда поддерживаться, если бы не ...человек. Эта мысль не

выражена писателем впрямую. И всё-таки она прослеживается в книге, в её структуре и

композиции. И дети её улавливают. Обращают внимание, а с чего-же начались трудности и проблемы в жизни белки - хлопотуньи? А с того, что лютой морозной зимой лесорубы срубили дерево, на котором был у неё дом. Человек оказался причиной несчастья зверька. Но где потом белка нашла себе пищу и новое жильё? Около сторожки лесника. Выходит, что помощник и друг — тоже человек. А когда, в конце книги, большие группы белок отправляются в неведомые края на поиски пищи и тонут, переплывая реку, - кто спасает их ?

Опять — человек. Через чтение книги к детям приходит понимание, что человек может быть и врагом, и другом природы ; самой большой опасностью для обитателей леса и самым верным их помощником. И от того, что они выберут, по какому пути пойдут, зависит их будущее и будущее нашей Земли.

Не только о белке, но и о многих её соседях по лесу узнают дети из книги. Они знакомятся с лосихой и её голенастом лосёнком, посмотрят на маленьких лисят и зайчиху с зайчатами. На страницах книги их всех нарисовал художник - иллюстратор В. Федотов.

А вот ещё один зверёк: сам белый, а кончик длинного пушистого хвоста - чёрный. Стоит на задних лапах, а в зубах большую рыбину держит. Это - горностай. Изображён он на обложке книги В. Бочарникова «Огонёк над водой». Рассказ называется «Старый знакомый» , но знакомы с этим зверьком лишь рыбаки, любители подводного лова. Для маленьких читателей встреча с ним - впервые. Дети не только не видели такого «зверя», но и не знают о его существовании. Вот как тепло и улыбчиво пишет о нём писатель: « Лёгкими,воздушными, длинными прыжками зверёк стремительно приблизился к одному из рыболовов, который ещё сидел у лунки, схватил ёршика зубами, метнулся к берегу и скрылся. Тельце у горностая гибкое, длинное, а ножки короткие. Зато проворные. С ходу схватил рыбку и в несколько прыжков отнёс в своё убежище. Выскочил, огляделся и - снова на льду. Действовал он привычно — умело и храбро».

Литературный язык не только даёт детям точное и увлекательное описание живых объектов природы, но и обогащает словарь. Дети проявляют интерес к новым словам, которые они услышали из прочитанного рассказа, значения которых для них не понятны. Например: лунка, рыболов, ёршик, метнулся, проворные, пёстрый лоскут, распластал, лопоухий и др.      

Люди в книге В. Бочарникова добры и внимательны к природе. Это ощутимо в каждом рассказе сборника, чему бы он ни был посвящён:зверю, рыбе, птице или цветку. Трогательный рассказ « Утя » повествует о том, как человек заботится о раненой дикой утке: ухаживает за ней, кормит, обрабатывает рану. Как окончательно выздоровевшую и окрепшую птицу отпускает на волю, как грустно ему расставаться со своей питомицей. Каждое живое существо должно жить в условиях, предназначенных ему природой — такова позиция автора.  

Нигде не высказанная впрямую, она между тем явственно ощутима в рассказе.

А как живут утки и другие пернатые в естественных для них условиях? Ответы мы можем найти в рассказах писателя С. Воронина, в книге «Дети старой кряквы».С точки зрения пяти-

шестилетнего ребёнка, это очень грустный рассказ. Грустный потому, что погибают один за другим в столкновении с опасностью слабые, неопытные птенцы, и их детям очень жалко.

Грустно и потому ещё, что утята очень рано остаются без матери. На бедную птичью семью несчастья сыплются одно за другим, как будто все ополчились против неё: и водяная крыса, и

огромная зубастая щука, и злые вороны. А потом ещё и охотники — самая страшная опасность! На примере одного утиного семейства писатель показал сложные и неоднозначные взаимоотношения, связывающие различных представителей фауны, раскрыл законы, по которым они живут. Такое знание обогатит детей, повлияет на проявление сочувственного отношения к пернатым, вызовет интерес и к другим их представителям. Как они выглядят ? Чем питаются ? Где строят гнёзда и выводят птенцов ? Ответы на эти и другие вопросы можно почерпнуть из книги  Г. Снегирёва  « Про птиц». В коротких  рассказах, посвящённых разным птицам, писатель показывает самые яркие, самые характерные особенности каждой из них. В. Бианки написал познавательную сказку «Мастера без топора», где на протяжении всего сюжета мы ощущаем заботу человека о пернатых друзьях.

Чтение художественной литературы природоведческого характера без хороших,качественных иллюстраций — невозможно! Ведь дети  запоминают  полученную информацию путём активного использования сенсорики ( зрение, слух).  « Услышал - посмотрел — запомнил ».

Как никто это понимал замечательный писатель Е. И. Чарушин. Он не только придумывал детям рассказы про животных и иллюстрировал свои книги, но и оформлял произведения других авторов : В. Бианки, М. Пришвина, С. Маршака. Творчество Е. И. Чарушина по праву занимает одно из значимых мест в книжной графике. Он намеренно упрощал свой рисунок, упускал лишние детали, тем самым, сосредотачивал детское внимание на образе. Во  всех его рисунках мы видим особый почерк художника-анималиста ( размыв туши, акварели, точно выбранная поза животного, выражение глаз, движения. Белизна не закрашенного листа имитирует бесконечность пространства. Два лёгких касания кисти — хвойные веточки и травка. Своеобразна манера художника- цветными пятнами он создавал впечатление силуэта и объёма. Используя всего три - четыре краски. добивался ощущения цветового богатства меха животных, оперения птиц. Подражая технике и манере художника, дети быстро и точно могут в своих работах изобразить образ рисуемого  животного или птицы.

По общеобразовательной программе дошкольного образования к знакомству с творчеством Е. И. Чарушина  приступают уже со второй группы детей раннего возраста (от 1года до 2 лет). Дети с удовольствием слушают рассказы « Курочка», « Кошка», « Собака» и рассматривают иллюстрации к ним. Знакомясь со стихотворением С.Я.Маршака  « Детки в клетке», по реакции детей мы видим, как точно художник Е.Чарушин уловил юмор автора и передал его в своих рисунках. Детей первой группы младшего возраста (от 2 до 3 лет) продолжаем знакомить с прозой из цикла Е. Чарушина « Большие и маленькие». Детям второй группы младшего возраста (от 3 до 4 лет) читаем рассказы « Волчишко», « Ёж», « Утка с утятами », беседуем по содержанию, рассматриваем иллюстрации. Цель таких занятий — учить детей всматриваться в иллюстрации, вызывать у них эмоциональную отзывчивость. Читая сказку    «Теремок», учим вглядываться в выразительные образы героев. В средней группе(от 4 до 5 лет)  знакомим с иллюстрациями, обращая внимание на то, как художник передаёт состояние (характер, поведение) своих героев. Работа по ознакомлению с творчеством Е.Чарушина продолжается и в старшей, и в подготовительной к школе группах. Помимо развития речи, ознакомления с миром природы, творчество художника помогает формировать интерес и потребность в чтении у ребёнка. Развивает продуктивную деятельность в предметном и     сюжетном рисовании.  Приобщает к изобразительному искусству, к словесному искусству, в том числе развитию художественного восприятия и эстетического вкуса.

Все истории, написанные Е. И. Чарушиным, смешные или грустные, забавные или героические, имеют большое воспитательное значение. Оно состоит в том, что вызывает у детей добрые чувства: чуткость, желание заботиться о слабых, защищать беззащитных и маленьких. Обращаясь к детям  Е. И. Чарушин писал : « Посмотрел картинки ? Прочёл эту книжку ? Узнал, как звери и птицы своих ребят учат еду добывать, себя спасать ? А ты человек — хозяин всей природы, тебе всё знать нужно. Входи в мир природы ! Входи внимательным и пытливым, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей. Для этого мы и существуем, чтобы ты вырос умелым и добрым, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной».

Все детские писатели и художники, создавая свои произведения, задумывались о том, что их творчество — это ориентир для положительного, полифункционального развития личности ребёнка. Хотели, чтобы дети читая их книги, рассматривая иллюстрации , познакомились и полюбили бы окружающий мир природы родного края . Передать  детям знания, показать правильное направление пути, чтобы войти в этот чудесный мир, должны мы — воспитатели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира и чтение художественной литературы в средней группе "Встречаем гостей"

Цели:-приобщать детей к элементарным нормам и правилам поведения за столом;- закрепить название и назначение предметов посуды.Задачи:- воспитывать навыки гостеприимства, учить красиво накрывать на сто...

Конспект интегрированной образовательной деятельности по художественно-эстетическому направлению «Мир сказок» для детей старшего дошкольного возраста

[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"6220032","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]]  [[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fi...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественной литературе «Путешествие в страну сказок»

Цель: закрепить и расширить знания детей о сказках, создать у детей радостное, эмоциональное настроение.Задачи:-помочь детям вспомнить названия сказок и их героев-развивать память, мышление, воображен...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы по ознакомлению с художественной литературой «Путешествие в Страну Сказок».

Конспектнепосредственно образовательной деятельности с детьми средней группыпо ознакомлению с художественной литературой«Путешествие в Страну Сказок»....